22 апреля 2020 г. в Российском совете по международным делам (РСМД) состоялась экспертная дискуссия, посвященная опыту борьбы с эпидемией COVID-19 в Республике Корея (РК) и Корейской Народно-Демократической Республике (КНДР).
На мероприятии выступили руководитель отдела Кореи и Монголии, член ученого совета Института востоковедения (ИВ) РАН, эксперт РСМД Александр Воронцов и научный сотрудник Института российских исследований университета иностранных языков «Хангук» (Сеул, РК), приглашенный исследователь ИВ РАН Ли Сангмин. Обсуждение модерировала программный менеджер РСМД Ксения Кузьмина.
Успехи и РК, и КНДР, как представляется, объясняются не только эффективным использованием особых преимуществ каждой страны (высокоразвитые технологии и медицина в Южной Корее, специфическая политическая система в Северной Корее), но и культурно-цивилизационными особенностями корейского народа, для которого характерен высокий уровень дисциплины и коллективизма, основанный на конфуцианстве.
Российский и корейский эксперты обратили внимание на глобальные последствия пандемии COVID-19. Акцент был также сделан на необходимости более эффективного распределения ресурсов между традиционными и нетрадиционными угрозами безопасности (эпидемии, чрезвычайные ситуации).
Специалисты заключили, что коронакризис вряд ли вызовет трансформацию миропорядка или системы глобального управления, однако он окажет влияние на отношения общества и государства. Кроме того, в новых условиях возрастает важность конструктивного международного взаимодействия и эффективного сочетания целей глобального развития и здоровья населения, особенно с учетом того, что корейские специалисты прогнозируют новые вспышки COVID-19 в будущем.
22 апреля 2020 г. в Российском совете по международным делам (РСМД) состоялась экспертная дискуссия, посвященная опыту борьбы с эпидемией COVID-19 в Республике Корея (РК) и Корейской Народно-Демократической Республике (КНДР).
На мероприятии выступили руководитель отдела Кореи и Монголии, член ученого совета Института востоковедения (ИВ) РАН, эксперт РСМД Александр Воронцов и научный сотрудник Института российских исследований университета иностранных языков «Хангук» (Сеул, РК), приглашенный исследователь ИВ РАН Ли Сангмин. Обсуждение модерировала программный менеджер РСМД Ксения Кузьмина.
Республика Корея стала одной из первых после Китая стран, где началось активное распространение коронавируса нового типа, однако принятые антиэпидемические меры быстро продемонстрировали свою эффективность, и удалось не допустить взрывного роста числа заболевших. Сейчас в Южной Корее ежедневно регистрируется незначительное количество случаев инфицирования, начат процесс поэтапного снятия ограничений. Успех в борьбе с пандемией повышает международный престиж страны.
Примечательно, что такой результат был достигнут без введения масштабных ограничений на работу предприятий, международное и внутреннее сообщение: для корейцев крайне важным было сохранить гарантии свободы передвижения, соблюдая при этом социальное дистанцирование. Ставку в борьбе с коронавирусом власти РК сделали на масштабное тестирование населения и отслеживание контактов инфицированных. При этом активно использовались новые технологии, в том числе данные операторов связи и специальные мобильные приложения. Эксперты отметили, что правительство Южной Кореи в своей политике исходит из принципа максимальной открытости: например, данные о передвижении инфицированных используются не только властями, но и передаются населению. Эффективность борьбы с пандемией также во многом объясняется высоким уровнем развития медицины. Успех не мог быть достигнут и без проявления корейцами гражданской ответственности и дисциплины. На разработку мер по преодолению коронакризиса большое влияние оказал корейский опыт борьбы с другими вирусами (SARS, MERS), а также опыт преодоления последствий чрезвычайных происшествий (крушение парома «Севоль»).
В контексте COVID-19 руководство страны избрало конструктивный подход к взаимодействию с Китаем, направив помощь в КНР в разгар эпидемии и не останавливая сообщение с соседним государством. Как представляется, такая политика продолжает стабилизацию китайско-южнокорейских отношений после кризиса, вызванного решением предыдущей администрации разместить ПРО «THAAD» на территории страны.
В то время как во всем мире в рамках борьбы с эпидемией вводятся все более строгие ограничения, 15 апреля 2020 г. в Республике Корея при соблюдении мер предосторожности состоялись парламентские выборы, в которых смогли принять участие даже находившиеся на карантине граждане. Была отмечена высокая явка избирателей. Правящая Демократическая партия «Тобуро» одержала убедительную победу: на фоне стабилизации эпидемиологической ситуации правительство Мун Чжэ Ина получило вотум доверия. Правящая партия достигла показателей поддержки, не наблюдавшихся с 1987 г. Ли Сангмин, однако, отметил, что проведение успешной политики в борьбе с COVID-19 не выступило решающим фактором в победе «Тобуро», хотя и обусловило столь высокие показатели.
Экономика Южной Кореи, безусловно, находится под негативным влиянием антиэпидемических мер и глобальной рецессии. Руководство РК приняло несколько пакетов мер, направленных на поддержку наиболее пострадавших секторов, особенно малых и средних предприятий, а также на адресную помощь потерявшему доходы населению. В ходе дискуссии эксперты отметили, что сейчас необходимо делать акцент не на экономическом росте, а на обеспечении здоровья и благосостояния граждан.
КНДР также продемонстрировала существенные результаты в борьбе с пандемией COVID-19, использовав при этом принципиально иной подход. Еще в январе 2020 г., когда только появились сообщения о начале эпидемии в Китае, в Северной Корее были введены экстраординарные сверхжесткие меры, включающие полное закрытие границ. Такая оперативность и беспрецедентная строгость во введении мер обусловлены тем, что в случае проникновения COVID-19 на территорию страны последствия были бы катастрофическими с учетом сложной экономической ситуации и недостаточным оснащением системы здравоохранения. В результате, по официальным данным, в КНДР не было зафиксировано случаев инфицирования.
Принятые меры, в том числе касающиеся приостановления контактов с основным партнером КНДР — Китаем, окажут крайне негативное влияние на экономическую ситуацию в стране. В этом контексте возрастает значение широкой международной помощи КНДР, и большую роль в этом может сыграть Южная Корея. Все более актуальным становится вопрос о смягчении международных санкций против страны. При этом А. Воронцов не согласился с мнением ряда экспертов о грядущем скатывании КНДР в хаос, отметив, что северокорейский режим уже не раз демонстрировал свою устойчивость.
Успехи и РК, и КНДР, как представляется, объясняются не только эффективным использованием особых преимуществ каждой страны (высокоразвитые технологии и медицина в Южной Корее, специфическая политическая система в Северной Корее), но и культурно-цивилизационными особенностями корейского народа, для которого характерен высокий уровень дисциплины и коллективизма, основанный на конфуцианстве.
Российский и корейский эксперты обратили внимание на глобальные последствия пандемии COVID-19. Акцент был также сделан на необходимости более эффективного распределения ресурсов между традиционными и нетрадиционными угрозами безопасности (эпидемии, чрезвычайные ситуации).
Специалисты заключили, что коронакризис вряд ли вызовет трансформацию миропорядка или системы глобального управления, однако он окажет влияние на отношения общества и государства. Кроме того, в новых условиях возрастает важность конструктивного международного взаимодействия и эффективного сочетания целей глобального развития и здоровья населения, особенно с учетом того, что корейские специалисты прогнозируют новые вспышки COVID-19 в будущем.
Руководство Северной Кореи объявило предотвращение распространения COVID-19 вопросом «национального выживания» и быстро приняло беспрецедентно жёсткие меры