С 2009 г. Китай — главный партнер африканских стран в области торговли. Если в 2000 г. товарооборот составлял 10 млрд долл., то в 2014 г., по оценкам западных экспертов, показатель достиг 220 млрд. В последующие годы объем торговли Китая и стран Африки по причине мирового финансово-экономического кризиса упал (до 180 млрд долл. в 2017 г.). Тем не менее в сфере торгового сотрудничества с Африкой Китай остается лидером.
В области инвестиций в африканских странах в 2017 г. было объявлено, что Китай занял первое место по предоставлению кредитов странам Африки, общий объем которых превысил 100 млрд долл., превзойдя уровень 2010 г. в 50 раз. В области прямых и портфельных инвестиций главные партнеры Китая — Египет, Нигерия, Алжир, ЮАР, Эфиопия, ДРК, Замбия, Ангола, Марокко, Нигер, Камерун, Чад и некоторые другие страны.
Помимо торговли и инвестиций, распространенными формами помощи, которую Китай оказывает развитию в Африке, являются гранты, беспроцентные и низкопроцентные займы, списание долгов, безвозмездное строительство, беспошлинный режим импорта ряда африканских товаров, направление специалистов в страны Африки, обучение африканских студентов и подготовка специалистов на местах, создание медицинских центров, безвозмездная поставка медикаментов, направление добровольцев, деятельность культурных центров, гуманитарная помощь в случаях природных и техногенных катастроф. В широком смысле слова к помощи развитию некоторые эксперты относят военно-техническое сотрудничество, данные о котором остаются в КНР в целом закрытыми.
Исходя из опубликованных Китаем цифр, помощь развитию, понимаемая как безвозмездная, является сравнительно невысокой. Вместе с тем американский исследовательский институт «Центр за глобальное развитие», опубликовал данные, которые свидетельствуют, что в 2000–2016 гг. помощь была в действительности значительно выше официально заявленной и практически достигла уровня США — 75 млрд долл., если в расчет принимать проекты в области здравоохранения, образования и культуры.
Механизм принятия и реализации решений КНР в области содействия (помощи) развитию, понимаемой в широком смысле слова, включает как государственные, так и частные институты. Ключевыми учреждениями принятия решений в области оказания помощи африканским странам в КНР является Министерство иностранных дел, Министерство торговли и Министерство финансов, играющие не только стратегическую, но и практическую роль в реализации проектов.
Под эгидой государственных органов власти Китая стратегическая реализация инвестиционных проектов осуществляется Государственным банком развития Китая, созданным в 1994 г. и считающимся в настоящее время крупнейшим банком развития в мире, а также Инвестиционной корпорацией Китая, являющейся суверенным фондом, созданным в 2007 г. для управления валютными резервами страны.
Среди специализированных институтов оказания помощи можно назвать Фонд развития производственных мощностей, Фонд развития малых и средних предприятий, Фонд «Шелковый путь», Институт Конфуция, Фонд развития человеческих ресурсов, которые являются учреждениями, нацеленными на распространение экономического и гуманитарного присутствия КНР в Африке.
Среди институтов Китая по содействию развитию в Африке выделяется Фонд развития Китай-Африка (ФРКА). Он был создан на основе уставного капитала, предоставленного Государственным банком развития Китая в 2007 г., в развитие решений Пекинского форума в верхах по вопросам сотрудничества Китая и Африки, проведенного в 2006 г. с целью привлечения внимания к развитию экономики африканского континента.
ФРКА представляет собой инвестиционный фонд, зарегистрированный по частному праву КНР. Тем самым он не относится к «суверенным фондам», создаваемым, согласно сложившемуся пониманию, Центральными банками, хотя доля в учредительном капитале ФРКА, предоставленная Банком развития Китая, дает возможность де факто государственного контроля над деятельностью этого учреждения.
Официальными целями фонда было провозглашено преодоление следующих сложностей в сотрудничестве с африканскими странами: неадекватность инфраструктур, дефицит профессиональных кадров и недостаток инвестиций в Африке.
В отличие от других институтов помощи КНР, фонд предоставляет не кредиты, а осуществляет в Африке свои прямые инвестиции посредством софинансирования проектов предприятий, нацеленных на сотрудничество со странами африканского континента. Фонд обычно предоставляет одну треть необходимого для проекта финансирования, выступая как пассивный инвестор. Оставшаяся часть обеспечивается китайскими и иностранными инвесторами.
В качестве аргумента в пользу финансирования предприятий без предоставления кредитов государственным и частным экономическим операторам африканских стран выдвигается то, что такой подход дает возможность африканским странам развивать проекты, не увеличивая долги, и повышать тем самым потенциал для их самостоятельного развития.
По итогам десяти лет работы ФРКА в конце 2017 г. в официальных документах было заявлено, что фонд вложил около 3,2 млрд долл. в 91 проект в 36 странах африканского континента. Эту сумму надо рассматривать в контексте общей суммы инвестиций в африканские страны при участии фонда в размере 20 млрд (включая инвестиции партнеров фонда) при всех других формах инвестиций в объеме 100 млрд долл.
Хотя Фонд, как и другие «несуверенные фонды», не публикует на своем сайте информацию о своих конкретных проектах, известно, что на практике он участвует в капиталовложениях в такие отрасли африканских стран, как энергетика (например, гидроэнергетика, углеводороды, солнечная энергетика), инфраструктура (железнодорожные пути, автодороги, мосты, морские и речные порты, аэропорты, спортивные сооружения), промышленное производство, добыча и переработка природных ресурсов (древесина, цветные металлы, колтан, драгоценные и полудрагоценные камни) и сельское хозяйство. К числу таких проектов КНР в Африке можно отнести строительство более 100 промышленных парков (зон), более 40% из которых уже введены в строй. К концу 2016 г. было построено 5756 км железнодорожных путей, 4335 км автодорог, 9 портов, 14 аэропортов, 34 электростанции, а также 10 больших и около 1 тысячи малых ГЭС.
В некоторых случаях проекты моделируются по схеме «строительство-эксплуатация-передача», когда по завершению строительства объекта предприятие КНР получает возможность его эксплуатации в течение нескольких лет при последующей передаче в собственность страны нахождения объекта.
В рамках проектов ФРКА в странах Африки, по данным на 2017 г., уже осуществляется ежегодное производство 11 тысяч грузовиков, 300 тысяч кондиционеров, 540 тысяч холодильников; 390 тысяч телевизоров и 1,6 млн тонн цемента. Примером капиталовложений в производство цемента является проект инвестиций в предприятие по производству цемента «Жидонг» в провинции Лимпопо (ЮАР). Начиная с 2010 г., фонд совместно с партнерами внес 382,5 млн рандов ЮАР в предприятие, общий капитал которого составляет 1,65 млрд рандов ЮАР.
Знаменательным событием стало открытие в 2015 г. в Конго (Браззавиль) Китайско-конголезского банка для Африки, представляющего собой первый совместный китайско-африканский банк универсального типа (с 50% участием сторон) и призванного стать одним из наиболее крупных банков Африки с прогрессивным охватом не только членов Экономического сообщества государств Центральной Африки, но и других стран Африки. Значительная часть инвестиций ФРКА в Центральной Африке в настоящее время обслуживается этим банком, который с 2017 г. работает в г. Браззавиле в специально построенном для него высотном здании. Банк уже пользуется репутацией одного из наиболее надежных банковских учреждений в Африке.
Одним из последних проектов прямых инвестиций фонда стало приобретение в 2017 г. сингапурской компании по производству каучука «Альсион Агри Корп.», купленной при участии фонда китайской компанией «Синохем Интернэшнл» за 90 млн долларов США. Сингапурская компания входит в пятерку мировых производителей каучука, закупаемого главным образом в Африке. В результате сделки «Синохем Интернэшнл» приобрела в собственность 24 плантаций каучука на территории 150 тыс. гектаров и заводы в Камеруне, Кот д'Ивуаре, ДРК (Киншаса), Нигерии, Гане и Габоне.
В области культурных и гуманитарных проектов КНР планирует в ближайшие годы построить 5 культурных центров, установить телевизионные антенны в 10 тысячах африканских деревень, предоставить 2 тыс. стипендий для докторских исследований, 30 тыс. стипендий для получения высшего образования и 1 тыс. стипендий для журналистов. В области профессионально-технического образования планируется дать подготовку 200 тыс. техников на месте и подготовить 40 тыс. техников-специалистов в Китае.
Примерами безвозмездной деятельности китайских предприятий при участии ФРКА может служить строительство зданий для глав государств, парламентов и правительств африканских государств, как, например, и строительство здания штаб-квартиры Африканского союза в г. Адис-Абеба (Эфиопия), которое преследует цели по развитию добрососедских отношений с африканскими странами.
В рамках позитивного представления африканской общественности результатов работы руководство ФРКА указывает на то, что, благодаря капиталовложениям фонда, экспорт африканских товаров может увеличиться до 2 млрд долл. и доходы от налогов — до 1 млрд долл. в год. Кроме того, создаются рабочие места для местной рабочей силы. Объявлено, что деятельность фонда позволила создать 70 тыс. прямых рабочих мест и 170 тыс. рабочих мест косвенно.
По мнению экспертов, помимо предоставления капиталовложений в странах Африки, фонд помогает также африканским товарам достичь уровня качества, необходимого для экспорта. В среднесрочной перспективе прогнозируется перенос производства из Китая в Африку. Это рассматривается также как возможность для африканских предприятий выйти на международный рынок со своими товарами, что сделал сам Китай 30 лет назад.
В области оценок условий для инвестиций эксперты, близкие к фонду, констатируют, что в последние годы во многих странах Африки в политическом плане наблюдается относительная стабильность, а также отмечают быстрый экономический рост, урбанизацию и увеличение потребителей из среднего класса. В исследованиях говорится, что городское население в Африке ежегодно увеличивается на 15 млн человек, что равно появлению каждый год нового города, равного по населению Нью-Йорку и Лондону вместе взятым.
Помимо этого, в заявлениях по случаю 10-летия ФРКА руководители фонда подчеркнули, что многие африканские страны имеют географически благоприятное положение, дешёвую рабочую силу и хорошие условия для торговли. Президент ФРКА заявил, что такие отрасли, как инфраструктура, промышленное производство и сельское хозяйство, в Африке успешно развиваются, обладая большим потенциалом. Он подтвердил, что с оптимизмом смотрит на перспективы этого континента, рассматривая «помощь развитию Африке как совместную ответственность международного сообщества».
В плане международной координации усилий в Африке ФРКА заключил соглашение с американским Фондом Гейтс о предоставлении капиталовложений в сельское хозяйство и фармацевтику африканских стран, а также подписал Меморандум о взаимопонимании в области капиталовложений и экспорта с Департаментом по международному сотрудничеству Великобритании. В январе 2018 г. в ходе визита президента Франции в Китай было подписано рамочное соглашение между ФРКА и Французским агентством развития в целях поддержки проектов по борьбе с изменением климата в Африке, которая рассматривается как «стратегический приоритет». Кроме того, фонд как китайское финансовое учреждение сотрудничает также с другими партнёрами, среди которых Всемирный банк, Организация Объединённых Наций по промышленному развитию и Африканский банк развития, имеющий свою штаб-квартиру в г. Браззавиль (Конго).
Несмотря на существенную институциональную разницу в организации внешнеэкономической деятельности в России и Китае, изучение практики Фонда развития Китай-Африка дает возможность продолжить разработку концепций национальных механизмов и институтов, которые создавали бы структурные условия для использования благоприятных возможностей в Африке для российских экономических операторов. Одним из таких институтов мог бы стать фонд, ориентированный на стимулирование государственно-частного партнерства в Африке.
Использованные источники
http://www.cadfund.com/en/index.aspx
https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskaya-model-pomoschi-mezhdunarodnomu-razvitiyu
https://cyberleninka.ru/article/n/pomosch-knr-stranam-afriki
http://www.focac.org/eng/zxxx/t1405739.htm
http://www.xinhuanet.com/english/2017-12/24/c_136848691.htm
http://supchina.com/2018/01/11/will-china-help-france-fund-10000-strong-anti-terrorism-force-africa/
http://www.china-inv.cn/
http://www.chinaafricarealstory.com/2015/03/is-cad-fund-sovereign-wealth-fund.html
http://factsanddetails.com/china/cat8/sub52/item2874.html
https://www.washingtonpost.com/news/monkey-cage/wp/2018/01/24/china-is-investing-seriously-in-latin-america-should-you-worry/?utm_term=.4023d31c6ed2
https://www.ft.com/content/0f534aa4-4549-11e7-8519-9f94ee97d996
http://www.eastasiaforum.org/2017/11/28/fact-checking-critics-of-chinese-aid/
https://www.npr.org/sections/goatsandsoda/2017/10/31/560278615/find-out-some-but-not-all-the-secrets-of-chinas-foreign-aid
https://242infosnet.cg/finance-la-bsca-bank-demarre-ses-activites-au-congo/