Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.4)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Дмитрий Попцов

Независимый политолог

Взрывной рост количества мигрантов в ЕС в 2013–2015 гг., как правило, объясняется последствиями событий арабской весны и последующей дестабилизацией внутриполитической обстановки в ряде ближневосточных и североафриканских стран.

Очевидно, что роль катализатора волны исхода в Европу беженцев из стран Африки сыграла гражданская война, развернувшаяся на территории Ливии после свержения и гибели М. Каддафи.

Одним из основных маршрутов вынужденных мигрантов стал морской путь с территории Северной Африки на южное побережье Европы, в том числе в Италию.

Противодействие нелегальной миграции в Центральном Средиземноморье осуществляется как по линии Агентства ЕС по безопасности внешних границ Frontex, так и по линии национальных ВМС государств — членов ЕС.

В 2011 г. Frontex по запросу итальянских властей инициировало миссии «Гермес» («Hermes») и «Эней» («Aeneas»), целью которых являлась стабилизация ситуации с мигрантами в районе Южного Средиземноморья. Однако заметных успехов к 2013 г. указанные операции не достигли, как в связи с нехваткой сил и средств, так и по причине заметно возросшего миграционного трафика.

Для помощи греческим пограничникам Frontex развернуло миссию «Посейдон» («Poseidon»), задачи которой главным образом связаны с обеспечением контроля на границе с Турцией, а также в Эгейском море, в том числе на островах. В этих целях Агентство направило более 600 офицеров, осуществляющих функции наблюдения, идентификации, регистрации мигрантов и беженцев. Со временем мандат миссии расширился и охватил сферы, связанные с противодействием трансграничной преступности, пресечении контрабанды и др.

После утверждения «Плана немедленных действий по разрешению кризисной ситуации в Средиземноморье» в мае 2015 г. Совет ЕС принял решение о развертывании операции «София» («Sophia»). Основные усилия миссии в настоящее время сосредоточены на интенсификации воздушного наблюдения, сборе и анализе данных, дальнейшей подготовке береговой охраны Ливии.

К морским операциям по пресечению нелегальной миграции привлекаются внушительные силы — авианосцы, фрегаты разных классов, десантно-вертолетные корабли-доки, подводные лодки, морская авиация, подразделения морской пехоты. Все это позволяет на практике отрабатывать взаимодействие разнородных сил и средств в реальных условиях быстро меняющейся оперативной обстановки.

Результаты многочисленных миссий и операций, проводимых Frontex и национальными ВМС государств — членов ЕС в сфере противодействия миграции, носят противоречивый характер. Сохранение каналов нелегальной доставки беженцев на территорию ЕС морским путем, продолжающиеся случаи массовой гибели мигрантов на море, — все это служило объектом постоянной критики деятельности Еврокомиссии.

С другой стороны, нельзя не отметить последовательность действий руководства Евросоюза, с каждым годом наращивающего как финансовую поддержку Frontex, так и обеспечивающего привлечение национальных ВМС к совместной работе по противодействию нелегальной миграции.

В этом плане дальнейший вектор политики ЕС в сфере борьбы с нелегальным трафиком беженцев на море станет понятным после завершения текущего мандата операции «София», который истекает 30 сентября 2019 г.

Допустимо предположить, что данный мандат может быть продлен до конца года в связи с необходимостью завершить обучение и тренировку ливийской береговой охраны.

По всей видимости, национальные ВМС стран ЕС, в особенности Италии, продолжат взаимодействие с ливийскими военно-морскими силами. В свою очередь, береговая охрана Ливии активизирует свои возможности по противодействию нелегальному морскому трафику на территорию ЕС.

В урегулировании внутренней ситуации на территории Ливии заинтересованы как руководство ЕС, так и национальные правительства европейских стран, предпринимающие усилия по стабилизации ситуации с мигрантами.

В то же время подходы к разрешению кризиса разнятся. Возможно, анонсированная на осень 2019 года инициатива Германии по организации и проведению международной конференции по ситуации в Ливии позволит наметить общие шаги для разрешения сложившейся ситуации.


Взрывной рост количества мигрантов в ЕС в 2013–2015 гг., как правило, объясняется последствиями событий арабской весны и последующей дестабилизацией внутриполитической обстановки в ряде ближневосточных и североафриканских стран.

Очевидно, что роль катализатора волны исхода в Европу беженцев из стран Африки сыграла гражданская война, развернувшаяся на территории Ливии после свержения и гибели М. Каддафи.

Одним из основных маршрутов вынужденных мигрантов стал морской путь с территории Северной Африки на южное побережье Европы, в том числе в Италию.

В 2011 г. Агентство ЕС по безопасности внешних границ Frontex по запросу итальянских властей инициировало миссии «Гермес» («Hermes») и «Эней» («Aeneas»), целью которых являлась стабилизация ситуации с мигрантами в районе Южного Средиземноморья. Однако заметных успехов к 2013 г. указанные операции не достигли, как в связи с нехваткой сил и средств, так и по причине заметно возросшего миграционного трафика.

Для помощи греческим пограничникам Frontex развернуло миссию «Посейдон» («Poseidon»), задачи которой главным образом связаны с обеспечением контроля на границе с Турцией, а также в Эгейском море, в том числе на островах. В этих целях Агентство направило более 600 офицеров, осуществляющих функции наблюдения, идентификации, регистрации мигрантов и беженцев. Со временем мандат миссии расширился и охватил сферы, связанные с противодействием трансграничной преступности, пресечении контрабанды и др.

Реагируя на обострение ситуации с нелегальной миграцией в Тунисском проливе (Сицилийский пролив), власти Италии в октябре 2013 г. начали военно-морскую операцию «Маре Нострум» («Mare Nostrum» - «Наше море»). Ее основными целями были определены:

  • обнаружение судов с мигрантами;
  • спасение людей на море и их последующая доставка на о. Сицилия;
  • арест лиц, причастных к организации нелегального трафика.

Непосредственной причиной развертывания операции стало кораблекрушение судна с мигрантами около о. Лампедуза (3 октября 2013 г., когда погибло более 350 человек).

Итальянские ВМС к участию в операции привлекли до шести боевых кораблей, включая десантно-вертолетный корабль-док, около двух фрегатов, двух корветов и подводную лодку, самолеты базовой патрульной авиации (в том числе Br 1150 Atlantic, Piaggio P.180 Maritime), поисково-спасательные вертолеты, БПЛА (PREDATOR A+, S-100).

Также были задействованы силы полиции и таможни, подразделения бригады морской пехоты «Сан Марко» (в задачи которых входил досмотр судов с мигрантами, обеспечение безопасности), а также сотрудники итальянского отделения «Красного Креста». Всего к «Маре Нострум» было привлечено до одной тыс. человек.

По разным оценкам, в ходе операции удалось спасти от 113 тыс. до 150 тыс. мигрантов. Кроме того, было арестовано до 500 человек, причастных к организации нелегальных морских перевозок.

Несмотря на достигнутые успехи, к осени 2014 г. итальянское правительство заявило, что сворачивает операцию «Маре Нострум» по причине ее высокой стоимости: затраты на ее проведение возросли с 1,5 млн евро в месяц до 9,5 млн евро. Таким образом, общая стоимость «Нашего моря» составила около 114 млн евро (с октября 2013 г. по октябрь 2014 г.).

Не последнюю роль в сворачивании операции также сыграла необходимость взять на себя расходы по размещению и снабжению мигрантов в соответствии с Дублинским соглашением, которое подписала Италия.

Что характерно, результаты миссии были интерпретированы некоторыми политиками и экспертами, как «провальные», поскольку она способствовала не снижению, а увеличению нелегального трафика. По логике противников «Маре Нострум», действия национальных ВМС у берегов Ливии провоцировали организаторов перевозок к наращиванию «рейсов», поскольку существенно повышались шансы на их благополучный исход.

На фоне продолжающегося роста потока вынужденных мигрантов завершение «Маре Нострум» вынудило руководство Евросоюза инициировать в ноябре 2014 г. новую операцию по борьбе с нелегальной миграцией под названием «Тритон» («Triton») также под эгидой Агентства ЕС по безопасности внешних границ Frontex. Миссии «Гермес» и «Эней», которые ранее проводились Агентством, были завершены.

В «Тритоне» приняли участие 28 государств — членов ЕС: Австрия, Бельгия, Болгария, Хорватия, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Швеция, Швейцария, Словакия, Словения, Испания, Великобритания.

Технические средства в период начала «Тритона» ограничивались четырьмя патрульными самолетами, одним вертолетом, пятью кораблями и двумя береговыми патрульными катерами.

Бюджет миссии составил около 2,9 млн евро, что сразу же поставило под сомнение ее способность заменить «Маре Нострум». С другой стороны, мандат «Тритона» и не предполагал решение амбициозных задач: по сути, это было патрулирование морских границ ЕС в районе Центрального Средиземноморья (30-мильная зона), а не поиск и спасение судов с мигрантами (в ходе которого корабли ВМС Италии действовали в том числе у побережья Ливии).

19 апреля 2015 г. случился новый трагический случай — перевернулось судно, на борту которого, по данным Управления верховного комиссариата ООН по делам беженцев, находилось около 950 человек, из которых 800 погибло. На следующий день на Совете ЕС с участием министров внутренних дел стран-участников был утвержден «План немедленных действий по разрешению кризисной ситуации в Средиземноморье».

Среди мер, предусмотренных документом, было запланировано увеличение финансирования операций «Тритон» и «Посейдон» (миссия Frontex в Греции) в три раза. Кроме того, страны ЕС получили право использовать свои вооруженные силы с целью уничтожения судов нелегальных перевозчиков мигрантов в Европу.

После утверждения «Плана немедленных действий по разрешению кризисной ситуации в Средиземноморье» в мае 2015 г. Совет ЕС принял решение о развертывании операции «София» («Sophia») [1].

Основное отличие миссии «София» от «Маре Нострум» и «Тритона» заключается в том, что первая относится к военным операциям ЕС и действует в соответствии с мандатом «ЕВРОНАВФОР — Средиземноморье». Развернутая группировка ВМС стран Евросоюза насчитывает до девяти кораблей, которые участвуют в миссии на ротационной основе.

Цель «Софии» заключается в разрушении нелегальных морских сетей доставки беженцев на территорию ЕС. Для этого поставлено несколько поэтапных задач:

  • провести мониторинг и анализ действующей транспортной инфраструктуры нелегальных операций в Центральном Средиземноморье;
  • обеспечить перехват судов контрабандистов и организаторов нелегального трафика в открытом море, их досмотр, конвоирование для последующего разбирательства в соответствии с международным правом;
  • принять оперативные меры для уничтожения нелегальных каналов доставки беженцев и контрабанды на территорию ЕС.
    • Мандат миссии «София» несколько раз продлевался, но при этом добавлялись новые задачи. Среди них:

      • подготовка береговой охраны Ливии;
      • мониторинг эффективности подготовки береговой охраны Ливии;
      • содействие в осуществлении эмбарго на поставки оружия на побережье Ливии в соответствии с резолюциями СБ ООН № 2292 (2016 г.), № 2357 (2017 г.) и № 2420 (2018 г.);
      • сбор информации о незаконной торговле нефтью из Ливии в соответствии с резолюциями СБ ООН № 2146 (2014 г.) и № 2362 (2017 г.);
      • сбор и обмен информации о торговле людьми с правоохранительными органами государств — членов ЕС, Frontex и Europol.

      Численность личного состава, задействованного в ходе операции, составила около 1,6 тыс. человек.

      Общее руководство группировкой с начала операции осуществляет итальянский вице-адмирал [2] Э. Кредендино (E. Credendino, с 1 января 2019 г.), а непосредственное руководство — контр-адмирал Э. Асси (E. Socci, с 12 июня 2019 г.).

      Всего за период проведения операции «София» с 2015 по 2019 гг. от ВМС Германии в ней приняли участие 14 кораблей разного класса (в том числе фрегаты типов «Бремен», «Бранденбург», «Саксония», корветы типа «Брауншвейг», минные тральщики типа «Франкенталь», суда обеспечения типа «Эльба», танкеры типа «Берлин» и др.), от ВМС Франции — 11 кораблей (в том числе фрегаты типа «Лафайет», корветы типа А69, морской патрульный корабль и др.), от ВМС Великобритании — 4 корабля (в том числе фрегат типа 23, эскадренный миноносец типа 45, гидрографическое судно и др.), от ВМС Италии — 8 кораблей (в том числе два авианосца, три десантно-вертолетных корабля-дока, фрегаты типа «Маэстрале» и др.), от ВМС Испании — 8 кораблей (в том числе фрегаты типа «Санта Мария»). Воздушное обеспечение операции осуществлялось главным образом вертолетами различных классов, а также морскими патрульными самолетами.

      Состав привлекаемых к операции «София» сил и средств демонстрирует ее комплексный характер, позволяющий отрабатывать в реальных условиях вопросы взаимодействия различных классов кораблей, координации действий морской авиации, подразделений морской пехоты.

      Расширение задач миссии, ее ориентир на обеспечение контроля морской акватории вдоль побережья Ливии показывает эволюцию концепции «Софии»: многонациональная операция по пресечению нелегальных миграционных потоков в Центральном Средиземноморье трансформировалась в миссию по обеспечению контроля за соблюдением резолюций СБ ООН в отношении Ливии.

      В марте 2019 г. мандат операции «София» был снова пересмотрен и продлен до 30 сентября 2019 г. Круг решаемых в рамках «ЕВРОНАВФОР — Средиземноморье» задач был существенно ограничен, что нашло отражение и в кратном уменьшении сил и средств, привлекаемых к выполнению миссии.

      Так, по состоянию на 17 сентября 2019 г., в операции «София» принимают участие семь самолетов патрульной авиации (в том числе P72A, Falcon 50, LUX SW3 Merlin III, An-28 BIR, ESP CN-235 VIGMA D4, PREDATOR). Также в режиме готовности к выходу в море находятся два военных корабля (включая один фрегат ВМС Италии).

      Таким образом, основные усилия миссии в настоящее время сосредоточены на интенсификации воздушного наблюдения, сборе и анализе данных, дальнейшей подготовке береговой охраны Ливии.

      27 сентября 2019 г. закончится очередной курс подготовки 78 офицеров береговой охраны Ливии на базе учебного центра ВМС Италии. Среди изучаемых модулей — «Курс офицера-механика», «Курс офицера-электротехника» и др.

      Оценки результативности операции «София» разнятся. Например, члены Палаты лордов Великобритании в июле 2017 г. подвергли жесткой критике промежуточные итоги миссии. В частности, было отмечено, что ключевая задача миссии — пресечение нелегального трафика — так и не была выполнена. Более того, под вопрос был поставлен и механизм реализации «Софии»: «Контрабанда людей начинается на берегу, поэтому морская миссия — это неправильный инструмент для решения этого опасного, бесчеловечного и недобросовестного бизнеса. Как только лодки отплыли, то становится уже слишком поздно».

      С другой стороны, постепенная трансформация «Софии» в сторону обеспечения контроля обстановки в районе побережья Ливии, обучения ливийской береговой охраны отражают общий тренд на перенос противодействия нелегальной миграции далеко за пределы 30-мильной зоны границ ЕС в районе Центрального Средиземноморья.

      Фактически на поздних этапах операция «София» во многом повторяла замысел «Маре Нострум», но уже с привлечением многонациональных сил, а не только в рамках действий ВМС Италии. Собственно, последнее обстоятельство, по всей видимости, и обуславливает тот факт, что на протяжении всей миссии ее руководство осуществлялось итальянскими офицерами.

      По данным ЕС, с момента начала операции были арестованы и переданы итальянским властям 110 человек, подозреваемых в контрабанде и торговле людьми, а также нейтрализовано 470 судов, используемых для незаконной перевозки мигрантов. Кроме того, в Средиземном море удалось спасти около 40 тыс. человек.

      Следует отметить, что миссия Frontex «Тритон» завершилась в январе 2018 года. Однако уже 1 февраля 2018 года Агентство ЕС по безопасности внешних границ Frontex заявило о развертывании операции «Фемида» («Themis»), которая, по словам исполнительного директора агентства Ф. Лежжери, «будет лучше отражать изменение природы миграции, а также трансграничных преступлений».

      Операционная зона «Фемиды» включает также акваторию Адриатического море. Кроме того, сотрудники миссии занимаются сбором данных о передвижении иностранных боевиков, оказывают содействие итальянским властям в регистрации мигрантов, сборе их отпечатков пальцев и подтверждении их гражданства.

      В целом, в настоящее время противодействие нелегальной миграции в Центральном Средиземноморье осуществляется как по линии Агентства ЕС по безопасности внешних границ Frontex, так и по линии национальных ВМС государств — членов ЕС.

      Основное различие между деятельностью Frontex и операциями ВМС стран — членов ЕС заключается в том, что поле деятельности Frontex ограничивается преимущественно 30-мильной морской зоной, а также распространяется на сухопутные границы в части технической поддержки и направлении сотрудников, в то время как национальные ВМС действуют практически по всему региону Центрального Средиземноморья, в том числе выполняя задачи по обеспечению соблюдения резолюций СБ ООН. При этом в обоих случаях используются силы флотов стран — членов ЕС, присутствие которых в операционных зонах закреплено на ротационной основе.

      Следует отметить, что к морским операциям по пресечению нелегальной миграции привлекаются внушительные силы — авианосцы, фрегаты разных классов, десантно-вертолетные корабли-доки, подводные лодки, морская авиация, подразделения морской пехоты. Все это позволяет на практике отрабатывать взаимодействие разнородных сил и средств в реальных условиях быстро меняющейся оперативной обстановки.

      Результаты многочисленных миссий и операций, проводимых Frontex и национальными ВМС государств — членов ЕС в сфере противодействия миграции, носят противоречивый характер. Сохранение каналов нелегальной доставки беженцев на территорию ЕС морским путем, продолжающиеся случаи массовой гибели мигрантов на море, — все это служило объектом постоянной критики деятельности Еврокомиссии.

      С другой стороны, нельзя не отметить последовательность действий руководства Евросоюза, с каждым годом наращивающего как финансовую поддержку Frontex, так и обеспечивающего привлечение национальных ВМС к совместной работе по противодействию нелегальной миграции.

      В этом плане дальнейший вектор политики ЕС в сфере борьбы с нелегальным трафиком беженцев на море станет понятным после завершения текущего мандата операции «София», который истекает 30 сентября 2019 г.

      Допустимо предположить, что данный мандат может быть продлен до конца года в связи с необходимостью завершить обучение и тренировку ливийской береговой охраны.

      По всей видимости, национальные ВМС стран ЕС, в особенности Италии, продолжат взаимодействие с ливийскими военно-морскими силами. В свою очередь, береговая охрана Ливии активизирует свои возможности по противодействию нелегальному морскому трафику на территорию ЕС.

      В целом, курс на расширение сотрудничества руководства ЕС с ливийскими властями находится в русле решений, принятых в ходе Саммита ЕС в июне 2018 г., посвященного вопросам миграционной политики. В частности, среди них были следующие инициативы:

      • создание «региональных платформ» / «пунктов перехвата» для высадки и размещения мигрантов, преимущественно в третьих странах (по всей видимости, на территории Северной Африки);
      • увеличение инвестиций в Африку для предотвращения дальнейшего притока нелегальных мигрантов в Европу (в сентябре 2019 г. финансовая помощь Северной Африке достигла 659 млн евро).

      При этом одним из факторов риска является продолжающаяся гражданская война на территории Ливии. Боевые действия между войсками Правительства национального согласия Ф.Сараджа, с одной стороны, и маршала Х.Хафтара с другой, разворачивающиеся в районе Триполи, безусловно, провоцирует обострение обстановки.

      Следует отметить, что, по данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев и Международной организации по миграции, в Ливии насчитывается около 800 тыс. беженцев и мигрантов.

      В урегулировании внутренней ситуации на территории Ливии заинтересованы как руководство ЕС, так и национальные правительства европейских стран, предпринимающие усилия по стабилизации ситуации с мигрантами.

      В то же время подходы к разрешению кризиса разнятся. Возможно, анонсированная на осень 2019 года инициатива Германии по организации и проведению международной конференции по ситуации в Ливии позволит наметить общие шаги для разрешения сложившейся ситуации.

      1. Название операции связано с именем девочки, родившейся на борту немецкого фрегата после того, как ее мать была спасена и доставлена на борт немецкого корабля в результате действий команды английского гидрографического судна «Энтерпрайз».

      «Я предложу государствам-членам изменить название нашей операции: вместо того, чтобы называть ее EUNAVFOR MED, я предлагаю использовать имя: София. Чтобы отдать дань уважения жизням людей, которых мы спасаем, жизням людей, которых мы хотим защитить, и донести до всего мира, что борьба с контрабандистами и преступными сетями является способом защиты человеческой жизни», — заявила Ф. Могерени.

      2. С 1 января 2019 года

Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.4)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся