Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 4.94)
 (18 голосов)
Поделиться статьей
Нинэль Гулам

Аспирантка МГИМО МИД России

Женский вопрос в Афганистане имеет крайне непростую историю. Местные обычаи (в большей степени характерные для юга и юго-востока страны), гораздо сильнее ограничивающие права женщин, чем, например, законы шариата, фактически лишают женщину субъектности. Доля работающих женщин после прихода к власти талибов в 2021 г. существенным образом сократилась, и на 2023 г. составляла менее 5%. Подобная ситуация чревата негативными последствиями не только для социальной сферы государства, но также и для темпов его экономического развития, ведь реалии сегодняшнего дня таковы, что «изъятие» половины трудоспособного населения из числа рабочей силы для страны с любым уровнем достатка — непозволительная роскошь, подрывающая уровень ее благосостояния. По данным Программы развития ООН, экономические издержки Афганистана от запрета на трудоустройство женщин ежегодно будут составлять порядка 1 млрд долл. США (5% всего ВВП страны).

Талибы за три года пребывания у власти практически свели на нет и без того довольно «хрупкие» достижения двадцатилетнего республиканского периода в сфере женского труда и образования в Афганистане, и, по заявлению ЮНЕСКО, «фактически поставили под угрозу будущее целого поколения афганцев». Одни только ограничения в сфере образования женщин способны сформировать непреодолимые препятствия для стимулирования человеческого развития (в особенности это касается женского образования и подготовки медицинских кадров). Оправданием действий нынешних афганских властей может служить отсутствие необходимого опыта не только проведения социальной политики, но и в целом участия в делах государства: в конце концов, движение талибов начало процесс формирования государственных органов всего три года назад при том, что в течение предшествовавших двадцати лет они не допускались к управлению страной, и основным их видом деятельности была повстанческая борьба против интервентов и поддерживавшегося ими правительства ИРА. Поэтому представляется, что важным шагом на пути исправления нынешней ситуации с женскими образовательными и трудовыми возможностями может стать просвещение афганского населения о вероятных последствиях непродуманных действий по ограничению женских прав и свобод.

Необходимо отметить, что изоляция нынешних афганских властей на международной арене вряд ли будет способствовать улучшению внутренней ситуации в стране. Напротив, соседям и доброжелателям Афганистана следует активно вовлекать его в процессы политической и экономической интеграции в регионе и мире, делиться с ним благами научно-технического прогресса, принимать на обучение афганских студентов, чтобы те, возвращаясь к себе на родину, осознавали, что для процветания их страны необходим равный вклад представителей обоих полов, а ограничения прав и свобод для женщин (в частности те, которые не имеют отношения к исламу) — путь в никуда.

История вопроса

Женский вопрос в Афганистане имеет крайне непростую историю. Местные обычаи (в большей степени характерные для юга и юго-востока страны), гораздо сильнее ограничивающие права женщин, чем, например, законы шариата, фактически лишают женщину субъектности. Имеются в виду, в первую очередь, специфические правила т.н. пуштунского кодекса чести «пуштунвали». Первые подвижки в этом вопросе начали происходить лишь в первой четверти XX в., и инициатором коренных изменений в сложившейся в афганском обществе системе взглядов на роль и место в нем женщины, стал король Аманулла-хан (именно при нем активно развивалось женское образование, в частности, открылась первая школа для девочек). Его судьба оказалась во многом незавидной: он был свергнут в 1929 г., и основной причиной произошедшего, вероятно, стал фактор неприемлемости для значительной части афганского общества внедряемого комплекса реформ.

Тем не менее в течение XX в. положение женщин в Афганистане постепенно менялось в сторону большей экономической и образовательной свободы, однако ситуация была далеко не одинакова для городского и сельского населения: все основные изменения происходили в городах, в то время как за их пределами женщины продолжали сталкиваться с прежними ограничениями. Пик «разрыва», вероятно, пришелся на 1980-е годы, а именно период советского влияния: в городах активно развивалось образование, строились школы, а профессиональные кадры (в том числе среди женщин) готовились при поддержке СССР. Но впоследствии, начиная с 1990-х гг. страна на фоне возобладавшего политического ислама столкнулась с беспрецедентным регрессом в сфере прав женщин. Особенно беспощадным для нее оказался период первого правления талибов [1] в Афганистане: под запретом для женщин и девочек оказались все ступени светского образования, а также труд вне дома.

Большие надежды на реставрацию положения женщин в афганском обществе возлагались после свержения режима талибов в 2001 г. на правительство Исламской Республики Афганистан (ИРА), когда в последующие двадцать лет под влиянием западных спонсоров (США и их союзники по НАТО) произошел ряд изменений: права женщин на труд и образование с формальной стороны практически ничем не ограничивались, равно как и их участие в политической жизни страны. Так, до 2021 г. основным законом Афганистана была принятая в 2004 г. Конституция Исламской Республики Афганистан, в которой указывалось стремление государства «разрабатывать и внедрять эффективные программы по равномерному распространению образования среди женщин», а также предусматривались гендерные квоты для членов верхней палаты афганского парламента — «Мешрано Джирга».

Повторный приход к власти талибов в августе 2021 г. вновь подвел черту под процессом эмансипации женщин в Афганистане. Таким образом, высвечивается тенденция, характерная для развития ситуации с правами женщин в Афганистане, которую некоторые исследователи характеризуют как «гендерный маятник».

Научный взгляд

В настоящее время в научной литературе существует крайне мало отдельных работ, посвященных непосредственно изучению проблемы женских прав и свобод в сфере труда и образования в Афганистане после повторного прихода к власти движения талибов: рассматривается он в основном в контексте анализа общего положения дел и различных сторон жизни в этой стране после 2021 г. Во многом это объясняется тем, что радикальные изменения произошли относительно недавно, а также в целом «закрытостью» афганского общества и обусловленными ею трудностями при получении и оценке количественных данных (стоит напомнить, что в Афганистане даже отсутствует практика систематического проведения всеобщей переписи населения, которая, по факту, никогда в этой стране должным образом не проводилась). Тем не менее за ситуацией с ограничением прав женщин на учебу и работу в Афганистане пристально следят международные организации, прежде всего, в лице ООН, ее отдельных структур (МООНСА, ЮНЕСКО и других), а также различные НКО, и регулярно публикуют отчеты о происходящих в этой сфере изменениях.

Большинство авторов исследований, посвященных анализу женского вопроса, начиная с XX века сходятся во мнении, что ограничение прав женщин в Афганистане обусловлены не столько требованиями ислама, сколько распространением местных обычаев, сложившихся задолго до прихода мусульманского вероисповедания на эти территории. В соответствии с кодексом чести пуштунвали, женщины были лишены права собственности, а также многих других прав, традиционных для ислама. О большем наборе прав и свобод свидетельствует положение женщин во многих других мусульманских странах. Учитывая, что Движение талибов — прежде всего пуштуноцентричное движение, представляется вполне закономерным, что упомянутые представления обусловили более жесткую интерпретацию норм шариата в отношении женщин с его стороны.

Индикаторы

По данным Программы развития ООН, Афганистан — страна с низким уровнем человеческого развития: со значением индекса человеческого развития (ИЧР), равняющимся 0,462, она занимает 182 место из 193 стран и территорий. Ожидаемая продолжительность жизни на 2023 г. составляла менее 62 лет (при этом у женщин данный показатель равняется 65,28 годам, в то время как у мужчин — 58,92 годам). Необходимо также отметить, что Афганистан продолжает оставаться страной, демонстрирующей один из самых высоких показателей материнской смертности в мире: так, согласно данным ЮНИСЕФ за 2020 г., в этой стране из 100 000 рожениц умирало 638. С учетом сохраняющегося запрета на обучение женщин в высших и средних учебных заведениях (включая медицинские) ситуация в этой сфере рискует усугубиться в ближайшие годы.

Что касается гендерного неравенства, то его уровень в Афганистане на протяжении первой четверти XXI в. стабильно оставался выше среднемирового. По этому показателю Афганистан на 2022 г. занимал одно из последних мест в рейтинге ПРООН — 167-е.

В силу ограниченности количественных данных по Афганистану, многие показатели, способные оценить уровень участия женщин в различных сферах жизни афганского общества, оказываются недоступными. Тем не менее выводы о том, сколь серьезным образом отразились ограничения, введенные талибами, на занятости женщин, можно сделать, опираясь на данные сервиса Trading Economics.

Источник: Trading Economics, процент женщин в возрасте старше 15 лет, участвующих в рабочей силе, Афганистан, 2025 г.

Как можно увидеть на графике, доля работающих женщин после прихода к власти талибов в 2021 г. существенным образом сократилась, и на 2023 г. составляла менее 5%. Подобная ситуация чревата негативными последствиями не только для социальной сферы государства, но также и для темпов его экономического развития, ведь реалии сегодняшнего дня таковы, что «изъятие» половины трудоспособного населения из числа рабочей силы для страны с любым уровнем достатка — непозволительная роскошь, подрывающая уровень ее благосостояния. По данным Программы развития ООН, экономические издержки Афганистана от запрета на трудоустройство женщин ежегодно будут составлять около 1 млрд долл. США (5% всего ВВП страны).

Государственная политика

Спустя три года после прихода к власти талибов Афганистан получил репутацию единственной страны в мире, где светское образование (включая среднее и высшее) для женщин и девочек старше 12 лет находится под запретом. По данным ЮНЕСКО, возможности получать школьное образование на данный момент лишены 1,4 миллиона афганских девочек. До недавнего времени единственную возможность получить высшее образование для женщин предоставляли медицинские вузы, однако с декабря 2024 г. запрет коснулся и их. В перспективе это вполне может предвещать серьезные проблемы в сфере афганского здравоохранения, поскольку женщинам здесь запрещается посещение и тем более осмотр врача противоположного пола. По данным исследования ВОЗ, проведенного в Афганистане в 2022 г., только 10% опрошенных женщин имели доступ к необходимым им медицинским услугам. Не вызывает сомнений, что, в случае сохранения введенных в 2024 г. ограничений, этот процент в дальнейшем будет только сокращаться; в подобной ситуации пациентки будут вынуждены ездить на лечение в соседние страны, что далеко не все могут себе позволить. Несмотря на то, что упомянутые ограничения преподносятся властями как временные, т.е. введенные до тех пор, пока образовательный процесс не будет организован «в соответствии с шариатом», и в учебных заведениях не будет обеспечена «исламская среда», какие-либо конкретные сроки возвращения женщин и девочек старше 12 лет в светские учебные заведения не называются. Необходимо отметить, что подобные шаги вызывают критику не только со стороны представителей зарубежных стран и международных организаций, но и многих мусульманских богословов и правоведов в самом Афганистане. Так или иначе на данный момент единственным доступным способом обучения для женщин и девочек в Афганистане остается получение ими религиозного образования в медресе.

Помимо этого, женщины сталкиваются с повсеместными запретами и ограничениями в работе и своей социальной активности. Согласно официальной информации, на сегодняшний день женщинам в Афганистане запрещено посещать салоны красоты, парки, спортзалы и общественные бани, а также путешествовать на расстояние более 78 км без сопровождающего мужчины или близкого родственника (махрама). Обнародованный летом 2024 г. закон «О поощрении добродетели и предотвращении порока», вводящий требование для женщин везде вне дома носить одежду, полностью закрывающую тело и лицо, запрет для транспортных компаний на перевозку женщин без сопровождения махрама, запрет женщинам петь, декламировать стихи или читать вслух в общественных местах и т.п. еще более усугубляет ситуацию. Введенные ограничения в отношении женщин значительно сужают для них выбор профессии и потенциальных мест работы; один из немногих на данный момент доступных вариантов женского трудоустройства в Афганистане — предпринимательская деятельность (однако здесь также не обходится без препятствий и сложностей). В подобных условиях существенно осложняется жизнь семей, где женщина — единственный кормилец, что нельзя назвать редкостью в условиях недавно закончившегося периода военно-политической нестабильности, продлившегося в общей сложности более 40 лет.

Представители ООН, а также ряда других правозащитных организаций начиная с 2021 г. неоднократно характеризовали происходящее в Исламском Эмирате Афганистан как «гендерный апартеид». Несмотря на то, что на местах степень строгости предпринимаемых мер может разниться (в южных и юго-восточных провинциях страны, таких как Кандагар и Гильменд, могут вводиться более строгие ограничения, нежели в Кабуле, Герате и т.п.), общая тенденция на сегодняшний день не дает существенных поводов для оптимизма.

Таким образом, талибы за три года пребывания у власти практически свели на нет и без того довольно «хрупкие» достижения двадцатилетнего республиканского периода в сфере женского труда и образования в Афганистане, и, по заявлению ЮНЕСКО, «фактически поставили под угрозу будущее целого поколения афганцев». Одни только ограничения в сфере образования женщин способны сформировать непреодолимые препятствия для стимулирования человеческого развития (в особенности это касается женского образования и подготовки медицинских кадров). Оправданием действий нынешних афганских властей может служить отсутствие необходимого опыта не только проведения социальной политики, но и в целом участия в делах государства: в конце концов, движение талибов начало процесс формирования государственных органов всего три года назад при том, что в течение предшествовавших двадцати лет они не допускались к управлению страной, и основным их видом деятельности была повстанческая борьба против интервентов и поддерживавшегося ими правительства ИРА. Поэтому представляется, что важным шагом на пути исправления нынешней ситуации с женскими образовательными и трудовыми возможностями может стать просвещение афганского населения о вероятных последствиях непродуманных действий по ограничению женских прав и свобод.

***

Необходимо отметить, что изоляция нынешних афганских властей на международной арене вряд ли будет способствовать улучшению внутренней ситуации в стране. Напротив, соседям и доброжелателям Афганистана следует активно вовлекать его в процессы политической и экономической интеграции в регионе и мире, делиться с ним благами научно-технического прогресса, принимать на обучение афганских студентов, чтобы те, возвращаясь к себе на родину, осознавали, что для процветания их страны необходим равный вклад представителей обоих полов, а ограничения прав и свобод для женщин (в частности те, которые не имеют отношения к исламу) — путь в никуда.

1. Движение «Талибан» признано террористическим и запрещено в РФ.

Оценить статью
(Голосов: 18, Рейтинг: 4.94)
 (18 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся