Было чувство, что глобализация вот-вот откроет двери справедливому и равноправному диалогу во всем мире, а границы между странами останутся разве что промаркированными на карте линиями.
Но прошло несколько десятков лет, а глобальные социально-экономические, политические и культурные проблемы никуда не исчезли. Более того, глобализация, катализатором которой выступила цифровая среда, вскрыла колоссальную диспропорцию в возможностях для избранных и всех остальных стран, правах цифровых гигантов-корпораций и рядовых пользователей. А декларирование принципов всеобщего равенства в сети было дискредитировано попытками ряда государств фрагментировать не только физическое, но и цифровое пространство, поразить в правах целые категории пользователей, исходя из их национальной принадлежности.
Россия активно формирует гибкую и уникальную практику защиты цифрового суверенитета. При этом важно не замкнуться на себе, а напротив, пройдя через все испытания, предложить международному сообществу новые формы политико-экономических и технологических альянсов, основу которых составят баланс развивающих эффектов трансграничности «цифры» и необходимых элементов защиты национального суверенитета.
Платформой реализации этой идеи может стать концепция Устойчивого цифрового диалога — нового международного стандарта развития и регулирования цифровой среды. Это модель глобальной кооперации, в основе которой лежит защита цифрового суверенитета государств и прав рядовых пользователей, а также стремление создать механизмы противостояния политике «цифровых санкций», нередко исходящих от платформ, деятельность которых слабо регулируется в международном праве. Цифровой диалог предполагает активное и равное участие всех его акторов, включая государства, бизнес и пользователей, уважение к национальным особенностям развития и регулирования сетевой среды. А также, что важно, совместное использование глобальных IT-технологий, доступ к которым не подвержен политической конъюнктуре.
Прощание с грезами
Было чувство, что глобализация вот-вот откроет двери справедливому и равноправному диалогу во всем мире, а границы между странами останутся разве что промаркированными на карте линиями. Со стремительным развитием Интернета воспеваемая философами прошлого утопия, казалось, наконец постучалась в наши двери: люди с разных концов Земли получили доступ к общению друг с другом в социальных сетях, а бизнес и государства в один клик компьютерных мышек стали верифицировать годами заключаемые на бумаге договоры о сотрудничестве. Не стоит даже и говорить о немыслимых ранее темпах информационного обмена всех со всеми обо всем на свете.
Но прошло несколько десятков лет, а глобальные социально-экономические, политические и культурные проблемы никуда не исчезли. Более того, глобализация, катализатором которой выступила цифровая среда, вскрыла колоссальную диспропорцию в возможностях для избранных и всех остальных стран, правах цифровых гигантов-корпораций и рядовых пользователей. А декларирование принципов всеобщего равенства в сети было дискредитировано попытками ряда государств фрагментировать не только физическое, но и цифровое пространство, поразить в правах целые категории пользователей, исходя из их национальной принадлежности.
Одним из самых ярких примеров попыток разделить Интернет и подчинить его интересам отдельных государств стали события 2022 года. Россия столкнулась не только с колоссальным политическим и социально-экономическим давлением, но также со стремлением недружественных государств изолировать ее интернет-пространство, «отсечь» пользователей Рунета от глобальных цифровых благ. Западные платформы, присоединившись к санкциям в отношении России, стали в одностороннем порядке ограничивать нашим гражданам доступ к своим сервисам. Почти двести ушедших из страны иностранных IT-компаний создали сложности для десятков миллионов россиян при выполнении ежедневных рабочих задач, оплате товаров и услуг, онлайн-обучении, прослушивании музыки, просмотре фильмов и бронировании жилья.
Атака на российское цифровое пространство сопровождается попытками выманить заграницу кадровый IT-потенциал страны и обречь наших граждан на тотальную зависимость от крупных западных медиаплощадок, распространяющих фейковую информацию, а в некоторых случаях и вовсе призывающих к насилию. Парадоксально, что в эпоху всеобщего роста уважения к правам человека мы стали свидетелями масштабной цифровой дискриминации по национальному признаку. Несмотря на многообразие санкций, мы не утратили, а даже напротив укрепили собственный суверенитет, в том числе в цифровом пространстве.
Новой цифровой реальности — новые форматы международного диалога
Россия активно формирует гибкую и уникальную практику защиты цифрового суверенитета [1]. При этом важно не замкнуться на себе, а напротив, пройдя через все испытания, предложить международному сообществу новые формы политико-экономических и технологических альянсов, основу которых составят баланс развивающих эффектов трансграничности «цифры» и необходимых элементов защиты национального суверенитета.
Платформой реализации этой идеи может стать концепция Устойчивого цифрового диалога — нового международного стандарта развития и регулирования цифровой среды. Это модель глобальной кооперации, в основе которой лежит защита цифрового суверенитета государств и прав рядовых пользователей, а также стремление создать механизмы противостояния политике «цифровых санкций», нередко исходящих от платформ, деятельность которых слабо регулируется в международном праве. Цифровой диалог предполагает активное и равное участие всех его акторов, включая государства, бизнес и пользователей, уважение к национальным особенностям развития и регулирования сетевой среды. А также, что важно, совместное использование глобальных IT-технологий, доступ к которым не подвержен политической конъюнктуре.
Устойчивый цифровой диалог — это не чисто технологическое сотрудничество, но и политическое и экономическое партнёрство. Его успешная реализация невозможна без усилий отечественной дипломатии. Предстоит определить круг дружественных стран, желающих повысить цифровую суверенность. И за столом международных переговоров выработать стандарты в вопросах национальной цифровой безопасности, пользовательских культуры и права, цифровой кооперации и регулирования деятельности глобальных цифровых платформ.
Проработка общей позиции открывает огромное окно возможностей для экспорта российских цифровых сервисов, продуктов и услуг в дружественные страны. Реализация такого подхода станет драйвером совместного экономического роста России со странами Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Также этот процесс станет катализатором повышения качества российской технологической продукции, которая сможет достойно конкурировать с производителями с западных рынков.
Отдельными важнейшими треками цифрового диалога должны стать защита языков дружественных народов, контроль за алгоритмами искусственного интеллекта (все чаще формирующими паттерны поведения пользователей) и возможность оспаривания отдельных пунктов пользовательских соглашений, сохраняя за пользователем право использовать сервис.
Страны должны стремиться не только к равноправному участию в вопросах управления Интернетом, но и недопущению установления одностороннего контроля над цифровой средой.
Обновленная внешняя политика России — ключ к устойчивому цифровому миру
Принципы цифрового диалога выходят из Концепции внешней политики России, актуальная редакция которой была утверждена в конце марта. Как указано в документе, активизируется формирование региональных и трансрегиональных механизмов экономической интеграции, создание разноформатных партнерств. Особо подчеркивается, что только объединение потенциалов и добросовестных усилий международного сообщества на основе баланса интересов «способно обеспечить эффективное решение многочисленных проблем современности».
Опыт прошлого года показал, что проблем современности скопилось действительно много, только теперь они лежат не только в физической, но и в цифровой плоскости.
Нет никаких сомнений, что реализация принципов равноправной цифровизации государств не только укрепит позитивный имидж России за рубежом, но и обеспечит лидирующее место в новой формирующейся парадигме международных отношений. Эти отношения уже во многом будут цифровыми, и от того, насколько страны смогут обеспечить цифровой суверенитет, зависит благополучие граждан и справедливость в международных отношениях.
1. Цифровой суверенитет — государственная политика и комплекс мер, направленных на развитие и регулирование цифровой и технологической среды, включая национальный сегмент глобального Интернета, создание безопасного и взаимовыгодного сотрудничества между всеми акторами цифрового мира.