Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 4.33)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Дмитрий Кочегуров

К.полит.н., старший научный сотрудник Института США и Канады РАН им. Г.А. Арбатова

14 февраля 2025 г. завершился двухдневный визит премьер-министра Индии Н. Моди в Вашингтон, где он встретился с новоизбранным президентом США Д. Трампом. По итогам была проведена совместная пресс-конференция. Н. Моди стал четвертым иностранным лидером после премьер-министра Японии С. Исибы, премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху и короля Иордании Абдаллы II, который встретился с Д. Трампом с момента его инаугурации 20 января. В первый президентский срок Д. Трампа лидерам понадобилось полгода для организации встречи в Вашингтоне в июне 2017 г.

К началу 2025 г. стратегическое партнерство открыло новые горизонты и доказало, что может процветать в периоды турбулентности. Из последних громких событий на индийском треке при Дж. Байдене американскими аналитиками выделяются: присоединение Индии к объединенным морским силам (Combined Maritime Forces) в Бахрейне для выполнения совместных операций; заключение соглашения о ремонте кораблей американских ВМС на трех индийских верфях; предоставление США доступа к стратегически важным географическим районам в Индии; модернизация Quad до ежегодного саммита на уровне лидеров. Такие изменения значимы сами по себе, а также потому, что они произошли на фоне серьезных разногласий по глобальным вопросам.

В этой обстановке объявление о предстоящей поездке Н. Моди в США «для дальнейшего углубления» партнерства было встречено с большой долей энтузиазма и оптимизма. Во избежание каких-либо столкновений на переговорах правительство Н. Моди заранее пошло на ряд существенных уступок Д. Трампу, демонстрируя гибкость в надежде на дивиденды. США остаются крупнейшим торговым партнером Индии, тогда как Индия — лишь 10-м для США. Индийская сторона, заинтересованная в поиске прагматичного способа разрешения разногласий, сделала все от нее зависящее, чтобы завоевать расположение Д. Трампа и приблизиться к заключению мини-торговой сделки по образцу недавнего торгового соглашения между США и Японией (United States–Japan Trade Agreement) 2019 г.

В документах первой администрации Д. Трампа говорится, что партнерство США с Индией имеет жизненно важное значение для реализации видения Белого дома в Индо-Тихоокеанском регионе. Повторное избрание Д. Трампа ожидаемо предоставит новые возможности для углубления сотрудничества. Все сходится к тому, что невзирая на трения по вопросам торговли и иммиграции, будет больше преемственности, чем в отношениях с другими странами. Большинство индийских бизнесменов и политиков сделали ставку на победу Д. Трампа на минувших выборах. Очень вероятно, что стратегическое партнерство в эпоху Трампа 2.0. с успехом продолжится.

В то же время, несмотря на достигнутый прогресс в отношениях, можно утверждать, что существует их «потолок» с точки зрения развития формального союза США и Индии. Во-первых, одна из причин заключается в унаследованной многовековой приверженности Индии неприсоединению и стратегической автономии. Нью-Дели не готов делегировать часть суверенитета коллективному механизму принятия решений и не желает присоединяться к чему-либо наподобие военного альянса, полагая, что самодостаточность представляет собой лучший гарант безопасности. Во-вторых, речь идет о возможных неблагоприятных последствиях для Индии в ситуации прямого конфликта с Китаем, которая не рассматривает КНР как строго ревизионистскую державу. Нью-Дели готов работать с Пекином напрямую, чувствуя себя способным самостоятельно урегулировать территориальные споры. В-третьих, нельзя не учитывать глубоко укоренившиеся сомнения Индии в надежности США. В некоторых кругах по-прежнему настороженно относятся к Вашингтону как к партнеру и в целом питают некоторый скепсис в отношении его долгосрочных союзнических обязательств.

14 февраля 2025 г. завершился двухдневный визит премьер-министра Индии Нарендры Моди в Вашингтон, где он встретился с новоизбранным президентом США Дональдом Трампом. По итогам была проведена совместная пресс-конференция. Н. Моди стал четвертым иностранным лидером после премьер-министра Японии С. Исибы, премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху и короля Иордании Абдаллы II, который встретился с Д. Трампом с момента его инаугурации 20 января. В первый президентский срок Д. Трампа лидерам понадобилось полгода для организации встречи в Вашингтоне в июне 2017 г.

С ноября 2024 г. Д. Трамп и Н. Моди дважды общались по телефону. На церемонии инаугурации Д. Трампа в качестве спецпосланника Н. Моди присутствовал министр иностранных дел Индии С. Джайшанкар. После чего, в первый рабочий день госсекретаря США М. Рубио, индийский дипломат принял участие в формате Четырехстороннего диалога по безопасности (Quad), где подтвердил приверженность кабинета Н. Моди укреплению свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона.

О скором визите Н. Моди в США Д. Трамп объявил после их телефонного разговора 27 января. До прибытия в Вашингтон на саммите по искусственному интеллекту в Париже 12 февраля Н. Моди успел выпить кофе с вице-президентом Дж. Д. Вэнсом и его женой, второй леди США Ушей Вэнс — дочерью индийских иммигрантов. В частности, был поднят вопрос об оказании помощи США Индии в диверсификации ее источников энергии. Готовясь к встрече с Д. Трампом, Н. Моди также провел беседы с советником по национальной безопасности М. Уолтцем, что стало их второй по счету встречей с декабря 2024 г., миллиардером и главой Департамента эффективности правительства И. Маском, предпринимателем индийского происхождения В. Рамасвами и директором национальной разведки США Т. Габбард — ярыми сторонниками дружбы с Индией.

В преддверии встречи Н. Моди напомнил о теплых отношениях в первую каденцию Д. Трампа на фоне напряженности под конец президентства Дж. Байдена. Действительно, именно при Д. Трампе в его первый президентский срок двусторонние отношения резко «пошли в гору». Администрация Дж. Байдена продолжила курс на укрепление стратегического партнерства, осуществляя френдшоринг, т.е. перенос жизненно важных цепочек поставок из Китая в Индию, и подталкивая Нью-Дели к сокращению своих экономических связей с Пекином. Важно, что несмотря на озабоченность по поводу прав человека и демократии, курс на сближение с Индией пользуется мощной двухпартийной поддержкой в Конгрессе.

В свою очередь, налаживая связи с командой Д. Трампа, Нью-Дели до последнего сотрудничал с администрацией Дж. Байдена. В конце декабря 2024 г. С. Джайшанкар посетил США, а в январе 2025 г. свой визит в Индию совершил советник по национальной безопасности Дж. Салливан с целью продвижения Инициативы по критическим и новым технологиям (United States–India Initiative on Critical and Emerging Technology). По мнению директора Института исследований Южной Азии Национального университета Сингапура Р. Мохана, проактивный подход Нью-Дели к построению сильных партнерских отношений с Вашингтоном служит своего рода «страховкой» от любого потепления в американо-китайских отношениях, подверженных колебаниям.

К началу 2025 г. стратегическое партнерство открыло новые горизонты и доказало, что может процветать в периоды турбулентности. Из последних громких событий при Дж. Байдене в американскими аналитиками выделяются: присоединение Индии к объединенным морским силам (Combined Maritime Forces) в Бахрейне для выполнения совместных операций; заключение соглашения о ремонте кораблей американских ВМС на трех индийских верфях; предоставление США доступа к стратегически важным географическим районам в Индии; модернизация Quad до ежегодного саммита на уровне лидеров. Такие изменения значимы сами по себе, а также потому, что они произошли на фоне серьезных разногласий по глобальным вопросам.

Речь идет, прежде всего, о принципиально разных позициях по Украине. С началом конфликта Индия не присоединилась к санкциям Запада, не ввела ограничения против России и продолжила покупать российские энергоносители. В 2023 г. США поддержали обвинения, выдвинутые премьер-министром Канады Джастином Трюдо о «возможной» причастности индийской разведки к подготовке убийства одного из лидеров движения сепаратистов-сикхов Г. С. Паннуна. Ранее в том же году Индия выразила протест США в связи с нападением сторонников радикального сикхского движения на генконсульство Индии в Сан-Франциско. В августе 2024 г. стало известно, что Индия оказала давление на США, напрямую поставив вопрос двусторонних отношений, из-за поддержки Вашингтоном оппозиции в Бангладеш, тогда как для Нью-Дели смещение власти грозило ростом исламского экстремизма в регионе. В ноябре 2024 г. министерство юстиции США предъявило обвинения в мошенничестве и даче взяток индийскому миллиардеру, главе компании Adani Group Гаутаму Адани — одному из крупнейших индийских инвесторов и другу Н. Моди.

В этой обстановке объявление о предстоящей поездке Н. Моди в США «для дальнейшего углубления» партнерства было встречено с большой долей энтузиазма и оптимизма. Во избежание каких-либо столкновений на переговорах правительство Н. Моди заранее пошло на ряд существенных уступок Д. Трампу, демонстрируя гибкость в надежде на дивиденды. США остаются крупнейшим торговым партнером Индии, тогда как Индия — лишь 10-м для США. Индийская сторона, заинтересованная в поиске прагматичного способа разрешения разногласий, сделала все от нее зависящее, чтобы завоевать расположение Д. Трампа и приблизиться к заключению мини-торговой сделки по образцу недавнего торгового соглашения между США и Японией (United States–Japan Trade Agreement) 2019 г.

Так, в своем последнем бюджете от 1 февраля правительство Н. Моди сократило тарифы, по возможности избегая любых протекционистских заявлений в адрес Д. Трампа. В Нью-Дели приняли решение снизить тарифы на импортируемые американские мотоциклы и автомобили, указали на перспективу снижения пошлин на такие товары, как бурбон и пекан, которые производятся в основном в республиканских штатах, успели принять самолеты с высылаемыми из США индийскими нелегальными иммигрантами, обозначили готовность закупать американские углеводороды. Эти меры были позитивно восприняты администрацией Д. Трампа, назвавшей их «ранними, но скромными» шагами.

Атмосфера, полная «химии»

Взаимоотношения Д. Трампа и Н. Моди в СМИ давно окрестили как bromance, иными словами, тип отношений, основанный не только на совпадении интересов, но и некой «химии». У двух мировых лидеров много общего: оба столкнулись с обвинениями в отступлении от демократии, а также одержали победу на выборах в 2024 г. Д. Трамп и Н. Моди — лидеры-единомышленники, разделяющие общие взгляды на мир: экономический национализм, нейтральная по отношению к ценностям и продиктованная интересами внешняя политика, общее недоверие к Китаю, воспринимаемому как вызов номер один. В Индии сочли, что «мирный подъем» КНР завершился, что стратегия умиротворения этой страны имела ограниченный успех и что политика уравновешивания привела к дисбалансу в пользу Пекина.

На встрече в Овальном кабинете царила благоприятная атмосфера. Большая часть публичных заявлений на камеру была посвящена подтверждению взаимного уважения и доверия. Д. Трамп приветствовал Н. Моди как «большого друга» и «потрясающего человека» и признался, что ожидает «некоторые замечательные торговые сделки». Д. Трамп назвал Н. Моди гораздо лучшим переговорщиком, чем он сам. В свою очередь Н. Моди удачно обыграл термин MAGA или «Сделаем Америку снова великой», заявив, что он полон решимости «Сделать Индию снова великой». Н. Моди признался, что существует одна вещь, которую он глубоко ценит и которой научился у Д. Трампа, — ставить национальные интересы превыше всего.

Повестка дня

Торговля и тарифы. Д. Трамп неоднократно выражал свое недовольство торговым дефицитом США, обещая его сократить и увеличить экспорт. Дело в том, что у США отрицательное сальдо торгового баланса с Индией. По состоянию на 2024 г. общий объем торговли составил 129,2 млрд долл., экспорт — 41,8 млрд долл., импорт — 87,4 млрд долл., согласно данным Торгового представительства США. Соответственно у США дефицит — 45,7 млрд долл. (Д. Трамп немного преувеличил цифру до 100 млрд долл.). Любопытно, что последний раз США заканчивали год с положительным сальдо торгового баланса в 1975 г. — ровно 50 лет назад.

Нью-Дели, в свою очередь, особо заинтересован в продлении Генеральной системы преференций (Generalized System of Preference, GSP). В марте 2019 г. Д. Трамп заявил, что намерен лишить Индию торговых льгот в рамках GSP. Когда Д. Трамп посетил Индию в феврале 2020 г., индийские чиновники дали понять, что готовы заключить «малую» торговую сделку. Однако к тому времени у Д. Трампа истекал президентский срок, и он был готов пойти лишь на крупную сделку. Администрация Дж. Байдена не стремилась предоставлять кому-либо дальнейший доступ к своему внутреннему рынку и заключать новые торговые соглашения, учитывая обеспокоенность по поводу влияния открытия рынка на американскую промышленность и параллельную разработку новых правил для экономики XXI века. Правительство Н. Моди поддержало запуск Индо-Тихоокеанской экономической структуры (Indo-Pacific Economic Framefork, IPEF), но реализация идеи крупной торговой сделки между двумя странами не сдвинулась с точки.

Во время предвыборной кампании 2024 г. Д. Трамп назвал Индию нарушителем торговых правил и пригрозил ввести ответные тарифы. По данным Всемирного банка, в 2022 г. средний уровень индийских тарифов на импортные товары составил 11,5% по сравнению с 1,5% в США. Индийские импортные пошлины Д. Трамп описал как чрезмерно несправедливые и высокие, а Н. Моди назвал «королем тарифов». После того как попытки убедить Нью-Дели снизить тарифы не увенчались успехом, американский президент заявил о готовности ввести ответные меры.

Эффективность тарифов — предмет дискуссий. Одним из первых президентских указов Д. Трампа в день инаугурации стал America First Trade Policy. В нем Белый дом настаивает на том, что за счет тарифов он уравнивает возможности американских производителей и их иностранных конкурентов. Однако тарифы, вводимые Д. Трампом, могут вызвать «обратный эффект», что рискует обернуться инфляцией или удорожанием продукции производителей, зависящих от иностранных (индийских) комплектующих. Их, скорее всего, будут оплачивать американские потребители и бизнес либо напрямую, либо в виде более высоких цен на товары.

Тем не менее Д. Трампу удалось добиться ключевой цели — по итогам встречи Н. Моди согласился начать переговоры, направленные на выравнивание американского торгового дефицита. Индийские официальные лица заявили, что ведутся переговоры об увеличении ежегодных объемов закупок вооружений, а также энергоносителей с нынешних 15 млрд долл. до 25 млрд долл. и что это способствует сокращению дефицита в торговле. Н. Моди анонсировал разработку взаимовыгодного торгового соглашения «Миссия 500» с целью удвоить двустороннюю торговлю до беспрецедентных 500 млрд долл. за пять лет к 2030 г. Известно, что в планах завершить к концу этого года «справедливое» для обеих сторон торговое соглашение. Все эти шаги призваны успокоить раздражение Д. Трампа по поводу торгового дефицита и высоких импортных пошлин, усложняющих американским компаниям заход на индийский рынок. Стороны объявили, что будут придерживаться достигнутых договоренностей в дальнейшем.

Широкий консенсус среди индийских экспертов заключается в том, что Н. Моди обезоружил неистового Д. Трампа и продвинул вперед двусторонние связи, и, несмотря на необходимость пойти на уступки по тарифам, он выиграл время, чтобы заключить двустороннее торговое соглашение, которое могло бы смягчить воздействие пошлин.

Инвестиции. Д. Трамп и Н. Моди обязались создать все условия для инвестирования в новые предприятия с высокой добавленной стоимостью. Были отмечены текущие капиталовложения индийских компаний на сумму около 7,35 млрд долл., а именно инвестиции одного из крупнейших мировых потребителей алюминия Novelis-Hindalco Industries Ltd в алюминиевые предприятия в Алабаме и Кентукки; одной из крупнейших сталелитейных компаний Индии JSW в сталелитейные производства в Техасе и Огайо; Epsilon Advanced Materials в разработку критически важных материалов для аккумуляторов в Северной Каролине; Jubilant Pharma в производство инъекционных препаратов в Вашингтоне.

Энергетическая безопасность. Д. Трамп и Н. Моди подтвердили свою приверженность увеличению торговли энергоносителями в рамках усилий по обеспечению энергетической безопасности и превращению США в ведущего поставщика нефти и СПГ в Индию в соответствии с растущими потребностями и приоритетами двух динамичных экономик. Стоит подчеркнуть, что среди последних действий Дж. Байдена на посту был пакет санкций, направленный на российский нефтегазовый сектор, что уже побудило Нью-Дели изучить возможность диверсификации поставок энергоносителей.

Екатерина Косарева, Иван Щедров:
Зачем Индии ИИ?

Д. Трамп выразил надежду, что США станут для Индии поставщиком номер один в разработках атомной промышленности. Ядерное соглашение 123 между Индией и США было подписано осенью 2008 г., но лишь благодаря визиту Б. Обамы в Индию в январе 2015 г. американские энергетические компании закрепились на индийском рынке. В марте 2019 г. было подписано соглашение о строительстве шести ядерных реакторов. Проблема заключается в том, что General Electric и Westinghouse не приступали к работам из-за строгого индийского законодательства, позволяющего операторам АЭС выдвигать поставщикам технологий иски в случае ущерба. Н. Моди пообещал провести реформу, в частности, внести поправки в Закон об атомной энергии и Закон об ответственности за ядерный ущерб 2010 г. (Civil Liability for Nuclear Damage Act) для ядерных реакторов, и содействовать строительству ядерных реакторов посредством масштабной локализации и возможной передачи технологий.

Технологии и инновации. Н. Моди предвосхитил постановку вопроса полупроводников, квантовых технологий и искусственного интеллекта. Был проведен ребрендинг iCET с запуском инициативы TRUST (Transforming the Relationship Utilizing Strategic Technology) для стимулирования сотрудничества в области критически важных технологий. TRUST последовала за присоединением Индии к возглавляемой США Сети финансирования безопасности минералов (Minerals Security Finance Network) в сентябре 2024 г., и к Партнерству по безопасности полезных ископаемых (Minerals Security Partnership) в июне 2023 г. Страны намерены ограничить доминирование Китая в цепочках поставок важнейших минералов. Признавая стратегическую важность критически важных минералов, Д. Трамп и Н. Моди представили инициативу Strategic Mineral Recovery. Анонсирован запуск INDUS Innovation по образцу INDUS-X. Лидеры приветствовали 2025 г. как новаторский год для сотрудничества в космосе благодаря совместным усилиям NASA-ISRO.

Оборона. Индия — крупнейший в мире импортер вооружений, на чью долю приходится почти 10% от общемирового объема. Ожидается, что Нью-Дели потратит не менее 200 млрд долл. в ближайшее десятилетие на модернизацию своих вооруженных сил. Согласно Стокгольмскому институту исследования проблем мира (СИПРИ), США выступают третьим по величине поставщиком вооружений в Индию (13%) после России (36%) и Франции (33%). В течение многих десятилетий недорогая и надежная российская техника в сравнение с дорогой и недоступной американской составляла основную часть оборонных закупок Индии. Ситуация постепенно начала меняться с 2008 г. и в настоящее время общий объем продаж вооружений США в Индию приближается к 25 млрд долл. в сравнении с нулевыми показателями в 2008 г.

Оборона остается той областью, где наблюдается полная синергия между США и Индией. В июне 2016 г. Индия стала «основным партнером США в области обороны». Третья после Японии и Южной Кореи в августе 2018 г. Индия была добавлена в список стран — партнеров США по торговле стратегическими товарами (STA-1), что проложило путь к поставкам американской высокотехнологичной продукции. В феврале 2020 г. в Нью-Дели Д. Трамп и Н. Моди объявили о Всеобъемлющем глобальном стратегическом партнерстве. В течение 2010-х гг. были подписаны все четыре соглашения, составляющие основу взаимоотношений США со своими союзниками: GSOMIA, LEMOA, COMCASA, BECA.

На встрече Д. Трамп и Н. Моди объявили о запуске инициативы COMPACT (Catalyzing Opportunities for Military Partnership, Accelerated Commerce & Technology). Н. Моди обозначил готовность закупать американские вооружения на «много миллионов долларов» включая самолеты C‑130J Super Hercules, C‑17 Globemaster III, P‑8I Poseidon; вертолеты CH‑47F Chinook, MH‑60R Seahawk, AH‑64E Apache; противокорабельные крылатые ракеты Harpoon; гаубицы M777; и БПЛА MQ‑9B. Ожидаются поставки шести самолетов P-8I Maritime Patrol. Также объявлено о закупках и совместном производстве в Индии ПТРК Javelin и ББМ Stryker. Ранее администрация Дж. Байдена заявляла, что Индия станет «первым мировым производителем» подобных вооружений.

Кроме того, объявлено о планах переподписать десятилетнее Рамочное соглашение. Был отмечен прогресс в переговорах ведущей индийской авиастроительной компании Hindustan Aeronautics Limited и General Electric о производстве реактивных двигателей F-414 для самолетов. Шла речь и об оптимизации торговли в рамках Международных правил торговли оружием (International Traffic on Arms Regulations) и о переговорах по соглашению о взаимных оборонных закупках (RDP). Говорилось о новом проекте (Autonomous Systems Industry Alliance, ASIA), направленном на совместную разработку и производство беспилотников с поддержкой ИИ для укрепления региональной безопасности. Реализацией займутся Anduril Industries и Mahindra Group.

Обсуждался вопрос возможных поставок истребителей пятого поколения F-35, недавно представленных на выставке Aero India в Бангалоре. Правда на той же выставке был заявлен и прямой конкурент F-35, российский истребитель Су-57Э. В Индии ведутся разработки своих собственных аналогов — Н. Моди всячески продвигает амбициозную программу «Делай в Индии», направленную на наращивание производственных мощностей у себя дома и привлечение ПИИ в высокотехнологичные сектора промышленности.

Нелегальная иммиграция. Согласно статистике, по состоянию на 2022 г. Индия занимала третье место после Мексики и Сальвадора среди стран с наибольшим числом нелегальных иммигрантов, проживающих в США — 725 000 человек. Н. Моди пообещал, что Индия примет обратно всех своих граждан, незаконно проживающих в США, обратив внимание, что многие из них поддаются соблазну уехать из страны за «большими мечтами и большими обещаниями», но становятся жертвами незаконной торговли людьми. По сообщениям СМИ, около 18 000 индийских нелегалов уже ожидают депортации из США. Н. Моди также объявил, что Индия вскоре откроет новые консульства в Лос-Анджелесе и Бостоне. В ответ от Д. Трампа Н. Моди ждет расширения системы виз H-1B.

Конфликт на Украине. Также Д. Трамп повторил все недавние тезисы относительно урегулирования конфликта на Украине, что нашло отклик у индийской стороны, для которой важны стабильные связи с Москвой. Н. Моди приветствовал усилия Д. Трампа в поиске решения прекращения войны на Украине, заявив, что решение конфликта не может быть найдено на поле боя и что диалог и дипломатия — единственный способ принести мир. Н. Моди подчеркнул, что Индия не оставалась нейтральной в войне и что она на стороне мира.

Иран. Среди других вопросов, связанных с безопасностью, лидеры обсудили «радикальный исламский терроризм» и экстрадицию обвиняемого в совершении теракта Т. Раны в Индию. Также в центре внимания находятся антииранские санкции Д. Трампа, под действие которых попадает иранский порт Чабахар в Оманском заливе — стратегически значимый морской объект, где Индия имеет свои интересы. В мае 2024 г. Индия подписала соглашение о праве управления портом в течение 10 лет и об инвестициях на общую сумму 370 млн долл. Это единственный иранский порт, имеющий прямой выход в Индийский океан и способный стать ключевым связующим звеном в рамках МТК «Север — Юг», и это первый случай, когда Нью-Дели будет управлять иностранным портом. Возможно, хотя и маловероятно, что политика Д. Трампа в отношении Тегерана станет точкой обострения с Нью-Дели.

Китай. В своей Индо-Тихоокеанской стратегии Д. Трамп, скорее всего, сделает упор на «интегративное сдерживание» Китая посредством укрепления альянсов, таких как Quad или AUKUS. Как и во время телефонного разговора 27 января, на встрече главы государств подтвердили свою приверженность Quad и договорились углубить сотрудничество в области безопасности, что представляется тонко завуалированным намеком на конкуренцию с Китаем. Приглашение в первый же месяц работы Д. Трампа показывает, насколько важными и неотъемлемыми президент США считает связи с Индией в контексте противостояния Китаю, как и Н. Моди, который с нетерпением ждет возможности принять Д. Трампа в Нью-Дели на саммите лидеров Quad в конце года.

Лидеры двух стран подчеркнули важность инвестиций в инфраструктуру и экономические коридоры для альтернативы китайской инициативе «Один пояс, один путь». Известно о запуске нового форума Стратегическое предприятие в Индийском океане (Indian Ocean Strategic Venture). Об остальном будет объявлено в течение следующих шести месяцев. Следует обратить внимание, что все это происходит в то время, когда Д. Трамп заявляет о выходе из многосторонних сделок, предпочитая односторонний, транзакционный подход. Это означает, что Д. Трамп делает стратегические исключения в отношении тех инициатив, в которые следует инвестировать для укрепления американского лидерства.

Д. Трамп намекнул на новые инфраструктурные проекты и некий торговый маршрут, назвав его одним из крупнейших торговых маршрутов за всю историю. Все сходятся на том, что Д. Трамп имел в виду «детище» Дж. Байдена — мультимодальный международный экономический коридор «Индия — Ближний Восток — Европа» (India — Middle East — Europe, IMEC) на базе I2U2 (Индия, Израиль, ОАЭ, США), объявленный в сентябре 2023 г. на саммите G20 в Нью-Дели. Для Индии IMEC представляет возможность углубить отношения с Израилем, не вызывая подозрений в арабском мире. Сам Н. Моди назвал IMEC маяком сотрудничества, инноваций и общего прогресса. IMEC снизит транспортные расходы и сократит время торговли между Индией и Европой на 40%. Этот проект также должен способствовать конкурентоспособности Индии в гонке с Китаем. В феврале 2024 г. на фоне роста напряженности в регионе Индия и ОАЭ подписали рамочное соглашение о продолжении работы над IMEC.

***

В документах первой администрации Д. Трампа говорится, что партнерство США с Индией имеет жизненно важное значение для реализации видения Белого дома в Индо-Тихоокеанском регионе. Повторное избрание Д. Трампа ожидаемо предоставит новые возможности для углубления сотрудничества. Аналитики в своих оценках сходятся к тому, что невзирая на трения по вопросам торговли и иммиграции, будет больше преемственности, чем в отношениях с другими странами. Большинство индийских бизнесменов и политиков сделали ставку на победу Д. Трампа на минувших выборах. Очень вероятно, что стратегическое партнерство в эпоху Трампа 2.0. с успехом продолжится.

В то же время, несмотря на достигнутый прогресс в отношениях, можно утверждать, что существует их «потолок» с точки зрения развития формального союза США и Индии. Во-первых, одна из причин заключается в унаследованной многовековой приверженности Индии неприсоединению и стратегической автономии. Нью-Дели не готов делегировать часть суверенитета коллективному механизму принятия решений и не желает присоединяться к чему-либо наподобие военного альянса, полагая, что самодостаточность представляет собой лучший гарант безопасности. Во-вторых, речь идет о возможных неблагоприятных последствиях для Индии в ситуации прямого конфликта с Китаем, которая не рассматривает КНР как строго ревизионистскую державу. Нью-Дели готов работать с Пекином напрямую, чувствуя себя способным самостоятельно урегулировать территориальные споры. В-третьих, нельзя не учитывать глубоко укоренившиеся сомнения Индии в надежности США. В некоторых кругах по-прежнему настороженно относятся к Вашингтону как к партнеру и в целом питают некоторый скепсис в отношении его долгосрочных союзнических обязательств.

(Голосов: 6, Рейтинг: 4.33)
 (6 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся