Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 3.58)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Василий Грамолин

Аспирант МГИМО МИД России

Главы государств и правительств стран НАТО на саммите 2021 г. заявили, что научно-технические инновации являются одним из главных приоритетов Североатлантического альянса. Возникшая впоследствии инициатива под кодовым названием DIANA вызвала резонанс в средствах массовой информации и экспертных сообществах. Обращают на себя внимание географические особенности проекта: большинство аналитических центров, ускорителей (инкубаторов) и испытательных центров будет размещено в странах Скандинавии, Центральной и Восточной Европы, а также Балтии, в том числе и в приграничных с Россией государствах.

Внешнеполитический курс, выбранный скандинавскими странами и руководством Балтии, а также трансформация бывших советских республик в восточный «форпост» Евроатлантического сообщества (при постоянном наращивании военной инфраструктуры НАТО) усиливают антагонистичность между коллективным Западом, то есть НАТО, и Россией (ОДКБ), крайне отрицательно влияя на безопасность и общественные настроения в европейских странах.

Очевидно, что создание научно-технических центров под эгидой НАТО может спровоцировать очередной виток гонки вооружений как в контексте создания оружейных систем на новых физических принципах, так и в сфере развития кибероружия, принимая во внимание компетенции Прибалтики в сфере информационных технологий.

Государства Скандинавии, воплощая планы США и Великобритании, судя по всему, не склонны отдавать себе отчет в региональных и глобальных последствиях реализации подобных программ, расширяя инфраструктуру НАТО, усиливая агрессивную риторику в отношении Москвы, предоставляя значительные финансовые средства и вооружения киевскому националистическому режиму, подпитывая прозападные элементы на постсоветском пространстве через так называемые НКО, де-факто работающие на государственные структуры стран Евроатлантического сообщества.

Москве в текущих условиях следует уделить особое внимание созданию совместных центров по работе с кибербезопасностью и инновациями в сфере обороны, используя потенциал РАН и профильных НИИ, сотрудничая в рамках Союзного государства, ОДКБ, ШОС. Также желательно более активно развивать собственные ИТ-решения для замещения западных аналогов как на внутреннем, так и на внешних рынках, укрепляя экспортный потенциал. Необходимо проводить более тщательный анализ деятельности западных НКО на территории России и постсоветского пространства. Имеет смысл также вовлечение соотечественников, проживающих за рубежом, в информационно-разъяснительную работу, нацеленную на продвижение российской точки зрения и ценностей, особенно учитывая нелегитимные запреты Еврокомиссии в отношении ряда российских СМИ.

Главы государств и правительств стран НАТО на саммите 2021 г. заявили, что научно-технические инновации являются одним из главных приоритетов Североатлантического альянса. Возникшая впоследствии инициатива под кодовым названием DIANA вызвала резонанс в средствах массовой информации и экспертных сообществах. Обращают на себя внимание географические особенности проекта: большинство (62%) аналитических центров, ускорителей (инкубаторов) и испытательных центров будет размещено в странах Скандинавии, Центральной и Восточной Европы, а также Балтии, в том числе и в приграничных с Россией государствах.

В столице Эстонии с 2008 г. функционирует центр НАТО по сотрудничеству в сфере киберобороны (NATO Cooperative Cyber Defence Centre of Excellence), специализирующийся на наступательных операциях и разработке сценариев киберконфликтов. В дополнение к имеющейся ИТ-инфраструктуре, по решению Брюсселя, на территории Эстонии в 2023 г. будут дислоцированы так называемый ускоритель (инкубатор для организаций-партнеров из числа предпринимателей и научных организаций) и три испытательных центра (для разработок в области биотехнологий, больших данных, ИИ, кванта, киберпространства). Важно также понимать, что Таллинн (совместно с Великобританией, которая возглавляет боевую группу НАТО в Эстонии) будет руководить европейской штаб-квартирой проекта DIANA. Вероятно, в программе западного блока будут принимать участие такие эстонские организации из ИТ-сферы, как Cybernetica (основана на базе Института кибернетики АН Эстонской ССР), CybExer, Rangeforce, Veriff.

В столице Латвии функционирует центр стратегических коммуникаций НАТО Stratcom, основанный накануне государственного переворота на Украине 2014 г. для осуществления информационно-пропагандистских операций манипулятивного характера в интересах США. С 2023 г. в бывшей столице ЛатССР будут сооружены новые объекты инфраструктуры Североатлантического альянса в связи с одобрением заявки Риги на участие в новой программе НАТО. Таким образом, латвийские НИИ и специализированные организации будут разрабатывать решения в области ИИ (по всей видимости, принимая участие в разработке беспилотных машин) и коммуникационных технологий.

Отсутствие Вильнюса в списке площадок проекта объясняется бюрократическими причинами. Тем не менее Литва занимает специфическую нишу в евроатлантической архитектуре безопасности, связанную как с деятельностью политических НКО, аффилированных с США, так и с Центром передового опыта НАТО в области энергетической безопасности (NATO Energy Security Centre of Excellence), открытого в начале 2010-х гг. для установления контроля США над поставками энергоносителей.

Копенгагену в настоящее время отведена роль активного участника процессов по обострению геополитической ситуации, в том числе и в медиапространстве, в политической и экономической сферах. Одобрение заявки от датских властей на открытие испытательного центра квантовых технологий НАТО на базе научно-исследовательского института им. Нильса Бора (филиал Копенгагенского университета), по всей видимости, связано со стремлением правящих кругов в США воспользоваться компетенциями датской науки в области квантовой физики (для создания квантовых ЭВМ, датчиков, технологий двойного назначения), а также усилить привязку Копенгагена к американской внешней политике. В самом НИИ им. Нильса Бора будут созданы бизнес-инкубаторы, испытательный центр и производственное подразделение с лабораторным комплексом. В проекте будут принимать участие и другие датские организации: Датский технический университет, Датский метрологический институт, Ольборгский университет, Bio Innovation Institute (дочернее подразделение фонда Novo Nordisk Foundation).

Андрей Кортунов:
Блок о бок

Привлечение датской биофармацевтической промышленности к плану Североатлантического альянса дает основания полагать, что инициативы НАТО выходят за рамки технологического обновления. Помимо этого, Дания не упускает возможности по усилению своего влияния на постсоветском пространстве через так называемую «мягкую силу». В январе 2022 г. Копенгаген принял решение выделить 875 млн датских крон (117,6 млн евро) через Датское агентство международного развития (DANIDA) на поддержку «гражданского общества», молодежных организаций, НКО и СМИ в Армении, Республике Беларусь, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдавии и на Украине в рамках очередного этапа «Программы добрососедства», рассчитанной на 2022–2026 гг. и направленной на продвижение либеральной демократии. Заявление Копенгагена о желании «содействовать присоединению перечисленных стран к европейскому сообществу и способствовать укреплению их стабильности, устойчивости и экономического процветания» можно охарактеризовать как стратегическое стремление датских властей реализовать внешнеполитические амбиции Вашингтона в Евразии.

Это подтверждается фокусом Копенгагена на Грузию и Украину, так как обе страны подписали Соглашение об ассоциации с Европейским союзом в 2014 г. Примечательно, что бывший генеральный секретарь Североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен (премьер-министр Дании в 2001–2009 гг.), открывший в 2014 г. компанию Rasmussen Global для предоставления консультационных и лоббистских услуг в интересах коллективного Запада, был трудоустроен в качестве внештатного советника Петра Порошенко в 2016 г.

Необходимо также отметить, что Дания (как и «нейтральная» Швеция) на протяжении многих лет (2016–2022 гг.) принимала участие в программах НАТО (Operation Orbital, Operation Unifier) по подготовке вооруженных сил Украины (в том числе и украинских сил спецопераций) для интеграции в структуры Североатлантического альянса, предоставляя инструкторский состав, советников и офицеров. Во время визита министра обороны Дании Трине Брамсен на Украину в декабре 2021 г. было подписано соглашение о поставке Киеву датских технологий военного кораблестроительства.

Также правительства Дании (Копенгаген отправил 2700 переносных противотанковых ракетных комплексов, 300 комплексов ПЗРК Stinger, бронежилеты) и Швеции (Стокгольм отправил 10 тыс. переносных противотанковых ракетных комплексов) с февраля 2022 г. на регулярной основе поставляют летальное оружие и военное обмундирование киевскому националистическому режиму. В конце апреля 2022 г. парламент Дании одобрил отправку воинского контингента численностью в 1000 чел. в Латвию, а спустя месяц в датской прессе появилась информация о передаче Украине противокорабельных ракетных комплексов Harpoon (речь про 20–30 ракет общей стоимостью в 400 тыс. евро) наземного базирования. Копенгаген также дислоцирует воздушное судно типа Challenger для авиационной разведки, фрегат и мобильную РЛС в прибалтийских республиках. Действующий член либеральной партии Дании Venstre, политический наставник А. Фога Расмуссена, экс-министр иностранных дел Дании и инициатор процесса интеграции стран Балтии в ЕС и НАТО У. Эллеманн-Йенсен в марте 2022 г. был избран председателем датского комитета (НКО) по сбору финансовых средств для нужд ВСУ. Сообщение об этом появилось на сайте датской газеты JydskeVestkysten, которое, как и все основные датские СМИ, присоединилось к широкомасштабной русофобской пропагандистской кампании, развернутой на Западе.

