23 июля 2023 г. в Испании пройдут досрочные выборы в национальный парламент страны — Генеральные кортесы. Изначально голосование должно было состояться в конце 2023 г. Однако поражение социалистов на автономных и муниципальных выборах 28 мая 2023 г. вынудило главу правительства Педро Санчеса пойти ва-банк.
Решение лидера Испанской социалистической рабочей партии распустить парламент и провести досрочные выборы именно сейчас довольно рискованно, если учитывать рост поддержки в обществе правых сил — Народной партии Альберто Нуньеса Фейхоо и Vox Сантьяго Абаскаля — и их успех на майских выборах. К тому же с 1 июля к Испании на полгода перешел пост ротационного председателя в Совете ЕС, а значит, Санчесу пришлось сочетать обязанности главы правительства, лидера страны — председателя в институтах ЕС и руководителя партии, который должен участвовать в многочисленных мероприятиях накануне всеобщих парламентских выборов в Испании.
Удастся ли лидеру социалистов переломить тенденцию усиления правых, заданную на автономных и муниципальных выборах, и сохранить власть, станет известно в это воскресенье. Но уже сейчас можно утверждать, что, вне зависимости от итогов голосования, формирование нового правительства Испании будет непростым.
Итоги автономных и муниципальных выборов: «народный» вотум недоверия правительству
Региональные и муниципальные выборы в Испании состоялись 28 мая 2023 г. Голосование проводилось в 12 из 17 автономных сообществ, в автономных городах Сеуте и Мелилье, а также более чем в 8,1 тыс. муниципалитетов. Выборы, которые воспринимались как проверка доверия правительственной коалиции левых сил со стороны населения страны, оказались разгромными для кабинета Педро Санчеса и возглавляемой им Испанской социалистической рабочей партии.
ИСРП потеряла первенство в большинстве автономных сообществ, где прежде опережала своего основного политического конкурента — Народную партию (НП) во главе с Альберто Нуньесом Фейхоо. НП одержала на региональных выборах убедительную победу. Правоцентристы лидировали в 7 из 12 автономных сообществ, Сеуте и Мелилье. Кроме того, Народная партия получила абсолютное большинство в столичном регионе.
Выборы 28 мая стали успешными и для праворадикальной Vox во главе с Сантьяго Абаскалем: партия значительно улучшила свои позиции, а в ряде регионов получила возможность сформировать правительства в коалиции с НП, а также впервые прошла в автономные парламенты Наварры, Канарских островов, Эстремадуры и Ла-Риохи.
Положение левых сил (Podemos и Объединенные левые), которые могли бы оказать ИСРП поддержку в ряде регионов, по результатам майских выборов значительно ухудшилось. Либеральная партия Ciudadanos фактически исчезла с политической арены, получив 1,3% голосов.
Успешными для НП оказались и выборы в муниципалитетах: правоцентристы набрали 31,5% голосов (против 22,6% в 2019 г.), ИРСП — 28,1% (29,4% в 2019 г.). Третье место получила Vox с 7,2% голосов, улучшив результат 2019 года более чем в 2 раза (3,56%). НП одержала победу в 6 из 8 крупных столиц автономных сообществ — Севилье, Валенсии, Сарагосе, Мадриде, Малаге и Мурсии. В последних трех партия Фейхоо получила абсолютное большинство, а значит, и возможность сформировать правительство, не вступая в коалицию с Vox или местными партиями.
Среди причин успеха правых выделяют недовольство значительной части избирателей политикой ИСРП, а также присутствием в действующем кабинете популистов, членов коалиции левых сил Unidas Podemos. Кроме того, деятельность Санчеса на посту премьера пришлась на ряд крупных глобальных и национальных вызовов, нанесших серьезный удар по экономике страны.
Уже на следующий день после завершения голосования, 29 мая Санчес объявил о роспуске парламента и назначил досрочные выборы на 23 июля (в рамках стандартной электоральной процедуры они должны были пройти не позднее 10 декабря 2023 г.). Вновь избранные Генеральные кортесы впервые соберутся 17 августа. Решение Санчеса можно объяснить, с одной стороны, неудовлетворительными результатами правящей партии на майских выборах, с другой — стремлением перехватить инициативу и не допустить консолидации политических конкурентов. Однако вопрос о том, не станут ли всеобщие выборы для социалистов еще большим провалом, чем голосование в регионах и муниципалитетах, остается открытым.
Общенациональные выборы в непростых обстоятельствах
Досрочные выборы в парламент проводились в Испании и раньше. Однако впервые электоральная кампания проходит летом, в сезон отпусков. Грядущие выборы стали рекордными по числу избирателей, голосующих по почте: желание участвовать в выборах дистанционно изъявили более 2,6 млн испанцев, или 7% электората. Для сравнения, на выборах 28 апреля 2019 г., выпавших на Пасху, по почте проголосовали около 1,3 млн избирателей.
После скандалов в ряде муниципалитетов, связанных с попытками фальсификации результатов выборов 28 мая 2023 г., Центральная избирательная комиссия усилила меры безопасности. Однако представители оппозиции неоднократно подвергали сомнению прозрачность и эффективность «почтового голосования», возлагая ответственность за возможные нарушения избирательных прав испанцев на правительство и лично Педро Санчеса.
К тому же подготовка к внеочередным всеобщим выборам совпала с важным событием общеевропейского масштаба: 1 июля Испания на полгода приняла обязанности государства — председателя Совета ЕС (в пятый раз с 1986 г.).
Страна-председатель инициирует встречи и мероприятия в рамках ЕС, представляет Совет ЕС в коммуникациях с другими институтами ЕС в рамках законотворческих процедур и, кроме того, получает возможность формировать повестку дня Совета ЕС, устанавливать приоритетные направления роботы Совета. На ближайшие 6 месяцев в Испании запланировано множество мероприятий, в том числе с участием руководства Евросоюза и отдельных государств-членов.
После объявления о досрочных выборах Педро Санчес заверил, что электоральная кампания не помешает эффективной деятельности страны в качестве председателя Совета ЕС. Однако влияния внутриполитических процессов на общеевропейскую повестку избежать не удалось. Так, из-за предвыборных мероприятий пришлось перенести на сентябрь назначенное на 13 июля выступление в Страсбурге, где глава испанского правительства должен был публично представить приоритетные направления работы страны на срок председательства. Теперь же ответ на вопрос о том, кто именно будет выступать перед Европарламентом в Страсбурге, напрямую зависит от итогов всеобщих выборов.
Последним мероприятием, в котором Педро Санчес участвовал как глава нынешнего испанского кабинета и лидер страны — председателя Совета ЕС, стал саммит «ЕС — СЕЛАК» в Брюсселе 17–18 июля 2023 г. Хотя Санчес присутствовал на основных встречах, часть программы саммита пришлось пропустить, чтобы принять участие в предвыборных митингах ИСРП в Испании.
Не факт, что с завершением электоральной кампании председательство Испании в Совете ЕС войдет в штатный режим. В случае поражения правительственной партии на выборах и формирования нового кабинета вероятна смена испанского руководства, а значит, и внесение коррективов в приоритеты страны на посту председателя Совета ЕС. Хотя лидер НП Фейхоо пообещал в случае победы на выборах обеспечить преемственность и стабильность в вопросе председательства Испании, сделать это в условиях острой политической борьбы с лидером ИСРП будет не так просто. Если же по результатам выборов будет создана коалиция НП и Vox, лидер правоцентристов должен будет считаться и с позицией партии Сантьяго Абаскаля. Это, в свою очередь, грозит разногласиями по вопросам содействия экологическому переходу (что является одним из четырех стратегических приоритетов Испании на посту председателя Совета ЕС), миграции, социальной политики. Кроме того, Фейхоо как потенциальному представителю страны — председателя в Совете ЕС может помешать банальный языковой барьер: в отличие от Санчеса, свободно владеющего английским и французским, лидеру правоцентристов, вероятно, придется прибегать к помощи переводчиков.
Если переговоры о формировании коалиции затянутся и Испания временно останется без эффективного политического руководства, разрешение кризиса внутри страны, вероятно, отодвинет общеевропейскую повестку на второй план. Итак, несмотря на все заверения испанских политиков, изменения политического ландшафта внутри страны неизбежно скажутся и на дальнейшей деятельности Испании в институтах ЕС.
«Перед бурей»: политический ландшафт Испании накануне выборов и метаморфозы в левом крыле
Сейчас у власти в Испании находится первое в современной демократической истории страны коалиционное правительство, в состав которого входят представители ИСРП и Unidas Podemos. Кабинет сформирован лидерами политических объединений — Педро Санчесом и Пабло Иглесиасом — по итогам всеобщих выборов 10 ноября 2019 г. С момента создания правительство столкнулось с рядом внешних (пандемия COVID-19 и необходимость адаптации к новой международно-политической ситуации в связи с началом специальной военной операции России на Украине и введением санкций против РФ странами Евросоюза) и внутренних (социально-экономический кризис, противоречия между членами правительственной коалиции), однако в течение почти четырех лет правительству удавалось справляться с существующими проблемами.
Лидер Unidas Podemos, впрочем, покинул кабинет (а затем и испанскую политическую арену в целом) еще весной 2021 г. В марте 2021 г. Иглесиас объявил о намерении выйти их состава национального правительства, для того чтобы лично возглавить партийный список на досрочных автономных выборах в Мадриде и не допустить тем самым усиления правых (главным образом Народной партии) в столичном регионе [1]. Однако на майских выборах 2021 г. Unidas Podemos потерпела крупное поражение, получив около 7,2% голосов. Народная партия набрала 44,7% голосов, ее лидер — Изабель Диас Аюсо — при поддержке Vox и Ciudadanos позже возглавила региональное правительство.
В лагере левых произошли и другие важные перемены. Второй заместитель председателя правительства и министр труда и социальной экономики Иоланда Диас, которую после ухода Иглесиаса называли его возможным преемником в качестве кандидата на пост председателя правительства, весной 2022 года объявила о создании новой электоральной платформы — Sumar, призванной объединить испанских левых и прогрессистов.
Весной 2023 г. Диас заявила о намерениях претендовать на пост главы будущего испанского правительства, а Movimiento Sumar получило статус политической партии. В июне коалиция Sumar, включающая 20 партий и движений левого толка (в том числе Podemos), была официально зарегистрирована Центральной избирательной комиссией Испании.
Таким образом, после консолидации левых сил вокруг И. Диас, на испанской политической арене в преддверии общенациональных выборов осталось 4 крупных игрока — ИСРП, НП, Vox и Sumar. Кроме них за места в национальном парламенте борются и региональные партии, однако их влияние на ход электорального процесса не сравнимо с «первым эшелоном».
Блоковое противостояние по-испански?
Электоральная кампания, старт которой был дан 7 июля, по сути превратилась в борьбу двух политических блоков: ИСРП и Sumar против НП и Vox. В то же время такой расклад сил нельзя признать окончательным, в основном из-за разногласий в правой части политического спектра.
Лидеры ИСРП и Sumar, хотя и расходятся во мнениях по ряду социально-экономических вопросов в действующем кабинете, намерены удержать власть и совместно сформировать новое коалиционное прогрессистское правительство.
В лагере правых все не так однозначно. С одной стороны, по всем электоральным прогнозам Народной партии не набрать абсолютного большинства (176 мест в Конгрессе депутатов) без поддержки Vox. И хотя Фейхоо ранее заявлял, что постарается избежать коалиции с крайне правыми, вероятнее всего, в случае победы НП, ее союз с Vox кажется единственным реалистичным сценарием, и лидер НП это понимает. Кроме того, представители НП и Vox уже заключили подобные соглашения в отдельных автономных сообществах по итогам региональных выборов.
С другой стороны, на завершающем этапе предвыборной гонки Фейхоо вновь попытался дистанцироваться от Vox. Так, в СМИ появились сообщения о намерении лидера НП заручиться поддержкой Баскской националистической партии (PNV) и ряда других малочисленных политических объединений, чтобы обеспечить абсолютное большинство в парламенте без Vox, что предсказуемо возмутило Сантьяго Абаскаля. Лидер правоцентристов также отказался участвовать в дебатах, организованных 19 июля для лидеров ИСРП, НП, Sumar и Vox. Эта встреча — последний шанс для основных кандидатов встретиться с конкурентами лицом к лицу и публично заявить о своих позициях по ключевым вопросам внутренней и внешней политики. Отказ Фейхоо от этой возможности, а также вызванное его демаршем отсутствие согласия между ведущими правыми партиями могут сказаться на результатах НП более негативно, чем порицаемая левыми силами перспектива союза НП с ультраправой Vox.
По данным на 17 июля (последний день, когда по испанскому избирательному законодательству можно публиковать результаты предвыборных опросов [2]), ни ИСРП, ни НП не получат достаточно голосов, чтобы сформировать правительство в одиночку.
Опрос, проведенный государственным Центром социологических исследований (Centro de Investigaciones Sociológicas, CIS), показывает, что на выборах 23 июля с 32,2% голосов победит ИСРП. НП окажется на втором месте с 30,8%, а Sumar и Vox получат 14,9% и 11,8% голосов соответственно, а значит, ИСРП и Sumar смогут сформировать новое коалиционное левое правительство.
Однако CIS — фактически единственный аналитический центр, предрекающий победу на выборах социалистам. Прогнозы частных социологических бюро, хотя и различаются деталях, едины в одном: выборы выиграет Народная партия. По данным на 17 июля, правоцентристы получат 34,7% голосов (или 143–145 мест в Конгрессе депутатов) и вместе с Vox (которая, вероятно, сохранит место третьей политической силы в стране и наберет 13% голосов, что эквивалентно 34–36 мандатам) получит абсолютное большинство в нижней палате парламента [3]. Если НП и Vox смогут прийти к компромиссу, по результатам выборов 23 июля в Испании возможно формирование первого в современной демократической истории страны правительства с участием представителей крайне правых.
В то же время Vox и Sumar пользуются примерно равной поддержкой избирателей, и некоторые аналитические центры отдают третье место коалиции левых сил, а не партии Абаскаля. Кроме того, несмотря на оптимистичный прогноз для НП, 28,4% потенциальных избирателей хотели бы видеть в качестве главы нового правительства Санчеса, в то время как за Фейхоо выступают 24,8%.
Итак, большинство предвыборных прогнозов говорят о победе Народной партии на грядущих выборах. Однако нарастающая конфликтность внутри лагеря правых сил, а также неприятие перспективы присутствия членов праворадикальной Vox в новом кабинете со стороны части электората делают положение лидера правоцентристов крайне непростым.
Отрыв предполагаемой коалиции правых сил от левого блока незначителен, а уровень доверия к действующему главе правительства страны Педро Санчесу все же выше, чем к его возможному преемнику на этом посту — Альберто Нуньесу Фейхоо.
В случае победы, глава НП должен будет приложить немалые усилия, чтобы развить электоральный успех и сформировать новое правительство. И, вероятнее всего, делать это придется не в одиночку, а в коалиции с Vox.
***
Новый состав Генеральных кортесов определится уже в это воскресенье. Вероятнее всего, результаты выборов вынудят одну из традиционных испанских партий — ИСРП или НП — вступить в коалицию с относительно новыми игроками на испанской политической арене. Лагерь левых сил отличается большей степенью консолидации и стабильностью: ИСРП и Sumar ясно дали понять, что готовы к сотрудничеству и формированию коалиционного правительства, если им удастся набрать абсолютное большинство голосов избирателей.
Однако более реалистичным видится другой сценарий, в рамках которого победу одержит не правящая ИСРП, а ее главный конкурент — Народная партия. Шансы НП получить в коалиции с Vox абсолютное большинство в парламенте, необходимое для формирования нового кабинета, довольно высоки. Но разобщенность правых сил, взаимное недоверие Альберто Нуньеса Фейхоо и Сантьяго Абаскаля и попытки лидера НП избежать союза с крайне правыми накануне выборов могут помешать электоральному триумфу правоцентристов.
Удастся ли испанцам договориться и не погрузить страну в политический кризис? Это будет зависеть не только от итогов голосования, но и от политической воли лидеров ведущих партий, их готовности идти на компромиссы. Важно при этом помнить, что от результатов выборов 23 июля зависит не только вектор политического развития Испании на ближайшие годы. Они окажут влияние и на общеевропейские политические процессы как минимум до конца 2023 г., пока Испания не передаст Бельгии пост председателя в Совете ЕС.
1. Прохоренко И.Л. Феномен левого популизма в Испании. — Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2021. Т. 13, № 2. С. 62-86. DOI 10.48015/2076-7404-2021-13-2-62-86.
2. Ley Orgánica 5/1985, de 19 de junio, del Régimen Electoral General, «BOE» núm. 147, de 20/06/1985. https://www.boe.es/eli/es/lo/1985/06/19/5/con, art. 69.7
3.https://electocracia.com/