Россия и Турция, стремительно набирая вес на международной арене, нередко находятся в состоянии острого соперничества, которое распространяется и на Африканский континент. От Африканского Рога до Ливии Россия и Турция стремятся усилить свои позиции в торговле природными ресурсами, открыть для себя новые потребительские рынки, а также укрепить свое влияние через построение партнерских отношений с африканскими странами.
На новом витке соперничества за Африку две державы стремятся усилить свои позиции на региональных рынках сырья и энергии. Руководствуясь военно-стратегическим значением континента, они устанавливают со странами региона партнерские отношения на правительственном уровне, проводят военные обмены, ведут переговоры о создании военных объектов на побережье Средиземного моря, Индийского и Атлантического океанов.
России и Турции есть за что бороться в новой «гонке за Африку», однако существующие примеры сотрудничества и совпадения интересов красноречиво свидетельствуют о возможности сокращения конкурентной борьбы между двумя странами. Эти векторы взаимного интереса могут создать синергетические, многоуровневые выгоды как для России и Турции, так и для африканских стран. Благодаря российско-турецким политическим, экономическим и иным связям, установленным как на общенациональном, так и региональном уровнях, а также схожим взглядам руководства обеих стран на создание многополярного мира Россия и Турция могут иметь в Африке не только общие интересы, но и выявить сферы партнерства. Особенно это относится к Ливии, где цели Москвы и Анкары в сферах энергетики, обороны и внешней политики весьма схожи. В результате у правительств африканских стран, ищущих новых партнеров, может появиться больше возможностей.
Россия и Турция, стремительно набирая вес на международной арене, нередко находятся в состоянии острого соперничества, которое распространяется и на Африканский континент. От Африканского Рога до Ливии Россия и Турция стремятся усилить свои позиции в торговле природными ресурсами, открыть для себя новые потребительские рынки, а также укрепить свое влияние через построение партнерских отношений с африканскими странами.
На новом витке соперничества за Африку две державы стремятся усилить свои позиции на региональных рынках сырья и энергии. Руководствуясь военно-стратегическим значением континента, они устанавливают со странами региона партнерские отношения на правительственном уровне, проводят военные обмены, ведут переговоры о создании военных объектов на побережье Средиземного моря, Индийского и Атлантического океанов.
России и Турции есть за что бороться в новой «гонке за Африку», однако существующие примеры сотрудничества и совпадения интересов красноречиво свидетельствуют о возможности сокращения конкурентной борьбы между двумя странами. Эти векторы взаимного интереса могут создать синергетические, многоуровневые выгоды как для России и Турции, так и для африканских стран. Благодаря российско-турецким политическим, экономическим и иным связям, установленным как на общенациональном, так и региональном уровнях, а также схожим взглядам руководства обеих стран на создание многополярного мира Россия и Турция могут иметь в Африке не только общие интересы, но и выявить сферы партнерства. Особенно это относится к Ливии, где цели Москвы и Анкары в сферах энергетики, обороны и внешней политики весьма схожи. В результате у правительств африканских стран, ищущих новых партнеров, может появиться больше возможностей.
Две державы соревнуются на разных треках
При анализе роли России и Турции в новой «гонке за Африку» становится очевидным заметное различие в подходах этих держав к тому, как пересечь «финишную черту». Под «финишной чертой» здесь понимается установление влияния, захват потребительских рынков и получение контроля над добычей ценных ресурсов — от алмазов до бокситов и урановой руды.
Анализируя торговые сделки и саммиты на высоком уровне между руководителями африканских государств и их российскими или турецкими коллегами, можно сделать следующие выводы:
- Турция имеет преимущество перед Россией в том, что намного раньше начала реализовывать свою стратегию в Африке (если мы берем современный исторический этап).
- Стратегия Турции на Африканском континенте намного разнообразнее той, которой придерживается Россия. Имея внешне схожие проявления символического характера (например, проведение крупных встреч на высшем уровне, частые государственные визиты и заключение соглашений о стратегическом партнерстве), Россия в основном делает упор на отдельно избранные области интересов, в которых она имеет стратегическое преимущество — на добычу природных ресурсов (алмазы в Зимбабве), строительство атомных электростанций в Египте и Южной Африке, переработку нефтяных ресурсов на месторождениях Аль-Сахара в Ливии, поставку вооружений и охранных услуг в Мали, Нигерию, Центральноафриканскую Республику и Анголу.
Действия России на дипломатическом и экономическом поприще в Африке носят стратегический характер и ориентируются в первую очередь на тех партнеров, которые наилучшим образом позволяют обеспечить ее деловые и военно-политические интересы. В качестве примера можно привести подписание соглашений о стратегическом партнерстве с Мали в 2011 г., о военном сотрудничестве между Россией и Нигерией в 2021 г., а также несколько визитов, совершенных в прошлом десятилетии министром иностранных дел Сергеем Лавровым в отдельные африканские страны (в частности, в Южную Африку, Зимбабве, Анголу и Египет) для построения с ними партнерских отношений. Здесь стоит отметить, что для африканских стран к стратегическим преимуществам партнерства с Россией относятся: добыча ресурсов, развитии энергетики, продажа оружия и обеспечение безопасности.
В последние годы Россия стала уделять больше внимания усилению своего влияния на Африканском континенте. Это видно на примере расширения вещания информационного агентства «RT» (добавились Мали, Конго и Центральноафриканская Республика), а также роста значения саммитов «Россия — Африка» в Сочи, Москве и Санкт-Петербурге за последние 8 лет.
Между тем стратегия Турции в Африке более разнообразна и имеет преимущество над российской за счет внушительного выигрыша во времени своей реализации — она началась с 2005 года, который турецкое правительство объявило «годом Африки». Особенности выстраивания политических, экономических и дипломатических связей во многом схожи с российскими подходами на континенте. Так, Турция использует соглашения о стратегическом партнерстве — например, с Правительством национального согласия (ПНС) в Ливии и властями Сомали. Вместе с тем расширение программ по оказанию помощи африканским странам в целях развития позволило Турции существенно повысить привлекательность своего имиджа в глазах африканской общественности. В качестве примера, здесь можно упомянуть создания железнодорожной линии международного аэропорта им. Блеза Диана в Дакаре (Сенегал), предоставление с 1992 г. стипендий на обучение более 15 тыс. студентам, финансирование развития и оказания военной помощи таким странам, как Ливия, Сомали и др. Такая политика Турции в отношении африканских стран выглядит более разносторонней в сравнении с российской.
За последние несколько лет Турецкое агентство сотрудничества и развития (TIKA) вложило в африканские страны около 1 млрд долл. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) Турции в Африку сегодня приближаются к 10 млрд долл., а объем торговли с африканскими странами в 2021 г. достиг 26 млрд долл. Анкара имеет посольства в 37 африканских странах и статус наблюдателя в Африканском союзе. Эти цифры сопоставимы с экономическими, политическими и дипломатическими возможностями России в регионе. В Африке страна имеет 51 действующее посольство, объем российской торговли в 2021 г. составил 20 млрд долл., а помощь в целях развития и инвестиции по всему континенту в значительной степени сводятся к оказанию чрезвычайной продовольственной помощи и списанию долгов советской эпохи за покупку африканскими странами оружия во времена холодной войны.
Хотя в этой «гонке за Африку» каждая из сторон стремится обойти соперника и придти к «финишу» первой, нельзя исключать возможности сотрудничества двух стран и использования общих интересов для извлечения выгоды. В плюсе могут остаться в том числе и их африканские партнеры.
Турция: неоосманское видение
Подобно более амбициозным внешнеполитическим целям Турции на мировой арене, ее деятельность в Африке определяется системной направленностью турецкой внешней политики в целом, а именно — неоосманизмом. Хотя неоосманизм не отражен в турецкой внешнеполитической доктрине, его идеи звучат в заявлениях президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана и других высокопоставленных чиновников. Суть этой концепции состоит в восстановлении роли Турции как культурного, религиозного, политического, экономического и военного центра силы в многополярном мире, где влияние в регионах представляет ключевой стратегический интерес (например, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в тюркских странах Средней Азии и т.д.).
Неоосманское видение задает тон во внешней политике Р. Эрдогана, отражая устоявшуюся концепцию «Голубая родина» («Мави Ватан»). Стоит отметить, что эта концепция обостряет проблемы морского транзита, разведки и добычи газа через Средиземное море от Израиля до Ливии.
В Африке неоосманское видение подпитывается ослаблением светского характера турецкого государства и государственной поддержкой мусульманских инициатив, а также связями с континентом, которые были установлены Османской империей через региональные владения в Египте, Ливии, Алжире и Эритрее. По мнению многих наблюдателей, недавнее политическое продвижение ислама в Турции президентом Р. Эрдоганом переносится на внешнюю политику страны путем налаживания связей с мусульманскими странами, которые имеют общие черты с турецким исламом и, что более важно, представляют для Турции стратегическую ценность (к таким странам, например, относится Ливия).
Россия как сдерживающий фактор для Запада
Как отмечает российский эксперт A. Бобров, занимающийся эволюцией концептуальных основ российской внешней политики, Россия осуществляет деятельность на международной арене как в своих военно-стратегических, политических и экономических интересах, так и в качестве сдерживающего фактора для Запада (в первую очередь Соединенных Штатов). Кроме того, императив Концепции российской внешней политики 2016 г. предполагает создание многополярного мирового порядка, в котором Россия представляет собой центр (или полюс) силы. А. Бобров считает, что в данной концепции Африке уделяется меньше внимания, чем другим регионам, однако за последние шесть лет тенденция изменилась. Существенно возросло количество встреч на высшем уровне, государственных визитов и заключенных Россией соглашений с африканскими странами.
Россия реанимировала свои связи с африканскими партнерами, которые сотрудничали с Советским Союзом во времена холодной войны, или чья современная элита получила образование в российских университетах, таких как РУДН. В качестве примера можно привести Конго, ЮАР, ЦАР и Мали. Россия, активизировав африканский внешнеполитический вектор, нарушила баланс сил и монополию на власть, которые находились под контролем Франции и Соединенных Штатов, пусть даже речь идет о странах, чьи правительства подвергались остракизму со стороны Запада за нарушения прав человека или диктаторский режим. Россия получила стратегическое преимущество путем заключения с ними комплексных контрактов на поставки вооружений, развитие энергетического сектора и добычу природных ископаемых.
От конкуренции до сотрудничества
Россия и Турция руководствуются в своих действиях «просвещенным эгоизмом», декларируют свое «партнерство» с африканскими странами и могут получить взаимную выгоду от выстраивания отношений с любой из них. Обе страны стремятся закрепиться в Африке и на международной арене в качестве авторитетных и набирающих мощь держав. Тем самым они не только расшатывают уже и так неустойчивый однополярный мир, в котором первую скрипку играют США и их ближайшие союзники, но и паллиативный биполярный мир, в котором США и ЕС соперничают с Китаем, что неизбежно повышает статус таких государств, как Россия, Индия и Бразилия. Такое положение дел может породить как соперничество и конкуренцию, так и сотрудничество между Москвой и Анкарой, поскольку обе страны стремятся к ведущей роли в международных делах и в разрешении конфликтов. В настоящее время наблюдаются проявление конфликта в отношении событий на Украине, но также и сотрудничества, поскольку именно в Турции проходят переговоры противоборствующих сторон. В период нагорно-карабахского кризиса в 2019 г. Россия и Турция подписали меморандум о взаимопонимании по созданию Российско-турецкого совместного центра мониторинга, хотя в первые дни кризиса они стояли на разных позициях.
В Африке Россия и Турция активизировали усилия по укреплению своих позиций. Однако их шансы добиться на этом поприще успеха довольно призрачны, поскольку в новой «гонке за Африку» обе державы отстают от признанных лидеров в лице ЕС, США и Китая. В дальнейшем у России и Турции может появиться больше тех сфер, в которых их интересы совпадут.
Россия, разыгрывая свою «мусульманскую карту» (например, косвенным вовлечением Татарстана как региона, который достаточно близок к культуре Турции), которая могла бы сыграть важную роль в достижении новых договоренностей по Африке. Они могут быть направлены на обеспечение общих интересов в Ливии, где обе стороны стремятся восстановить экономические связи и не допустить там продвижения интересов других стран, в частности, ОАЭ и США. Также это может стать плацдармом для улучшения отношений с Турцией, имеющей свои военные миссии в Джибути и Сомали. Не исключено, что это позволит России оказывать влияние на проведение военных операций, заключать совместные сделки с оружием и участвовать в иных дипломатических, политических и военных инициативах на африканском побережье Индийского океана.
Сотрудничество: треки разные, финиши схожие
Никто не знает, к чему приведет новая «гонка за Африку», кто станет ее непременным победителем, и чем она обернется для континента. И хотя в некоторых исследованиях утверждается, что российский интерес к новому мировому порядку чреват для Африки одними лишь негативными последствиями, на самом деле деятельность России, Турции, Индии и других держав, несомненно, предоставляет континенту разнообразие вариантов, что необходимо не только для его развития, но и для международного сообщества в целом. Конкурируя и пересекаясь в различных сферах, Россия и Турция могут найти много общего как растущие державы, стремящиеся к построению многополярного мира при помощи сотрудничества с африканскими странами. Если этого не случится, то появятся возможности для умеренного сотрудничества между двумя странами в других областях, в частности, разыгрывании «мусульманской карты» России. В обоих случаях это приведет к ослаблению монополии влияния ЕС, Китая и США на принятие африканскими странами решений в политической, экономической, военной и экономической сферах.