Read in English
Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 4.71)
 (14 голосов)
Поделиться статьей
Екатерина Колдунова

К.полит.н., директор Центра АСЕАН, доцент кафедры востоковедения МГИМО МИД России

Первые два десятилетия XXI в. сблизили Россию и страны Юго-Восточной Азии в логистическом и информационно-коммуникационном плане. При том что выход на реализацию каких-либо масштабных двусторонних экономических проектов оказался затруднен, массовые потоки российских туристов, ежегодно посещавших страны региона, по сути, компенсировали отсутствие значимого продвижения в других областях сотрудничества. Пандемия нанесла серьезный ущерб туристической отрасли по всему миру, и страны ЮВА не стали исключением. Постпандемийное восстановление туристического потока из России, на которое рассчитывали ключевые страны региона, столкнулось с новыми вызовами, спровоцированными введением в отношении России западных санкций после февраля 2022 г.

Наиболее серьезными факторами коммуникационного разрыва стали логистический и финансовый. До февраля 2022 г. логистическая связанность оставалась на достаточно высоком и комфортном уровне благодаря прямым рейсам в Бангкок, Ханой и Хошимин, выполняемым как российской авиакомпанией «Аэрофлот», так и местными авиакомпаниями, и наличию удобных стыковок в Дубае, Сеуле, Пекине и ряде других городов. В самом регионе активно работали компании-лоукостеры, благодаря которым авиационная связанность Юго-Восточной Азии существенно опережала и по стоимости, и по оперативности другие виды транспортных коммуникаций. Пандемия внесла существенные коррективы в авиасообщение по всему миру, а введение западных санкций в отношении российской авиационной отрасли создало структурную проблему для поддержания транспортной взаимосвязанности России и стран ЮВА.

В течение двух лет страны Юго-Восточной Азии и Россия вели совместный поиск вариантов преодоления возникшего логистического разрыва, который пока что так и не был полностью нивелирован. Паллиативным решением стали восстановление прямых рейсов «Аэрофлота» в столицу Таиланда — Бангкок, который, по сути, превратился в наиболее значимый транспортный хаб для россиян в регионе, и запуск прямых рейсов, выполняемых на среднемагистральных самолетах в сибирские города. С 31 января 2024 г. были запущены прямые рейсы «Аэрофлота» во Вьетнам по маршруту Москва — Хошимин.

В сфере финансовых расчетов для туристической отрасли серьезных прорывов не произошло. Несмотря на то, что ряд стран региона, в числе которых Индонезия, Таиланд и Вьетнам, планировали наладить использование карт российской платежной системы «Мир», эти планы так и не были реализованы из-за опасений вторичных санкций в отношении банковских систем этих стран. В то же время министр инвестиций и внешнеэкономических связей Мьянмы, которая также находится под западными санкциями, Кан Зо, находясь с визитом в Москве в конце января 2024 г., анонсировал начало работы платежной системы «Мир» в Мьянме с 20 февраля 2024 г.

Несмотря на отмеченные выше сложности, необходимость стимулирования экономического развития привела к тому, что на государственном уровне сразу в нескольких странах — в первую очередь Таиланде и Мьянме, а также Шри-Ланке — были приняты меры по снятию многих ограничений для российских туристов. Учитывая общие вызовы, с которыми пришлось иметь дело туристической отрасли региона, и конкретно-страновую специфику, правительства этих стран, по-видимому, выбрали сознательный курс на повышение своей привлекательности для российских туристов.

В данный момент Россия и страны региона ведут активный поиск новых форм гуманитарной взаимосвязанности, даже несмотря на то, что не для всех ограничений пока что возможны оптимальные решения. Результаты этого наиболее явно проявляются в туризме как вполне очевидной приоритетной сфере сотрудничества, поскольку она может принести всем партнерам достаточно быстрые экономические дивиденды. При этом потенциально эти новые формы будут способствовать развитию и других областей, начиная от деловой коммуникации и заканчивая образовательными и культурными проектами. При всех сохраняющихся санкционных ограничениях, самым непосредственным образом влияющих на сферы логистики и финансов, очевиден и прагматизм азиатских стран, обусловленный необходимостью восстановления экономики после пандемии и стремлением поддержать собственную конкурентоспособность, независимо от геополитических перипетий.

Во второй половине 2023 г. в средствах массовой информации вышла серия публикаций о том, как целый ряд стран Юго-Восточной Азии — в первую очередь Таиланд и Мьянма, а также Шри-Ланка — предприняли меры по снятию ограничений для въезда россиян. В июле 2023 г. Мьянма разрешила безвизовый въезд сроком на 30 дней для тех, кто планирует посещение страны с туристическими или деловыми целями. В октябре Таиланд продлил срок безвизового пребывания граждан России в стране с 30 до 90 дней. В ноябре Шри-Ланка запустила пилотный проект по оформлению бесплатных электронных туристических виз для граждан России, Китая, Индии, Малайзии, Японии, Таиланда и Индонезии. При том что все эти сообщения на первый взгляд относятся сугубо к сфере развития туристических связей, стоит внимательнее присмотреться к тем экономическим изменениям в регионе, которые являются драйверами этих процессов.

Туризм как основа взаимосвязанности и факторы разрыва

Первые два десятилетия XXI в., несомненно, сблизили Россию и страны региона в логистическом и информационно-коммуникационном плане. При том что выход на реализацию каких-либо масштабных двусторонних экономических проектов оказался затруднен, массовые потоки российских туристов, ежегодно посещавших Таиланд, Индонезию, Вьетнам, Камбоджу, Филиппины, Малайзию и другие страны региона, по сути, компенсировали отсутствие значимого продвижения в других областях сотрудничества. Так, например, согласно данным российского Федерального агентства по туризму, если в 2000 г. Таиланд посетили 37 тыс. российских граждан, то в 2014 г. их количество возросло уже до 1,3 млн человек. В 2018–2019 гг., предшествовавших пандемии, число российских туристов, посетивших Королевство, возросло практически до 1,5 млн человек. Стабильная повышательная динамика была характерна для поездок из России и в другие страны регионы, а все страны Юго-Восточной Азии в 2019 г. посетило более 2,5 млн россиян (см. Табл. 1).

Таблица 1. Количество прибывших в страны АСЕАН из России, 2020–2022 гг. (человек)

Страна

2019

2020

2021

2022

Бруней Даруссалам

н.д.

175

н.д.

н.д.

Камбоджа

55 653

21 944

357

14 339

Индонезия

158 943

67 491

8 392

74 143

Лаос

12 054

3 144

н.д.

4 410

Малайзия

79 984

28 694

399

33 003

Мьянма

5 259

2 094

594

1 405

Филиппины

36 111

12 643

1 027

8 040

Сингапур

80 255

28 991

388

9 799

Таиланд

1 483 334

587 167

30 759

435 008

Вьетнам

646 524

244 966

н.д.

39 921

АСЕАН

2 558 117

997 309

41 916

620 068

Источник: https://data.aseanstats.org/visitors

Пандемия нанесла серьезный ущерб туристической отрасли по всему миру, и страны Юго-Восточной Азии не стали исключением. До пандемии COVID-19 Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) активно развивала сферу туризма как один из драйверов регионального экономического роста. С 1992 г. в рамках АСЕАН принимались целенаправленные шаги по популяризации региона как единого туристического направления. По состоянию на 2019 г. туристический сектор обеспечивал порядка 11,7% общерегионального ВВП и был источником рабочих мест для более чем 41 млн человек (13,2% рабочих мест в масштабах всей ЮВА). Неудивительно, что меры поддержки туристической отрасли и формы региональной кооперации в этом вопросе стали прорабатываться Ассоциацией еще до завершения пандемии. Однако восстановление туристического потока из России, на которое в плане оздоровления своих экономик рассчитывали ключевые страны региона, столкнулось с новыми вызовами, спровоцированными введением в отношении России западных санкций после февраля 2022 г.

Наиболее серьезными факторами коммуникационного разрыва стали логистический и финансовый. Хотя до февраля 2022 г. экспертами высказывались сожаления по поводу того, что не со всеми странами региона было установлено прямое авиасообщение, в целом логистическая связанность оставалась на достаточно высоком и комфортном уровне благодаря прямым рейсам в Бангкок, Ханой и Хошимин, выполняемым как российской авиакомпанией «Аэрофлот», так и местными авиакомпаниями, и наличию удобных стыковок в Дубае, Сеуле, Пекине и ряде других городов. В самом регионе активно работали компании-лоукостеры, благодаря которым авиационная связанность Юго-Восточной Азии существенно опережала и по стоимости, и по оперативности другие виды транспортных коммуникаций. Пандемия внесла существенные коррективы в авиасообщение по всему миру, а введение западных санкций в отношении российской авиационной отрасли создало структурную проблему для поддержания транспортной взаимосвязанности России и стран ЮВА.

В течение двух лет страны Юго-Восточной Азии и Россия вели совместный поиск вариантов преодоления возникшего логистического разрыва, который пока что так и не был полностью нивелирован. Паллиативным решением стали восстановление прямых рейсов «Аэрофлота» в столицу Таиланда — Бангкок, который, по сути, превратился в наиболее значимый транспортный хаб для россиян в регионе, и запуск прямых рейсов, выполняемых из стран региона на среднемагистральных самолетах в сибирские города России. Положительные изменения наметились также в развитии туристических связей России и Вьетнама, куда с 31 января 2024 г. были запущены прямые рейсы «Аэрофлота» по маршруту Москва — Хошимин. В сфере финансовых расчетов для туристической отрасли серьезных прорывов, однако, не произошло. Несмотря на то, что ряд стран региона, в числе которых Индонезия, Таиланд и Вьетнам, планировали наладить использование карт российской платежной системы «Мир», эти планы так и не были реализованы из-за опасений вторичных санкций в отношении банковских систем этих стран.

Рынок все же решает

Несмотря на отмеченные выше сложности, необходимость стимулирования экономического развития привела к тому, что на государственном уровне сразу в нескольких странах были приняты меры по снятию многих ограничений для российских туристов. При том что общерегиональные перспективы после пандемии выглядели достаточно радужно, а рост региональной экономики в 2023 г. составил более 4%, ситуация в отдельных странах Юго-Восточной Азии существенным образом различалась.

Так, например, в Таиланде за период пандемии вклад туристической отрасли в ВВП упал с 20,3% в 2019 г. до 5,8% в 2021 г., в Индонезии за тот же период с 5,6% до 2,4%, на Филиппинах — с 22,5% до 10,4%, в Мьянме — с 6,5% до 2,1%. При этом экономическая ситуация в Таиланде существенно просела по сравнению с соседями по региону из-за комплекса структурно-экономических факторов и политической нестабильности, а военное правительство, пришедшее к власти в Мьянме в 2021 г., помимо вызовов пандемии столкнулась с серьезными международными ограничениями и санкциями со стороны западных стран.

Учитывая общие вызовы, с которыми пришлось иметь дело туристической отрасли, и конкретно-страновую специфику, правительства этих стран, по-видимому, выбрали сознательный курс на повышение своей привлекательности для российских туристов. Срок безвизового пребывания для россиян в Таиланде был продлен накануне встречи премьер-министра Таиланда и президента РФ В. Путина на форуме «Один пояс, один путь» в Пекине в октябре 2023 г. и стал своего рода дружественным жестом в отношении России. Среди дополнительных мер стимулирования интереса жителей стран друг к другу стоит отметить и то, что 2024 г. был объявлен перекрестным годом культурных обменов и туризма России и Таиланда.

В Мьянме сфера туризма и гостиничного бизнеса была включена правительством в перечень стратегических направлений развития экономики и привлечения иностранных инвестиций. При имеющихся санкциях, наложенных западными странами как на Россию, так и на Мьянму, правительство этой страны предприняло целей комплекс активных шагов для повышения своей туристической привлекательности для посетителей из России. В их числе — запуск прямых рейсов по маршруту Янгон — Мандалай — Новосибирск авиакомпанией Myanmar Airways International в сентябре 2023 г. (до этого прямое авиасообщение между Россией и Мьянмой осуществлялось более 30 лет назад, а во многие столицы Юго-Восточной Азии можно было попасть только с пересадкой в Янгоне, на тот момент — Рангуне), привлечение туристов из российских регионов, разработка пакетных туров для посещения нескольких древних мьянманских городов. Кроме того, находясь с визитом в Москве в конце января 2024 г., министр инвестиций и внешнеэкономических связей Мьянмы Кан Зо анонсировал начало работы платежной системы «Мир» в Мьянме с 20 февраля 2024 г.

В целом же, по данным Ассоциации туристических операторов России, за первое полугодие 2023 г. Таиланд посетило более 791 тыс., Индонезию — порядка 80 тыс., Малайзию — 55 тыс., Вьетнам — 62 тыс. человек. Количество посещений Мьянмы российскими туристами в прошедшем году достигло 3 тыс., продемонстрировав двукратный рост по сравнению с 2022 г. Дополнительным интересным дивидендом от туризма для стран региона стало и то, что в 2023 г. Таиланд (наряду с ОАЭ и индонезийским островом Бали) занял позицию одного из самых популярных направлений у россиян для приобретения недвижимости, потеснив лидера 2022 г. — Турцию. Фактором, потенциал которого еще только предстоит проследить в ближайшие годы, является постепенный рост интереса россиян к обучению в университетах стран региона, в первую очередь — Сингапура, но также и Малайзии.

***

Представленный анализ позволяет заключить, что Россия и страны региона ведут активный поиск новых форм гуманитарной взаимосвязанности, даже несмотря на то, что не для всех отмеченных выше ограничений пока что возможны оптимальные решения. Результаты этого поиска наиболее явно проявляются в первую очередь в сфере туризма как вполне очевидной приоритетной сфере сотрудничества, поскольку она может принести всем партнерам достаточно быстрые экономические дивиденды. При этом потенциально эти новые формы будут способствовать развитию и других областей, начиная от деловой коммуникации и заканчивая образовательными и культурными проектами. При всех сохраняющихся санкционных ограничениях, самым непосредственным образом влияющих на сферы логистики и финансов, очевиден также и прагматизм азиатских стран, обусловленный необходимостью восстановления экономики после пандемии и стремлением поддержать собственную конкурентоспособность, независимо от геополитических перипетий.

(Голосов: 14, Рейтинг: 4.71)
 (14 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся