Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США в ноябре 2016 г. породила немало мрачных прогнозов. Касались они и перспектив японо-американских отношений. Пессимисты опасались, что по союзу Вашингтона и Токио, десятилетиями остававшемуся одним из ключевых элементов архитектуры безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, будет нанесен удар, от которого он не сможет оправиться. Но события последних недель показывают, что опасения эти — по крайней мере пока — оказываются беспочвенными. Республиканская администрация решительно настроена и дальше поддерживать сотрудничество с Японией на высоком уровне, а руководство Страны восходящего солнца разделяет настрой своих американских коллег.
Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США в ноябре 2016 г. породила немало мрачных прогнозов. Касались они и перспектив японо-американских отношений. Пессимисты опасались, что по союзу Вашингтона и Токио, десятилетиями остававшемуся одним из ключевых элементов архитектуры безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, будет нанесен удар, от которого он не сможет оправиться. Но события последних недель показывают, что опасения эти — по крайней мере пока — оказываются беспочвенными. Республиканская администрация решительно настроена и дальше поддерживать сотрудничество с Японией на высоком уровне, а руководство Страны восходящего солнца разделяет настрой своих американских коллег.
В самом деле, некоторые из звучавших в период предвыборной гонки высказываний тогда еще будущего президента США относительно перспектив американо-японских отношений можно назвать как минимум неосторожными. Еще в марте 2016 г. Д. Трамп заявил, что если США не смогут защищать своих союзников, то, возможно, Япония могла бы обзавестись собственным ядерным оружием, чтобы гарантировать себе безопасность перед лицом северокорейской ядерной угрозы. Хотя позже сам Д. Трамп настаивал, что никогда не говорил, будто бы Японии следует стать ядерной державой, заявление это было вполне ожидаемо подхвачено его многочисленными критиками. По их мнению, та легкость, с которой претендующий на место хозяина Белого дома миллиардер готов рассуждать об отказе от принципов нераспространения ядерного оружия, свидетельствует о том, что его приход к власти может обернуться разрушением всего послевоенного международного порядка.
Подливали масла в огонь и критические замечания будущего президента о том, что вклад Японии в союз с США недостаточен. На одном из предвыборных митингов в августе 2016 г. Д. Трамп заявил: «Вы знаете, что у нас есть договор с Японией, по которому, если на Японию нападут, то нам надо использовать всю силу и мощь Соединенных Штатов. А если на нас нападут, Японии не надо делать ничего. Они могут сидеть дома и смотреть телевизор “Сони”». При этом он потребовал, чтобы Япония оплачивала полную стоимость пребывания на своей территории американских войск, а не половину, как сейчас.
Наконец, еще один вопрос, по которому реализация предвыборных обещаний Д. Трампа могла нанести ущерб японо-американским отношениям, касался его неприятия Транстихоокеанского партнерства (ТТП) — многостороннего торгового блока, выход из которого Соединенных Штатов мог бы нанести чувствительный удар по ориентированной на экспорт японской экономике.
Однако после победы Д. Трампа стало ясно, что по крайней мере в том, что касается отношений Токио и Вашингтона, предвыборная риторика — это одно, а реальная политика — совсем другое. Почти сразу после объявления результатов ноябрьских выборов премьер-министр С. Абэ поспешил связаться с вновь избранным президентом, а 18 ноября провел встречу с Д. Трампом в Нью-Йорке. Хотя детали этой встречи остались недоступны для прессы, генеральный секретарь Кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга, комментируя этот визит, оценил его как «очень хорошее начало» отношений с новой американской администрацией для кабинета С. Абэ, считающего партнерство с США своим важнейшим внешнеполитическим приоритетом.
Свидетельством того, что лидерам двух стран удалось наладить хорошие деловые и личные отношения, служит и состоявшийся в начале февраля визит С. Абэ в США. В словах Д. Трампа, пообщавшегося с японским премьером и в неформальной обстановке игры в гольф, и в более деловой атмосфере Белого дома, не было и тени той резкости, которая содержалась в его оценках японо-американских отношений, звучавших в ходе предвыборной кампании. «Узы между нашими странами и дружба между нашими народами очень, очень крепки. Эта администрация намерена сделать эти узы еще крепче», — заявил американский лидер.
Одним из конкретных результатов встречи было то, что президент США заверил японского премьера в готовности Соединенных Штатов прийти на помощь своим японским союзникам в случае конфликта вокруг находящихся под контролем Японии островов Сэнкаку/Дяоюйдао, на которые претендует КНР. Незадолго до визита С. Абэ в США готовность Вашингтона защищать Японию и от набирающего силу Китая, и от развивающей свою ракетно-ядерную программу КНДР подтвердил посетивший Японию и встретившийся с С. Абэ министр обороны США Джеймс Мэттис.
По болезненному вопросу либерализации международной торговли стороны подтвердили, что, хотя США и вышли из ТТП, Вашингтон и Токио будут работать над заключением двустороннего торгового соглашения. Ожидается, что именно двустороннее экономическое сотрудничество станет основной темой намеченного на апрель 2017 г. визита в Японию вице-президента Майка Пенса.
Все эти штрихи складываются в картину, достаточно благоприятную для японо-американских отношений и уж точно не соответствующую апокалиптическим прогнозам, которые звучали еще несколько месяцев назад, и это не случайно. Японо-американский союз переживал кризисы и в прошлом. Достаточно вспомнить «шоки Никсона» начала 1970-х гг., когда неожиданные для Японии решения США начать нормализацию отношений с КНР, отменить золотой паритет доллара и ввести десятипроцентный налог на импорт, ударивший прежде всего по японским компаниям, серьезно подорвали доверие к Соединенным Штатам среди японских правящих кругов.
Но проблемы, встававшие перед США и Японией в их отношениях и в прошлом, и сейчас, не могут затмить тот факт, что приемлемой альтернативы союзу нет ни у Вашингтона, ни тем более у Токио. Для Соединенных Штатов позволить Японии выйти из-под своей опеки будет означать не только потерю «непотопляемого авианосца» в Восточной Азии, но и потенциально распад всей завязанной на США системы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Для Японии отказ от американского «ядерного зонтика» приведет к тому, что она останется один на один и с могущественным Китаем, и со все более угрожающей Северной Кореей. Единственной возможностью обеспечить безопасность страны в таких условиях будет создание собственного потенциала сдерживания, включающего, возможно, и ядерное оружие. Но даже если оставить в стороне вопрос о том, насколько проблематично это будет с технической, экономической и международно-политической точек зрения, нельзя забывать, что японская общественность воспринимает любой намек на возвращение к милитаризму времен довоенной Японии крайне болезненно. И можно с уверенностью утверждать, что попытка покинуть уютную гавань японо-американского союза и отправиться в одиночное плавание по бурным волнам международной политики будет политическим самоубийством для любого японского лидера.
Жесткие заявления Д. Трампа, звучавшие во время предвыборной гонки в США, не возникли из ниоткуда. Они действительно отражают распространенные среди части американской публики и политической элиты скептицизм и недовольство некоторыми условиями японо-американского сотрудничества и в сфере безопасности, и в торгово-экономической области. Но вряд ли можно считать, что это недовольство способно разрушить строившееся десятилетиями здание японо-американского союза. Новая американская администрация может требовать от своих японских партнеров увеличить свой вклад в военное сотрудничество и не во всем идти им навстречу по вопросам экономического взаимодействия. Но близость интересов двух стран, еще более подкрепляемая наличием общих угроз, прежде всего в лице Китая и Северной Кореи, означает, что японо-американский союз в обозримом будущем будет сохраняться и развиваться.