Оценить статью
(Голосов: 138, Рейтинг: 4.99)
 (138 голосов)
Поделиться статьей
Вадим Костеж

Преподаватель НИУ ВШЭ, младший научный сотрудник Института Европы РАН

Существует ли сегодня перспектива развития связей между Россией и Италией — вопрос непростой. Однако размышления на этот счёт в свете прихода к власти очередного нового правительства на Апеннинах весьма кстати. Приходится констатировать очевидное — уровень двустороннего сотрудничества России и Италии с некогда весьма высоких позиций заметно снизился за последние годы. Подтверждение тому — значительно сократившееся число совместно реализованных экономических проектов, а также интенсивности встреч на высшем уровне. Не умолчать и главного — Италия, будучи государством — членом ЕС и НАТО, не может в полной мере проводить независимую внешнюю политику, полностью направленную на удовлетворение всех внутренних потребностей. Любое итальянское правительство в таких условиях будет действовать решительно исключительно в вопросах, полностью разделяемых евроатлантическим сообществом. Явный пример тому — продолжающаяся безоговорочная поддержка Римом Украины, и — как следствие — отсутствие видимых перспектив развития отношений Италии и России в таких обстоятельствах.

Россия и Италия — давние партнёры с богатой историей отношений. Связи фиксируются в разнообразных исторических документах ещё с XVI в., однако непосредственное установление дипломатических отношений произошло лишь в феврале 1924 г. [1] В 1970-е гг. в Италию из СССР начались поставки природного газа [2], был подписан ряд договоров и деклараций, сутью которых стало выражение стремления к развитию межгосударственных отношений. После распада СССР в 1991 г. отношения Российской Федерации и Италии вплоть до 2014 г. развивались по восходящей линии и отличались плодотворностью в целом ряде сфер [3]. В 2013 г. показатели российско-итальянской торговли достигли своего исторического максимума и составили 54 млрд долл., в то время как встречи лидеров двух государств на протяжении долгого времени носили регулярный и, что немаловажно, доверительный характер. Однако антироссийские санкции, вводимые с 2014 г. со стороны Европейского Союза и поддерживаемые Италией, сказались на двустороннем сотрудничестве [4]. Существует ли сегодня перспектива развития связей между Россией и Италией — вопрос непростой. Однако размышления на этот счёт в свете прихода к власти очередного нового правительства на Апеннинах весьма кстати.

Прежде всего стоит обратить внимание на специфику тех сфер межгосударственного взаимодействия, что за десятилетия существования связей России и Италии стали традиционными. На основании многочисленных отчётов Федеральной таможенной службы РФ за период до введения первых санкций в отношении России в 2014 г., можно с уверенностью заявить о том, что львиная доля экспорта России в Италию относится к поставкам минеральных продуктов, металлов и изделий из них, древесины и целлюлозно-бумажных изделий, камней и драгоценных металлов, а также продукции химической промышленности. Италия же, в свою очередь, весь указанный период специализировалась на поставках в Россию следующих видов товаров: текстиль и обувь, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё, машины, техническое оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности.

С экономической точки зрения особенно важно то, что страны реализовывали целый ряд проектов стратегического значения. Так, например, ещё в 2006 г. компания «Гражданские самолеты Сухого» и итальянская «Alenia Aeronautica» подписали соглашение о сотрудничестве в создании первого в истории современной России ближнемагистрального пассажирского самолёта «Сухой Суперджет-100» и учредили СП «Суперджет интернэшнл» по продаже и послепродажному обслуживанию самолетов. И уже в 2011 г. первый коммерческий «Сухой Суперджет-100» был введен в эксплуатацию российской авиакомпанией «Аэрофлот». В январе 2013 г. российская государственная корпорация «Ростех» совместно с итальянской компанией по производству автомобильных шин «Pirelli» открыла высокотехнологичную линию по изготовлению автомобильных шин на базе Кировского и Воронежского шинных заводов. Два отдельно взятых примера призваны лишь продемонстрировать факт того, что Италия по состоянию на досанкционный период отношений являлась одним из крупнейших торгово-экономических партнёров России в Европе практически во всех отраслях народного хозяйства.

Что же касается политического взаимодействия в период до 2014 г., то здесь стоит подчеркнуть самое главное — встречи на высшем уровне между лидерами государств проходили регулярно вне зависимости от того, кто возглавлял итальянское правительство. Политический тяжеловес и лидер правой партии «Вперёд, Италия» Сильвио Берлускони, несколько раз занимавший пост итальянского премьер-министра, выстроил с Владимиром Путиным доверительный и, пожалуй, даже дружеский диалог, который долгое время позволял беспрепятственно двигаться в направлении углубления российско-итальянских связей. Впоследствии это комплексно отразилось на характере взаимодействия двух стран.

Традиционно отмечается и особая роль Италии как некоего политического медиатора в отношениях России с Европейским союзом и НАТО. Так, именно Италия способствовала полноформатному вхождению России в «Группу восьми» (членом которого она являлась вплоть до весны 2014 г.), а также учреждению Совета Россия – НАТО.

Однако по итогам 2014 г., ознаменовавшегося введением санкций со стороны Европейского союза, а также ответными мерами России в виде правительственного эмбарго в отношении в том числе Италии, товарный оборот между Россией и Италией упал на 11% и составил чуть более 48 млрд долл. [5] Тренд на снижение этих значений сохраняется до сих пор.

С целью поддержания некогда солидного уровня торгово-экономических отношений уже после введения западных санкций Италия активно занялась развитием в России концепции «Made with Italy» [6], которая подразумевает локализацию производства итальянских товаров с привлечением технологий с Апеннинского полуострова в России. Тогда особую роль в продвижении итальянских брендов и начале производства их продукции на территории РФ сыграло посольство Итальянской Республики и Ассоциация итальянских предпринимателей в России.

Не секрет, что на фоне разразившегося кризиса доверия по отношению к российским государственным институтам и к стране в целом в результате событий, произошедших в 2014 и 2022 гг., европейские политики зачастую ставят Россию в один ряд то с непредсказуемыми квази-государственными образованиями вроде Исламского государства (организация признана террористической, ее деятельность запрещена на территории РФ), то с «джунглями», способными вторгаться в дела соседей и разрушать чужие безупречно цветущие «сады». Россия в ответ на это не без основания признает, что современная мировая система все больше напоминает «игру без правил», и возлагает ответственность за эскалацию конфликтов и разрастание глобального хаоса на коллективный Запад [7].

Италия же, являясь частью западного мира, всё же придерживалась роли посредника на мировой политической арене, вплоть до начала специальной военной операции на Украине в феврале 2022 г. не высказывая явного неодобрения деятельности России в мире и не используя упомянутые определения. Напротив, Рим на высшем уровне отмечал необходимость нормализации отношений Европейского союза (и Италии как его части) с Россией. Так, в марте 2015 г. в ходе визита в Москву председателя Кабинета министров Италии Маттео Ренци им было подчёркнуто, что санкции и контрсанкции, в каких бы направлениях они ни вводились, лишь создают значительные барьеры на пути развития отношений между Россией и Италией [8]. Общее настроение итальянского общества М. Ренци тогда было определено верно, однако конкретных шагов по сближению позиций двух государств или же попыток отмены санкций против России с тех пор отмечено не было.

Что касается политических контактов двух государств на высшем уровне, то следует отметить, что интенсивность подобного рода встреч остается крайне низкой по сравнению с предыдущим периодом истории российско-итальянских отношений. Президент В. Путин побывал в Италии в 2015 г. на открытии Национального дня России в рамках международной выставки Экспо в Милане и встретился с премьером М. Ренци, после чего вновь совершил визит в Итальянскую Республику лишь через 4,5 года, летом 2019 г. Впервые за долгое время состоялся официальный визит на тот момент премьер-министра Италии Джузеппе Конте в российскую столицу в октябре 2018 г., в рамках которой у него состоялась встреча с Владимиром Путиным и главой российского правительства. Ответный визит российского премьер-министра в Италию по приглашению Джузеппе Конте, состоявшийся в том же году, также достоин упоминания.

Однако и те времена прошли. В феврале 2022 г. итальянское правительство во главе с Марио Драги заняло чёткую позицию, выражающуюся в абсолютной поддержке украинской стороны. Поддавшись мейнстримным западным тенденциям, страна начала поставлять Украине вооружения и, тем самым, фактически не только пошла на разрыв тесных связей с Россией, но и подорвала собственный статус нейтральной площадки для переговоров между Западом и Востоком. Без сомнений, подобного рода действия отныне не позволяют воспринимать Италию в качестве определённого медиатора в отношениях между Россией и странами коллективного Запада.

***

Приходится констатировать очевидное — уровень двустороннего сотрудничества России и Италии с некогда весьма высоких позиций заметно снизился за последние годы. Подтверждение тому — значительно сократившееся число совместно реализованных экономических проектов, а также интенсивности встреч на высшем уровне. Не умолчать и главного — Италия, будучи государством — членом ЕС и НАТО, не может в полной мере проводить независимую внешнюю политику, полностью направленную на удовлетворение всех внутренних потребностей. Любое итальянское правительство в таких условиях будет действовать решительно исключительно в вопросах, полностью разделяемых евроатлантическим сообществом. Явный пример тому — продолжающаяся безоговорочная поддержка Римом Украины, и — как следствие — отсутствие видимых перспектив развития отношений Италии и России в таких обстоятельствах.

1. Зонова Т.В. Россия и Италия: история дипломатических отношений. М: 1998. С.64.

2. Romita E. The economic relationship between Italy and Russia in the energy sector. 2019. P. 17-19.

3. Zonova T. Russia and Italy: peculiar aspects of relations // 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on social sciences and arts SGEM 2018. 2018. P. 153-160.

4. Беляев С.А. Анализ внешнеторговых отношений России и Италии // Иннов: электронный научный журнал. 2018. №. 4. С. 15.

5. Овакимян М.С., Ионов М.Н. Экономические отношения России и Италии // Горизонты экономики. 2017. №. 6. С. 95-102.

6. Там же.

7. Алексеенкова Е.С. Хаос и игра без правил: О современном кризисе доверия в отношениях России и Запада // Журнал политической философии и социологии политики «Полития. Анализ. Хроника. Прогноз». 2015. №. 1 (76).

8. Зонова Т.В. История внешней политики Италии. М.: 2016. С. 76-77.


(Голосов: 138, Рейтинг: 4.99)
 (138 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся