Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 4.75)
 (16 голосов)
Поделиться статьей
Марина Кукла

К.э.н., доцент кафедры корееведения Восточного института ДВФУ

2023 год оказался для экономики Южной Кореи гораздо спокойней и лучше предыдущего. Ожидается, что по результатам 2023 г. рост экономики составит 1,4%, а на следующий год прогнозы оптимистичней, и предполагается уже 2,2%. Вероятнее всего, РК вступает в долгосрочный период низкого экономического роста. Однако, что станет драйвером экономического роста, пока неясно. Экономика Китая и рынок полупроводников, на которые опираются корейские производители, не демонстрируют динамики. Внутренний спрос также не обладает достаточным потенциалом. Реальная покупательская способность населения снижается из-за увеличения долговой нагрузки, вызванной ростом процентных ставок. Значительный уровень задолженности населения, особенно в небанковском секторе, создает уязвимость для финансового сектора.

Серьезное влияние на финансовую сферу оказывает рынок недвижимости, который в 2022 г. существенно просел. Сдувание рынка недвижимости может оказать отрицательное воздействие на финансовый сектор, так как банки и другие небанковские институты столкнутся с ростом задолженностей по ипотечным кредитам. Высокие процентные ставки вызовут снижение потребительских настроений и создадут дополнительные проблемы для тех, кто приобрел жилье в кредит. Поэтому в 2023 г. объем сделок с жильем замедлился, а фактические цены, которые начали расти с февраля, в октябре вновь понизились.

Расходная часть государственного бюджета выросла относительно прошлого года на 2,8% — минимальный с 2005 г. прирост показателя. Попытка минимизации роста бюджетных расходов — признак решимости навести порядок в государственных финансах. Однако несмотря на принимаемые меры, расходы бюджета в следующем году превысят доходы на 5%. Из-за сокращения поступления налогов сократится и доходная часть бюджета на 2,2% — впервые с 2010 г. Дефицит бюджета, который превысит 3% от ВВП, планируется компенсировать за счет роста государственного долга.

Под самое большое сокращение в бюджете 2024 г. попали две укрупненные статьи — НИОКР и бюджеты региональных органов образования. Второе уже вызвало волну возмущения в региональных органах власти. Между тем снижение данных расходов объяснимо: число детей в младших и средних школах РК из-за низкой рождаемости постоянно сокращается. Вместо этого увеличится бюджет Министерства сельского хозяйства и продовольствия — предполагается, что он пойдет на реализацию программ привлечения в деревню молодежи.

Позиции крупных южнокорейских компаний-экспортеров заметно отличаются от предыдущего года. В 2022 г. рекорд принадлежал компании Samsung, в 2023 г. особыми наградами рекордсменов-экспортеров отмечены уже другие компании, хорошо известные в мире, — Hyundai Motor, Kia, LG Innotek. Крупнейшим экспортером из средних компаний стала L&F Co. Ltd, занимающаяся производством и продажей вторичных катодных материалов. Очевидно, что на смену чипам и электротехнике в качестве драйверов южнокорейского экспорта выдвигается производство электромобилей. Хорошие результаты показали также экспортеры оборонной продукции, продуктов питания и даже смарт-ферм.

В целом экономика РК входит в фазу медленного роста: экспорт восстанавливается, подталкивая экономику, однако внутри страны остается много неопределенностей, связанных с замедлением роста потребительского спроса и финансовых сложностей. Правое правительство действует в русле текущих задач, поддерживая производителей и сокращая расходную часть бюджета, однако действия эти недостаточно решительные, чтобы вызвать молниеносный эффект. Во внешнеэкономической деятельности ставка на сотрудничество с США и Японией, а также усилия по снижению зависимости от зарубежных (прежде всего китайских) поставок стратегических товаров уже дают постепенный эффект.

Восстановление после пандемии: проблемы внутреннего спроса

В 2022 г. экономику Южной Кореи охватил «постковидный синдром», включающий снижение курса воны, сдувание «пузыря» на рынке недвижимости, повышение процентной ставки, первое за много лет падение экспорта и удорожание импорта из-за роста цен на энергоносители, крупные финансовые неурядицы Legoland Korea Resort, вызвавшие обрушение рынка капитала, а также долговой кризис компании KEPCO (Korea Electric Power Corporation) — главной энергетической компании страны.

2023 год оказался для экономики страны гораздо спокойней и лучше предыдущего. Инфляционное давление в Республике Корея падает быстрее, чем в других странах ОЭСР, а профицит текущего счета сохраняется. Индекс потребительских цен растет на 3,3% при целевой отметке в 2,0%, что свидетельствуют о постепенном сокращении инфляции. Базовая ставка сохраняется на уровне 3,5%. Ожидается, что по результатам 2023 г. рост экономики РК составит 1,4%. На 2024 г. прогнозы оптимистичней: МВФ и АБР предполагают, что экономика РК будет расти на 2,2%. Вероятнее всего, РК вступает в долгосрочный период низкого экономического роста из-за низкой динамики внутреннего и внешнего спроса на товары корейского производства.

Что станет драйвером экономического роста, пока неясно. Экономика Китая и рынок полупроводников, на которые опираются корейские производители, не демонстрируют динамики. Внутренний спрос также не обладает достаточным потенциалом для стимулирования роста. Реальная покупательская способность населения снижается из-за увеличения долговой нагрузки, вызванной ростом процентных ставок. Значительный уровень задолженности населения, особенно в небанковском секторе, создает уязвимость для финансового сектора.

Серьезное влияние на финансовую сферу оказывает рынок недвижимости, который в 2022 г. существенно просел. Сдувание рынка недвижимости может оказать отрицательное воздействие на финансовый сектор, так как банки и другие небанковские институты столкнутся с ростом задолженностей по ипотечным кредитам. Высокие процентные ставки вызовут снижение потребительских настроений и создадут дополнительные проблемы для тех, кто приобрел жилье в кредит. Поэтому в 2023 г. объем сделок с жильем замедлился, а фактические цены, которые начали расти с февраля, в октябре вновь понизились.

Оздоровление государственных финансов

Ситуация с государственными финансами в Южной Корее представляет собой серьезную проблему. По прогнозам МВФ, к 2028 г. отношение госдолга к ВВП составит 57,9%. Это высокий показатель для страны, валюта которой не является резервной. Таким образом, правительство Южной Кореи находится в довольно сложной ситуации — негативные демографические тенденции вынуждают наращивать социальные расходы. Обеспечить их можно либо за счет повышения налогов, либо за счет роста государственного долга. Правительство Юн Согёля выбрало второй путь, сокращая ряд корпоративных налогов в целях поддержки экономического роста.

Расходная часть государственного бюджета, который Национальная ассамблея приняла после ряда поправок, выросла относительно прошлого года на 2,8% — минимальный с 2005 г. прирост показателя. Попытка минимизации роста бюджетных расходов — признак решимости навести порядок в государственных финансах. Однако, несмотря на принимаемые меры, расходы бюджета в следующем году превысят доходы на 5%. Из-за сокращения поступления налогов сократится и доходная часть бюджета на 2,2% — впервые с 2010 г. Дефицит бюджета, который превысит 3% от ВВП, планируется компенсировать за счет роста государственного долга.

Под самое большое сокращение (по сравнению с 2023 г.) в бюджете 2024 г. попали две укрупненные статьи — НИОКР и бюджеты региональных органов образования. Необходимость сокращения бюджета НИОКР на 14% правительство аргументирует постоянным ростом в последние несколько лет подряд. Планы по сокращению бюджета органов образования на 6,1% уже вызвали волну возмущения в региональных органах власти. Между тем здесь снижение расходов тоже объяснимо: число детей в младших и средних школах РК из-за низкой рождаемости постоянно сокращается. Вместо этого на 5,7% увеличится бюджет Министерства сельского хозяйства и продовольствия — предполагается, что он пойдет на реализацию программ привлечения в деревню молодежи.

Экспорт и торговая политика

Положительная динамика экспорта, начавшаяся в октябре 2023 г., а также сокращение отрицательного сальдо торгового баланса могут способствовать улучшению торгового баланса и стимулировать экономический рост. Восстановление благоприятной ситуации в экономике США также может оказать положительное влияние на экспорт.

Позиции крупных южнокорейских компаний-экспортеров в 2023 г. заметно отличаются от предыдущего года. В 2022 г. рекорд принадлежал компании Samsung, продажи за рубеж которой превысил 20 млрд долл. В 2023 г. особыми наградами рекордсменов-экспортеров отмечены уже другие компании, хорошо известные в мире, — Hyundai Motor, экспорт которой превысил 30 млрд долл., Kia (20 млрд долл.), LG Innotek (10 млрд долл.). Крупнейшая из средних компаний, достигшая серьезных достижений в торговле, — L&F Co. Ltd — продала активных катодных материалов для батарей более чем на 4 млрд долл. Очевидно, что на смену чипам и электротехнике в качестве драйверов южнокорейского экспорта выдвигается производство электромобилей. Хорошие результаты показали также экспортеры оборонной продукции, продуктов питания (лапша быстрого приготовления и кимчи бьют рекорды) и даже смарт-ферм.

2023 г. был богат на зарубежные поездки президента Юн Согёля, целью которых в том числе было укрепление сотрудничества с крупнейшими странами-партнерами. Президент побывал в Японии, США, Франции, Вьетнаме, Индии, Индонезии, Саудовской Аравии, Великобритании и Нидерландах. Отсутствие Китая в этом списке закономерно — контакты лидеров стран проходят лишь в рамках многосторонних форумов. В экономическом конфликте США и КНР Сеул сохраняет проамериканскую позицию, рассчитывая развивать всесторонние отношения с Вашингтоном. Улучшаются отношения с Японией — Токио снял ограничения на экспорт полупроводников и другие торговые ограничения, возобновился валютный своп. Число взаимных поездок между Кореей и Японией в этом году приближается к рекордному уровню в 10 млн в год. Большое беспокойство о качестве рыбной продукции вызвал летом 2023 г. сброс воды с японской аварийной АЭС «Фукусима-1». Ситуация постепенно стабилизируется: экспертиза в отношении японских морепродуктов усилилась, а результаты ее показывают, что поступающая из Японии продукция не содержит радиоактивных веществ.

Что же касается Китая, то в своем бюджетном послании президент Юн отметил, что в целом отношения Сеула и Пекина развиваются в позитивном ключе: «на встречах высшего уровня стороны подтвердили приверженность свободной торговле и многосторонности, с осени возобновились групповые туры из Китая, растут гуманитарные связи и в целом правительство будет продолжать взаимовыгодное сотрудничество с Китаем, чтобы бизнес и обычные люди могли получать от этого выгоды».

Заслуживает внимания первый в истории страны визит президента РК в Нидерланды, который состоялся в ноябре 2023 г. и завершился созданием «полупроводникового альянса»: Samsung Electronics и нидерландская ASML (ведущая мировая компания, производящая уникальное литографическое оборудование для производства микрочипов) достигли договоренности о совместном инвестировании около 1 трлн вон (762 млн долл.) в строительство на территории РК исследовательского центра, который займется разработкой технологий производства полупроводников «ультрамикроскопического» уровня с использованием оборудования EUV-литографии следующего поколения. Определенно, это шаг в направлении дальнейшего развития полупроводниковой промышленности Южной Кореи.

В 2023 г. южнокорейский Пусан проиграл Эр-Рияду право проведения выставки EXPO-2030, но это не омрачило сотрудничество Южной Кореи и Саудовской Аравии. В результате визита президента Юн Согёля в эту страну были подписаны более 50 меморандумов и контрактов на общую сумму 15,6 млрд долл. Они предусматривают развитие сотрудничества по различным направлениям, включая как традиционные энергетику, строительство и инфраструктуру, так и новые сферы — автопром, цифровые технологии, медицину и здравоохранение, альтернативную энергетику. Саудовская Аравия остается важнейшим для РК поставщиком нефти, и за восемь месяцев 2023 г. ее доля увеличилась на несколько процентных пунктов до 32% за счет снижения поставок нефти из России.

Проблемы с поставками многих стратегических продуктов заставляют руководство РК фокусироваться на вопросах стабильности торговли. Министерство внешней торговли, промышленности и ресурсов Республики Корея представило «Стратегию промышленных цепочек поставок 3050», призванную снизить к 2030 г. зависимость страны от отдельных стран по 187 стратегическим ресурсам (мочевина, графит, редкоземы, литий, благородные газы и др.) до уровня менее 50% (в настоящее время в среднем около 70%). Учитывая, что большинство стратегических товаров поставляется из Китая, документ подчеркивает усилия Сеула по снижению зависимости от Пекина.

Экономику РК входит в фазу медленного роста: экспорт восстанавливается, подталкивая экономику, однако внутри страны остается много неопределенностей, связанных с замедлением роста потребительского спроса и финансовых сложностей. Правое правительство действует в русле текущих задач, поддерживая производителей и сокращая расходную часть бюджета, однако действия эти недостаточно решительные, чтобы вызвать молниеносный эффект. Во внешнеэкономической деятельности ставка на сотрудничество с США и Японией, а также усилия по снижению зависимости от зарубежных поставок стратегических товаров уже дают постепенный эффект. Остается надеяться на то, что экспортный сектор, как всегда, не подведет, однако будущий год сулит новые испытания.

Что ждет экономику Южной Кореи в 2024 году?

В 2024 г. корейская экономика столкнется с высоким уровнем неопределенности. Весной пройдут выборы в Национальную ассамблею, которые могут изменить расклад сил в политике. Если из-за выборов будет создан вакуум или появится непоследовательность в принимаемых экономических решениях, трудности для экономики увеличатся.

Не менее важны для РК и президентские выборы в США, которые состоятся в ноябре 2024 г. Их исход определит направление торгового конфликта США и Китая, и в случае его разрастания ситуация для Южной Кореи может осложниться. Факторами риска остаются также замедление мирового рынка услуг, падение темпов роста экономики Китая, нестабильность международных цен на энергоносители в случае разрастания конфликта на Ближнем Востоке и продолжающийся период высоких процентных ставок. Готовясь к международным сложностям, правительство Южной Кореи все более активно работает в направлении повышения диверсификации поставок стратегических материалов и повышения самообеспеченности.

(Голосов: 16, Рейтинг: 4.75)
 (16 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся