Выступая 27 августа 2019 г. на ежегодном Совещании французских послов, Эммануэль Макрон неожиданно откровенно поделился своими оценками текущего состояния международных отношений, а также изложил основные принципы внешнеполитической линии, которой Париж, по его мнению, должен придерживаться в сложившихся условиях.
Прежде всего, президент Франции заявил, что мир сегодня переживает глубокую трансформацию, затрагивающую все без исключения сферы. Это касается в первую очередь изменения геополитического и стратегического ландшафта. Французский лидер признал, что эпоха доминирования Запада в международных отношениях подходит к концу. В его подаче это связано с общими ошибками западников в урегулировании «некоторых кризисов», политикой США (которую Вашингтон проводит на протяжении многих лет, а не только после прихода к власти Д. Трампа), увеличением количества конфликтов, а также появлением «новых держав» — Китая, России и Индии, — стремящихся пересмотреть существующий порядок и обладающих, в отличие от Европы, четкой стратегией, видением мира и силой воображения. Э. Макрон предлагает посмотреть правде в глаза: привычные устои разрушаются, а «традиционные» взгляды и подходы больше не соответствуют действительности.
Президент Франции отмечает, что рыночная экономика — один из столпов западного общества — переживает кризис. Гипертрофированная роль финансового сектора, технологический прогресс, а также глобализация привели к тому, что вся прибыль концентрируется в руках узкого круга крупных игроков. В результате вместо более справедливого перераспределения благ сегодня наблюдается повсеместный рост неравенства, которое становится «невыносимым».
Именно социально-экономическими проблемами Э. Макрон объясняет кризис западной политической модели. По его словам, средний класс (традиционная опора демократии) не видит для себя места в новом экономическом укладе и начинает неизбежно сомневаться в его справедливости, а заодно и в эффективности политического устройства. На этом фоне все большую популярность приобретают авторитарные режимы и «нелиберальные демократии». «Восстановить контроль» — так французский лидер формулирует основной запрос современного общества.
Еще двумя факторами, обуславливающими кардинальное переформатирование мира, президент Франции называет научно-технический прогресс и экологические проблемы. С одной стороны, получившие широкое распространение и динамично развивающиеся Интернет, социальные сети, искусственный интеллект проникли во все сферы общественной жизни и привели к ее глубокой трансформации. Этому в частности способствовала и глобализация образов, эмоций, знаний и информации. С другой стороны, сегодня человечество сталкивается с небывалыми изменениями окружающей среды, которые, как подчеркивает Э. Макрон, оказывают дестабилизирующее воздействие, провоцируя социальные, экономические, демографические, геополитические и миграционные кризисы.
Французский лидер исходит из того, что мир движется в сторону новой биполярности, где двумя центрами притяжения будут США и Китай. Э. Макрон не испытывает иллюзий: Париж не может на равных конкурировать с Вашингтоном и Пекином. В этих условиях, по его мнению, у Франции есть выбор между несколькими возможными стратегиями: игнорировать происходящие изменения и вести «business as usual», пойти по пути «косметических» реформ, ничего не меняя по сути, или присоединиться к одному из лагерей (разумеется, на правах младшего партнера). Однако все эти альтернативы по разным причинам президент Франции считает неприемлемыми.
По его мнению, единственная стратегия, которая позволит Парижу защитить свой суверенитет и сохранить идентичность, заключается в следующем: не сдаваться, пытаться влиять на направление развития мира, идти на риск, продвигать свое видение будущего, собственные принципы и идеалы. Базовой ценностью французской нации, ее кредо Э. Макрон считает гуманизм. Именно повсеместная защита и распространение прав и свобод человека должны стать основной целью внешней политики Франции (поскольку, как показывает опыт 1990–2000-х гг., расчет на их автоматическое утверждение во всем мире оказался несостоятельным). Причем достигать ее предстоит в условиях жесткой конкуренции с другими цивилизационными проектами.
Для успешной реализации этой стратегии Э. Макрон предлагает сконцентрироваться на пяти приоритетных направлениях.
Во-первых, он считает необходимым превратить Францию в «державу-балансира». По его мнению, Париж, опираясь на солидный военный, экономический, производственный и дипломатический потенциал, должен проявлять гибкость, иметь свободу рук, поддерживать отношения и вести диалог со всеми странами, какими бы серьезными ни были существующие противоречия. В практическом смысле это означает, что «враги наших друзей — не наши враги»: Франция остается союзником США, но не намерена слепо следовать в фарватере политики Вашингтона. Именно такого подхода, по словам Э. Макрона, Париж придерживается по отношению к Ирану, России и Китаю.
Во-вторых, французский лидер считает важным добиться по-настоящему «европейского суверенитета», взять под контроль «судьбу» континента. Причем дело не должно ограничиваться исключительно Евросоюзом — Э. Макрон считает, что эту задачу нужно решать в тесном сотрудничестве с Великобританией, даже если она выйдет из ЕС. Намечены конкретные направления работы: оборона (в том числе в рамках продвигаемой Парижем «Европейской инициативы по вмешательству»), безопасность границ, конкурентоспособность, технологии, финансы, цифровая сфера, культура. Президент Франции настаивает на том, что работы внутри «евроинститутов» недостаточно — необходимо также наращивать двусторонние связи с европейскими партнерами (чем, по его признанию, Париж долгое время пренебрегал).
В-третьих, Э. Макрон настаивает на выстраивании «обновленного партнерства» с государствами Средиземноморья и Африки, делая акцент на диалоге по линии гражданских обществ.
Кроме того, президент Франции по традиции говорит о многосторонности, особенно в сфере климата, сохранения биоразнообразия, здравоохранения, социальной защиты, образования, гендерного равенства.
Наконец, Э. Макрон требует от внешнеполитических структур изменить методы работы, привести их в соответствие с требованиями сегодняшнего дня. Французский лидер призывает послов быть решительными, инициативными, не бояться предлагать идеи. Речь также идет об интенсификации контактов с гражданскими обществами в других странах, а также об организационных реформах внутри МИД Франции и других ведомств.
Одним из центральных сюжетов всего выступления президента стала Россия. Э. Макрон неожиданно жестко раскритиковал собственное «глубинное государство», обвинил послов в саботаже его решений: «Иногда президент Франции говорит какие-то вещи, совершает поездки и делает заявления. А затем общая тенденция сводится к тому, что люди начинаю говорить: “Он что-то сказал, но в конце концов мы лучше знаем, что к чему, и продолжим действовать, как обычно”».
Французский лидер отмечает, что недоверие к России (иногда, по его признанию, справедливое) глубоко укоренилось в сознание дипломатов и даже зафиксировано во внешнеполитических документах: исходящая от Москвы киберугроза, обвинения в подрыве демократии, консервативный по своей сущности и направленный против ЕС «российский проект». По мнению Э. Макрона, такие взгляды уходят корнями в 1990–2000-е гг., когда между Россией и Европой возник «ряд недоразумений». Он признает, что в то время Европа действовала несамостоятельно, и это создало образ ЕС как «троянского коня» Запада, направленного против Москвы, в восприятии России. Э. Макрон не призывает забыть о разногласиях, старых обидах и конфликтах, но он настаивает на кардинальном пересмотре «российского вектора» внешней политики.
Для Э. Макрона главное, что Франция и Россия делят общий континент. Европа ничего не выиграет от жесткой конфронтации с Кремлем: она останется ареной российско-американской борьбы, замороженные конфликты не будут урегулированы, а европейский проект не сможет развиваться в благоприятных условиях. Президент Франции считает глубоко ошибочной линию на выдавливание России из Европы, поскольку она приведет либо к изоляции Москвы (одновременно с общим ростом напряженности), либо вынудит ее строить союзнические отношения с другими державами, например, с Китаем (это также не отвечает французским интересам).
Чтобы избежать этих сценариев, французский лидер предлагает создать новую архитектуру безопасности и доверия в Европе, которая включала бы в себя Россию. Он осознает, что это не соответствует интересам некоторых союзников Франции, однако идти на уступки в данном вопросе считает недопустимым. В этой связи Э. Макрон требует от послов двигаться в этом направлении, несмотря на попытки разных сил (в том числе и с российской стороны) им помешать. Речь идет о диалоге по урегулированию «замороженных кризисов», вопросам обычных вооружений, ядерного, биологического и химического оружия, космической стратегии, кибербезопасности. Ключевым условием для реального сближения России и Франции, по мнению Э. Макрона, остается реализация Минских соглашений.
Причем, как полагает французский лидер, Москва также должна быть заинтересована в сближении с Европой. По его оценкам, за последние пять лет России стала важным игроком во всех крупных конфликтах (в Сирии, в Ливии и т.д.), пользуясь слабостями и ошибками американцев и европейцев. Однако он считает сложившийся баланс сил хрупким и неустойчивым. Э. Макрон исходит из того, что Россия, делая значительные инвестиции в оборонную сферу и наводя страх на Европу, в то же время является колоссом на глиняных ногах: ее ВВП равен испанскому, население стареет и в целом сокращается, растет политическая нестабильность. Президент полагает, что Москва не должна становится младшим партнером Китая, поэтому ей необходимо показать альтернативный путь, разумеется, сохраняя требовательный диалог и не отказываясь от заявленных условий нормализации отношений.
Выступление Э. Макрона свидетельствует о том, что высшее военно-политическое руководство Франции следит за изменениями миропорядка и готово реагировать на происходящие изменения, оперативно предлагая концептуальные решения. Вместе с тем очевидно, что на исполнительском уровне далеко не все разделяют взгляды президента. В конечном счете, успех обозначенной внешнеполитической стратегии будет зависеть не только от ее соответствия действительности, но и от способности французского лидера заставить собственное «глубинное государство» выполнять данные им инструкции.