Ответом Запада на действия России в Украине были санкции и попытки изолировать Россию. Деятельность совета НАТО — Россия, который задумывался как площадка для консультаций и форум для урегулирования взаимных претензий, была приостановлена. Россию де-факто исключили из «Группы восьми». Несмотря на это, Россия по-прежнему играет существенную роль в важнейших мировых процессах: ее действия в Сирии — последний тому пример. Уже больше двух лет мы говорим об угрозе со стороны России и о том, что должен делать Запад для минимизации этой угрозы; пришла пора вспомнить, почему Запад — и особенно Европа — нуждается в России.
Ответом Запада на действия России в Украине были санкции и попытки изолировать Россию. Деятельность совета НАТО — Россия, который задумывался как площадка для консультаций и форум для урегулирования взаимных претензий, была приостановлена. Россию де-факто исключили из «Группы восьми». Несмотря на это, Россия по-прежнему играет существенную роль в важнейших мировых процессах: ее действия в Сирии — последний тому пример. Уже больше двух лет мы говорим об угрозе со стороны России и о том, что должен делать Запад для минимизации этой угрозы; пришла пора вспомнить, почему Запад — и особенно Европа — нуждается в России.
Ключевыми представляются следующие четыре довода.
Во-первых, говоря об обеспечении мира и безопасности, следует помнить, что Россия — постоянный член Совета Безопасности ООН. Свое право вето она уже использовала для блокировки действий Запада в целом ряде ситуаций — прежде всего в Сирии, что оказало серьезное — хотя и непрямое — влияние на расклад сил в ЕС и единство европейской политики.
Во-вторых, Россия — один из крупнейших в мире поставщиков энергии. Россия располагает 6,87% доказанных нефтяных и 17,4% доказанных газовых запасов мира, занимая четвертое место в мире по объему углеродосодержащих выбросов. Она крупнейший в мире экспортер природного газа и удерживает второе место по добыче нефти. Все это определяет ключевую роль России в мировой энергетической безопасности и придает особое значение ее усилиям в сфере решения проблемы климатических изменений.
В-третьих, в военной сфере Россия занимает третье место по расходам на вооружения и второе — по экспорту оружия в мире. По данным СИПРИ, в 2014 г. Россия потратила на оборону 91,7 млрд долларов США. Это составляет 4,5% российского ВВП и около 5,4% глобальных оборонных расходов. С 2005 г. военный бюджет Кремля вырос на 97%, а российские вооруженные силы подверглись комплексной модернизации. И, разумеется, не следует забывать, что России принадлежит 1780 развернутых ядерных боеголовок, а в целом ее арсенал составляет 7500 единиц. На фоне небезосновательной озабоченности многих растущим военным потенциалом России необходимо помнить, что эффективный контроль над обычными и ядерными вооружениями — во всяком случае в Евроатлантике — без России невозможен.
В-четвертых, совершенно очевидно амбициозное стремление России к построению системы международного управления, альтернативной западной модели: это явствует из политики России в рамках форума БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества, усилий по формированию Евразийского экономического союза (пусть пока и не функционирующего в полную силу). Недавно Россия заняла третье место среди крупнейших акционеров с правом голоса Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, созданного по инициативе Китая. При том, что амбиции России в отношении БРИКС, как я уже отмечал, во многом наивны, проводимая Западом политика отторжения России лишь укрепит Москву в ее решимости делать ставку на такого рода объединения с целью создания противовеса Западу.
Все это приводит нас к выводу о том, что — хотим мы этого или нет — сотрудничество с Россией по целому ряду критических вопросов — жизненная необходимость.
Если Россия представляет большое значение для Запада в целом, то это тем более верно для Европы. Более 80% россиян живут в европейской части страны, составляя около 16% общего населения континента, так что Россия — значимый игрок на европейском пространстве, как минимум в силу географии и своих демографических свойств.
Участие России в региональном управлении подкреплено ее членством в Совете Европы и ОБСЕ. Кроме того, Москва вновь и вновь демонстрирует способность выступать в качестве фактора, препятствующего Европе в вопросах обеспечения мира и стабильности: Грузия и Украина — лишь два примера тому. Если европейцы и впрямь хотят построить по-настоящему панъевропейскую систему безопасности, им волей-неволей придется договариваться и согласовывать свои планы с Россией.
Что касается энергетического аспекта, в 2013 г. степень зависимости ЕС от России определялась тем обстоятельством, что 39% европейского газового и 34% нефтяного импорта обеспечивалось Россией. И хотя в настоящий момент предпринимаются попытки снизить эту зависимость, данный процесс неизбежно будет сопряжен с серьезными политико-экономическими издержками, потребует много времени и энергии — ресурсов, необходимых Европе для решения целого ряда других проблем. Мощь российских энергетических гигантов в наибольшей мере ощущают восточные члены ЕС, где российский газ составляет до 100% импорта.
На севере Россия недавно заявила претензию на 463 с лишним тысячи квадратных миль арктического шельфа, при этом предполагается, что в Арктической зоне находится большая часть региональных запасов газа и значительная доля запасов нефти. Когда таяние ледяной шапки позволит открыть Северный морской путь, регион приобретет исключительную экономическую важность и окажется в центре внимания экологов. На настоящий момент Арктика представляет собой территорию более или менее совместного использования, но если европейские члены Арктического совета (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция) и другие европейские страны хотят, чтобы так же дело обстояло и дальше, им придется сотрудничать с Россией.
При формировании отношений с Азией — регионом, экономический и политический вес которого неуклонно растет, Европе также придется принимать в расчет позицию России. Китай надеется, что Экономический пояс Шелкового пути поможет ему в развитии экономических отношений со странами Евразийского региона. Этот проект может быть крайне выгоден для Европы, однако его маршруты пролегают через Россию и территории, находящиеся в сфере ее влияния. Сотрудничество с Россией будет способствовать экономическому развитию Евразии и в то же время позволит странам ЕС извлекать максимальную выгоду из этого развития.
Последние российские военные операции в Сирии грозят вызвать резкое увеличение числа беженцев в Европу. Это еще одна составляющая российского влияния на жизнь европейцев. Кроме того, в связи с тем, что в Сирии воюют представители самых разнообразных сил, в случае непреднамеренной эскалации военного конфликта последствия грозят всем нам. Сотрудничество с Россией по сирийскому вопросу, как показывает последний анализ, выполненный Европейской сетью лидеров, — лучший способ избежать обострения ситуации и увеличения потока беженцев в Европу.
Вопрос о целесообразности сотрудничества с Россией неоднозначен, особенно в свете действий России в Украине. Однако серьезность проблем, с которыми приходится сегодня сталкиваться Западу (не в последнюю очередь — сирийский кризис), не оставляет нам иного выхода, кроме как искать пути их решения. Вопрос, который должны задать себе европейские лидеры, особенно представители официального Брюсселя, заключается не в том, нужно ли нам сотрудничество с Россией, а в том, насколько далеко должно заходить это сотрудничество и на какие сферы распространяться. Этот диалог нельзя начинать, не обдумав, как сочетать его ведение и дальнейшее сотрудничество с Россией с принятием эффективных мер по осуждению и предотвращению неприемлемых действий России в Украине и где бы то ни было еще.
Тем, кто априори отвергает любые варианты сотрудничества с Россией, рекомендуется вспомнить ситуацию с Ираном. Соглашение с Ираном по ядерной программе представляет собой значительный шаг на пути к обеспечению региональной и международной безопасности, и это соглашение было бы невозможным без поддержки России. Игнорируя потенциал сотрудничества с Россией по другим важнейшим вопросам, стоящим перед Европой, европейцы лишь снижают собственные шансы на решение самых насущных проблем.
Эта статья – продолжение статьи под названием «Зачем России нужна Европа» и написана в рамках комплексного проекта по оценке стратегического потенциала сотрудничества между Россией и Европейским союзом. Подробная концептуальная записка будет подготовлена и выпущена в марте-апреле 2016 г.