Вышеперечисленное может свидетельствовать о готовности скандинавских политических элит эскалировать ситуацию вокруг Украины.

Кроме этого, скандинавские НКО: Alliance of Democracies, Crossing Borders, Den Ny Demokratifond, International Media Support, KVINFO, SILBA — принимают участие в попытках дестабилизации общественно-политической обстановки на постсоветском пространстве путем распространения прозападной точки зрения и антироссийских концептов в информационной среде и сфере образования. Парадоксально, что независимые, по мнению главы датского НКО International Media Support (IMS), СМИ — это в первую очередь британское BBC и европейские медиаорганизации, получающие финансовую поддержку Евросоюза.

Стокгольм, безусловно, один из самых решительных сторонников дальнейшего расширения ЕС. В 2014 г. Агентство Швеции по международному развитию (SIDA) в рамках программы «Восточное партнерство 2014–2020» выделило 4,2 млрд шведских крон (приблизительно 409,4 млн евро) для дальнейшего продвижения евроцентричной либеральной демократии в странах бывшего СССР (Армения, Азербайджан, Республика Беларусь, Грузия, Молдавия, Украина) и заключения соглашений об ассоциации с Евросоюзом, включая ЗСТ. Следует отметить, что в опубликованным в 2021 г. отчете SIDA о результатах выполнения программы упоминаются существенные проблемы с дискриминацией некоторых слоев населения на Украине, а также сотрудничество со структурным подразделением Фонда «Открытое общество» (Open Society Foundations) Джорджа Сороса [1] и International Renaissance Foundation (IRF) в рамках поиска новых партнеров и грантополучателей на Украине.

Подводя итоги, можно сказать, что внешнеполитический курс, выбранный скандинавскими странами и руководством Балтии, а также трансформация бывших советских республик в восточный «форпост» Евроатлантического сообщества (при постоянном наращивании военной инфраструктуры НАТО) усиливают антагонистичность между коллективным Западом, то есть НАТО, и Россией (ОДКБ), крайне отрицательно влияя на безопасность и общественные настроения в европейских странах.

Государства Скандинавии, воплощая планы США и Великобритании, судя по всему, не склонны отдавать себе отчет о региональных и глобальных последствиях реализации упомянутых выше программ, расширяя инфраструктуру НАТО, усиливая агрессивную риторику в отношении Москвы, предоставляя значительные финансовые средства и вооружения киевскому националистическому режиму, подпитывая прозападные элементы на постсоветском пространстве через так называемые НКО, де-факто работающие на государственные структуры стран Евроатлантического сообщества.

Очевидно, что создание научно-технических центров под эгидой НАТО может спровоцировать очередной виток гонки вооружений как в контексте создания оружейных систем на новых физических принципах, так и в сфере развития кибероружия, принимая во внимание компетенции Прибалтики в сфере информационных технологий.

Следующие контрдействия со стороны Москвы, учитывая сложившеюся ситуацию, позволили бы усилить технологический и идеологический паритет между сторонами:

  1. Создание совместных центров по работе с кибербезопасностью и инновациями в сфере обороны, используя потенциал РАН и профильных НИИ, сотрудничая в рамках Союзного Государства, ОДКБ, ШОС;
  2. Более активное развитие собственных ИТ-решений для замещения западных аналогов как на внутреннем, так и на внешних рынках, укрепляя экспортный потенциал;
  3. Более тщательный анализ деятельности западных НКО на территории России и постсоветского пространства с последующим введением ограничений и запретов в отношении подобных организаций из недружественных стран;
  4. Вовлечение соотечественников, проживающих за рубежом, в информационно-разъяснительную работу (как на официальном, так и на бытовом уровнях), нацеленную на продвижение российской точки зрения и ценностей. Следует отметить важность данного направления, учитывая нелегитимные запреты Еврокомиссии в отношении ряда российских СМИ.

1. Организация, деятельность которой признана нежелательной в России.

Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 3.58)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся