Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4.92)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Ольга Добринская

К.и.н., доцент Дипломатической академии МИД России, старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Китая и современной Азии (ИКСА) РАН

Японо-индийские отношения в последние годы находятся на пике развития. Переходу отношений на уровень «особого стратегического и глобального партнерства» во многом способствовала энергия японского премьер-министра С. Абэ, и данный курс сохраняется и при нынешнем лидере страны Ф. Кисида. Индия в японских официальных документах названа страной-единомышленником, разделяющей с Японией общие ценности и принципы, что сначала было обусловлено взаимной заинтересованностью в реформе СБ ООН, а позже — растущим стремлением Токио найти противовес Пекину в Индо-Тихоокеанском регионе. После выдвижения С. Абэ стратегии Свободного и открытого ИТР в 2016 г. Токио и Нью-Дели подтвердили намерение согласовывать данное видение с индийской политикой «Действовать на Востоке» (Act East).

За последние десять лет существенно возросли масштабы сотрудничества двух стран. С 2019 г. встречи в формате 2+2 вышли на министерский уровень, существует диалог по вопросам оборонной политики, морской безопасности, кибербезопасности, разоружения и нераспространения, по вопросам космоса, ведется сотрудничество в сфере мирного использования атомной энергии и др. Помимо плотного двустороннего взаимодействия Япония и Индия участвуют в мини-многосторонних переговорных механизмах, таких как США — Япония — Индия и Япония — Австралия — Индия, однако в последнее время основу составляет четырехсторонний механизм Quad.

Сближение Токио и Нью-Дели носит комплексный характер, однако особый интерес вызывает динамика их оборонного сотрудничества. На сегодняшний день стороны работают над проектом оснащения роботизированных беспилотных наземных транспортных средств, обсуждаются перспективы сотрудничества в создании БПЛА, систем защиты от дронов, систем разведки, робототехнике, подводной связи. В сентябре 2020 г. заключено Соглашение о закупках и перекрестном обслуживании (ACSA). Ожидается, что индийские вооруженные силы получат возможность использовать японскую базу в Джибути, а Морские силы самообороны смогут пользоваться объектами на Андаманских и Никобарских островах в Индийском океане.

Интенсификация военно-политического сотрудничества во многом обусловлена взаимной заинтересованностью в сдерживании КНР. Нью-Дели беспокоит наращивание китайского присутствия в зоне своих национальных интересов, строительство Китайско-пакистанского экономического коридора, проходящего по спорным районам Кашмира, модернизация глубоководного порта Гвадар, активность Китая в районе Бенгальского залива. Япония рассматривает Индию как мощную державу, способную уравновесить Китай на морском пространстве. Наращивание военного присутствия Индии в Индийском океане позволит США и Японии сосредоточить большие силы в ВКМ и ЮКМ.

Китайский фактор также является одной из причин экономического сближения двух стран. На фоне замедления роста китайской экономики и негативных явлений, связанных с противостоянием Вашингтона и Пекина, Индия уже два года подряд возглавляет список наиболее привлекательных для японского бизнеса направлений. Япония, со своей стороны, является ведущим донором ОПР и одним из главных инвесторов в индийскую экономику, направляет средства на развитие инфраструктуры страны.

Сотрудничество Японии и Индии обусловлено наличием общих вызовов, сочетанием долгосрочных интересов, благожелательным отношением со стороны США, при этом Нью-Дели куда комфортнее вести диалог с региональными державами, нежели с мировым гегемоном. Готовность Японии наращивать капиталовложения в создание в Индии благоприятных условий для ведения бизнеса, а также экономическая кооперация по формуле «японские технологии — индийские специалисты» позволят усилить конкурентные позиции обеих стран в условиях роста Китая. В то же время стремление Индии придерживаться многовекторной политики и обеспечивать национальные интересы, соблюдая баланс между ведущими мировыми державами, лежит в основе ее подхода к отношениям с Японией. В рамках консервативного курса японского правительства будет продолжено военно-политическое сближение с Индией, однако оно будет носить осторожный характер и развиваться в той степени, в которой оно не наносит явный ущерб отношениям обеих стран с Китаем.

