Соотношение рационального и нерационального в политическом процессе — постоянный источник вдохновения для исследователей. В данном экспертном комментарии речь пойдет об удивлениях, фактах и предложениях по открытию вакцинного туризма в контексте российско-польских отношений.
Первое удивление, с которого начинается любой анализ возможных траекторий развития российско-польских взаимоотношений, заключается в следующем: Россия как конституирующий «другой» на протяжении последних 30 лет остаётся важнейшим фактором внутренней и внешней политики Польши.
Второе удивление связано с той легкостью, с которой казавшийся незыблемым и вечным «российский раздражитель» внутриполитического процесса оказался преодолён новым, гораздо более эмоциональным и важным — COVID-19. Лёгкость, с которой российский фактор замещается безусловно реальной угрозой эпидемии, лишь подтверждает нерациональность и несостоятельность искусственно культивируемых раздражителей политического процесса в столкновении с прозой жизни. И прозой смерти.
Предложение, которое возникает как следствие интеллектуальной реконструкции двух удивлений, может быть метафорически описано как интерпретация одного из важнейших принципов в дзюдо — «Владей инициативой в любом начинании». А в этом виде спорта у нас, как известно, есть признанные мастера мирового уровня.
Эпоха COVID-19, точнее, эпоха международной солидарной (?) борьбы с эпидемией — открывшееся окно возможностей для выхода не из одного внешнеполитического клинча.
Но в чём же выражается наше владение инициативой в этой ситуации применительно к польскому случаю?
А вот оно, предложение: если польские политические силы не смогут по каким-либо причинам принять решение о допуске российской вакцины, то прекрасным вариантом развития событий стала бы реализация программы вакцинного туризма в Россию: приоткрыть сухопутные пограничные переходы на российско-польской границе и создать в Калининградской области центр вакцинации российскими препаратами для всех желающих из Польши и других стран ЕС (на коммерческой, естественно, основе). Расстояния по европейским меркам смешные — от Гданьска до Калининграда два часа на автомашине, от Варшавы — шесть, от Берлина — восемь.
Такая инициатива значительно повысит репутацию нашей страны и создаст органический «вытягивающий спрос» на менее конфронтационную по отношению к России повестку дня в Польше.
Соотношение рационального и нерационального в политическом процессе – постоянный источник вдохновения для исследователей. В данном экспертном комментарии речь пойдет об удивлениях, фактах и предложениях по открытию вакцинного туризма в контексте российско-польских отношений.
Незыблемый и вечный «российский раздражитель»
Первое удивление, с которого начинается любой анализ возможных траекторий развития российско-польских взаимоотношений, заключается в следующем: Россия как конституирующий «другой» на протяжении последних 30 лет остаётся важнейшим фактором внутренней и внешней политики Польши.
Казалось бы, все чрезвычайные выборы сделаны и внешние угрозы сняты: Польша намертво вгрызлась в евроатлантические структуры и разместила на своей территории военную инфраструктуру США (декларируемую как «оборонительную», и мы этому, конечно, «поверим»). Тем не менее прислушаемся к российскому контексту недавней польской политической повестки: так называемая «российская угроза» в интерпретациях высших политических руководителей Польши звучит всё так же органично для благодарного слушателя/избирателя; так называемая «гибридная война» против Польши является реальностью, по крайней мере, для одной из сторон этой увлекательной фантасмагории, а завершение строительства NS2 имеет у польского общества некие «очень плохие исторические ассоциации». Среди возможных рациональных объяснений нерационального факта столь длительного существования именно такого «российского контекста» наиболее разумным представляется осознание и инструментализация ведущими польскими политиками отсутствия иного столь же действенного (с эмоциональной и мобилизационной точки зрения) раздражителя внутриполитического процесса в стране.
И вот тут приходит эпоха COVID-19
Второе удивление связано с той легкостью, с которой казавшийся незыблемым и вечным «российский раздражитель» внутриполитического процесса оказался преодолён новым, гораздо более эмоциональным и важным — COVID-19. В столкновении воображаемых и реальных угроз институты (и инстинкты) самосохранения государства срабатывают рационально и отсекают фантомные боли как нерелевантные: наборы выборов «прививаться / не прививаться», «допускать вакцины определенных производителей к обороту / не допускать», «вводить ограничения / снимать ограничения» имеют уже в краткосрочной перспективе вполне осязаемые последствия для населения. Внешнеполитическое измерение нового раздражителя тоже оказывается весьма перспективным и многообещающим инструментом для ведущих политических сил Польши: трансляция польских практик кризисного управления в третьи страны (читай — страны «восточного партнерства»), реэкспорт вакцин в страны ближнего круга (читай — Украину), формирование новых общих пространств на базе паспортов вакцинации и тому подобное. Лёгкость, с которой российский фактор замещается безусловно реальной угрозой эпидемии, лишь подтверждает нерациональность и несостоятельность искусственно культивируемых раздражителей политического процесса в столкновении с прозой жизни. И прозой смерти.
Предложение, которое возникает как следствие интеллектуальной реконструкции двух удивлений, может быть метафорически описано как интерпретация одного из важнейших принципов в дзюдо — «Владей инициативой в любом начинании». А в этом виде спорта у нас, как известно, есть признанные мастера мирового уровня.
Эпоха COVID-19, точнее, эпоха международной солидарной (?) борьбы с эпидемией — открывшееся окно возможностей для выхода не из одного внешнеполитического клинча. Можно предположить, что необходимую и вполне достаточную атмосферу для превращения эпохи монологов в эпоху диалогов создал бы безусловный допуск российской вакцины в оборот в Польше. Практика показывает, что национальные регуляторы способны принимать соответствующие решения без одобрения наднациональных институтов. Использование российской разработки для преодоления реальной угрозы для жизни граждан уже сейчас во многих странах мира (в том числе и входящих в НАТО и ЕС) конвертируется в эмоционально положительное восприятие России как с точки зрения двусторонних отношений, так и с точки зрения эффективного участия Москвы в разрешении глобальной проблемы.
Но в чём же выражается наше владение инициативой в этой ситуации применительно к польскому случаю?
А вот оно, предложение: если польские политические силы не смогут по каким-либо причинам принять решение о допуске российской вакцины, то прекрасным вариантом развития событий стала бы реализация программы вакцинного туризма в Россию: приоткрыть сухопутные пограничные переходы на российско-польской границе и создать в Калининградской области центр вакцинации российскими препаратами для всех желающих из Польши и других стран ЕС (на коммерческой, естественно, основе). Расстояния по европейским меркам смешные — от Гданьска до Калининграда два часа на автомашине, от Варшавы — шесть, от Берлина — восемь.
Такая инициатива значительно повысит репутацию нашей страны и создаст органический «вытягивающий спрос» на менее конфронтационную по отношению к России повестку дня в Польше.