Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Елена Кузьмина

К.полит.н., зав. сектором Центра постсоветских исследований НИ ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова

Кыргызская республика за полтора года участия в Евразийском союзе получила от этого значительные доходы и дивиденды. И хотя трудовые мигранты получили значительные преференции и увеличили свои доходы, а значит, и доходы страны, по сравнению со своими центрально-азиатскими соседями, это стало не единственным позитивным результатом вступления в Союз. Свою долю позитивных возможностей получили и фермеры, и швейные фабрики, и производители продуктов питания. Государственный бюджет получил дополнительные доходы от перераспределения таможенных пошлин.

Вместе с тем Кыргызстану необходимо решение ряда системных экономических проблем для дальнейшего развития национальной экономики и укрепления своих позиций в ЕАЭС. В первую очередь, необходимо завершение работы над созданием полноценной фито- и вето-санитарной системы республики. Также необходима диверсификации промышленного производства для расширения переработки продукции сельского хозяйства развития легкой промышленности и создания новых производственных отраслей.

Для страны важна торговля с Россией и Казахстаном, крупнейшими торговыми партнерами страны не только в ЕАЭС, но и в ее внешней торговле в целом, занимая в 2016 г. вторую и третью позиции соответственно. Их совокупная доля в 2016 г. сократилась до 32,8% (в 2015 г. она составляла 45,7%). Это произошло за счет сокращения доли России до 17,9% (24,5% в 2015 г.) и доли Казахстана — до 14,9% (21,2%). Но их совокупная доля превышает долю первого торгового партнера республики — Китая, увеличившего в 2016 г. свою долю в торговле республики до 29,3% [1]. Сокращение торговли произошло за счет увеличения доли торговли с Китаем, причем увеличился как импорт из Поднебесной, так и экспорт из Кыргызстана, а также за счет увеличения продажи киргизского золота Швейцарии [2].

Доля взаимной торговли с государствами — членами ЕАЭС во внешней торговле Кыргызской Республики по итогам 2016 г. составила 35,9%, в том числе 27% экспорта и 39,4% импорта товаров [3]. При общем сокращении объема взаимной торговли по Союзу в целом на 6,7% к уровню 2015 г. внутрисоюзные поставки республики возросли на 4,4%. При этом произошел рост экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции на 82%, текстильных изделий и обуви — на 94,5%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий — 16,8%. А экспорт товаров во взаимной торговле с Казахстаном увеличился на 17,4% за счет роста поставок руд драгоценных металлов, фруктов и овощей, одежды [4].

Выросли объемы экспорта именно в тех отраслях, в которые вкладывалось наибольшее количество средств из Российско-кыргызского фонда развития (РКФР). Так, за время функционирования фонд вложил 22,2 млн долл. в киргизский аграрно-промышленный комплекс и переработку сельскохозяйственного сырья, а также в модернизацию производств, в первую очередь текстильной промышленности, — 74,6 млн долл., профинансировав соответственно 298 и 221 проект. (Табл. 2)

На 13.02.2017 г. льготные кредиты Фонда выданы уже под 665 проектов. Суммарный объем выданных займов составил 202,048 млн долл.

Таблица 2
Информация о кредитной деятельности Российско-Кыргызского Фонда развития в разрезе отраслей (по состоянию на 13.02.2017 г.)

Наименование отраслей экономики

Всего одобренные проекты, включая выданные

млн долл.

Количество проектов

1

АПК, переработка и производство сельскохозяйственной продукции

22,222

298

2

Обрабатывающая промышленность, модернизация производственного оборудования

74,547

221

3

Энергетика, строительство мини-ГЭС

2,276

5

4

Горнодобыча и металлургия

3,975

13

5

Транспортная деятельность и хранение грузов

28,818

36

6

Связь и информационные технологии

3,200

1

7

Инфраструктура торговли

20,00

2

8

Инфраструктура туризма

15,070

28

9

Инфраструктура здравоохранения

2,428

20

10

Прочие отрасли

29,51

41

Общий итог, в млн долл. США

202,048

665

Источник: http://rkdf.org/files/docs/Annual%20Report/13022017.pdf

Основное отличие Фонда развития от банков заключается в том, что он финансирует на льготных условиях только проекты, направленные на разработку высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств, а также поддержку импортозамещающих и экспортоориентированных производств. Так, Фонд выдавал средства на реконструкцию международного аэропорта «Манас» и аэропорта «Тамчы» на Иссык-Куле. В конце 2016 г. приобретено оборудование для заводов по производству сахара «Кошой» и «Каинды кант», что позволило запустить проект по восстановлению сахарного производства. Осуществляется большая программа по производственному оснащению сельского хозяйства республики с перспективой экспортных поставок на рынок ЕАЭС. Это способствует объединению фермеров в крупные хозяйства с соблюдением всех условий в области стандартизации, сертификации продукции.

РКФР реализует проекты по двум направлениям: финансирование проектов малого и среднего бизнеса через банки, а также прямое финансирование проектов. Если на первом этапе в программе РКФР участвовали только два киргизских государственных банка, то в феврале 2016 г. список участников й программы по поддержке малого и среднего бизнеса расширен до 10 банков, и еще два банка подали заявки на участие [5].

Со второй половины 2016 г. при прямом финансировании снижена процентная ставка на валютные кредиты с 7% до 4%.

Хотя в развитии Фонда существуют и проблемы. С одной стороны, лишь небольшая часть поданных заявок оформляется должным образом: предоставляется ТЭО проектов и др. необходимые документы. С другой стороны — на начальном этапе злую шутку сыграла разница в объемах российского и киргизского среднего и малого бизнеса: те минимальные объемы финансирования, которые должны были получать киргизские бизнесмены, невозможно было обеспечить требуемыми обязательствами. Однако это вопросы решаемые и они уже находятся на стадии исправления.

Другая проблема Кыргызстана, которую предполагается преодолеть при участии в ЕАЭС, это теневая экономика и наличие свободно перемещающегося по территории страны контрафактного товара. Вступление в силу четких и жестких требований к продукции, которая может быть допущена к продаже на территории ЕАЭС, позволит преодолеть эту проблему. Теперь при поддержке России в Бишкеке и Оше появятся две контролирующие лаборатории, которые отвечают всем современным требованиям. Для этих целей в рамках реализации «дорожной карты» по присоединению к Таможенному союзу Россия выделила Кыргызской Республике 200 млн долл. в 2014-2015 гг. и до 129 млн долл. в 2015-2016 гг. Эти средства в основном были направлены на оборудование таможенных пунктов и создание современных фито-санитарных центров по сертификации экспортной сельско-хозяйственной продукции и продуктов питания. Вместе с тем пока нет достаточного количества таких центров из-за затягивания местными властями их строительства и оборудования.

Приведение качества продукции к стандартам ЕАЭС и наличие лабораторий по проверке качества сельхозпродукции решает еще одну проблему в регионе: торговые отношения с Казахстаном, а точнее доступ на казахстанский рынок. Несмотря на перманентно возникающие запреты Казахстана на ввоз киргизских продуктов питания из-за отсутствия сертификатов качества, благодаря российским грантам таких ситуаций стало значительно меньше, чем до вступления в Союз.

В декабре 2016 г. в Санкт-Петербурге во время заседания Высшего совета ЕАЭС президенты Казахстана Н. Назарбаев и Кыргызстана А. Атамбаев так и не смогли договориться о снятии ветеринарно-санитарного контроля на казахстанско-киргизской границе. Тогда же вице-премьер-министр КР О. Панкратов сообщил, что республика подписала с Казахстаном документ о переходе на унифицированные железнодорожные тарифы со второй декады января 2017 г., которые будут введены в августе 2017 г. Однако, по словам президента казахского АО «КТЖ-Грузовые перевозки» О. Кулакова, речь идет о транзите железнодорожным транспортом только продукции в Россию за исключением живых животных. По его словам, потери Казахстана от снижения тарифа для киргизского направления составили 42 млрд тенге, но они будут компенсироваться ростом перевозок в три раза.

Наибольшие плюсы от вступления республики в ЕАЭС получили киргизские трудовые мигранты. Они, согласно договору о Евразийском экономическом союзе, были освобождены от дополнительных сборов и получили равные права с национальными резидентами. В случае России это означало освобождение от патентного сбора и необходимости сдавать экзамены, что позволяет каждому мигранту экономить несколько десятков тысяч рублей в год. Кыргызстанцам предоставлена возможность работать не только по трудовому, но и по гражданско-правовому договору, что значительно расширяет сферы их возможного трудоустройства. Сейчас трудящиеся из Кыргызстана в России платят налог на доходы (НДФЛ) по той же ставке, что и резиденты: 13% вместо 30%. Они получили право на социальное страхование и медицинское обеспечение в любой стране Союза. Дети трудящихся имеют право на посещение дошкольных учреждений и получение образования в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Договор о ЕАЭС обеспечивает взаимное признание дипломов с целью трудоустройства по абсолютному большинству специальностей. Это значительно упрощает поиск работы и повышает мобильность трудовых ресурсов.

В результате число киргизских мигрантов в России в 2016 гг. выросло на 5%, по состоянию на июнь 2016 г. их численность составляла 563 тыс. человек, а на февраль 2017 г. — уже 594 тыс. человек. Миграция в Казахстан также несколько увеличилась с 94 313 киргизских граждан, временно зарегистрированных в Казахстане в 2014 г., до 114 385 в 2015 г.

Поток переводов кыргызских трудовых мигрантов из России в 2015 г. пострадал от инфляции и сокращения рынка труда в стране и сократился, по данным Государственной службы миграции при правительстве КР, на 25,2% по сравнению с 2014 г., однако уже в 2016 г. начал расти и увеличился на 19,5%. (табл.3)

Таблица 3
Денежные переводы физических лиц в Кыргызстан, осуществляемые через системы переводов, млн. долл.

2013

2014

2015

2016

Всего

2 268,2

2 235,9

1 683,6

1 991,3

Страны СНГ

2 245,0

2 188,3

1 630,8

1 941,96

Россия

2 219,1

2 167,9

1 622,3

1 938,48

Источник: Государственная служба миграции при Правительстве Кыргызской Республики, http://ssm.gov.kg/content/view/7

Вступление Кыргызстана в ЕАЭС наделило правительство страны механизмами по выводу значительной части киргизских мигрантов из «черного списка» и уменьшению негативных последствий санкций. В июле 2015 г. со стороны России было принято решение об открытии въезда гражданам республики, которые получили запрет на повторный въезд в страну на три года при условии истечения не менее половины этого срока. Льготный период, который продлился до 1 ноября 2015 г., охватил свыше 194 000 киргизских мигрантов в России. В феврале 2016 г. благодаря этим соглашениям правительству Кыргызстана удалось снять запрет с 76 000 киргизских граждан [6]. Тем не менее по этому соглашению граждане Кыргызстана не получили иммунитет от применения этой санкции, и в ноябре 2016 г. общее число «запретников» составляло до 119 000.

Таким образом, Кыргызская республика за полтора года участия в Евразийском союзе получила от этого значительные доходы и дивиденды. И хотя трудовые мигранты получили значительные преференции и увеличили свои доходы, а значит, и доходы страны, по сравнению со своими центрально-азиатскими соседями, это стало не единственным позитивным результатом вступления в Союз. Свою долю позитивных возможностей получили и фермеры, и швейные фабрики, и производители продуктов питания. Государственный бюджет получил дополнительные доходы от перераспределения таможенных пошлин.
Вместе с тем Кыргызстану необходимо решение ряда системных экономических проблем для дальнейшего развития национальной экономики и укрепления своих позиций в ЕАЭС. В первую очередь, необходимо завершение работы над созданием полноценной фито- и вето-санитарной системы республики. Также необходима диверсификации промышленного производства для расширения переработки продукции сельского хозяйства развития легкой промышленности и создания новых производственных отраслей.

1. Посчитано автором по данным ВТО. URL: http://www.trademap.org

2. По данным ВТО.

3. Доклад «О состоянии взаимной торговли между государствами–членами Евразийского экономического союза в 2015–2016 годах». М.: ЕЭК, 2017. С.12.

4. Доклад «О состоянии взаимной торговли между государствами–членами Евразийского экономического союза в 2015–2016 годах». М.: ЕЭК, 2017. С. 26.

5. Через банки–партнеры можно получить финансирование малому и среднему бизнесу до 1 млн долл. на срок до пяти лет под 5% годовых в долларах и 12% годовых в сомах. Фондом по программе поддержки малого и среднего бизнеса выдаются средства банкам под 1%, они, в свою очередь, выдают заемщикам под 5%. С началом активной деятельности Фонда банки страны получили дешевое внутреннее фондирование, за счет средств РКФР. Банки и соответственно бизнес получили длинные и дешевые деньги.

6. Уязвимость мигрантов и потребности интеграции в Центральной Азии: Основные причины и социально-экономические последствия возвратной миграции Региональная полевая оценка в Центральной Азии. Астана. 2016.С.18


Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся