Сербию на сегодняшний день вполне можно назвать enfant terrible для ЕС, США и Запада в целом. Причины кроются в позициях Сербии по неприсоединению к антироссийским санкциям и твердой линии по непризнанию независимости так называемой Республики Косово. Вместе с тем существует еще одна тенденция, которая достаточно сильна в сербской внешней политике и которая также вызывает раздражение Запада. Это проводимая Белградом политика многовекторности, в рамках которой он поддерживает активные связи с Россией, Китаем, Турцией, Азербайджаном, странами Персидского залива и рядом других государств, которые на Западе в основном считаются авторитарными. Таким образом, Сербии, являющейся кандидатом на вступление в ЕС с 2012 года и провозгласившей европейский вектор одним из приоритетов, удается сохранять относительно суверенную внешнеполитическую линию, отвечающую ее интересам. Ни по одному из принципиальных для себя вопросов Белград не отступил, несмотря на постоянно растущее давление со стороны Запада.
В свете данных тенденций можно прочесть между строк, что в ЕС с подачи приштинских властей начинают задумываться и просчитывать варианты введения санкций уже против самой Сербии с целью принудить ее занять «правильный» внешнеполитический курс.
21 октября состоялась встреча Вучича с «большой пятеркой», куда входят спецпредставитель ЕС по Западным Балканам Мирослав Лайчак, заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Габриэль Эскобар, а также представители от Франции, Италии и Германии, посвященная ситуации в Косово. Вучич подчеркнул, что встреча была очень тяжелой, что, впрочем, происходит с завидной регулярностью. Также была выражена надежда с обеих сторон, что решение косовского вопроса будет найдено в ближайшей перспективе. Подобные дежурные встречи и такие же дежурные заявления вряд ли дадут результат, пока Запад продолжит закрывать глаза на преступления, бездействие и затягивание переговоров со стороны косовских властей.
Зато такая ситуация дает удобный повод для Косово и Запада подвести Сербию под санкции. Представляется при этом, что есть два пути. Первый призван спровоцировать Сербию на военный ответ, введение войск в Косово для защиты сербского населения. На что моментально последует самая жесткая реакция Запада с перспективой изоляции Сербии.
Второй путь — более мягкий и представляет собой как бы рычаг давления на Белград для достижения нужных Западу целей. Он предусматривает ограничительные меры, которые могут носить временный характер, за якобы бездействие Белграда и допущение провокаций в Косово. Пока, по всей видимости, в ЕС просчитывают именно второй сценарий, поскольку он дает возможность отыграть все назад, в отличие от первого.
Раздражение слишком самостоятельной, по мнению ЕС, политикой Сербии возрастает, и, по всей видимости, существуют определенные красные линии, при пересечении которых Брюссель готов начать вводить санкционные меры.
Сербию на сегодняшний день вполне можно назвать enfant terrible для ЕС, США и Запада в целом. Причины кроются в позициях Сербии по неприсоединению к антироссийским санкциям и твердой линии по непризнанию независимости так называемой Республики Косово. Вместе с тем существует еще одна тенденция, которая достаточно сильна в сербской внешней политике и которая также вызывает раздражение Запада. Это проводимая Белградом политика многовекторности, в рамках которой он поддерживает активные связи с Россией, Китаем, Турцией, Азербайджаном, странами Персидского залива и рядом других государств, которые на Западе в основном считаются авторитарными. Таким образом, Сербии, являющейся кандидатом на вступление в ЕС с 2012 года и провозгласившей европейский вектор одним из приоритетов, удается сохранять относительно суверенную внешнеполитическую линию, отвечающую ее интересам. Ни по одному из принципиальных для себя вопросов Белград не отступил, несмотря на постоянно растущее давление со стороны Запада.
В свете данных тенденций можно прочесть между строк, что в ЕС с подачи приштинских властей начинают задумываться и просчитывать варианты введения санкций уже против самой Сербии с целью принудить ее занять «правильный» внешнеполитический курс. После очередного обострения в Косово в селе Баньска в сентябре, в котором Брюссель поспешил обвинить сербскую сторону, президент Косово Вьоса Османи подчеркнула, что не будет вести переговоры с сербским президентом Александаром Вучичем, пока в отношении Белграда не будут введены санкции. С таким заявлением она выступила на саммите Европейского политического сообщества в испанской Гранаде в начале октября, призвав ЕС как можно скорее инициировать подобные ограничительные меры. Примечательно, что свое обращение косовский президент в первую очередь адресовала Испании, которая не признает самого существования такого образования, как Республика Косово.
Не преминул высказаться по данному вопросу и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель, отметив, что в Брюсселе внимательно отслеживают, соответствует ли Сербия на разных этапах всем требованиям ЕС, и в случае их несоблюдения Евросоюз готов принять ряд мер, не указав, однако, каких именно. Можно предположить, что в первую очередь имелись в виду меры экономического характера, а затем, возможно, и политического. Также чиновник вновь обвинил Белград в косовской эскалации, подчеркнув, что подобные повторяющиеся эпизоды также могут в скором времени послужить для принятия антисербских ограничительных мер. Борреля поспешили поддержать страны Балтии.
Вместе с тем, несмотря на периодические осуждения, звучащие из уст европейских чиновников в адрес приштинских властей, по большей части в Брюсселе предпочитают закрывать глаза на явные нарушения прав сербов в Косово. Приштина продолжает игнорировать запуск процесса создания Сообщества сербских муниципалитетов, что прямо предусмотрено Брюссельскими соглашениями 2013 года. Не прекращаются и регулярные нападения на сербов, проживающих на севере Косово, дискриминация по этническому и религиозным признакам. В связи с этим на недавнем саммите Берлинского процесса в Тиране премьер-министр Сербии Ана Брнабич заявила, что сегодня для сербов в Косово «абсолютно нет базовых условий для нормальной жизни». По ее словам, это в полной мере демонстрирует уровень верховенства права в крае при власти премьера Альбина Курти.
В момент обострения на севере Косово председатель Европейского комитета по развитию НАТО Гюнтер Фелингер призвал немедленно начать бомбардировки Белграда, прекрасно зная, что это означает для сербов, в памяти которых живы воспоминания событий 1999 года, когда НАТО осуществило преступную интервенцию в Югославии. Аргументировал свою позицию он тем, что Сербия ведет жестокую войну в Косово, к которой якобы причастна Россия.
21 октября состоялась встреча Вучича с «большой пятеркой», куда входят спецпредставитель ЕС по Западным Балканам Мирослав Лайчак, заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Габриэль Эскобар, а также представители от Франции, Италии и Германии, посвященная ситуации в Косово. Вучич подчеркнул, что встреча была очень тяжелой, что, впрочем, происходит с завидной регулярностью. Также была выражена надежда с обеих сторон, что решение косовского вопроса будет найдено в ближайшей перспективе. Подобные дежурные встречи и такие же дежурные заявления вряд ли дадут результат, пока Запад продолжит закрывать глаза на преступления, бездействие и затягивание переговоров со стороны косовских властей.
Зато такая ситуация дает удобный повод для Косово и Запада подвести Сербию под санкции. Представляется при этом, что есть два пути. Первый призван спровоцировать Сербию на военный ответ, введение войск в Косово для защиты сербского населения. На что моментально последует самая жесткая реакция Запада с перспективой изоляции Сербии.
Второй путь — более мягкий и представляет собой как бы рычаг давления на Белград для достижения нужных Западу целей. Он предусматривает ограничительные меры, которые могут носить временный характер, за якобы бездействие Белграда и допущение провокаций в Косово. Пока, по всей видимости, в ЕС просчитывают именно второй сценарий, поскольку он дает возможность отыграть все назад, в отличие от первого.
Если все же допустить скорое введение санкций против Сербии, то следует отметить, что они едва ли смогут сказаться на отношениях Белграда с незападным миром, поскольку их введение предполагается исключительно 27 странами ЕС. Возможно присоединение США, Канады, Великобритании или Японии.
Возвращаясь к вопросу о твердой позиции по антироссийским санкциям, следует отметить, что помимо моральных и прагматичных соображений (братские связи, выгода от российских энергоресурсов и взаимной торговли), одной из причин неприсоединения Белграда к «наказанию» Москвы является его понимание того, что затем последуют требования свернуть отношения с Пекином, которые развиваются весьма динамично. На фоне растущих связей Сербии с Востоком в перспективе не исключено, что власти ЕС могут дойти до того, чтобы «взять страну в кокон», то есть полностью ограничить ее контакты со странами глобального Юга.
Впрочем, серьезным препятствием для введения ограничительных мер в отношении Сербии является невозможность достичь консенсуса по этому вопросу внутри самого ЕС. Так, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан уже заявил, что наложит вето на любые санкции против Белграда. Схожую позицию, вероятно, может занять Роберт Фицо, новоизбранный премьер Словакии, тоже не признающей Косово, как и еще четыре страны ЕС (Испания, Румыния, Кипр, Греция).
Тем не менее, если Евросоюз задастся целью ограничить Сербию, он все же найдет способ обойти принцип консенсуса и каким-либо образом технически ее реализовать. Раздражение слишком самостоятельной, по мнению ЕС, политикой Сербии возрастает, и, по всей видимости, существуют определенные красные линии, при пересечении которых Брюссель готов начать вводить санкционные меры.
Впервые опубликовано в «Независимой газете».