События, которые мы сегодня наблюдаем, представляют собой мощнейший вызов сложившейся практике международного взаимодействия. Речь идет не только о глобальной финансово-кредитной системе, но и о системе образования и науки, в которой университеты – основные акторы этого взаимодействия. В условиях кризиса доверия именно академические корпорации могут и должны проявить себя как создатели нового качества в международном сотрудничестве, формируя позитивную повестку дня.
События, которые мы сегодня наблюдаем, представляют собой мощнейший вызов сложившейся практике международного взаимодействия. Речь идет не только о глобальной финансово-кредитной системе, но и о системе образования и науки, в которой университеты – основные акторы этого взаимодействия. В условиях кризиса доверия именно академические корпорации могут и должны проявить себя как создатели нового качества в международном сотрудничестве, формируя позитивную повестку дня.
Конфликты и университеты
Нет такого конфликта, после которого не наступил бы мир. По крайней мере, мы не принимаем как реалистичный вариант, при котором конфликт прекратится по сценарию гарантированного взаимного уничтожения сторон.
Современная история знает множество случаев, когда в противоборствующих сторонах (нередко бывших ранее частями одного государства) сознательно культивировался вирус неприятия и враждебности по отношению друг к другу. Задачи мобилизации общества предполагают стройную систему, в которой все меньше места остается для глобального, космополитичного, да и просто «чужого».
Если символика противостояния понятна и проста (известный запрос общества на конфликт определяется именно этим), то после того, как «пушки замолкают», требуются серьезные усилия по преодолению вражды между недавними противниками – и алгоритм преодоления далеко не всегда очевиден.
Украинский конфликт, равно как и современные значительные по масштабу события в иных горячих точках, придали импульс дискуссии о возвращении государствоцентричной модели мировой политики. Чаще стало встречаться суждение о том, что многие из пресловутых «новых игроков» с их «универсальными ценностями» проявили себя вполне лояльными инструментами государства, а логика действий как международных неправительственных (и некоммерческих) организаций, так и транснациональных корпораций оказалась строго подчиненной логике внешней политики «материнских государств». Схожие утверждения звучат и в контексте оценки информационной политики глобальных (международных) медиаресурсов.
Нет сомнений в том, что с самого момента появления университеты стали частью мира международных отношений и внешней политики. Они превратились не только в элемент национальной гордости, но и в инструмент реализации внешнеполитических задач, связанных с расширением научно-образовательного присутствия в ключевых регионах, с развитием экспорта образовательных услуг в зоны стратегических интересов. Как показывает практика, у подавляющего большинства стран G20 наблюдается прямая корреляция внешнеполитического курса и интенсивности международного научно-образовательного сотрудничества.
Международное сотрудничество в академической культуре стало нормой: эволюция – от переписки и спорадических личных контактов ведущих профессоров исключительно в научных или образовательных целях, программ широкой кооперации и сетевого сотрудничества с общими ценностями и понимаемой миссией до формирования международных университетов – заняла в XX веке по историческим меркам не так много времени.
Опыт преодоления
Как показал опыт преодоления враждебности между французским и немецким обществами после двух мировых войн, весьма эффективными средствами создания атмосферы добрососедства и взаимопонимания служат проекты интеграционного характера в сфере молодежных, культурных и академических обменов. Фокусом и точкой приложения наиболее значительных усилий стали университеты. Университетские (академические) корпорации выступали носителями коллективной памяти, факторами консолидации национальной идеи, структурами с наиболее высоким потенциалом интеллектуального влияния на самые широкие слои общества.
Прекрасным примером, полезным в размышлениях о миссии современного университета, может служить Германская служба академических обменов (Deutscher Akademischer Austauschdienst, DAAD), которая в 1950 г. возобновила свою деятельность, прерванную Второй мировой войной. Созданная в 1925 г. по инициативе нескольких университетов как инструмент организации научных обменов, DAAD начинает осознавать себя как инструмент научно-образовательного и культурного присутствия Новой Германии в новом (послевоенном) мире. С начала 1960-х годов DAAD, ориентируясь, прежде всего, на крупнейших игроков послевоенной европейской политики, берет на себя роль катализатора внешнеполитических контактов, в том числе со странами, оказавшимися по другую сторону геополитического разлома. С 1958 г. DAAD открывает программы научного и образовательного обмена для стран социалистического лагеря – Польши, Чехословакии, Венгрии.
Дискуссия о необходимости расширения российского научно-образовательного присутствия в мире активно идет последние несколько лет. Важные аспекты обсуждения представлены на портале Российского совета по международным делам. С политическими заявлениями на эту тему выступали как президент России, так и ответственные сотрудники Министерства образования и науки РФ. В целях интенсификации процесса выхода на глобальные научно-образовательные рынки подготовлено соответствующее распоряжение правительства России. Свои взгляды представили и ректоры российских университетов с международными амбициями, активно привлекающие иностранных студентов, преподавателей, ученых (1, 2, 3).
Основная мысль, которую разделяют все высказывающиеся о необходимости глобального присутствия российских университетов, сводится к следующему: престижные и могущественные университеты – это не только большое благо для решения внутренних задач развития, но и ресурс конвертации во внешнеполитический вес, влияние, возможность формирования (или участия в формировании) международной повестки дня.
Ответственность корпорации
Современный университет – это не только наука и образование в чистом виде, но и генератор социальных изменений, точка сосредоточения творческих сил, значительный ресурс кооперации. Развитие университета служит важным инструментом развития города, региона и страны в целом. Международное университетское сотрудничество не всегда носит исключительно «академический» характер: значимую роль играют спорт, культурные мероприятия, фестивали. Некоторые считают, что международная деятельность университетов должна ограничиваться наукой и образованием, но, на наш взгляд, обе стороны жизни университетской корпорации – образование/наука (основная) и творчество/спорт (сопутствующая) – одинаково важны и ценны как ресурс международного сотрудничества и кооперации.
Однако атмосфера недоверия, сложившаяся между игроками на внешнеполитическом уровне, способствует блокировке неполитических инициатив и проектов (как это случилось, например, с очередным российско-германским форумом «Петербургский диалог», который должен был пройти в Сочи 28–29 октября 2014 г.). Одновременно она создает широкое поле для актуализации и интенсификации международных контактов именно неполитического характера. Более того, подогреваемая внутриполитическая ситуация обусловливает восприятие опыта и самой возможности получения зарубежного образования как потенциально опасных с точки зрения долгосрочных государственных интересов (с такими суждениями публично выступали политики как России, так и стран ЕС). Накопленный российскими университетами опыт международного сотрудничества не должен быть отправлен в «морозилку» в надежде на последующую «разморозку» без потерь. Как известно, в высококонкурентном международном научно-образовательном пространстве безвозвратное разрушение связей и сетей партнерства, а также замещение их конкурентами происходит очень быстро.
Иными словами, именно в условиях кризиса международной системы доверия наступает время университетов. Именно университеты и академические корпорации должны проявить себя как создатели нового качества в международном сотрудничестве – формируя позитивную повестку дня, сближая, а не разобщая народы, давая надежду на «мир во всем мире».
Однажды изобретенный «велосипед» выглядит весьма просто: сохранить и развивать межуниверситетские контакты даже с самыми непростыми партнерами, ни в коем случае не упуская из виду прямых соседей; инициировать массовые студенческие обмены (поддержать программу «Глобальное образование» и разработать новые программы); создавать сетевые многосторонние проекты, не забывая при этом о прямых двусторонних контактах. И здесь все средства будут хороши: и международная студенческая баскетбольная лига (МСБЛ), и чемпионат мира по программированию (ACM ICPC, или International Collegiate Programming Contest), и совместное исследование Балтики (Baltic University Programme).