Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.71)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Анна Шогунц

Аспирантка Института Европы РАН

23 марта 2020 г. премьер-министр Италии Джузеппе Конте подписал правительственный декрет, в соответствии с которым на территории страны была приостанавлена вся производственная деятельность, не связанная с предоставлением населению самых необходимых товаров и услуг. По словам президента Всеобщей конфедерации итальянской промышленности, «посредством этого декрета ставится вопрос о переходе от экономической чрезвычайной ситуации к военной экономике». Власти страны предполагают, что на восстановление потребуется в общей сложности свыше 700 миллиардов евро.

Европейский союз не остался в стороне на фоне ухудшения эпидемиологической ситуации. Еврокомиссия уже выделила более 140 млн евро на научные проекты по поиску вакцины по всей Европе и предоставила целевой кредит (более 80 млн евро) лаборатории CureVac, работающей над вакциной.

Финансовые меры предпринял Европейский центральный банк, разработавший антикризисную программу для поддержки финансовой стабильности, которая предусматривает выкуп облигаций на сумму 750 млрд евро в течение текущего года. Эта мера призвана облегчить государственные и корпоративные задолженности на территории всей еврозоны.

Из бюджета ЕС в Европейский инвестиционный фонд будет направлен 1 млрд евро в качестве гарантии для стимулирования банков предоставлять ликвидность малым и средним компаниям. Данные меры призваны помочь 100 тыс. предприятий получить доступ к финансированию на сумму около 8 млрд евро. Будут приостановлены также выплаты по кредитам для тех должников, которые сильно пострадали от кризиса. Кроме того, Европейский инвестиционный банк будет стремиться привлечь 10 млрд евро дополнительных инвестиций в МСП со своего собственного счета и ускорить предоставление ещё 10 млрд евро под гарантию ЕС. Наблюдая подобные цифры, можно задать закономерный вопрос — насколько эффективными будут подобные вливания в бизнес в масштабах всей Европы, если одна только Италия ежемесячно теряет по 100 млрд евро.

Интересно, что ЕС не сразу принял необходимые меры поддержки в отношении своих стран. Со стороны Италии действия Брюсселя в условиях пандемии подверглись критике. Представители правой партии «Братья Италии», к примеру, в конце марта 2020 г. демонстративно убрали флаги ЕС из своих кабинетов в знак протеста против политики Еврокомиссии. А по словам представителя Италии в ЕС Маурицио Массари, бездействие Брюсселя в отношении Италии является не лучшим проявлением европейской солидарности.

Экономику ЕС, так же как и итальянскую экономику, в ближайшие месяцы ждет серьезная рецессия: сократится ВВП, снизится спрос, упадут доходы населения и вырастет безработица. В то же время европейские страны только начали снимать ограничения, связанные с локдауном, а период восстановления будет отличаться от страны к стране в зависимости от степени тяжести нанесенного COVID-19 ущерба.

На сегодняшний день в итальянском обществе мнения относительно успехов наднациональных органов в борьбе с коронавирусом склоняются, скорее, к негативной оценке. Для ЕС становится жизненно важным решить текущий кризис.

В то же время не стоит забывать, что кризисы всегда дают толчок инновационному развитию и представляют возможности для сплочения в борьбе с общим врагом, возможно даже усиления европейской интеграции.

В данной ситуации важно определить какой Европа видит себя, какую роль хочет она сыграть дома и на мировой арене. На сегодняшний день меры противостояния кризису, вызванному COVID-19, оставляет плохое впечатление от реализации принципа солидарности Евросоюза. Пока лидеры европейского наднационального образования бесконечно обсуждают в Брюсселе меры поддержки, время уходит, пострадавшие страны замыкаются в себе и ищут помощи у третьих стран, растет популярность правых и крайне правых сил, усиливается поддержка евроскептиков. Если ЕС хочет сохраниться как единое образование, то Еврокомиссии стоит задуматься об изменении общего подхода. Как демонстрирует Brexit, недовольство наднациональной политикой может вылиться в далеко идущие последствия для Союза, и выход из его состава уже не кажется такой уж далекой альтернативой.

В начале 2020 года эпидемия коронавируса из внутреннего локального кризиса в КНР превратилась в мировую пандемию, распространившись по всему миру. Наиболее пострадавшими оказались США и государства — члены Евросоюза. Однако если Соединенные Штаты побили все антирекорды по числу зараженных новым вирусом, то на Европу приходится наибольшее количество летальных исходов. Одним из крупнейших очагов новой инфекции в Европе стала Италия, где COVID-19 вызвал социальный кризис из-за нехватки необходимого медицинского оборудования, лекарств и квалифицированной медицинской силы для лечения больных, ежедневно поступавших сотнями в больницы. Вторым сопутствующим фактором пандемии стал серьезный экономический спад ввиду закрытия большинства предприятий в стране и превращения буквально всей Италии в «карантинную зону». На фоне такой ситуации аналитики прогнозируют долгосрочный мировой экономический кризис, который по своим масштабам намного превзойдет финансовый кризис 2008 года.

Экономические потери Италии

23 марта 2020 г. премьер-министр Италии Джузеппе Конте подписал правительственный декрет, в соответствии с которым на территории страны была приостанавлена вся производственная деятельность, не связанная с предоставлением населению самых необходимых товаров и услуг. По словам президента Всеобщей конфедерации итальянской промышленности, «посредством этого декрета ставится вопрос о переходе от экономической чрезвычайной ситуации к военной экономике». Власти страны предполагают, что на восстановление потребуется в общей сложности свыше 700 миллиардов евро.

МВФ оценивает предварительный экономический ущерб от COVID-19 для Италии в 9,1% от ВВП (ущерб для ЕС — 7,5%), но в 2021 г. прогнозирует рост в 4,8% при условии окончания пандемии во второй половине 2020 г. Италию относят к одним из самых пострадавших стран в Европе от COVID-19. Прогнозируется также рост безработицы с 10% до 12,7% (в ЕС — до 10,4%).

По данным Исследовательского центра Всеобщей конфедерации итальянской промышленности (Конфиндустрии), ВВП по сравнению с последним триместром 2019 г. (430 млрд евро) упал к концу 1-го триместра 2020 г. на 42 млрд евро, общее падение ВВП для второго полугодия 2020 г. предварительно оценивается в 10% (относительно конца 2019 г.). При базовом сценарии развития событий (жесткие санитарные ограничения снимаются к концу мая) за 2020 г. падение ВВП составит 6% (с последующим ростом в 3,5% в 2021 г.), падение спроса — 6,8% (рост 3,5% в 2021 г.), падение валового накопления основного капитала — 10,6% (рост 5,1% в 2021 г.), падение экспорта — 5,1% (рост 3,6% в 2021 г.), рост безработицы — 2,5% (падение 2,1% в 2021 г.)

Экономические потери от прекращения производственной деятельности в Италии в рамках борьбы с распространением COVID-19, по мнению президента Конфиндустрии Винченцо Бочча, могут составить около 100 млрд евро ежемесячно с учетом того, что ВВП Италии в 2019 г. составил 1,8 трлн евро, и в разгар кризиса прекратили работу более 2/3 производственных мощностей страны.

Особенно остро проблема безработицы встает в южных регионах страны. Например, по данным Национального института статистики за 2018 год, в южных регионах Калабрия (30,6%), Кампания (24,9%), Сицилия (22,5%) каждый четвёртый живёт за чертой бедности. Для сравнения в том же году показатель бедности в традиционно экономически развитых северных и северо-восточных регионах Италии составил 6,6%. Существуют опасения, что нищета на юге страны усугубится.

Несмотря на то, что правительство Италии направило финансовую помощь в каждый муниципалитет страны, эти деньги ушли на реализацию первой части чрезвычайной программы и на смягчение социальной напряжённости. Например, для поддержки граждан, лишившихся всех источников дохода, предусмотрены выплаты в размере 300 евро.

На Сицилии беспокоятся о том, как скажется спровоцированный коронавирусом кризис на регионах, которые когда-то контролировала мафия. Как отметил мэр Палермо, мафиозные организации могут получить возможность взять под контроль бизнес и использовать в своих целях недовольство людей как на севере, так и на юге страны. Примером усиления влияния преступных группировок стало введение в фавелах бразильскими наркокартелями комендантского часа, запрета на посещение общественных мест и поставок санитайзеров для рук на фоне отказа президента страны ввести общенациональный режим карантина.

Меры правительства Италии по восстановлению экономики

16 марта 2020 г. правительство Италии приняло указ (Cura Italia) о выделении 25 млрд евро для поддержки экономики страны, в том числе предусматривающий вливания в размере 3,5 млрд евро в сферу здравоохранения и 10 млрд евро для поддержки семей и занятости работников.

В целях поддержки предприятий введены некоторые послабления налогово-бюджетной политики: приостановлена уплата налогов и НДС, выплат по социальному обеспечению, социальному страхованию и обязательному страхованию за март – апрель 2020 г.; приостановлено взимание налога для предпринимателей, не имеющих наемных работников, с доходами или сборами, не превышающими 400 тыс. евро за март – апрель; остановлено проведение налоговых проверок до 31 мая 2020 г. Также предусмотрена временная заморозка выплат по ипотеке для граждан с низким уровнем дохода.

В качестве мер денежно-кредитной поддержки Государственный инвестиционный банк Италии будет предоставлять кредиты для улучшения ликвидности малого и среднего бизнеса. Государство гарантирует получение кредитов предпринимателям размером до 5 млн евро. Дополнительно, компаниям, чей оборот упал на 25% и более, государство частично компенсирует убытки.

Отдельной мерой поддержки выступает финансирование и стимулирование развития пострадавших отраслей экономики. Анонсировано создание фонда объёмом 600 млн евро для покрытия ущерба, нанесенного авиационному сектору. Помимо этого, правительство компенсирует закрывшимся компаниям 60% арендной платы за март, будут приостановлены на срок до полутора лет выплаты по ипотеке для самозанятых и фрилансеров, если они могут доказать, что их доходы упали на треть и более.

Меры социальной поддержки граждан включают в себя запрет на увольнение сотрудников до мая 2020 г., а также компенсационные выплаты самозанятым и работникам сезонного бизнеса, например, туристическим гидам, в размере 600 евро. По состоянию на 10 апреля 2020 г. было подано 4,5 млн заявок на получение помощи. Всего на эти цели выделено 3 млрд евро.

Сергей Шеин, Юлия Тимофеева:
Коронакризис: стресс-тест для популистов?

Несмотря на режим ограничений, с 14 апреля, через день после фактического прохождения пика регистрации новых случаев и за неделю до начала снижения числа активных случаев заражения, в стране были введены существенные послабления. С 14 апреля к работе разрешили вернуться книжным магазинам и магазинам детской одежды (при условии соблюдения норм социального дистанцирования и проведения дезинфекции помещений дважды в день). Ослабление карантинных мер также распространилось на лесоводство, производство компонентов компьютерной техники, ландшафтный дизайн, водоснабжение, оптовую торговлю бумажной продукцией. Региональные власти получили право самостоятельно определять порядок отказа от ограничений, некоторые из них решили оставить карантинные меры (наиболее пострадавшие Ломбардия и Пьемонт), некоторые отложили указанные меры (область Лацио), либо ввели собственные требования к работникам и режиму работы (Тоскана, Венето). Этот период, продлившийся вплоть до снятия большинства ограничений 4 мая 2020 г., получил название «промежуточной фазы».

С 4 мая 2020 г. Италия перешла ко второй фазе антикризисной программы, на реализацию которой планируется выделить еще 50 млрд евро. В то же время 24 апреля правительство утвердило предложенный Министерством экономики и финансов план по борьбе с экономическими последствиями коронавируса, в рамках которого предполагается увеличить дефицит бюджета на 55 млрд евро за счет новых вливаний в экономику.

Предполагается, что мероприятия второй фазы по снятию карантинных мер коснутся, по разным оценкам, от 3,8 млн до 4,5 млн сотрудников. В самоизоляции по-прежнему останутся около 2,7 млн человек. Вторая фаза предусматривает расширение списка предприятий, которые могут вернуться к работе. При этом возобновление экономической деятельности возможно только при соблюдении правил санитарной безопасности, определенных отдельными протоколами для рабочей среды, стройплощадок, транспортного и логистического сектора. Для регионов, наиболее затронутых инфекцией, работодателю предлагается оказать полное содействие в обеспечении дополнительных мер защиты на рабочих местах, предписанные местными санитарными органами. Будут разрешены перемещения в границах одного региона для посещения родных, но пока не снят запрет на перемещение между регионами. С 4 мая открылись бары и рестораны, но работают они только на доставку. Начало следующего этапа снятия ограничений запланировано на 17 мая. Возобновление полноценной деятельности, вероятно, начнется с 1 июня[1].

Меры Евросоюза по восстановлению экономик государств-членов

Европейский союз не остался в стороне на фоне ухудшения эпидемиологической ситуации. Еврокомиссия уже выделила более 140 млн евро на научные проекты по поиску вакцины по всей Европе и предоставила целевой кредит (более 80 млн евро) лаборатории CureVac, работающей над вакциной.

Финансовые меры предпринял Европейский центральный банк, разработавший антикризисную программу для поддержки финансовой стабильности, которая предусматривает выкуп облигаций на сумму 750 млрд евро в течение текущего года. Эта мера призвана облегчить государственные и корпоративные задолженности на территории всей еврозоны. Рекордная по объему программа нацелена, в частности, на стабилизацию оказавшегося под сильным давлением рынка госдолга стран Южной Европы. Также ЕЦБ решил на фоне пандемии расширить (до 120 млрд евро) программу количественного смягчения, чтобы поддерживать благоприятные условия финансирования реального сектора экономики в период повышенной волатильности.

Одним из знаковых моментов текущего кризиса в Европе стало решение Совета ЕС по экономике и финансам впервые в истории приостановить действие базового документа зоны евро — Пакта стабильности и роста. Это позволило странам сообщества не придерживаться финансовых норм, а также превышать установленный лимит бюджетного дефицита в 3% ВВП и предел госдолга в 60% ВВП в случае необходимости. Правительства могут брать кредиты без ограничений, повышая дефицит бюджетов, для предоставления помощи бизнесу.

По словам президента Европейской федерации ремесленников и малых и средних предприятий, была выработана программа по поддержке европейских малых и средних предприятий, пострадавших от кризиса, вызванного COVID-19. Из бюджета ЕС в Европейский инвестиционный фонд будет направлен 1 млрд евро в качестве гарантии для стимулирования банков предоставлять ликвидность малым и средним компаниям. Данные меры призваны помочь 100 тыс. предприятий получить доступ к финансированию на сумму около 8 млрд евро. Будут приостановлены также выплаты по кредитам для тех должников, которые сильно пострадали от кризиса. Кроме того, Европейский инвестиционный банк будет стремиться привлечь 10 млрд евро дополнительных инвестиций в МСП со своего собственного счета и ускорить предоставление ещё 10 млрд евро под гарантию ЕС. Наблюдая подобные цифры, можно задать закономерный вопрос — насколько эффективными будут подобные вливания в бизнес в масштабах всей Европы, если одна только Италия ежемесячно теряет по 100 млрд евро.

Еврокомиссия также выдвинула ряд инициатив по принятию финансовых мер по поддержке экономики. Во-первых, она предлагает быстро мобилизовать денежные резервы из Европейских структурных и инвестиционных фондов, что обеспечит немедленную ликвидность бюджетов государств-членов и поможет перенаправить использование еще не выделенных 37 млрд евро на финансирование программ политики сплочения ЕС на 2014–2020 гг., что обеспечит столь необходимый импульс для экономических инвестиций.

Во-вторых, Еврокомиссия предоставит странам возможность более гибкого перераспределения финансовых ресурсов, при условии, что деньги будут расходоваться в наиболее важных областях: в секторе здравоохранения, на поддержку МСП и рынка труда.

Предполагается, что данные меры помогут МСП снизить серьезную нехватку ликвидности в результате пандемии, а также укрепят инвестиции в продукты и услуги, необходимые для поддержки кризисных мер в сфере здравоохранения.

Разногласия в ЕС относительно выпуска коронабондов

При обсуждении путей преодоления кризиса, вызванного коронавирусной пандемией, высказывалась идея привлечения средств через выпуск дополнительных облигаций — так называемых «коронабондов». Эту меру, которая призвана перераспределить задолженность, возникшую из-за мер по спасению экономики, ряд стран считает радикальной и выступает против.

Предложение выпустить бонды внесли девять стран, в том числе наиболее пострадавшие от коронавируса — Италия, Испания, Франция и Португалия. Свое предложение они аргументировали тем, что после 2008 года стало ясно, что меры жёсткой экономии (выдвинутые ЕС в адрес Греции, Италии и Испании) не помогают в ходе подобного кризиса. Сейчас необходимо больше ликвидности, больше денег и больше возможностей с тем, чтобы сохранить экономику и жизни людей.

По мнению еврокомиссара по экономической политике и бывшего премьер-министра Италии Паоло Джентилони, «выпуск бондов для финансовой сферы — мера, которую надо принимать в чрезвычайной ситуации. Сейчас нам надо разделить обязательства, ведь речь идёт о том, с чем ни одна страна, независимо от её экономической силы, не может справиться в одиночку». Он также отметил, что отказ от солидарности в такое время поставит под угрозу проект единой Европы.

Министры финансов Еврозоны долго не могли прийти к единому мнению относительно того, кто заплатит за дорогостоящие меры противодействия коронавирусу и восстановление экономики после кризиса. За солидарное распределение долгов выступают Италия, Испания и Франция. В свою очередь, Нидерланды и Германии наотрез отказались от данной меры, не желая брать на себя часть долговых обязательств менее «успешных» стран Южной Европы. Нидерланды предлагают использовать уже существующий стабилизационный механизм и требуют привязать распределение льготных кредитов к обязательству проведения среднесрочных экономических реформ в таких странах, как Италия, где госдолг еще до эпидемии составлял 130% ВВП.

Италия же отказывается от долгосрочных условий для кредитных линий, мотивируя это тем, что такая ситуация напоминает «спасение» Греции от последствий глобального финансового кризиса 2008 года, которую международные кредиторы заставили проводить болезненные реформы и затягивать пояса. Такая политика неприемлема для популистов, входящих в состав правительства Италии. Проблема общеевропейских бондов может подорвать доверие к проекту единой Европы не только со стороны тех итальянцев, которые традиционно выступали против членства в ЕС, но даже тех, кто выступал с позиций еврооптимистов.

В конечном итоге с большим трудом 9 апреля Совет министров финансов зоны евро согласовал план поддержки экономики ЕС в условиях пандемии суммарным объемом в 540 млрд евро. Для сравнения — предыдущая встреча продолжалась более 16 часов и завершилась безрезультатно. Вопрос выпуска коронабондов, вокруг которого страны вели споры, остался не разрешенным и был отложен ввиду отсутствия срочной необходимости их принятия.

В то же время Еврогруппа начала обсуждение периода восстановления, в котором главную роль сыграет следующая «Многолетняя программа финансового развития»[2] с 2021 по 2027 гг. Говорить о восстановлении европейской экономики и ее развитии в течение следующих 6 лет пока рано с учетом часто возникающих кризисов — только за прошедшие пять лет функционирования программы в ЕС произошел миграционный кризис, принятие санкций против России, а сейчас мы наблюдаем воздействие пандемии. Тем более, что в большинстве стран карантинные меры еще не отменены, а послабления для открытия малых и средних предприятий вводятся неохотно и с большой осторожностью.

Стоит упомянуть, что отдельные отрасли (туризм, сельское хозяйство, финансы, мелкое производство, сфера услуг) окажутся в рецессии на длительный период. Однако в данный момент появляется и новое окно возможностей — все больше компаний переходят в онлайн-пространство, организуют доставку и интернет-магазины. Но сфер, в которых применима подобная адаптация немного, большинство предприятий закрывается и нуждается в субсидиях государства, а некоторые могут элементарно «не дожить» до снятия карантинных мер.

Очередной виток кризиса солидарности среди государств Еврозоны

Интересно, что ЕС не сразу принял необходимые меры поддержки в отношении своих стран. Со стороны Италии действия Брюсселя в условиях пандемии подверглись критике. Представители правой партии «Братья Италии», к примеру, в конце марта 2020 г. демонстративно убрали флаги ЕС из своих кабинетов в знак протеста против политики Еврокомиссии.[3] А по словам представителя Италии в ЕС Маурицио Массари, бездействие Брюсселя в отношении Италии является не лучшим проявлением европейской солидарности.

На этом фоне обострились отношения между Италией и некоторыми странами Вышеградской четверки — Польшей и Чехией. В конце марта 2020 г. таможня в Польше заблокировала партию из 23 тыс. медицинских масок, предназначенных для врачей региона Лацио. Власти итальянской области немедленно связались с МИД Италии, министерство обратилось в посольство Италии в Польше, но ситуация пока остается неразрешенной. При этом сами власти региона объявили произошедшее кражей, а советник по вопросам здравоохранения и социально-политической интеграции региона Алессио Д’Амато заявил, что «в Польше было похищено более 23 тыс. масок FFP2, купленных для Лацио. Это неслыханно, и мы сразу же уведомили национальную гражданскую защиту с последующим вмешательством наших дипломатических властей», потребовав, чтобы «украденное» оборудование было возвращено в Лацио. Та же Польша, одной из первых — наравне с Чехией и Венгрией — закрывшая границу, получит самую большую сумму в 7,4 млрд евро в качестве помощи для борьбы с пандемией из общего бюджета, тогда как несравненно более пострадавшей Италии достанется лишь 2,3 млрд евро. В такой ситуации говорить о распределении средств, исходя из пропорциональности тяжести обстановки в той или иной стране, не приходится.

Еще один подобный скандал прогремел в Чехии. Чешская таможня конфисковала гуманитарный груз (медицинские маски и респираторы), отправленный из Китая на помощь итальянским медикам, объявив их контрабандой. Интересно, что конфискованная продукция оказалась оперативно направлена в чешские медицинские учреждения. При всем этом на коробках с грузом были наклейки, говорящие о том, что данный груз отправлен Китаем в Италию в качестве гуманитарного. Когда ситуация раскрылась, властям КНР пришлось отправить новую партию, а Минздрав Чехии выразил сожаление в связи с этим, назвав произошедшее «недоразумением» и заявив, что 101 600 масок и респираторов, которые Китай отправил Италии как гуманитарную помощь, полицейские конфисковали случайно. Абсурдность ситуации подчеркивает и тот факт, что Китай до этого отправил в Чехию более миллиона медицинских масок и респираторов, а количество случаев заражения в этой восточноевропейской стране на порядок ниже, чем в Италии.

Такое проявление «солидарности» со стороны соседей по ЕС наводит на мысли о том, что европейское единство работает только в обычных условиях, но не способно выдержать стресс-тесты, одним из которых и стала эпидемия коронавируса. Можно отметить тот факт, что проявление такой «солидарности» от властей Польши и Чехии очень напоминает их решение несколько лет назад не принимать переселенных беженцев. Германия и Франция еще в начале марта ввели запрет на вывоз масок за пределы своих стран. Показательно, что помогал попавшей в беду Италии только что переживший аналогичную ситуацию Китай, который все это время был центром эпидемии. Объединенные Арабские Эмираты также направили на Апеннины самолет, на борту которого находилось 10 тыс. тонн медицинского оборудования и материалов.

Помимо Китая и ОАЭ помощь Италии оказала и Россия, направив 14 военных самолётов с медицинской помощью и врачами необходимых специальностей. На этом фоне некоторые итальянские политики заговорили о необходимости снятия антироссийских санкций, которые негативно сказываются на итальянской экономике. Например, глава ассоциации итальянских адвокатов (Camere Penali del Diritto Europeo e Internazionale) Александро Тирелли отметил, что из-за санкций с 2014 года Италия теряет около 3 млрд долл. США в год. Тирелли также высказал и радикальную идею о том, что Италия должна получить автономию от ЕС в ведении внешней политики и сама выбирать торговых партнёров.

Стоит также отметить, что популярная в Италии газета La Stampa, выражающая проевропейские идеалы, назвала большую часть присланной Россией гуманитарной помощи «бесполезной». При этом утверждалось, что российская сторона использует этот предлог с целью добиться политических дивидендов. Эта история вызвала большой резонанс, министр иностранных дел Италии Луиджи Ди Майо опроверг утверждение, что Италия в обмен на помощь предоставит какие-то выгоды России, и заявил, что исторически Италия позиционировала себя как мост между Западом и Востоком, благодаря чему сохраняет хорошие отношения со многими странами. В то же время он отметил, что Россия проявила солидарность с оказавшейся в трудной ситуации Италией.

Последствия коронакризиса

Международный валютный фонд предупредил, что из-за вспышки коронавируса мировую экономику в текущем году ожидает рецессия, подобная спаду при мировом финансовом кризисе 2008 г. или хуже. Но в 2021 г. эксперты прогнозируют восстановление. Они отмечают, что необходимо отдать приоритет укреплению систем здравоохранения.

Европейский Центральный банк ожидает, что еврозона покажет меньший рост, чем предполагалось ранее.

Международное консалтинговое агентство McKinsey провело исследование «Getting Europeans back to work — safely» относительно восстановления Европы от коронавируса. В 17 из 25 производственных секторов, проанализированных в исследовании отмечено большее влияние пандемии на спрос на товары, чем на предложение. В исследовании отмечено, что после отмены карантина в странах Европы компании в разных отраслях будут открываться с разной степенью интенсивности, что может нарушить глобальные цепочки поставок. В случае же продолжительного карантина могут возникнут серьезные проблемы и со стороны предложения товаров и услуг.

Главная опасность нынешнего кризиса, в отличие от удара, нанесенного по финансовой системе Евросоюза в 2008 г., состоит в том, что тогда пострадала лишь кредитная система, сейчас же умирают люди, массово закрываются предприятия, растет число безработных и людей, живущих за чертой бедности. И все это окажет серьезное влияние не только на структурные органы ЕС, но и на политические предпочтения людей — не исключено, что поддержка населения правых, ультраправых и крайне левых партий в той же Италии (и в других странах Союза) еще больше возрастет, что даст им возможность продвигать идеи о выходе из состава ЕС. Как показывают последние 12 лет, в периоды кризисов Италия остается один на один перед лицом экономических и социальных проблем.

***

Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что экономику ЕС, так же как и итальянскую экономику, в ближайшие месяцы ждет серьезная рецессия: сократится ВВП, снизится спрос, упадут доходы населения и вырастет безработица. В то же время европейские страны только начали снимать ограничения, связанные с локдауном, а период восстановления будет отличаться от страны к стране в зависимости от степени тяжести нанесенного COVID-19 ущерба.

На сегодняшний день в итальянском обществе мнения относительно успехов наднациональных органов в борьбе с коронавирусом склоняются, скорее, к негативной оценке. Для ЕС становится жизненно важным решить текущий кризис.

В то же время не стоит забывать, что кризисы всегда дают толчок инновационному развитию и представляют возможности для сплочения в борьбе с общим врагом, возможно даже усиления европейской интеграции.

В данной ситуации важно определить какой Европа видит себя, какую роль хочет она сыграть дома и на мировой арене. На сегодняшний день меры противостояния кризису, вызванному COVID-19, оставляет плохое впечатление от реализации принципа солидарности Евросоюза. Пока лидеры европейского наднационального образования бесконечно обсуждают в Брюсселе меры поддержки, время уходит, пострадавшие страны замыкаются в себе и ищут помощи у третьих стран, растет популярность правых и крайне правых сил, усиливается поддержка евроскептиков. Если ЕС хочет сохраниться как единое образование, то Еврокомиссии стоит задуматься об изменении общего подхода. Как демонстрирует Brexit, недовольство наднациональной политикой может вылиться в далеко идущие последствия для Союза, и выход из его состава уже не кажется такой уж далекой альтернативой.


1. Выход из карантина по коронавирусу весной 2020 года (опыт 30 стран) [Текст]: докл. к XXI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2020 г. /А. Б. Жулин (рук. авт. кол.), А. А. Маслов, Т. В. Бородачев и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. С. 75

2. Программа финансового развития представляет собой среднесрочный бюджетный план, который разрабатывается на 6 лет.

3. Лункин Р.Н. Будущее европейской идентичности на фоне коронакризиса // Аналитическая записка ИЕ РАН. 2020. №10 (193). С. 5


Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.71)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся