Кризисная ситуация, сложившаяся в Восточной Европе в феврале 2022 г., эхом отразилась практически во всех регионах мира. Арктика, будучи одним из наиболее уязвимых регионов, рискует особенно сильно пострадать от долгосрочных последствий ухудшения отношений между Россией и Западом. В том случае, если арктическим государствам так и не удастся вернуться к мирному сосуществованию в северных широтах, под угрозой в той или иной степени окажутся интересы абсолютно всех государств арктической восьмерки. При этом разобщение взглядов региональных держав как открывает новые возможности для некоторых внерегиональных акторов, желающих укрепить свои позиции в Арктике, так и создаёт определённые угрозы их интересам.
Для амбиций Китая в Арктическом регионе ухудшение отношений между Россией и Западом имеет двойственное значение. С одной стороны, Китай получает уникальную возможность доступа к региону — Москва в случае дипломатической изоляции в Арктике будет вынуждена обратиться к внерегиональным акторам. И несмотря на то, что решение об ее исключении из региональных форумов пока что даже не обсуждается, Россия уже приступила к привлечению внерегиональных игроков к сотрудничеству. С другой же стороны, возможное крушение систем сотрудничества в Арктике может поставить под угрозу планы Пекина по гармоничной интеграции в арктическое пространство. Представляется, что приоритетной задачей для Китая остаётся поддержание мирной обстановки в Арктике, что позволит ему укреплять свои позиции в регионе наравне с арктической восьмеркой и другими внерегиональными акторами. В случае крушения региональных площадок сотрудничества потенциал укрепления позиций Китая в российском секторе Арктики вряд ли сможет перевесить тот урон, который будет нанесен долгосрочным интересам Китая в регионе потерей Арктики её неконфронтационного и инклюзивного фундамента.
В начале XXI в. можно было вполне уверенно заявить, что Китай во многом «опоздал к столу» Арктического региона — если великие державы Европы начали исследовать свои северные воды уже в XVI в. (а отдельные экспедиции датировались IX в. н. э.), то свой первый символический след в регионе Китай оставил лишь в начале XX в. И даже тогда вовлеченность Пекина в дела региона ограничивалась подписанием Шпицбергенского трактата 1925 года, который закреплял особый статус архипелага Шпицберген в Северном Ледовитом Океане. Реальная вовлеченность Китая в Арктический регион началась не раньше рубежа XX–XXI вв., когда Пекину удалось создать достаточный экономический и политический фундамент для заявления своих прав на полноправное присутствие в регионе. В 1993 г. Китаю удалось приобрести первый ледокол для исследования Арктики, а в 2003 г. он впервые добился реального присутствия в регионе, открыв на Шпицбергене свою первую арктическую исследовательскую станцию Хуанхэ. С тех пор усилия Китая на арктическом направлении взяли чёткий вектор на расширение присутствия в регионе с конечной целью закрепления Пекина в качестве полноправного игрока в водах Северного Ледовитого Океана. И за прошедшие два десятилетия Китаю удалось добиться значительных успехов на этом поприще. На сегодняшний день Поднебесная располагает несколькими научными исследовательскими станциями в Арктическом регионе; имеет в составе своего флота два ледокола, способных обеспечивать проходимость торговым судам в северных широтах; получила статус наблюдателя в Арктическом совете; имеет ряд соглашений с арктическими государствами по осуществлению совместной исследовательской и коммерческой деятельности в Северном Ледовитом Океане и т.д. В целом можно заключить, что Китаю практически полностью удалось оправдать самопровозглашенный статус «околоарктического государства».
Расширение своего присутствия в Арктике для Китая — это не просто очередное проявление диверсификации его экономических интересов. В Пекине закрепление в северных широтах рассматривают как непременный элемент статуса сверхдержавы. Более того, внутренние партийные документы отводят совершенно особый статус арктическому пространству. В них оно упоминается как «Новый стратегический рубеж» — особый термин, который в Китае используется для обозначения группы сфер интересов, которые на сегодняшний момент не имеют общепринятого четкого регулирования в международном пространстве. Помимо Арктики, к таким рубежам относится киберпространство, открытое море и космос. То есть это те пространства, юрисдикция над которыми на сегодняшний день остаётся в «серой зоне». Для Китая эти рубежи имеют достаточно большое значение, поскольку ввиду их относительной неурегулированности они могут стать почвой для угроз безопасности КНР, в связи с чем Пекин прилагает максимальные усилия для установления самостоятельного контроля над ними. Таким образом, Арктический регион играет для Китая немаловажную роль, что во многом объясняет его многолетние усилия закрепления своих позиций в Северном Ледовитом Океане.
При этом интерес Китая в Арктике не сводится лишь к обеспечению безопасности. По мере таяния льдов северные пути сообщения начинают представлять все больше интереса для Китая, в частности, открытие Северного морского пути (СМП), который в ближайшие десятилетия обещает стать более экономичной альтернативой сообщения, чем Суэцкий канал. В этой связи вряд ли стоит удивляться плотному сотрудничеству Пекина с Москвой по вопросу развития потенциала арктического пространства для обеспечения свободного коммерческого судоходства в регионе.
Арктика после февраля 2022 г.
События в Восточной Европе зимой 2022 года оказали существенное влияние чуть ли не на каждый регион мира, и Арктика, разумеется, не исключение. Западная кампания по дипломатической изоляции России поставила под вопрос существование ключевых региональных форумов, а вместе с ними и неконфронтационный характер всего арктического пространства.
Для Китая раскол между Западом и Россией в Арктическом регионе может представлять как прямую угрозу сложившимся структурам сотрудничества в северных широтах, так и предоставить дополнительные возможности ещё сильнее укрепить свои позиции в Арктике. Пока что будущее региона продолжает оставаться в неопределённом состоянии. Несмотря на ухудшение отношений между Россией и прочими арктическими государствами, страны региона все ещё надеются на возможность сохранения status quo если не глобально, то хотя бы в северных широтах. В ближайшее время Россия может как благополучно возобновить своё членство в региональных структурах, так и безвозвратно покинуть их со всеми вытекающими последствиями. Тем не менее уже сейчас можно составить некоторые прогнозы для будущего арктического сотрудничества, что будет оказывать влияние на интересы Пекина. Представляется, что сегодня можно предположить три основных сценария развития региональных отношений между Россией и остальными арктическими государствами.
При наименее вероятном сценарии разногласия между Россией и Западом окажутся совершенно непреодолимыми для сохранения регионального сотрудничества. Членство большинства арктических государств в НАТО не позволит вернуться к обычной работе региональных форумов, а уход России из них фактически сделает их работу невозможной. Второй сценарий развития событий более реалистичен. Если России так и не удастся по тем или иным причина восстановить свою работу как полноправного члена региональных форумов, остальные арктические государства могут полностью исключить Россию из их состава, сохранив при этом сами структуры, пусть и с изменением количества членов. Третий сценарий пока что представляется наиболее вероятным — после окончания СВО Россия благополучно возобновит свою работу в рамках арктических форумов в связи с невозможностью продолжения их работы без ее участия.
Разрушение системы регионального сотрудничества в Арктике
Первый сценарий развития событий в регионе не только наименее вероятный, но также наиболее нежелательный для всех акторов в регионе, включая Китай. Для арктических государств последствия такого развития событий очевидны — Арктика на протяжении нескольких десятилетий оставалась регионом, в котором превалировало сотрудничество и мирное сосуществование. Трансформация региона в новое поле конкуренции не только заставит арктические государства выделить дополнительные ресурсы для защиты своих интересов, но также поставит окончательную точку в научном сотрудничестве в Северном Ледовитом океане, от которого во многом зависит сохранение природных богатств заполярья, а также обеспечение безопасности в регионе. Для России это станет вызовом ещё и потому, что в ближайшее время, вероятно, все арктические государства, за исключением России, станут членами НАТО, что в купе с нарастанием конкуренции в регионе, заставит Москву продолжить модернизацию и укрепление своего военного присутствия в регионе. Вместе с тем, несмотря на совокупное превосходство конвенциональных вооружений над российским военным комплексом, семь арктических государств существенно проигрывают военному потенциалу России. В случае начала новой гонки вооружений в регионе семи арктическим государствам придётся не только выработать новую стратегию НАТО в Арктике, но и выделить существенные ресурсы для расширения своего военного присутствия в северных широтах.
Для Китая такое развитие событий, с одной стороны, во многом усложнит реализацию его амбиций, а с другой — может создать дополнительные возможности для укрепления своих позиций в определённых частях Арктики. Так, несмотря на то что берега Китая не омываются Северным Ледовитым океаном, Пекин продолжает заявлять о важности региона для своих интересов и активно инвестирует в региональные проекты. Так, сложившаяся система сотрудничества в регионе во многом помогает Китаю (равно как и некоторым другим внерегиональным государствам) расширять свое присутствие в регионе. Будучи наблюдателем в Арктическом совете (АС), основном форуме Арктики, Китай получает «голос» в регионе, который он активно использует для продвижения собственной повестки и защиты своих интересов. Аналогичная ситуация складывается и для других государств — наблюдателей АС, для которых членство в региональном форуме — это «открытая дверь» в экономически привлекательный северный регион. Очевидно, что в случае прекращения функционирования Арктического совета в его нынешней форме, «организационный» вакуум в регионе долго продлиться не может. Как Россия, так и прочие арктические государства с высокой долей вероятности попытаются создать свои конкурирующие модели сотрудничества в Арктике. Такое развитие событий может не только вынудить внерегиональных авторов выбирать между альтернативными площадками, но также создаст немало других препятствий на пути интеграции в новообразованные региональные структуры. Более того, для Китая, как уже было сказано выше, особое значение представляют глобальные коллективные проекты, главным образом — амбициозный план создания СМП. Для успешной реализации проектов такого масштаба ключевое значение имеет плотное сотрудничество между всеми акторами, так или иначе в него вовлеченными. В том случае, если Арктика потеряет свой статус региона «сотрудничества и сосуществования», на пути интеграции СМП в глобальную логистическую систему могут возникнуть определённые сложности.
При этом охлаждение отношений между Россией и прочими арктическими странами открывает также и некоторые возможности для реализации амбиций Пекина в регионе. Особенно это характерно для первого (полное крушение региональных форумов) и второго (продолжение работы местных площадок диалога, но без участия России) сценариев развития ситуации в Арктике. В обоих случаях Москва остается в непростом положении дипломатической изоляции в Арктике, будучи полностью исключенной из всех (или большинства) региональных проектов. В отсутствие партнёров в регионе Россия будет вынуждена обратиться к внерегиональным акторам. И несмотря на то, что решение об ее исключении из региональных форумов пока что даже не обсуждается, Москва уже приступила к привлечению внерегиональных игроков к сотрудничеству в Арктическом регионе. Так, в марте 2023 г. Россия и Китай договорились создать совместный рабочий орган по развитию проекта «Северный морской путь», в апреле текущего года между Россией и Китаем был подписан меморандум о взаимопонимании по укреплению сотрудничества в сфере морского права, а уже в мае этого года в рамках проекта «Think Arctic – Think Global» представители стран БРИКС обсудили формирование общей повестки в Арктическом регионе. Эти и прочие жесты России в отношении некоторых своих внерегиональных партнёров демонстрируют курс, взятый Москвой на диверсификацию своего портфолио арктического сотрудничества в пользу внерегиональных дружественных стран. Последняя редакция Стратегии развития арктической зоны на период до 2035 г. также во многом проливает свет на вектор российской политики сотрудничества в регионе. В частности, из её текста были исключены любые упоминания о работе России в рамках арктических региональных организаций, вместо которых появился акцент на сотрудничество в регионе в формате двусторонних и многосторонних договоренностей.
Таким образом, временная институциональная изоляция России в Арктике может стать хорошим шансом для Китая углубить своё экономическое присутствие на российском секторе Арктического региона. Арктические территории Российской Федерации имеют огромный потенциал, а Москва не располагает достаточными возможностями для реализации его в полной мере как минимум до тех пор, пока не произойдёт нормализация отношений с другими государствами региона. В этой связи соседний Китай с интересами в Арктике становится наиболее очевидным партнёром для России. Однако, для Москвы укоренение Пекина в её арктических водах может обещать не только нового перспективного партнёра в совместных проектах, но также и потенциальный источник давления. Экономика страны после событий февраля 2022 г. и так во многом переориентировалась на Восток, главным образом на Китай, и ориентация Москвы на Пекин в водах Северного Ледовитого океана лишь увеличит зависимость российской экономики от китайской.
* * *
Кризисная ситуация, сложившаяся в Восточной Европе в феврале 2022 г., эхом отразилась практически во всех регионах мира. Арктика, будучи одним из наиболее уязвимых регионов, рискует особенно сильно пострадать от долгосрочных последствий ухудшения отношений между Россией и Западом. В том случае, если арктическим государствам так и не удастся вернуться к мирному сосуществованию в северных широтах, под угрозой в той или иной степени окажутся интересы абсолютно всех государств арктической восьмерки. При этом разобщение взглядов региональных держав как открывает новые возможности для некоторых внерегиональных акторов, желающих укрепить свои позиции в Арктике, так и создаёт определённые угрозы их интересам.
Для амбиций Китая в Арктическом регионе ухудшение отношений между Россией и Западом имеет двойственное значение. С одной стороны, Китай получает уникальную возможность доступа к региону. С другой же стороны, возможное крушение систем сотрудничества в Арктике может поставить под угрозу планы Пекина по гармоничной интеграции в арктическое пространство. Представляется, что приоритетной задачей для Китая остаётся поддержание мирной обстановки в Арктике, что позволит ему укреплять свои позиции в регионе наравне с арктической восьмеркой и другими внерегиональными акторами. В случае крушения региональных площадок сотрудничества потенциал укрепления позиций Китая в российском секторе Арктики вряд ли сможет перевесить тот урон, который будет нанесен долгосрочным интересам Китая в регионе потерей Арктики её неконфронтационного и инклюзивного фундамента.