Решение немецкого руководства отказаться от использования ядерной энергии после аварии на японской АЭС Фукусима в 2011 г. было предметом продолжительных дискуссий в экспертном сообществе ФРГ, но не ставилось под сомнение ни политиками из кабинета Ангелы Меркель, ни пришедшим им на смену правительством Олафа Шольца. Энергетический кризис в Германии 2022 г., вызванный антироссийскими санкциями ЕС и спровоцировавший резкий рост цен на электроэнергию для промышленности и домохозяйств, внес лишь незначительные коррективы в строгое расписание закрытия трех последних немецких АЭС.
В связи с этим закономерно, что на первый взгляд внезапная и запоздалая поддержка лидером Баварии Маркусом Зёдером атомной энергетики если не в масштабе всей Германии, то хотя бы в границах собственной федеральной земли, вызвала широкий резонанс. Зёдер заявил, что готов обеспечить продолжение работы АЭС «Изар 2» в Нижней Баварии силами земельного правительства и призвал изменить для этого действующее законодательство, передав полномочия по содержанию атомных станций на региональный уровень. Инициатива была незамедлительно поддержана руководством «сестринского» ХДС. Предполагается, что работа баварской станции может быть продлена, по меньшей мере, до конца этого десятилетия.
С точки зрения финансовых и других ресурсов никаких особых препятствий здесь нет. Бавария вполне в состоянии обеспечить потребности немецкой ядерной энергетики, локализованной в этом регионе. Одна из крупнейших земель ФРГ может самостоятельно договориться с поставщиками оборудования, в том числе зарубежными, организовать подготовку квалифицированных кадров для атомной отрасли и решать весь перечень организационно-бюрократических вопросов, связанных с работой станции. То же самое можно сказать и о большинстве других федеральных земель.
В пользу инициативы Зёдера говорят и данные опросов общественного мнения: 53% опрошенных немцев выступают за продление работы АЭС в Баварии. Впрочем, решительно отвергают это предложение 42% респондентов, что позволяет говорить о наметившемся расколе в немецком обществе по вопросу атомной энергетики. С другой стороны, шансы, что действующая «светофорная» коалиция пойдет на изменение законодательства под давлением Баварии, остаются призрачными. С трудом согласовав краткосрочное продление работы немецких АЭС, правительство Шольца не готово вновь менять свою позицию из-за внешнего давления со стороны оппозиции.
Политики из правящей коалиции раскритиковали предложение Зёдера. Его успели обвинить в популизме, преследовании своекорыстных интересов, недостаточной компетенции в столь важном сейчас энергетическом вопросе. Критики особенно подчеркнули скромные достижения Баварии в переходе на возобновляемые источники энергии. По их мнению, Зёдер пытается эгоистично решать энергетические проблемы собственной федеральной земли, возникшие исключительно из-за его собственных провалов в процессе перехода к «зеленой» энергетике. Другие обвинили Зёдера в непоследовательности, граничащей с беспринципностью. После аварии на Фукусиме он угрожал подать в отставку, если немецкие АЭС продолжат свою работу после 2022 г. Теперь его позиция под влиянием конъюнктуры полностью изменилась.
Энергетический кризис на сегодняшний день является одним из наиболее уязвимых мест «светофорной» коалиции. Германия смогла преодолеть дефицит энергоносителей зимой 2022–2023 гг. за счет мер строгой экономии, запасов в газохранилищах и сравнительно теплой погоды. Не все из этих обстоятельств могут повториться зимой 2023–2024 гг. Это значит, что вопрос допустимости использования атомной энергетики в кризисных условиях остается на повестке дня немецкой политики как минимум в ближайший год. Разговоры о возобновлении работы АЭС в Баварии будут одним из риторических приемов ХДС/ХСС по созданию образа альтернативной Германии, чуждой экстремальным проявлениям «зеленого» курса. Как показал провал референдума в Берлине о достижении городом климатической нейтральности к 2030 г., запрос на такую позицию в немецком обществе набирает силу.
Решение немецкого руководства отказаться от использования ядерной энергии после аварии на японской АЭС Фукусима в 2011 г. было предметом продолжительных дискуссий в экспертном сообществе ФРГ, но не ставилось под сомнение ни политиками из кабинета Ангелы Меркель, ни пришедшим им на смену правительством Олафа Шольца. Его безапелляционная окончательность демонстративно сохранилась и с наступлением эпохи Zeitenwende (нем. «смена эпох»). Энергетический кризис в Германии 2022 г., вызванный антироссийскими санкциями ЕС и спровоцировавший резкий рост цен на электроэнергию для промышленности и домохозяйств, внес лишь незначительные коррективы в строгое расписание закрытия трех последних немецких АЭС. После долгих внутренних пререканий «светофорное» правительство согласовало отсрочку в закрытии продолжительностью только в несколько месяцев для того, чтобы сохранить энергетический ресурс на период зимы — весны 2023 г.
В связи с этим закономерно, что на первый взгляд внезапная и запоздалая поддержка лидером Баварии Маркусом Зёдером атомной энергетики если не в масштабе всей Германии, то хотя бы в границах собственной федеральной земли, вызвала широкий резонанс. Зёдер заявил, что готов обеспечить продолжение работы АЭС «Изар 2» в Нижней Баварии силами земельного правительства и призвал изменить для этого действующее законодательство, передав полномочия по содержанию атомных станций на региональный уровень. Инициатива была незамедлительно поддержана руководством «сестринского» ХДС. Предполагается, что работа баварской станции может быть продлена, по меньшей мере, до конца этого десятилетия.
Сможет ли Бавария стать единственной землей в ФРГ, где используется ядерная энергетика? И смогут ли другие федеральные земли взять на себя обязательства по поддержанию АЭС в рабочем состоянии?
С точки зрения финансовых и других ресурсов никаких особых препятствий здесь нет. Бавария вполне в состоянии обеспечить потребности немецкой ядерной энергетики, локализованной в этом регионе. Одна из крупнейших земель ФРГ может самостоятельно договориться с поставщиками оборудования, в том числе зарубежными, организовать подготовку квалифицированных кадров для атомной отрасли и решать весь перечень организационно-бюрократических вопросов, связанных с работой станции. То же самое можно сказать и о большинстве других федеральных земель.
В пользу инициативы Зёдера говорят и данные опросов общественного мнения. По данным агентства Civey, 53% опрошенных немцев выступают за продление работы АЭС в Баварии. Впрочем, решительно отвергают это предложение 42% респондентов, что позволяет говорить о наметившемся расколе в немецком обществе по вопросу атомной энергетики.
С другой стороны, шансы, что действующая «светофорная» коалиция пойдет на изменение законодательства под давлением Баварии, остаются призрачными. С трудом согласовав краткосрочное продление работы немецких АЭС, правительство Шольца не готово вновь менять свою позицию из-за внешнего давления со стороны оппозиции.
Политики из правящей коалиции раскритиковали предложение Зёдера. Его успели обвинить в популизме, преследовании своекорыстных интересов, недостаточной компетенции в столь важном сейчас энергетическом вопросе. Критики особенно подчеркнули скромные достижения Баварии в переходе на возобновляемые источники энергии и торможении строительства ветряных электростанций. По их мнению, Зёдер пытается эгоистично решать энергетические проблемы собственной федеральной земли, возникшие исключительно из-за его собственных провалов в процессе перехода к «зеленой» энергетике. Руководитель федеральной земли Бранденбург Войдке (СДПГ) иронично предложил трактовать слова коллеги как приглашение к размещению ядерных отходов на территории Баварии. Не поддержали предложения Зёдера руководители Нижней Саксонии и Баден-Вюртемберга — земель, где располагались закрытые в апреле 2023 г. АЭС «Эмсланд» и «Некервестхайм 2».
Другие обвинили Зёдера в непоследовательности, граничащей с беспринципностью. После аварии на Фукусиме он угрожал подать в отставку, если немецкие АЭС продолжат свою работу после 2022 г. Теперь его позиция под влиянием конъюнктуры полностью изменилась.
Несомненно, в предложениях Зёдера присутствует явное осознание политического момента. Правительство Олафа Шольца испытывает сильные проблемы с рейтингами и функциональностью. Это относится и к федеральному канцлеру, и к его министрам, и к политическим партиям из «светофорной» коалиции. Дефицит консенсуса между СДПГ, «Зелеными» и СвДП пока удается преодолеть с помощью многочасовых внутриправительственных переговоров. Коалиция сохраняет работоспособность, но не может проводить активную политику, которую ожидают от нее в нынешних непростых условиях избиратели.
Христианские демократы, напротив, оправились от поражения 2021 г. и возвращают себе былую динамику и популярность. Это относится и к лидеру ХДС Фридриху Мерцу, который раньше испытывал проблемы с персональным рейтингом, а с недавних пор является более предпочтительным политиком на посту канцлера, чем уже находящийся на этой позиции Олаф Шольц. Консерваторы атакуют «светофорное» правительство по всем проблемным аспектам его политики с энергичностью, скорее характерной для правых или левых популистов. Они готовы вернуть себе власть и уверены в успехе.
Лидер ХСС, в свою очередь, не намерен отставать от «сестринской» партии. Маркус Зёдер рассматривался как возможный кандидат на пост канцлера от ХДС/ХСС на выборах 2021 г., и только специфика положения Баварии в политическом устройстве ФРГ вместе с прохладным отношением Ангелы Меркель к слишком амбициозным, на ее взгляд, политикам отодвинули его от борьбы за кресло главы немецкого правительства. Тем не менее, в отличие от Армина Лашета, Зёдер не испарился с немецкой политической сцены после поражения христианских демократов. Окопавшись в границах родной Баварии, он продолжил свою работу как земельный и партийный лидер. По мере того, как ХДС начал приходить в себя после фатальной для партии «эры Меркель», Зёдер усилил собственную политическую активность на общегерманском уровне.
Маркус Зёдер неоднократно давал понять, что признает авторитет Фридриха Мерца и не намерен выступать его конкурентом внутри лагеря консерваторов. Атаки «сестринских» партий на светофорную коалицию в целом скоординированы. Нет сомнений в том, что эта координация сохранится и по мере приближения новых парламентских выборов.
Энергетический кризис на сегодняшний день является одним из наиболее уязвимых мест «светофорной» коалиции. Германия смогла преодолеть дефицит энергоносителей зимой 2022–2023 гг. за счет мер строгой экономии, запасов в газохранилищах и сравнительно теплой погоды. Не все из этих обстоятельств могут повториться зимой 2023–2024 гг. Это значит, что вопрос допустимости использования атомной энергетики в кризисных условиях остается на повестке дня немецкой политики как минимум в ближайший год. Разговоры о возобновлении работы АЭС в Баварии будут одним из риторических приемов ХДС/ХСС по созданию образа альтернативной Германии, чуждой экстремальным проявлениям «зеленого» курса. Как показал провал референдума в Берлине о достижении городом климатической нейтральности к 2030 г., запрос на такую позицию в немецком обществе набирает силу.