2015–2016 гг. были достаточно сложными для экономики Казахстана. В 2015 г. произошло значительное падение ВВП страны на 16,7% по сравнению с предыдущим годом, которое продолжилось в 2016 г.: -27,5%: он сократился с 184,4 млрд долл. в 2015 г. до 135,0 млрд долл. в 2016 г. ВВП страны на душу населения в 2015 г. по сравнению с пиковым 2013 г. (13 891 долл.) сократился на 24,3% и составил 10 510 долл.
Можно выделить следующие тенденции в экономической модернизации Казахстана:
-
Постепенный отход от сырьевой модели и первые шаги к ресурсной модели с элементами расширения промышленного производства, сельского хозяйства и транспортного транзита;
-
Первые шаги по переходу от импортозамещения к экспортоориентированной экономике;
-
Взаимодействие для осуществления планов модернизации экономики и ее индустриализации в рамках интеграционных экономических структур и проектов, в первую очередь ЕАЭС и ЭПШП;
-
Изменение налоговой нагрузки и переход от природной ренты к налогам на население;
-
Развитие сферы услуг, акцентированное в первую очередь на транзитно-транспортные и торговые услуги.
2015–2016 гг. были достаточно сложными для экономики Казахстана. В 2015 г. произошло значительное падение ВВП страны на 16,7% по сравнению с предыдущим годом, которое продолжилось в 2016 г.: -27,5%: он сократился с 184,4 млрд долл. в 2015 г. до 135,0 млрд долл. в 2016 г. ВВП страны на душу населения в 2015 г. по сравнению с пиковым 2013 г. (13 891 долл.) сократился на 24,3% и составил 10 510 долл.
Таблица 1.
Структура ВВП Казахстана по видам экономической деятельности в текущих ценах, % к итогу
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
ВВП
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Сельское, лесное и рыбное хозяйства
|
4,5
|
4,9
|
4,2
|
4,5
|
4,4
|
4,8
|
4,5
|
Добывающая промышленность
|
19,5
|
17,7
|
17,1
|
15,2
|
15,2
|
12,7
|
12,9
|
Обрабатывающая промышленность
|
11,3
|
11,0
|
11,0
|
10,7
|
10,2
|
10,1
|
10,7
|
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
|
1,8
|
1,7
|
1,7
|
1,6
|
1,6
|
1,7
|
1,7
|
Строительство
|
7,7
|
6,4
|
6,2
|
6,0
|
5,9
|
6,0
|
6,0
|
Торговля
|
13,0
|
13,6
|
14,9
|
15,1
|
16,0
|
17,0
|
16,9
|
Транспорт, логистика
|
8,0
|
6,8
|
7,3
|
7,5
|
7,9
|
8,6
|
7,9
|
Источник: Евразийская экономическая комиссия
Структура ВВП не претерпела серьезных изменений за указанные годы. (табл.1) В 2016 г. несколько увеличилась доля обрабатывающей промышленности (+0,6%) до 10,7%. При этом доля добывающей промышленности в ВВП Казахстана составила 12,9%. И хотя произошел рост на 0,2%, по сравнению с 2010 г. доля сократилась почти на 7%. В 2015–2016 гг. шел спад промышленного производства в целом: на 1,6% и 1,1% соответственно.
Доля сельского хозяйства в структуре ВВП страны составляет лишь 4,5%. В 2015–2016 гг. в республике отмечался рост сельского хозяйства: 3,4% и 5,5% соответственно. Рост наблюдался как в растениеводстве, так и в животноводстве.
Учитывая, что углеводороды, уголь и металлы (т.е. продукция добывающей промышленности) составляют более половины казахстанского экспорта, произошло сокращение внешней торговли страны. В торговле со странами ЕАЭС оно началось с 2014 г., наиболее значительным было в 2015 г.: на 28,4%. В 2016 г. падение несколько ослабло и составило 23,5% относительно предыдущего года. Та же тенденция сложилась и в торговле с третьими странами. Падение в 2015 г. составило 39%, а в 2016 г. — 19,6%. (табл.2) Причиной тому стало как сокращение продажи основных экспортных товаров — углеводородов и металлов, так и падение цен на эти виды товаров.
Таблица 2
Внешняя торговля Казахстана в 2015-2016 гг.
2014
|
2015
|
2016
|
Млн долл. США
|
% к предыдущ. году
|
Млн долл. США
|
% к предыдущ. году
|
Млн долл. США
|
% к предыдущ. Году
|
Взаимная торговля в ЕАЭС
|
21031,4
|
85,5
|
5120,3
|
71,6
|
3917,6
|
76,5
|
Внешняя торговля с третьими странами
|
99724,0
|
91,6
|
60191,6
|
61,0
|
48366,9
|
80,4
|
Источник: ЕЭК, официальный сайт
Ресурсная направленность казахстанского экспорта сыграла негативную роль как в торговле в целом, так и в пополняемости бюджета страны. В 2016 г. по сравнению с соответствующим периодом 2015 г. в Казахстане наблюдался рост доходной и расходной частей бюджета в тенге, но падение в долларовом исчислении. А вот дефицит бюджета и в национальной валюте, и в долларах сократился. (Табл.3) Власти по-прежнему используют меры налогово-бюджетной политики для преодоления последствий прежних внешних шоков, что вызывает рост государственных расходов в большинстве стран. В Казахстане сокращение дефицита бюджета достигнут в значительной степени в результате проведения корректировок обменных курсов и предоставления единовременной комплексной поддержки банковской системе страны.
Таблица 3
Бюджет Республики Казахстан в 2015–2016 гг.
|
Млрд тенге
|
Млн долл. США
|
доход
|
расход
|
дефицит
|
Доход
|
расход
|
дефицит
|
2015
|
6137,0
|
7049,1
|
- 912,1
|
28,6
|
32,7
|
- 4,1
|
2016
|
7662,2
|
8403,4
|
- 741,2
|
22,5
|
24,6
|
- 2,1
|
Источник: ЕЭК
И хотя это обеспечило необходимую поддержку экономической активности, возможности для бюджетного маневра сократились, а государственный долг вырос с 26,6 млн долл. в 2015 г., до 34,3 млн долл. в 2016 г. На этот процесс в большей степени повлияло укрепление курсов национальных валют. В структуре государственного долга на 1 января 2017 г. в Казахстане преобладал внутренний долг.
Таким образом, роста национальной экономики в 2015–2016 гг. не было. Темпы роста замедлились, несмотря на относительно сильные показатели активности в секторах сельского хозяйства, строительства и транспорта. Это связано как с кризисными явлениями в мировой экономике (низкие мировые цены на основные экспортные товары, падение спроса на эти товары у основных покупателей, падение курса тенге по отношению к доллару и евро, и т.п.), так и со структурными проблемами казахстанской экономики (значительной долей ТЭК в экспортных поставках, низкой долей машиностроения). Поэтому актуальнейшая задача для Казахстана заключается в изменении структуры экономики и изыскании резервов использования интеграционных возможностей.
Необходимо отметить, что Казахстан начал эту работу еще до кризиса 2015–2016 гг. Для преодоления ресурсной направленности экономики и создания более сбалансированной структуры национальной экономики в Казахстане предпринимаются конкретные действия, сформулированные в государственных программах развития
Стратегия «Казахстан — 2050» (2012 г.) предполагает новую экономическую политику в сфере макроэкономической, налогово-бюджетной и денежно-кредитной, индустриализации и развития инфраструктуры, недропользования, управления государственными активами. Государственная программа индустриально-инновационного развития на 2015–2019 гг. (2014 г.) обозначила приоритетные отрасли развития: черную и цветную металлургию, нефтепереработку, нефтегазохимию, агрохимию, производство продуктов питания, химикатов для промышленности, автотранспортных средств и их двигателей, электрооборудования, сельскохозяйственной и железнодорожной техники, производство машин и оборудования для горнодобывающей, нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей промышленности, строительных материалов, а также отрасли мобильных и мультимедийных, нано- и космических технологий, робототехники, генной инженерии. Программа «100 шагов» (2015 г.) в области индустриализации и экономического роста предполагает создание современной транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, развитие АПК, инновационных производств.