Несмотря на влияние пандемии COVID-19 и обострение отношений России с Европейским союзом, а также с другими западными странами, российская дипломатия продолжает развивать переговорный процесс с Испанией. Подтверждением тому стало проведение в феврале 2021 г. десятого заседания Межправительственной смешанной Российско-Испанской комиссии (МПК) по экономическому и промышленному сотрудничеству. По итогам встречи была подписана Стратегия развития двусторонних отношений в экономической и инвестиционной сферах на долгосрочный период. В целях оценки перспектив реализации этой стратегии выясним удельный вес Испании в международной торговле, проведем анализ состояния двусторонней торговли, рассмотрим влияние пандемии на развитие торгово-экономических связей Испании с Россией и попытаемся сформулировать возможности преодоления выявленных проблем.
Следующий этап отношений Испании и России будет связан с восстановлением их экономик и двусторонней торговли, пострадавших от разрушительного влияния пандемии COVID-19. Развитие этого этапа, скорее всего, будет связано с цифровой трансформацией. Под влиянием глобального распространения цифровых технологий в анализируемых странах были приняты национальные программы «Цифровая Испания 2025» и «Цифровая экономика Российской Федерации» до 2024 г. Их реализация открывает новые возможности для развития торговли между двумя странами, тем более что бизнес-инициативы уже используют эти технологии.
В последние два десятилетия развитие экономических связей Испании с Россией происходило в русле торговой политики Европейского союза. Оценивая перспективы двусторонних торгово-экономических отношений, стоит отметить, что их ближайшее будущее зависит от перемен, вызванных пандемией COVID-19. Это указывает на неблагоприятные условия для имплементации намеченных МПК стратегических решений, поскольку базовая ситуация не стабилизировалась, а неопределенность в мировой экономике вызванная коронакризисом, сохраняется. Лишь активное внедрение цифровых технологий может вывести торгово-экономическое взаимодействие России с Испанией на новый стратегический уровень.
Несмотря на влияние пандемии COVID-19 и обострение отношений России с Европейским союзом, а также с другими западными странами, российская дипломатия продолжает развивать переговорный процесс с Испанией. Подтверждением тому стало проведение в феврале 2021 г. десятого заседания Межправительственной смешанной Российско-Испанской комиссии (МПК) по экономическому и промышленному сотрудничеству. По итогам встречи была подписана Стратегия развития двусторонних отношений в экономической и инвестиционной сферах на долгосрочный период. В целях оценки перспектив реализации этой стратегии выясним удельный вес Испании в международной торговле, проведем анализ состояния двусторонней торговли, рассмотрим влияние пандемии на развитие торгово-экономических связей Испании с Россией и попытаемся сформулировать возможности преодоления выявленных проблем.
Испания в международной торговле
На протяжении последних двух десятилетий приоритетом внешнеэкономической политики Испании было увеличение притока в страну иностранного капитала, импорта наукоемких товаров и технических услуг, а также стимулирование экспорта промышленной продукции и продовольствия, повышения ее конкурентоспособности на внешних рынках. Эта политика способствовала росту торговли Испании (особенно импорта) в период с 2001 по 2008 гг. Однако она оказалась слабой перед натиском глобального финансово-экономического кризиса 2009 г. В ходе последующего десятилетия наблюдались три подъёма и три падения экспорта и импорта (Рис. 1), что свидетельствует о неустойчивости позиций Испании в сфере международной торговли в этот период.
Рис. 1. Динамика внешней торговли Испании, 2008–2020 гг., млрд долл.
Источник: составлено автором на основе данных Trade Map — Trade statistics for international business development.
В настоящее время Испания входит в Топ-20 крупнейших участников международной торговли товарами и услугами. В 2020 г. экспорт товаров составил 312 млрд долл. (23,9% ВВП), сократившись из-за влияния пандемии на 15% по сравнению с предыдущим годом. Доля Испании в мировом экспорте составляет 1,6%, что позволяет ей занять 19-е место в международном рейтинге. Наилучшая позиция Испании по сумме экспорта (346 млрд долл.) была отмечена в 2018 г., что переместило ее на 16-е место в этом списке.
Вклад Испании в мировое хозяйство связан с развитием машино-, автомобиле- и судостроения, электротехнической, химической, электронной промышленности. Около 2/3 промышленной продукции Испании производится филиалами международных автомобилестроительных концернов, предприятиями энергетического сектора и производителями товаров народного потребления. В экспорте Испании заметное место занимают товары деревообрабатывающей промышленности, цветной металлургии, пищевой отрасли, средств связи и вычислительной техники.
Под влиянием пандемии коронавируса в 2020 г. испанский импорт сократился на 45,8 млрд долл. (то есть на 23%) по сравнению с предыдущим годом и составил 329,7 млрд долл. Несмотря на это по размерам импорта за Испанией сохранилось 15-е место в списке мировых импортеров, которое она занимала в 2018 г.; на нее приходится 2,1% мирового объема импорта. Сырая нефть составляет около 13%, занимая первую строку в испанском импорте, на продукты нефтепереработки приходится 4,6% импорта, на запасные части — 4,2%, на газ — 4%.
При полном отсутствии собственных месторождений углеводородов Испания относится к числу стран, имеющих достаточно устойчивый уровень энергообеспечения за счет диверсифицированной структуры источников и поставщиков. В структуре энергетических источников — нефть, природный газ, уголь, атомная энергия и возобновляемые источники энергии, в том числе, биотопливо, гидроэнергетика, ветроэнергетика. Нефть Испания покупает в Нигерии, Саудовской Аравии, Мексике, Ливии, Казахстане, Иране, Ираке, Бразилии и России. Импортированная нефть используется для внутреннего потребления Испании, а также для переработки и последующего экспорта нефтепродуктов.
Испания является крупнейшим участником международного рынка услуг, по экспорту которых в 2020 г. эта страна занимала 14-е место в мире. Пандемия оказала разрушительное воздействие на сферу услуг страны — в 2019 г. их экспорт составил 157,3 млрд долл., а в 2020 г. — лишь 90 млрд долл. (сократился на 43%). Параллельно наблюдалось сокращение импорта услуг с 85,7 млрд долл. до 60,5 млрд долл. (на 29,4%). В последние годы из-за пандемии роль туризма резко сократилась, при этом отмечалось увеличение экспорта испанских услуг по сравнению с их импортом в области телекоммуникаций и средств связи.
Испания имеет устойчивое отрицательное сальдо торгового баланса и положительное сальдо по торговле услугами. В 2020 г. отрицательное сальдо торгового баланса сократилось до 17,7 млрд долл., а баланс по торговле услугами — до 30 млрд долл., но сохранил свое положительное значение.
Накануне пандемии COVID-19 основными торговыми партнерами Испании (Рис. 2) были ее соседи по ЕС — Франция, Германия, Италия, Португалия, Великобритания. США занимали шестое место во внешнеторговом обороте Испании с паритетом экспорта и импорта в двусторонней торговле. Нидерланды и Китай — нетто импортеры для Испании, Мексика — ее основной торговый партнер в Латино-Карибской Америке (ЛКА). Доля России в 2019 г. составляла всего 0,9% внешнеторгового оборота Испании — из 291 млрд долл. всего испанского экспорта на нее приходилось лишь 2,3 млрд долл.
Рис. 2. Торговля Испании с основными партнерами в 2019 г., млрд долл.
Источник: составлено автором на основе данных Trade Map — Trade statistics for international business development.
Испания во внешней торговле России
За последние два десятилетия Испания развивала экономические отношения с Россией в общем тренде ее внешней торговли с Европейским союзом, на что указывает совпадение периодов подъема и падения кривой товарооборота России с Испанией (Рис. 3 и 4). В этом контексте можно выделить несколько периодов совпадения вектора движения российско-испанской торговли, особенно импорта России из ЕС и Испании. С 2004 г. по 2008 г. наблюдался этап подъема российско-испанской торговли, причем более опережающими темпами, чем с объединённой Европой. Товарооборот России с ЕС за этот период вырос почти в 3 раза, а с Испанией — в 3,7 раза. Этот период подъема был нарушен влиянием глобального финансово-экономического кризиса, который привел в 2009 г. к резкому сокращению всего внешнеторгового оборота России с европейскими странами на 38%, а с Испанией — на 44%.
Рис. 3. Динамика внешней торговли России с Испанией, 2001–2020 гг., млрд долл.
Источник: составлено автором на основе данных Trade Map — Trade statistics for international business development.
Рис. 4. Динамика внешней торговли России с ЕС (27), 2001–2021 гг., млрд долл.
Источник: составлено автором на основе данных Trade Map — Trade statistics for international business development.
В 2013 г. зафиксированы исторически максимальные показатели товарооборота России с ЕС (374 млрд долл.) и с Испанией (10,9 млрд долл.). Однако с 2014 г. развитие торгово-экономических отношений между Испанией и Россией находилось под влиянием введения санкций ЕС в отношении отдельных российских компаний и граждан, а также ответных мер России, касавшихся ввоза отдельных видов продукции из европейских стран. Испанское правительство, следуя примеру других стран ЕС, усиливало антироссийскую риторику из-за событий в Украине, на развитие двухсторонних отношений повлияла и ситуация в Каталонии.
Негативный политический фон сказался на объемах торговли между двумя странами. В 2016 г. внешнеторговый оборот России с ЕС сократился на 47%, а с Испанией — на 61%. В Испании больше всего от ухудшения отношений между ЕС и Россией пострадали производители мяса и растительной продукции.
По объему двусторонней торговли с Россией Испания занимает скромное место, уступая многим европейским государствам. Ее удельный вес в российской торговле со странами ЕС (27) не высок и подвержен колебаниям. В 2020 г. доля Испании в структуре российского экспорта составляла 0,5%, а в структуре импорта —1,4%.
Рис. 5. Доля Испании среди ведущих партнеров в российском экспорте
Следующий этап отношений Испании и России будет связан с восстановлением их экономик и двусторонней торговли, пострадавших от разрушительного влияния пандемии COVID-19. Развитие этого этапа, скорее всего, будет связано с цифровой трансформацией. Под влиянием глобального распространения цифровых технологий в анализируемых странах были приняты национальные программы «Цифровая Испания 2025» и «Цифровая экономика Российской Федерации» до 2024 г. Их реализация открывает новые возможности для развития торговли между двумя странами, тем более что бизнес-инициативы уже используют эти технологии. Например, российская компания «Wildberries», специализирующаяся на коммерциализации продуктов через крупнейший онлайн-канал в России, продолжает международную экспансию и недавно вышла на рынок Испании, ставший для нее 13-м. В феврале 2021 г. эта компания приступила к официальному запуску собственного портала и мобильных приложений как для iOS, так и для Android, ориентированных исключительно на испанскую публику.
В последние два десятилетия развитие экономических связей Испании с Россией происходило в русле торговой политики Европейского союза. Оценивая перспективы двусторонних торгово-экономических отношений, стоит отметить, что их ближайшее будущее зависит от перемен, вызванных пандемией COVID-19. Это указывает на неблагоприятные условия для имплементации намеченных МПК стратегических решений, поскольку базовая ситуация не стабилизировалась, а неопределенность в мировой экономике вызванная коронакризисом, сохраняется. Лишь активное внедрение цифровых технологий может вывести торгово-экономическое взаимодействие России с Испанией на новый стратегический уровень.