Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 4.93)
 (14 голосов)
Поделиться статьей
Мария Шпак

Старший лаборант-исследователь Центра проблем развития и модернизации ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

Вопрос популяризации российского образования в Африке сегодня в фокусе внимания российских и африканских представителей власти, экспертного сообщества, бизнеса. Развитие российско-африканского образовательного сотрудничества стало важной темой для обсуждения на II Международной парламентской конференции «Россия — Африка», прошедшей в Москве 19–23 марта 2023 г.

Россия и Африка активно сотрудничают в сфере образования. Правительство РФ расширяет квоты на прием африканских студентов в российские вузы на бюджетные места. Крупный российский бизнес финансирует программы высшего образования для талантливой африканской молодежи.

Российские университеты реализуют собственные проекты, способствующие продвижению российского высшего образования на Африканском континенте. Наиболее активно и успешно в этой области сегодня действует РУДН. Университет применяет кластерный подход к экспорту российского образования за рубеж, в том числе в страны Африки. Анализ экономической ситуации на местах позволяет предложить иностранным студентам программы по наиболее востребованным в регионе специальностям, а партнерские отношения с зарубежными университетами и компаниями дают РУДН возможность работать с иностранными гражданами на всех этапах: от довузовской подготовки до трудоустройства после получения диплома о высшем образовании.

Российско-Африканский сетевой университет также может стать успешным форматом для развития образовательного сотрудничества с Африкой, однако на данном этапе проект нуждается в доработке. В рамках РАФУ необходимо предлагать африканским студентам не только специализированные курсы, но и долгосрочные образовательные программы высшего и дополнительного профессионального образования в российских университетах, вести совместную научно-исследовательскую и грантовую деятельность. В этом может помочь развитие партнерских связей с африканскими университетами, научными центрами и компаниями.

Важно налаживать контакт с потенциальными участниками российских образовательных проектов за рубежом, уделять внимание цифровой интернационализации интернет-порталов российских университетов, их объединений и образовательных платформ. Все каналы взаимодействия будущих иностранных студентов с российскими образовательными организациями должны быть максимально простыми, удобными и современными.

Необходимо не только работать на образовательном треке, но и активно освещать деятельность в этой сфере в российских и международных СМИ. Качественная презентация совместных российско-африканских образовательных инициатив в медиа способна повысить информированность представителей молодежи в странах Африки о возможностях, которые открывают перед ними международные образовательные проекты с участием России.

Экспорт российского образования за рубеж — одна из приоритетных задач развития нашей страны. Образовательное сотрудничество, в частности привлечение иностранных студентов в российские вузы, имеет преимущества и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе. Ведь рекрутинг студентов из-за рубежа — это не только доходы от их обучения на контрактной основе, но и возможность сформировать привлекательный имидж России на международной арене.

С 2017 г. в России реализуется федеральный проект «Экспорт образования», в рамках которого планируется к 2025 г. довести число иностранных студентов в российских вузах до 710 тыc. чел. Результаты уже заметны: на старте проекта в России учились около 220 тыс. иностранцев, а к 2022 г. их число возросло до 351 тыс. чел.

Дмитрий Тарасенко, Александра Фокина:
Зачем России Африка и с чем «ходить гулять»?

В условиях антироссийских санкций образовательное сотрудничество с США и странами Европы фактически приостановлено. А потому перспективным видится расширение взаимодействия с партнерами на востоке и юге — в странах Азии и Африки.

Особенно актуально развитие сотрудничества со странами Африканского континента. Взаимодействие России со странами Африки в сфере образования насчитывает более 60 лет (первые африканские студенты приехали в СССР в конце 1950-х гг.). В Африке работает крупный российский бизнес, который нуждается в квалифицированных специалистах на местах. Россия же предлагает качественные образовательные программы по востребованным в странах Африки специальностям в сфере медицины, точных наук, энергетическом секторе.

Вопрос популяризации российского образования в Африке сегодня в фокусе внимания российских и африканских представителей власти, экспертного сообщества, бизнеса. Развитие российско-африканского образовательного сотрудничества стало важной темой для обсуждения на II Международной парламентской конференции «Россия — Африка», прошедшей в Москве 19–23 марта 2023 г.

В рамках конференции состоялся круглый стол на тему «Парламентское сопровождение сотрудничества в области науки и образования». Выступавшие на нем представители российского академического сообщества подчеркнули, что образование и наука — главные на сегодняшний день направления сотрудничества России и стран Африканского континента, и прогресс в этих сферах расширяет возможности России и Африки по достижению экономического суверенитета.

В текущем геополитическом контексте для укрепления связей между Россией и Африкой в сфере образования открываются широкие перспективы. Все это требует координации позиций и подходов к развитию образовательных проектов в России и странах Африки, в том числе — на самом высоком уровне.

Саммит Россия — Африка 2019: амбициозные цели

В октябре 2019 г. в Сочи впервые прошли саммит и экономический форум Россия — Африка. В мероприятиях участвовали представители всех 54 стран Африки. 45 государств были представлены на уровне глав государств и правительств.

В итоговую декларацию Саммита вошли совместные цели и задачи развития сотрудничества по широкому спектру направлений, в том числе в научно-технической и культурно-гуманитарной сферах. Участники выразили намерение содействовать расширению контактов между университетами и крупными исследовательскими центрами России и африканских государств, поощрять академические обмены и сотрудничество в сфере образования.

Участники первого саммита и экономического форума Россия — Африка явно продемонстрировали стремление укреплять образовательное сотрудничество. В июле 2023 г. состоится второй саммит, на котором планируется обсудить промежуточные результаты работы и наметить новые векторы сотрудничества. Рассмотрим, на каком уровне отношения России и Африки в сфере образования находятся сегодня, и что делается для достижения совместных целей, поставленных в 2019 г.

Динамика российско-африканского образовательного сотрудничества

В российских вузах сегодня обучаются более 27 тыс. африканских студентов, из них более 5 тыс. — на бюджетных местах в рамках квоты Правительства РФ. При этом квоты для студентов из Африки в 2023/2024 гг. решено увеличить более чем в два раза по сравнению с текущим годом — с 2,3 тыс. до 4,7 тыс. мест.

Наиболее востребованы для африканских студентов специальности, связанные с медициной: «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация». Популярны и такие направления, как экономика, международные отношения, строительство, нефтегазовое дело, агрономия, информационно-коммуникационные технологии и системы связи.

Некоторые уроженцы стран Африки учатся в России по стипендиальным программам, которые предоставляет российский бизнес. Так, в 2017 г. «Росатом» выделил стипендии на обучение 60 специалистов из стран Африки в МИФИ. Стипендиаты смогли получить образование в области проектирования, строительства и эксплуатации ядерных объектов.

Компания «РУСАЛ» активно поощряет академическую мобильность студентов из Гвинеи, где работает с 2001 г. В 2011 г. РУСАЛ запустил в стране стипендиальную программу, по которой 100 гвинейских студентов получили бесплатное образование в российских вузах, и часть из них работает на предприятиях РУСАЛ в Гвинее. В 2018 г. стипендии на обучение в России получил еще 101 студент из Гвинеи. Новая программа РУСАЛ запущена в мае 2022 г., компания финансирует обучение по программам высшего и среднего профессионального образования для 50 студентов-медиков из Гвинеи. По неофициальной информации, стипендиальную программу планируют продолжать.

Российско-Африканский сетевой университет: достижения и проблемы

Новые форматы образовательного сотрудничества России и Африки предлагает не только бизнес, но и государство. В августе 2021 г. по инициативе Минобрнауки был создан Российско-Африканский сетевой университет (РАФУ), в состав которого вошли 12 российских вузов, имеющих опыт взаимодействия с Африкой.

РАФУ создавался в целях формирования единого образовательного и научного пространства, содействия академической мобильности и развития межкультурного диалога между Россией и Африкой. Планировалось создать единый пул курсов и дисциплин на русском, английском и французском языках. Освоение совместных программ теоретически дает студентам право получить дипломы нескольких университетов — участников Консорциума. В сферу деятельности РАФУ также входит проведение совместных научно-практических мероприятий, проектная и грантовая активность, научно-технические работы и экспедиции.

Для организации работы Консорциума предполагалось разработать собственную образовательную электронную платформу. Был создан сайт РАФУ, содержащий актуальную информацию о его деятельности. На момент марта 2023 г. в состав Консорциума входят 43 российских университета. Всего по программам РАФУ обучение прошли 125 студентов.

Летом — осенью 2022 г. в рамках РАФУ был организован летний многопрофильный университет «Россия — Африка», в рамках которого 116 студентов из 18 стран Африки прошли двухнедельные курсы по 26 трекам в 10 российских университетах. Этот проект — пример успешного сотрудничества с Африкой в формате краткосрочных образовательных программ, однако поучаствовать в нем смогли только африканские студенты, уже обучающиеся в российских вузах. На сайте не представлено программ подготовки африканских студентов по программам высшего и дополнительного образования, грантовых, научно-практических мероприятий, хотя эти направления входят в сферу деятельности РАФУ.

Кроме того, сам сайт РАФУ имеет ряд важных недочетов. В текущей версии сайта (март 2023 г.) отсутствует наполнение разделов, посвященных миссии Консорциума, содержащих официальную документацию, сведения о руководстве и контактную информацию. Нет данных о предстоящих курсах и формы для подачи заявки на участие в образовательных программах. Перевод текста для версий сайта на английском и французском языках в ряде случаев некорректен, что может оттолкнуть потенциальных студентов, не владеющих русским языком. У сайта есть проблемы и с пользовательским интерфейсом: адаптация размера страницы к разрешению экрана различных устройств настроена некорректно, не работают некоторые кнопки.

Коммуникация с иностранными студентами в таком формате едва ли поможет сформировать образ России как передовой страны в сфере международных образовательных проектов. В связи с этим необходимо доработать сайт, чтобы предоставить Российско-Африканскому сетевому университету качественный канал медиарепрезентации в цифровом пространстве. Кроме того, проект РАФУ необходимо продолжать наполнять реальным содержанием, приглашать студентов на долгосрочные образовательные программы и развивать сотрудничество с африканскими вузами в сфере научно-практических и грантовых мероприятий.

Успешный опыт экспорта российского образования в страны Африки: кейс РУДН

РАФУ — уже не первый формат межвузовского сотрудничества, направленного на экспорт российских образовательных услуг за рубеж. Подобную практику несколькими годами ранее начал применять университет, который уже больше полувека принимает иностранных студентов — РУДН.

У Российского университета дружбы народов богатый опыт рекрутинга студентов из-за рубежа, в частности из стран Африки. С момента создания в 1960 г. по 2019 г. образование в РУДН получили более 10 тыс. молодых специалистов из Африки, и их число продолжает расти. В 2020 г. на образовательные программы РУДН были зачислены 654, а в 2021 — 690 представителей стран Африки.

С 2016 г. РУДН реализует собственную модель экспорта образования за рубеж — кластерный подход. В университете проводят мониторинг отраслевых проектов в той или иной стране, после чего составляется перечень необходимых ресурсов и человеческого капитала. После этого РУДН формирует команду из вузов и структур, заинтересованных в реализации проекта в регионе. По этой схеме реализуется сотрудничество с Африкой, Азией, Латинской Америкой, Ближним Востоком и СНГ.

В рамках кластерного подхода РУДН совместно с вузами-партнерами за рубежом готовит специалистов по целевому набору, проводит довузовскую подготовку, реализует программы включенного обучения, работает с выпускниками РУДН в странах-партнерах. Функционирует клуб работодателей для дальнейшего трудоустройства студентов. Также специалисты из РУДН и организаций-партнеров за рубежом ведут совместную научно-исследовательскую деятельность.

Кластерный подход показал себя как эффективный механизм образовательного сотрудничества России и Африки. К 2022 г. у РУДН подписано более 40 соглашений с университетами в 24 странах Африки. На базе вузов-партнеров за рубежом создаются профильные классы, проводятся олимпиады РУДН для иностранцев по различным предметам. В Замбии и Намибии работают Центры русского языка.

РУДН удалось сформировать эффективную сетевую модель взаимодействия, включающую образовательные организации в России и за рубежом. Благодаря кластерному подходу образовательные программы создаются с учетом потребностей экономик стран-партнеров, а для потенциальных выпускников российских университетов на родине создаются возможности для трудоустройства по полученной специальности.

***

Россия и Африка активно сотрудничают в сфере образования. Совместные задачи, намеченные на саммите и экономическом форуме Россия — Африка в 2019 г., требуют эффективной и напряженной работы на всех уровнях. На сегодняшний день сделано уже немало. Правительство РФ расширяет квоты на прием африканских студентов в российские вузы на бюджетные места. Крупный российский бизнес финансирует программы высшего образования для талантливой африканской молодежи.

Российские университеты реализуют собственные проекты, способствующие продвижению российского высшего образования на Африканском континенте. Наиболее активно и успешно в этой области сегодня действует РУДН. Университет применяет кластерный подход к экспорту российского образования за рубеж, в том числе в страны Африки. Анализ экономической ситуации на местах позволяет предложить иностранным студентам программы по наиболее востребованным в регионе специальностям, а партнерские отношения с зарубежными университетами и компаниями дают РУДН возможность работать с иностранными гражданами на всех этапах: от довузовской подготовки до трудоустройства после получения диплома о высшем образовании.

Российско-Африканский сетевой университет, созданный по инициативе Правительства РФ, также может стать успешным форматом для развития образовательного сотрудничества с Африкой, однако на данном этапе проект нуждается в доработке. В рамках РАФУ необходимо предлагать африканским студентам не только специализированные курсы, но и долгосрочные образовательные программы высшего и дополнительного профессионального образования в российских университетах, вести совместную научно-исследовательскую и грантовую деятельность. В этом может помочь развитие партнерских связей с африканскими университетами, научными центрами и компаниями. Кроме того, важно обеспечить качественную информационно-методическую поддержку деятельности РАФУ, создать новые (или доработать существующие) современные и удобные цифровые ресурсы для взаимодействия с африканскими студентами и информирования о деятельности Консорциума в Африке. В этом случае возможно достичь целей, заявленных при создании РАФУ: создать единое образовательное и научное пространство для России и стран Африканского континента и способствовать развитию межкультурного диалога между Россией и Африкой.

В современных условиях совместные инициативы России и Африки в сфере образования способны решить несколько ключевых задач:

  • Учитывая геополитическую напряженность и кризис в отношениях с Западом, углубление сотрудничества с Африкой позволит обрести надежных партнеров и наладить эффективное взаимодействие со странами Юга.
  • Создание позитивного имиджа российского образования за рубежом поможет увеличить объем российского несырьевого экспорта через привлечение африканских студентов в вузы РФ.
  • Совместные образовательные проекты — возможность для Африки устранить нехватку квалифицированных специалистов в приоритетных для континента отраслях.
  • Сотрудничество в сфере образования — мощный инструмент мягкой силы, позволяющий создать в странах Африки привлекательный образ России как партнера, участвующего в решении проблем континента.
  • Рекрутинг африканских студентов в российские вузы — возможность создать за рубежом пул профессионалов, способных в будущем стать лидерами мнений, занять ведущие позиции в российских и транснациональных компаниях и продвигать интересы взаимовыгодного сотрудничества своих государств с Россией.

В то же время необходимо помнить, что достижение успеха возможно только при максимально эффективном использовании всех имеющихся ресурсов. В эпоху бурного развития технологий нельзя пренебрегать цифровыми каналами коммуникации. Важно налаживать контакт с потенциальными участниками российских образовательных проектов за рубежом, уделять внимание цифровой интернационализации интернет-порталов российских университетов, их объединений и образовательных платформ. Все каналы взаимодействия будущих иностранных студентов с российскими образовательными организациями должны быть максимально простыми, удобными и современными, ведь чем меньше возникает препятствий на пути иностранного гражданина в российский вуз, тем больше вероятность, что он в конце концов станет его студентом.

Кроме того, необходимо не только работать на образовательном треке, но и активно освещать деятельность в этой сфере в российских и международных СМИ. Качественная репрезентация совместных российско-африканских образовательных инициатив в медиа способна повысить информированность представителей молодежи в странах Африки о возможностях, которые открывают перед ними международные образовательные проекты с участием России.


Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 4.93)
 (14 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся