По окончании холодной войны отношения между Германией и Россией могли процветать в условиях относительно стабильного международного климата. В 2000-е годы стала возможным реализация масштабных инициатив — от «стратегических» до «партнерских отношений в области модернизации». Трудности в отношениях с Россией могли быть переадресованы либо США, либо Брюсселю. Хотя и тогда отношения между Германией и Россией не строились в отрыве от европейского и международного контекста, но с момента окончания холодной войны они никогда не являлись такими заложниками глобальной политики и ее проблем, как сейчас.
В последние годы внешнеполитические повестки дня и Германии, и России значительно расширились — Россия перестала считать Европу основным ориентиром своей внешней политики и превратилась в глобального игрока. География внешней политики России, которая прежде ограничивалась ближайшими соседями, теперь охватывает Ближний Восток, Азию, Латинскую Америку и Африку. Если раньше при выработке своей политики в отношении России Германия ориентировалась только на саму страну и ее внутреннюю политику, то теперь ей приходится учитывать набравшую обороты внешнеполитическую деятельность России и определять свою позицию относительно внешней политики России в других уголках мира.
При этом внешняя политика самой Германии тоже претерпела изменения, поскольку Германия стала играть бо́льшую роль на международной арене. Ведущая роль Германии в разрешении многочисленных кризисов на европейском континенте усилила ее связи с соседями. Вместе с тем, это означает, что Германии теперь необходимо уделять больше внимания снятию опасений и снижению озабоченности своих соседей, особенно на Востоке, в сфере энергетики и безопасности. На этом фоне двусторонние отношения — будь то в сфере торговли, энергетики или дипломатии — перестают быть основой формирования германской политики в отношении России.
Как может выглядеть ответственная внешняя политика в отношении России, сейчас демонстрирует президент Франции — четкая позиция относительно действий России в Сирии и ее вмешательства во внутренние дела и в то же время продолжение диалога без принесения в жертву собственных интересов.
Отношения между Россией и Германией переживают глубокий кризис и оставляют желать лучшего со времен начала конфликта на Украине и даже раньше. Новому федеральному правительству придется искать пути устранения коренных причин кризиса. Очевидным вариантом действий в этой ситуации представляется принятие ряда мер по улучшению двусторонних отношений и поиск выхода из того тупика, в котором оказался диалог сегодня. Однако проблема еще и в том, что причины нынешнего кризиса выходят за рамки двусторонних отношений.
Новый министр иностранных дел Германии уже обрисовал контуры своей политики в отношении России — политика Германии на восточном направлении должна ориентироваться не только на Россию, но и на страны Восточной Европы, отношениям с которыми надлежит уделять больше внимания, чем раньше. Такой подход выглядит ошибкой в глазах ностальгирующих по «особым» германо-российским отношениям. Они считают, что приоритетным направлением выстраивания отношений должна быть Россия, а не соседи из Восточной Европы.
Однако заявленная министром позиция лишь отражает признание произошедших перемен — времена «особых» отношений между Германией и Россией, когда политика в отношении России определялась исключительно двусторонними связями, остались в прошлом. Улучшение германо-российских отношений без учета европейского и глобального контекста не является в настоящее время ни возможным, ни желательным.
По окончании холодной войны отношения между Германией и Россией могли процветать в условиях относительно стабильного международного климата. В 2000-е годы стала возможным реализация масштабных инициатив — от «стратегических» до «партнерских отношений в области модернизации». Трудности в отношениях с Россией могли быть переадресованы либо США, либо Брюсселю. Хотя и тогда отношения между Германией и Россией не строились в отрыве от европейского и международного контекста, но с момента окончания холодной войны они никогда не являлись такими заложниками глобальной политики и ее проблем, как сейчас.
В последние годы внешнеполитические повестки дня и Германии, и России значительно расширились — Россия перестала считать Европу основным ориентиром своей внешней политики и превратилась в глобального игрока. География внешней политики России, которая прежде ограничивалась ближайшими соседями, теперь охватывает Ближний Восток, Азию, Латинскую Америку и Африку. Если раньше при выработке своей политики в отношении России Германия ориентировалась только на саму страну и ее внутреннюю политику, то теперь ей приходится учитывать набравшую обороты внешнеполитическую деятельность России и определять свою позицию относительно внешней политики России в других уголках мира.
При этом внешняя политика самой Германии тоже претерпела изменения, поскольку Германия стала играть бо́льшую роль на международной арене. Ведущая роль Германии в разрешении многочисленных кризисов на европейском континенте усилила ее связи с соседями. Вместе с тем, это означает, что Германии теперь необходимо уделять больше внимания снятию опасений и снижению озабоченности своих соседей, особенно на Востоке, в сфере энергетики и безопасности. На этом фоне двусторонние отношения — будь то в сфере торговли, энергетики или дипломатии — перестают быть основой формирования германской политики в отношении России.
Теоретически, расширение внешнеполитических повесток Германии и России подразумевает два варианта развития событий: углубление либо сотрудничества, либо конфликта. На сегодняшний день картина далека от идиллии. Свою новую глобальную цель Россия видит в противостоянии Западу как на Ближнем Востоке, так и в Восточной Европе. Политика «компартментализации» — т.е. отделения вопросов, по которым было достигнуто согласие, от тех, взгляды по которым расходятся, — наглядно проявилась, в частности, в Сирии. Новый нестабильный и противоречивый стратегический контекст, в котором действуют как Германия, так и Россия, намного масштабнее, и его отличают гораздо бо́льшие проблемы и сложности.
В этом новом стратегическом контексте политика Германии в отношении России предполагает ее ответственность не только за положение дел у ближайших соседей, в частности, на Украине, но и за разрешение международных конфликтов, в которых принимает участие Россия. Это не означает, что отношения между Германией и Россией становятся заложниками российско-американского диалога. Тем не менее, в своей внешней политике, направленной на принятие на себя большей ответственности, Германия не может себе позволить оставаться в стороне от происходящего. Как может выглядеть ответственная внешняя политика в отношении России, сейчас демонстрирует президент Франции — четкая позиция относительно действий России в Сирии и ее вмешательства во внутренние дела и в то же время продолжение диалога без принесения в жертву собственных интересов.
Отправной точкой должно стать проведение Европейским союзом твердой политики в отношении России. Дорога в Москву проходит не только через Берлин, но и через Брюссель. Федерика Могерини разработала пять основных принципов политики ЕС в отношении России, которые в марте 2016 года были одобрены всеми главами МИД государств-членов Европейского союза. Первый принцип — полное выполнение условий соглашения «Минск-2»; второй — укрепление отношений с соседями России; третий — усиление «внутренней устойчивости Европейского союза к вмешательству»; четвертый — восстановление сотрудничества с Москвой «по некоторым избранным направлениям», например, в борьбе с терроризмом; пятый — «поддержание контактов между людьми и обмены». Эти пять принципов не утратили своей актуальности и сегодня. Однако для их реализации требуется политическая воля и энергия.
Для претворения в жизнь Минских соглашений необходима не только активизация переговоров в нормандском формате, но и определенные усилия по расширению переговорного формата и включению в него европейских представителей. Не менее важным является оперативное информирование и занятие четкой позиции в отношении вмешательства России и дезинформации. Существование одной лишь небольшой рабочей группы в рамках Европейской службы внешних связей, занимающейся стратегическими коммуникациями, явно недостаточно для обеспечения устойчивости Европы. Укрепление отношений с соседями России — постоянная задача, равно как и поддержание отношений с российским гражданским обществом. Здесь ЕС по-прежнему располагает козырем в виде потенциального упрощения визового режима.