Read in English
Оценить статью
(Голосов: 27, Рейтинг: 5)
 (27 голосов)
Поделиться статьей
Мария Павлова

К.и.н., научный сотрудник Отдела европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

Накануне майских праздников польские власти отобрали у российского посольства здание школы, которая славилась давними традициями и высоким уровнем образования. Посольство лишилось своего образовательного учреждения в год 70-летия со дня принятия решения о его создании. В Варшаве российская школа была известна высокими стандартами образования и международной атмосферой — в школе учились не только дети российских дипломатов, но и ученики из 14 других стран.

Ситуацию со школой трудно назвать неожиданной — это не первый случай нарушения Польшей Венской конвенции о дипломатических сношениях. В марте 2022 г. в Польше были заблокированы счета российского посольства, а месяцем позже Польша отобрала у посольства первый объект дипломатической недвижимости — здание в Варшаве, которое было построено еще во времена СССР на участке, предоставленном ему в соответствии с межправительственным соглашением 1974 г.

Польские официальные лица ссылались на то, что у России и Польши существовал так называемый «диспаритет» в количестве объектов дипломатической недвижимости, поэтому польская сторона решила ликвидировать эту «несправедливость» подобным образом. По заявлениям же российской стороны, на протяжении последних лет российские дипломаты предпринимали неоднократные попытки урегулирования этой проблемы, и летом 2021 г. передали послу Польши в России список объектов недвижимости, которые могли быть переданы польской стороне для «выравнивания» имущественных показателей. Прогресса в переговорах, однако, не произошло — польская сторона предпочла решить спорный вопрос не дипломатическим, а силовым способом.

Ситуация со школой интересна не только сама по себе — примечательна и сопровождающая ее риторика польских властей и реакция польских СМИ. Представители властей утверждают, что школа была занята посольством «незаконно», а ее «изъятие» произошло как раз в соответствии c законом на основании решения польского суда. Похожие аргументы звучат и в публицистических текстах польских СМИ: варшавские власти действовали строго в соответствии с судебными постановлениями, которые обязательны к исполнению в «демократическом и правовом государстве».

Между тем, на протяжении последних лет международные организации и институты ЕС неоднократно выражали сомнения относительно того, в какой степени сама Польша является демократическим и правовым государством. С 2017 г. между Брюсселем и Польшей продолжается затяжной конфликт, в котором Евросоюз обвиняет польские власти в нарушении верховенства права в результате проводимой судебной реформы. Как раз весной 2023 г. в связи с этим Еврокомиссия заблокировала выплаты Польше из Фонда сплочения на 2021–2027 гг. Похожая критика давно звучит и относительно ситуации с соблюдением прав человека в Польше.

Еще одним примечательным аспектом действий Варшавы в отношении российского диппредставительства стала заморозка счетов посольства, а затем и изъятие с них всех финансовых средств. Как пишут польские СМИ, это было сделано не только в рамках санкционной политики, но и в счет «репараций» от России. Представители как правящей партии «Право и справедливость» (ПиС), так и оппозиции на протяжении последних нескольких лет неоднократно заявляли о необходимости потребовать от России репарации, а в октябре 2022 г. президент Польши А. Дуда подтвердил это намерение. Правда, в польском экспертном сообществе пока продолжается дискуссия о том, за что именно Россия должна выплатить репарации и кому — Польше за «ущерб во время Второй мировой войны» или Киеву за военные действия в рамках СВО. Однако даже у представителей правящей партии сохраняется понимание того, что репарации от России сейчас истребовать невозможно по одной причине — репарационные требования можно направить только стране, которая проиграла войну. Возможно, именно поэтому, в отсутствие других достижений, захват школы представляется в Польше как «победа» над Россией.

Накануне майских праздников польские власти отобрали у российского посольства здание школы, которая славилась давними традициями и высоким уровнем образования. Посольство лишилось своего образовательного учреждения в год 70-летия со дня принятия решения о его создании. В 1953 г. было достигнуто соглашение между Посольством СССР и правительством Польской народной республики о передаче посольству здания школы в безвозмездное и бессрочное пользование. В Варшаве российская школа была известна высокими стандартами образования и международной атмосферой — в школе учились не только дети российских дипломатов, но и ученики из 14 других стран.

Посольство России в Польше назвало действия польских властей противоправными, отметив, что дипломатические объекты не могут подвергаться захвату и вторжению в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г.

Ситуацию со школой трудно назвать неожиданной — это не первый случай нарушения Польшей Венской конвенции. В марте 2022 г. в Польше были заблокированы счета российского посольства, а в апреле 2022 г. Польша отобрала у посольства первый объект дипломатической недвижимости — здание в Варшаве, которое было построено еще во времена СССР на участке, предоставленном ему в соответствии с межправительственным соглашением 1974 г. Польская сторона, таким образом, нарушила и это двустороннее соглашение.

Польские официальные лица ссылались на то, что у России и Польши существовал так называемый «диспаритет» в количестве объектов дипломатической недвижимости, поэтому польская сторона решила ликвидировать эту «несправедливость» подобным образом. По заявлениям же российской стороны, на протяжении последних лет российские дипломаты предпринимали неоднократные попытки урегулирования этой проблемы, и летом 2021 г. передали послу Польши в России список объектов недвижимости, которые могли быть переданы польской стороне для «выравнивания» имущественных показателей. Прогресса в переговорах, однако, не произошло — польская стороны предпочла решить спорный вопрос о посольской недвижимости не дипломатическим способом, а силовым.

За прошедший год случались и более экзотические нарушения существующей дипломатической практики. Так, послу России в Польше C.В. Андрееву польские дипломаты прямо во время его официального визита в МИД предложили открыто «осудить» российскую политику, пообещав взамен поддержку со стороны польских властей.

Ситуация со школой, однако, интересна не только сама по себе — как беспрецедентная для современной дипломатической практики в европейских странах. Примечательна и сопровождающая ее риторика польских властей и реакция польских СМИ.

Прежде всего обращает на себя внимание официальная аргументация —представители властей утверждают, что школа была занята посольством «незаконно», а ее «изъятие» произошло как раз в соответствии c законом на основании решения польского суда. Похожие аргументы звучат и в публицистических текстах польских СМИ: варшавские власти действовали строго в соответствии с судебными постановлениями, которые обязательны к исполнению в «демократическом и правовом государстве».

Между тем, на протяжении последних лет международные организации и институты ЕС неоднократно выражали сомнения относительно того, в какой степени сама Польша является демократическим и правовым государством. С 2017 г. между Брюсселем и Польшей продолжается затяжной конфликт, в котором Евросоюз обвиняет польские власти в нарушении верховенства права в результате проводимой судебной реформы. Как раз весной 2023 г. Еврокомиссия заблокировала выплаты Польше из Фонда сплочения на 2021–2027 гг. с формулировкой «из-за нарушения принципа независимости польских судов». По этой же причине ранее было заблокировано выделение стране средств на восстановление национальной экономики после пандемии.

По словам представителей Еврокомиссии, которые прозвучали как раз накануне захвата российской школы, ситуация в Польше не отвечает одному из наиважнейших условий есовских выплат: соответствию национального законодательства Хартии Европейского союза об основных правах.

Похожая критика давно звучит и относительно ситуации с соблюдением прав человека в Польше. Только в конце марта 2023 г. в очередном тематическом докладе Госдепартамента США было отмечено существенное ограничение в стране свободы мнений и высказываний, раскритиковано жестокое обращение с мигрантами из третьих стран, указано на многочисленные преступления с применением силы или угрозой применения силы в отношении представителей этнических меньшинств. Официальная Варшава болезненно реагирует на подобную критику со стороны своего стратегического союзника и предпочитает не замечать подобных упреков.

С 2018 г. Национальная прокуратура Польши даже перестала публиковать статистику по преступлениям на почве национальной, расовой и религиозной нетерпимости, что вызывает озабоченность со стороны Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ и правозащитников, подозревающих Польшу в сознательном занижении статистики подобных преступлений.

Еще одним примечательным аспектом действий Польши в отношении российского диппредставительства стала заморозка счетов посольства, а затем и изъятие с них всех финансовых средств. Как пишут польские СМИ, эти средства сняты не только в рамках санкционной политики, но и в счет «репараций» от России. Представители как правящей партии «Право и справедливость» (ПиС), так и оппозиции на протяжении последних нескольких лет неоднократно заявляли о необходимости потребовать от России репарации, а в октябре 2022 г. президент Польши А. Дуда подтвердил это намерение. Целеустремленность польского правительства в этом вопросе в глазах электората подтверждают действия властей в отношении российского имущества. Правда, в польском экспертном сообществе пока продолжается дискуссия о том, за что именно Россия должна выплатить репарации и кому — Польше за «ущерб во время Второй мировой войны» или Киеву за военные действия в рамках СВО. Однако даже у представителей правящей партии сохраняется понимание того, что репарации от России сейчас истребовать невозможно по одной причине — по разъяснениям евродепутата от ПиС А. Залевской, репарационные требования можно направить «только стране, которая проиграла войну». Возможно, именно поэтому, в отсутствие других достижений, захват школы представляется в Польше как «победа» над Россией.


Оценить статью
(Голосов: 27, Рейтинг: 5)
 (27 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся