Вопрос о том, прошел ли мир точку невозврата в попытках выработать коллективные механизмы реагирования на множащиеся угрозы и вызовы, к концу 2024 г. окончательно превратился в риторическую фигуру для политиков и «смысловую занозу» для экспертов, не поспевающих за вывихами все более конфликтной и деструктурированной геополитики.
Один из главных парадоксов международных отношений на нынешнем этапе состоит в том, что, одной рукой разрушая их дышащую на ладан договорно-правовую базу, другой рукой мировое сообщество пытается импульсивно сохранить то, что уже перестало быть исправно работающим международным правом, но еще окончательно не стало неписаными «правилами», исходящими из известного принципа: «Что позволено Юпитеру, не позволено быку».
Применительно к вопросу о безопасности, включающему ее важнейшую экологическую составляющую, выясняется и вовсе удивительная вещь: чем более небезопасным становится современный мир, расколотый конфликтами и войной санкций между Востоком и Западом, тем более громогласной становится риторика о необходимости искать некую общечеловеческую «концепцию спасения», которая только и сможет примирить всех.
Когда подобные идеи активно высказываются в континентальных экономиках незападного мира (Китай, Индия, Бразилия), большего практического результата в решении задач глобальной экологической повестки, как выясняется, способны добиваться государства, которые еще недавно находились в тени мировых гигантов или считались игроками второго плана.
В этом смысле в 2024 году процесс формирования нового тренда, заставляющего страны второго эшелона выходить на первый план и брать на себя глобальную инициативу и ответственность, выпадающую из рук мировых лидеров, на своем примере продемонстрировал Азербайджан, принимавший 11–22 ноября 2024 г. Конференцию ООН по климату — СОР29.
Конференция в Баку стала уже третьей по счету попыткой мирового сообщества «выжать штангу» глобальной экологической повестки, которую многие изначально считали и по-прежнему считают неподъемной, несмотря на решения, принятые в ходе двух предыдущих попыток — Конференции ООН по климату в Киото 1997 г. и Конференции ООН по климату в Париже 2015 г.
В итоге, несмотря на Киотский протокол 1997 г. и Парижское соглашение 2015 г., будущее борьбы за экологическую безопасность к моменту проведения COP29 в Баку выглядело все более туманным. На фоне мощной информационной кампании, развязанной на Западе против страны — организатора форума — Азербайджана, который, якобы, был не достоин принимать у себя COP29 как нефтедобывающая страна, в полной мере проявились острейшие разногласия между ведущими индустриальными державами Запада и странами глобального Юга, между теми, кто зарабатывает на добыче нефти, и теми, чье экономическое благополучие и рост зависят от ее потребления. Яблоком раздора стал вопрос о том, на кого все-таки должно лечь главное бремя ответственности за сохранение природы и избежание природных катаклизмов и каким должен быть фонд борьбы за экологическую повестку — мировая экологическая касса.
В Баку удалось принять первую за 20 лет саммитов «финансовую цель» и добиться полной реализации Статьи 6 о регулировании рынка углеродных выбросов. Оба вопроса лежали в повестке климатических конференций годами. После десяти лет тяжелейших переговоров, балансировавших на грани срыва, установленная в Баку Новая коллективная количественная цель (НККЦ) предусматривает ежегодную сумму выплат развивающемуся миру в 300 млрд долл., которую страны глобального Севера обязаны достичь к 2035 г. Эту договоренность можно без преувеличения считать поворотным пунктом в мировой климатической дипломатии.
Что же касается Азербайджана, то он сумел решить свою сверхзадачу — привести в чувство страны глобального Севера, выдержав их натиск и тем самым миновав Харибду и не попав к Сцилле (защитив интересы как развивающихся, так и нефтедобывающих стран в рамках их реальных потребностей). К этому стоит добавить и немаловажный бонус — на небосклоне климатической дипломатии засверкала звезда Азербайджана, доказавшего как свой профессионализм, так и суверенность в принятии решений.
Как Азербайджану удалось направить свое климатическое лидерство между Сциллой и Харибдой глобальной климатической повестки
Вопрос о том, прошел ли мир точку невозврата в попытках выработать коллективные механизмы реагирования на множащиеся угрозы и вызовы, к концу 2024 г. окончательно превратился в риторическую фигуру для политиков и «смысловую занозу» для экспертов, не поспевающих за вывихами все более конфликтной и деструктурированной геополитики.
Один из главных парадоксов международных отношений на нынешнем этапе состоит в том, что, одной рукой разрушая их дышащую на ладан договорно-правовую базу, другой рукой мировое сообщество пытается импульсивно сохранить то, что уже перестало быть исправно работающим международным правом, но еще окончательно не стало неписаными «правилами», исходящими из известного принципа: «Что позволено Юпитеру, не позволено быку».
Применительно к вопросу о безопасности, включающему ее важнейшую экологическую составляющую, выясняется и вовсе удивительная вещь: чем более небезопасным становится современный мир, расколотый конфликтами и войной санкций между Востоком и Западом, тем более громогласной становится риторика о необходимости искать некую общечеловеческую «концепцию спасения», которая только и сможет примирить всех.
Когда подобные идеи активно высказываются в континентальных экономиках незападного мира (Китай, Индия, Бразилия), большего практического результата в решении задач глобальной экологической повестки, как выясняется, способны добиваться государства, которые еще недавно находились в тени мировых гигантов или считались игроками второго плана.
В этом смысле в 2024 году процесс формирования нового тренда, заставляющего страны второго эшелона выходить на первый план и брать на себя глобальную инициативу и ответственность, выпадающую из рук мировых лидеров, на своем примере продемонстрировал Азербайджан, принимавший 11–22 ноября 2024 г. Конференцию ООН по климату — СОР29.
Конференция в Баку стала уже третьей по счету попыткой мирового сообщества «выжать штангу» глобальной экологической повестки, которую многие изначально считали и по-прежнему считают неподъемной, несмотря на решения, принятые в ходе двух предыдущих попыток — Конференции ООН по климату в Киото 1997 г. и Конференции ООН по климату в Париже 2015 г.
Итогом конференции 1997 г. в Японии стал принятый на ней Киотский протокол — международное соглашение о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу Земли для противодействия глобальному потеплению.
В свою очередь, Парижское соглашение, поставившее задачей мирового сообщества добиться ограничения роста глобальной средней температуры на уровне 1,5 °C, обошло стороной вопрос о том, каким должен быть вклад каждой отдельной страны в «общий котел» экологической безопасности.
Решение вопроса степени сокращения выбросов парниковых газов, на форуме в Париже было предоставлено самим странам. При этом Парижский протокол не предусматривал механизмов принуждения или наказания стран Группы семи, исторически ответственных за загрязнение планеты за последние 300 лет, и обязанных раскошелиться на покрытие миллиардных издержек перехода к сокращению углеводородов для развивающихся и наименее развитых стран Азии и Африки. В итоге страны глобального Севера с одной стороны использовали «климатический кризис» как «Дамоклов меч» над нефтепроизводящими странами, с другой — отказывались тратить деньги на наиболее уязвимые страны, в прямом смысле слова (учитывая повышение температуры и таяние ледяных шапок Земли) действуя по принципу: «После нас хоть потоп». Конечно же потоп подразумевалось устроить на нижних этажах мировой иерархии — как раз в уязвимых странах Азии и Африки.
В итоге, несмотря на Киотский протокол 1997 г. и Парижское соглашение 2015 г., будущее борьбы за экологическую безопасность к моменту проведения COP29 в Баку выглядело все более туманным. На фоне мощной информационной кампании, развязанной на Западе против страны — организатора форума — Азербайджана, который, якобы, был не достоин принимать у себя COP29 как нефтедобывающая страна, в полной мере проявились острейшие разногласия между ведущими индустриальными державами Запада и странами глобального Юга, между теми, кто зарабатывает на добыче нефти, и теми, чье экономическое благополучие и рост зависят от ее потребления. Яблоком раздора стал вопрос о том, на кого все-таки должно лечь главное бремя ответственности за сохранение природы и избежание природных катаклизмов и каким должен быть фонд борьбы за экологическую повестку — мировая экологическая касса.
Париж против «Парижа»: шантаж Запада по методу игры в наперсток
После избрания Баку председателем СОР29 западные СМИ не случайно стали педалировать вопрос о том, что Азербайджан относится к странам из списка «руки по локоть в нефти». Из этого постулата делался вывод: «Баку не имеет морального и политического права прикасаться своими “золотоносными руками” к вопросам чистой экологической энергетики и зеленой повестки».
На самом деле, это была ловкая подмена понятий, сродни политической игре в наперсток: страны Запада, несущие вину за климатический кризис и его последствия в развивающихся странах, в ходе массированной информационной атаки пытались сместить внимание с предмета собственной ответственности — климатического финансирования — на ограничения нефтедобычи и развития нефтяной отрасли.
К этому нужно добавить, что тон в антиазербайджанской кампании стала задавать Франция — та самая страна, где был принят Парижский протокол, в связи с чем сегодняшний Париж, казалось бы, должен был способствовать развитию и актуализации собственного вклада в экологическую безопасность, а не его выхолащиванию, обнулению и разрушению.
Между тем, призывы бойкотировать СОР29 в Баку в определенный момент переросли в открытый шантаж — угрозы сорвать установление Новой финансовой цели, предполагающей климатическое финансирование «из кармана» главных виновников разрушения озонового слоя атмосферы.
Учитывая все эти факторы, задача создать площадку для консенсуса развитых и развивающихся стран в вопросах экологии, вставшая перед Баку на COP 29, выглядела крайне сложной.
Азербайджанской дипломатии пришлось уподобиться мореплавателям узкого Мессинского пролива, по обеим сторонам которого обитают роковые Сцилла и Харибда.
Прагматизм Алиева взял верх
Глупо отрицать, что Баку — родина мировой нефтяной промышленности. «Нефть и газ — это дар Божий, как солнце, ветер и полезные ископаемые. Страны не должны обвиняться в том, что они у них есть, и не должны обвиняться в том, что они выводят эти ресурсы на рынок. Как председатель COP29 Азербайджан будет ярым сторонником зеленого перехода, и мы это делаем. Но в то же время мы должны быть реалистами», — заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев на открытии СОР29, расставив точки над i в навязанном Баку странами Запада искусственном политизированном споре, основанном на ложных постулатах.
Между тем, вопреки внешнему противодействию и трудностям задач глобального похода за климат, к удивлению многих Баку выжал неподъемную экологическую штангу.
Реализм и прагматизм взяли верх, игра в наперсток не помогла сторонникам «великого побега» от климатической ответственности, главным зачинщиком которого остаются Соединенные Штаты. Вашингтон на бакинском СОР29 был представлен уходящей командой Байдена, главной миссией которой стала задача «подставы жирной свиньи» приходящей администрации Трампа — известного «климатического скептика». Естественно, составной частью этой задачи было навредить будущей республиканской администрации руками азербайджанского председательства.
Как заметил, выражая мнение многих стран — участниц COP29 директор и основатель компании Power Shift Africa Мухаммед Эдоу, страны глобального Севера должны расплатиться за причиненный развивающимся странам ущерб.
Этот тезис поддержала Россия, которая также активно работала на успех конференции, а не на ее провал.
«Выбор Азербайджана в качестве места проведения COP29 абсолютно обоснован, поскольку обсуждать проблемы климата нужно именно в нефтедобывающих странах. Ископаемые ресурсы еще долго будут играть свою глобальную роль, и делать вид, что от них можно и нужно отказаться любой ценой прямо сейчас, мягко говоря, непродуктивно. Со своей стороны, абсолютно солидарен с заявлением президента Азербайджана Ильхама Алиева насчет упреков в адрес его страны, связанных с нефтью. Это, действительно, природный дар», — заявил член российской делегации на СОР29, спецпредставитель президента РФ по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Борис Титов.
Борис Титов отметил, что многие страны ЕС своими углеводными проектами практически продолжают былую колонизацию, тем самым неся ответственность за происходящий экологический кризис.
Поворотный пункт в мировой климатической дипломатии
В итоге, несмотря на работавшие на максимальных оборотах механизмы торможения, усилиями страны-организатора и стран-партнеров был достигнут «Бакинский прорыв» — третий основополагающий документ в области глобальной климатической повестки и экологической безопасности, вставший в один ряд с Киотским протоколом и Парижским соглашением.
В Баку удалось принять первую за 20 лет саммитов «финансовую цель» и добиться полной реализации Статьи 6 о регулировании рынка углеродных выбросов. Оба вопроса лежали в повестке климатических конференций годами. После десяти лет тяжелейших переговоров, балансировавших на грани срыва, установленная в Баку Новая коллективная количественная цель (НККЦ) предусматривает ежегодную сумму выплат развивающемуся миру в 300 млрд долл., которую страны глобального Севера обязаны достичь к 2035 г. Эту договоренность можно без преувеличения считать поворотным пунктом в мировой климатической дипломатии.
Что же касается Азербайджана, то он сумел решить свою сверхзадачу — привести в чувство страны глобального Севера, выдержав их натиск и тем самым миновав Харибду и не попав к Сцилле (защитив интересы как развивающихся, так и нефтедобывающих стран в рамках их реальных потребностей). К этому стоит добавить и немаловажный бонус — на небосклоне климатической дипломатии засверкала звезда Азербайджана, доказавшего как свой профессионализм, так и суверенность в принятии решений.
Уже после СОР29 президент Азербайджана Ильхам Алиев дал интервью российскому агентству РИА Новости, в котором он вспомнил, как проводился мировой климатический саммит СОР29, как пытались извратить смысл экономической модели его страны, которую на Западе снисходительно называли «страной-бензоколонкой».
По его словам, если говорить об объемах добычи нефти, то «страной-бензоколонкой» должна назвать себя сама Америка, в то время как Азербайджан диверсифицирует экономику и энергетику, активно участвуя в реализации глобальной «зеленой повести».
Кроме того, Ильхам Алиев упомянул бывшего главу европейской дипломатии Жозепа Борреля, как-то назвавшего Европу «цветущим садом», а весь незападный мир — «джунглями». Как иронично заметил в связи с этим Ильхам Алиев, при таком подходе к международным отношениям Западу следовало бы держаться подальше от «джунглей».
Между тем, COP29 показал, что двуединая задача дальнейшей реализации глобальной экологической повестки должна состоять в том, чтобы вырубать политические джунгли и одновременно сохранять джунгли природные.
Нельзя не признать, что в Баку на СОР29 это получилось.