Политическое сближение: ценности и интересы

Японо-индийские отношения в последние годы находятся на пике развития. Главный сторонник дружбы с Индией японский премьер С. Абэ еще в 2007 г. в книге «К прекрасной Японии» писал, что через десять лет японо-индийские отношения могли бы опередить японо-американские и японо-китайские связи. Энергия японского премьера во многом способствовала переходу отношений на тот уровень, который сохраняется при нынешнем лидере страны Ф. Кисида.

Индия в японских официальных документах названа страной-единомышленником, разделяющей с Японией общие ценности и принципы, такие как демократия и верховенство закона, а также стратегические интересы. Провозглашенное в 2000 г. глобальное партнерство было связано с взаимной заинтересованностью в реформе СБ ООН, а его трансформация в стратегическое и глобальное (2006 г.), а позже — в особое стратегическое и глобальное партнерство (2014 г.) обусловлена растущим стремлением Токио найти противовес Пекину в Индо-Тихоокеанском регионе. Именно в Индии С. Абэ в 2007 г. заговорил об ИТР, обратившись к известной концепции индийского политолога Г. Хураны. В 2012 г. премьер выдвинул идею «демократического ромба безопасности», углы которого составляли Япония, США, Индия и Австралия, а их взаимодействие могло бы поставить заслон на пути китайской экспансии и не дать превратить ЮКМ в «Пекинское озеро». После выдвижения С. Абэ стратегии Свободного и открытого ИТР в 2016 г. Токио и Нью-Дели подтвердили намерение согласовывать данное видение с индийской политикой «Действовать на Востоке» (Act East).

За последние десять лет существенно возросли масштабы сотрудничества. С 2019 г. встречи в формате 2+2 вышли на министерский уровень, существует диалог по вопросам оборонной политики, морской безопасности, кибербезопасности, разоружения и нераспространения, по вопросам космоса, ведется сотрудничество в сфере мирного использования атомной энергии и др. Помимо плотного двустороннего взаимодействия Япония и Индия участвуют в мини-многосторонних переговорных механизмах, таких как США — Япония — Индия и Япония — Австралия — Индия, однако в последнее время основу взаимодействия составляет четырехсторонний механизм Quad. Именно С. Абэ был инициатором его появления в 2007 г., а также способствовал возрождению этого формата в 2017 г.

Премьер-министр Японии Ф. Кисида в основном продолжает заложенный С. Абэ курс. Индия стала первой страной, которую он посетил в качестве главы государства в марте 2022 г., и именно в Нью-Дели в марте 2023 г. японский лидер обнародовал обновленный вариант стратегии Свободного и открытого ИТР, подчеркнув, что Индия является неотъемлемым партнером в реализации этого видения.

Начиная с 2023 г. и председательства в «Группе семи», когда в японской внешней политике на первый план вышло взаимодействие с глобальным Югом, особое внимание к Индии было обусловлено ее статусом председателя G20 и организатора саммита «Голос глобального Юга», соперничающего с Китаем за роль проводника интересов развивающихся стран. Н. Моди был приглашен на саммит в Хиросиме в мае 2023 г, а на японо-индийском форуме в июле 2023 г. министр иностранных дел Японии Ё. Хаяси отметил важность координации с Индией усилий по решению глобальных проблем и подтвердил поддержку Японией индийских инициатив в сфере защиты окружающей среды и обеспечения продовольственной безопасности. Япония рассчитывает на кооперацию с Индией по вопросу реформы СБ ООН и поддержку со стороны глобального Юга, что приобретает особую актуальность в преддверии Саммита будущего и 80-летия ООН в 2025 г.

Военно-политическое сотрудничество: причины и последствия

Сближение Токио и Нью-Дели носит комплексный характер, однако особый интерес вызывает динамика их оборонного сотрудничества. В 2015 г. стороны подписали соглашение о защите информации и соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Япония участвует в многосторонних («Малабар», «Милан» и др.) и двусторонних (морских «Джаймекс», сухопутных «Дхарма Гардиан», воздушно-транспортных «Синъю Майтри») учениях. Особый резонанс вызвали состоявшиеся в январе 2023 г. первые совместные учения реактивных истребителей Японии и Индии Veer Guardian-23, в ходе которых японские самолеты отрабатывали операции совместно с Су-30-МКИ, произведенными в Индии по лицензии компании «Сухой». Аналитики отмечают, что, поскольку китайский истребитель J-16 также является модернизированной версией российского Су-30, учения помогут улучшить тактические навыки Воздушных сил самообороны на случай взаимодействия с китайскими и российскими истребителями [1].

Стратегия национальной безопасности Японии 2022 г. предусматривает дальнейшее расширение оборонного сотрудничества со странами-единомышленниками, к которым относится и Индия. Представляется, что перспективным направлением является военно-техническое сотрудничество. На сегодняшний день стороны работают над проектом оснащения роботизированных беспилотных наземных транспортных средств, обсуждаются перспективы сотрудничества в создании БПЛА, систем защиты от дронов, систем разведки, робототехнике, подводной связи. До сих пор Японии не удалось выйти на индийский рынок вооружений (переговоры о покупке Индией дорогостоящего самолета-амфибии ShinMaywa US-2 зашли в тупик). Первым случаем экспорта в Индию японского военного оборудования должна стать продажа стелс-антенн системы «Юникорн», которая используется на новом эсминце Морских сил самообороны.

В сентябре 2020 г. заключено Соглашение о закупках и перекрестном обслуживании (ACSA). Аналогичный документ на тот момент существовал у Японии только с США, Австралией и Великобританией. Ожидается, что теперь индийские вооруженные силы получат возможность использовать японскую базу в Джибути, а Морские силы самообороны смогут пользоваться объектами на Андаманских и Никобарских островах (АНО) в Индийском океане.

Интенсификация военно-политического сотрудничества во многом обусловлена взаимной заинтересованностью в сдерживании КНР. Нью-Дели беспокоит наращивание китайского присутствия в зоне своих национальных интересов, строительство Китайско-пакистанского экономического коридора, проходящего по спорным районам Кашмира, модернизация глубоководного порта Гвадар, активность Китая в районе Бенгальского залива. Индия стремится стабилизировать свое пространство непосредственного соседства в границах Южной Азии и региона Индийского океана, гарантировав лояльность малых и средних стран, а также ищет могущественных союзников в мире, для того чтобы противостоять Китаю.

Япония рассматривает Индию как мощную державу, способную уравновесить Китай на морском пространстве. Наращивание военного присутствия Индии в Индийском океане позволит США и Японии сосредоточить большие силы в ВКМ и ЮКМ. Некоторые японские эксперты открыто заявляют о необходимости создания военного вызова Китаю на два фронта в потенциальном конфликте в Индо-Тихоокеанском регионе, где Индия будет представлять угрозу с запада, а Япония — с востока.

Экономика: поиск альтернативы Китаю?

Китайский фактор является одной из причин экономического сближения двух стран. Опросы Японского банка международного сотрудничества демоснтрируют, что на фоне замедления роста китайской экономики и негативных явлений, связанных с противостоянием США и КНР, Индия уже два года подряд возглавляет список наиболее привлекательных для японского бизнеса направлений. Среди факторов этой привлекательности можно назвать нынешнее состояние рынка и перспективы его расширения, рост среднего класса, молодое население, относительно дешевую рабочую силу и сырье, преимущества Индии как производственного и экспортного хаба, политическую стабильность и устойчивость к кризисным явлениям.

Япония является ведущим донором ОПР и одним из главных инвесторов в индийскую экономику. Она направляет средства на развитие транспортной инфраструктуры (флагманским проектом является строительство скоростной железной дороги «синкансэн» по маршруту Ахмедабад — Мумбаи), построены метро в шести индийских городах, промышленные коридоры Дели — Мумбаи, Ченнаи — Бангалор, вдоль которых с целью привлечения малого и среднего бизнеса созданы промышленные города. Также в последнее время Нью-Дели делает акцент на решении энергетических проблем страны: в 2022 г. объявлено о начале партнерства в сфере чистой энергетики, что позволит Индии добиться цели сокращения выбросов углекислого газа и снизить ее зависимость от ископаемых энергоресурсов. Индия заинтересована в японских технологиях, способствующих налаживанию производства в стране и созданию на его базе новых цепочек поставок, а также в обучении местных специалистов японским практикам ведения бизнеса [2].

Следует отметить, что Индия положительно относится к присутствию японских компаний в стратегически важных пограничных районах. К ним относятся расположенные к северо-западу от Малаккского пролива Андаманские и Никобарские острова, где в последнее время Индия укрепляет военные сооружения, включая строительство взлетно-посадочной полосы. Япония стала первым государством, допущенным к проектам на данных территориях. В 2020 г. японская компания NEC завершила строительство системы подводных оптоволоконных кабелей, соединяющих Ченнай с АНО, а Японское агентство международного сотрудничества JICA финансирует строительство установки по производству ВИЭ на островах. В январе 2024 г. NEC закончила проект прокладки подводного кабеля, соединяющего материк с островами Лакшадвип в Аравийском море, где расположены индийские военные базы.

Еще одним объектом пристального японского внимания является Северо-Восточный регион Индии, граничащий с Бутаном, Китаем, Мьянмой и Бангладеш. В 2017 г. для реализации проектов в этом регионе был учрежден совместный «Форум Действия на Северо-Востоке», а в 2022 г. принята программа устойчивого развития региона. Япония участвует в укреплении пограничных районов Индии (в частности, занимается строительством и восстановлением дорог), что вызывает пристальный интерес Китая. Одновременно ее деятельность направлена на налаживание маршрутов, связывающих Индию с соседними странами, и создания цепочки поставок в районе Бенгальского залива.

***

Сотрудничество Японии и Индии обусловлено наличием общих вызовов, сочетанием долгосрочных интересов, благожелательным отношением со стороны США, при этом Нью-Дели куда комфортнее вести диалог с региональными державами, нежели с мировым гегемоном. Готовность Японии наращивать капиталовложения в создание в Индии благоприятных условий для ведения бизнеса, а также экономическая кооперация по формуле «японские технологии — индийские специалисты» позволят усилить конкурентные позиции обеих стран в условиях роста Китая. В то же время стремление Индии придерживаться многовекторной политики и обеспечивать национальные интересы, соблюдая баланс между ведущими мировыми державами, лежит в основе ее подхода к отношениям с Японией. В рамках консервативного курса японского правительства будет продолжено военно-политическое сближение с Индией, однако можно предположить, что оно будет носить осторожный характер и будет развиваться в той степени, в которой оно не наносит явный ущерб отношениям обеих стран с Китаем.

1. Сатору Нагао. Индо но сэнто:ки га нихон ни куру! Сорэ га надзэ дзю:ё:на но ка? [Индийские истребители прибывают в Японию! Почему это важно?] インドの戦闘機が日本に来る!それがなぜ重要なのか? (на японском языке) // Wedge ONLINE, 8 января 2023 г. — С. 3.

2. Добринская, О.А. Экономическая стратегия Японии в Индии: проблемы и перспективы / О.А. Добринская // Проблемы Дальнего Востока. — 2023. — № 4. — С. 94. — DOI 10.31857/S013128120027130-4.


Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4.92)
 (12 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся