Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 5)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Никита Белухин

Младший научный сотрудник Отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН

Правительство Дании выражает всё большее недовольство тем, что автономные власти Гренландии серьёзно задерживают подготовку собственной внешнеполитической стратегии, без которой невозможно согласование и принятие уже изрядно запаздывающей новой датской арктической стратегии. В Гренландии, в свою очередь, недовольство вызвало то, что должность арктического посла вновь, уже в пятый раз, занимает карьерный датский дипломат. Функции посла Дании в Арктике выполняет глава департамента Арктики и Северной Америки датского МИД, поэтому назначение гренландца на этот пост могло бы существенно повысить роль Гренландии в двусторонних отношениях Дании и США. Случившийся казус, вероятно, только подстегнёт затягивание Гренландией процесса подготовки внешнеполитической стратегии — первой в истории автономной территории.

Наличие согласованной тремя сторонами арктической стратегии крайне желательно для разработки нового многолетнего оборонного соглашения Дании, сроки подготовки которого также уже истекают. Гренландия, по всей видимости, использует сложившийся цейтнот для получения дополнительных уступок от Копенгагена. Так, в продолжение более ранней идеи о создании должности постоянного представителя автономии при НАТО Гренландия и Дания 20 марта 2023 г. объявили о соглашении, в соответствии с которым представительство Дании при НАТО пополнится гренландским дипломатом, который должен отвечать за арктическую экспертизу и разъяснение специфических гренландских реалий и особенностей. Для Гренландии получение голоса в датском представительстве при НАТО наряду с разработкой собственной внешнеполитической стратегии и председательством в Постоянном контактом комитете по вопросам внешней политики и обороны между Данией, Гренландией и Фарерскими островами в 2023 г. представляется пусть и номинальным, но очередным шагом в сторону признания больших полномочий автономных властей в дипломатической сфере.

Усиление гренландского фактора членства Дании в НАТО и в датско-американских отношениях происходит на фоне очередной волны критики в отношении низкой обороноспособности северного королевства. Несмотря на заявления сменяющих друг друга правительств о том, что Дания принадлежит к «ядру» НАТО, в действительности оборонная политика королевства не согласуется в должной мере с военным планированием НАТО. В Дании это вызывает сильное разочарование, так как снижает и без того ограниченное влияние страны в альянсе и, в сущности, ослабляет национальную безопасность. Хронические проблемы с пополнением личного состава и подготовкой квалифицированных офицерских кадров привели к тому, что в настоящий момент у страны фактически отсутствует полноценная боеспособная армия.

Кадровые трудности и низкая материально-техническая оснащённость приводят к тому, что Дания с мая 2023 г. перестанет участвовать в обороне восточного фланга НАТО, а присутствие датских вооружённых сил в расширенном формате планируется возобновить уже только с 2024 г. В этих условиях балансирование арктического и балтийского векторов нового многолетнего оборонного соглашения, которое Копенгаген планирует подготовить до саммита НАТО в Вильнюсе 11–12 июля 2023 г., будет непростой задачей. Для Дании, которая уделяет немалое внимание вопросам статуса и репутации, подобные сложности становятся серьёзным ударом, которые угрожают её отношениям с США, особенно со вступлением Швеции и Финляндии в НАТО, которые будут претендовать на роль неформальных лидеров альянса в Балтийском регионе.

Правительство Дании и, в частности, министр иностранных дел Ларс Лёкке Расмуссен выражают всё большее недовольство тем, что автономные власти Гренландии серьёзно задерживают подготовку собственной внешнеполитической стратегии, без которой, в соответствии с более ранними договорённостями между Данией, Гренландией и Фарерскими островами, невозможно согласование и принятие уже изрядно запаздывающей новой датской арктической стратегии, где будут затрагиваться и автономные территории. В Гренландии, в свою очередь, недовольство вызвало то, что должность арктического посла, которая существует в Дании с 2012 г., вновь, уже в пятый раз, занимает карьерный датский дипломат. Представители Гренландии в датском парламенте посчитали, что назначение инуита на этот пост показало бы готовность Дании отказаться от колониальных оценок и признать Гренландию в качестве равноценного партнёра в арктической политике. Кандидат от острова, по их мнению, также обладал бы уникальными компетенциями и знаниями по сравнению с типичным представителем структуры Министерства иностранных дел Дании.

Члены Фолькетинга подвергли критике предложение гренландских политиков использовать этнический фактор как критерий при назначении на политические должности, а спикер Социалистической народной партии по внешней политике Карстен Хёнге назвал его «откровенно расистским». Примечательно, что функции посла Дании в Арктике выполняет глава департамента Арктики и Северной Америки датского МИД, поэтому назначение гренландца на этот пост могло бы существенно повысить роль Гренландии в двусторонних отношениях Дании и США. Случившийся казус, вероятно, только подстегнёт затягивание Гренландией процесса подготовки внешнеполитической стратегии — первой в истории автономной территории. Так, Айя Хемнитц, представительница Гренландии в датском парламенте, намекая на длительность процесса, заявила, что подготовленный гренландским правительством текст стратегии должен ещё пройти обсуждения и в автономном парламенте Инатсисартуте. В 2025 г. председательство в Арктическом совете перейдёт к Дании, и в этом контексте парламентарий также напомнила о необходимости уже сейчас начинать процесс согласования и координации арктических приоритетов.

При этом наличие согласованной между тремя сторонами арктической стратегии крайне желательно для разработки нового многолетнего оборонного соглашения Дании, сроки подготовки которого также уже истекают. Гренландия, по всей видимости, использует сложившийся цейтнот для получения дополнительных уступок от Копенгагена. Так, в продолжение более ранней идеи о создании должности постоянного представителя автономии при НАТО Гренландия и Дания 20 марта 2023 г. объявили о соглашении, в соответствии с которым представительство Дании при НАТО пополнится гренландским дипломатом, который должен отвечать за арктическую экспертизу и разъяснение специфических гренландских реалий и особенностей. Для Гренландии получение голоса в датском представительстве при НАТО наряду с разработкой собственной внешнеполитической стратегии и председательством в Постоянном контактом комитете по вопросам внешней политики и обороны между Данией, Гренландией и Фарерскими островами в 2023 г. представляется пусть и номинальным, но очередным шагом в сторону признания больших полномочий автономных властей в дипломатической сфере.

Датский подход к безопасности в Арктике изначально связан с инициативой министра иностранных дел Пера Стига Мёллера по подписанию Илулиссатской декларации в 2008 г., которая была направлена на сохранение Арктики в качестве «зоны низкого напряжения». Нынешний министр иностранных дел повторяет это намерение, но отмечает, что Дания «не должна быть наивной в отношении роста российского военного присутствия в Арктике». Дания также не может игнорировать растущий интерес США и НАТО к Арктике и Северной Атлантике, в новой стратегической концепции которого впервые используется термин «северные широты» (англ. High North). В то время как в соседней Норвегии уже с 2007 г. работает Центр передового опыта по проведению операций в холодном климате, который занимается проведением учений альянса Cold Response, а в марте 2023 г в 40 милях к югу от Тромсё был также создан центр для размещения британской морской пехоты Camp Viking, датский вклад в арктическую деятельность альянса, за исключением размещения и модернизации военной инфраструктуры на Гренландии и Фарерских островах, пока выглядит ограниченным.

Помимо согласования условий арктического оборонного соглашения для усиления системы мониторинга и наблюдения за арктическими территориями, а также подготовки кадров для спасательной службы в Гренландии, в октябре 2022 г. центр кибербезопасности Дании и цифровое агентство Гренландии заключили соглашение о подготовке кадров и обмене опытом в сфере кибер- и информационной безопасности. Помимо военных аспектов Л.Л. Расмуссен в отчёте перед парламентом также упомянул, что правительство по-прежнему проводит работы по устранению экологических последствий американского присутствия на военно-морской базе Грённедаль, где после размещения топливных хранилищ в рамках операций американского флота в 1947 г. произошло заражение почвы. Общее направление датской арктической политики, согласно отчёту министра, будет заключаться в увеличении военного присутствия и средств наблюдения в регионе наряду с принятием мер по снижению рисков «непонимания и эскалации». Министр также подчеркнул сохраняющуюся приверженность многостороннему формату сотрудничества в Арктике и центральной роли Арктического совета, где Дания осуществляет свою деятельность в «тесном сотрудничестве с Гренландией и Фарерскими островами». В условиях ограниченных материальных ресурсов на арктическом направлении Дания могла бы в большей степени опираться на дипломатический инструментарий, в том числе в вопросе о территориальных претензиях, учитывая, что 19 декабря 2022 г. Канада подала новую и более масштабную заявку на расширение континентального шельфа, а также задействовать ресурсы и интерес ЕС к Арктике, который обозначил взаимодействие с Гренландией в качестве одного из восьми приоритетов своей арктической стратегии.

Усиление гренландского фактора членства Дании в НАТО и в датско-американских отношениях происходит на фоне очередной волны критики в отношении низкой обороноспособности северного королевства. Несмотря на заявления сменяющих друг друга правительств о том, что Дания принадлежит к «ядру» НАТО, в действительности во внутренней аналитической записке министерства обороны страны, подготовленной в августе 2022 г., отмечалось, что оборонная политика королевства не согласуется в должной мере с военным планированием НАТО. В Дании, которая с начала 1990-х гг. стремилась стать привилегированным, особым союзником для США, это вызывает сильное разочарование, так как снижает и без того ограниченное влияние страны в альянсе и, в сущности, ослабляет национальную безопасность. По оценкам за 2022 г. оборонные расходы Дании составили 1,38% ВВП (20-е место из 30). Хронические проблемы с пополнением личного состава и подготовкой квалифицированных офицерских кадров привели к тому, что в настоящий момент 20–25% позиций в вооружённых силах Дании остаются вакантными. По словам бригадного генерала Хенрика Люнэ, у страны фактически отсутствует полноценная боеспособная армия.

Статус Дании в альянсе не повышает и то, что с марта 2023 г. датские военнослужащие временно не будут располагаться в Эстонии в рамках усиленного передового присутствия НАТО, и датский батальон, размещённый в мае 2022 г. в Латвии, также будет временно свёрнут с 1 мая 2023 г. Таким образом, кадровые трудности и низкая материально-техническая оснащённость приводят к тому, что Дания с мая 2023 г. перестанет участвовать в обороне восточного фланга НАТО, а присутствие датских вооружённых сил в расширенном формате планируется возобновить уже только с 2024 г. В этих условиях балансирование арктического и балтийского векторов нового многолетнего оборонного соглашения, которое Копенгаген планирует подготовить до саммита НАТО в Вильнюсе 11–12 июля 2023 г., будет непростой задачей. Для Дании, которая уделяет немалое внимание вопросам статуса и репутации, подобные сложности становятся серьёзным ударом, которые угрожают её отношениям с США, особенно со вступлением Швеции и Финляндии в НАТО, которые будут претендовать на роль неформальных лидеров альянса в Балтийском регионе.


(Голосов: 7, Рейтинг: 5)
 (7 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся