30–31 августа в Праге проходит неформальная встреча глав МИД стран — членов Евросоюза. Согласно данным пресс-службы чешского дипведомства, среди основных тем — ситуация на Украине, перспективы вступления в ЕС этой страны, а также Молдавии и Грузии, обсуждение помощи странам Африки. На практике, помимо обозначенных тем, один из центральных сюжетов — вопрос о полном запрете выдачи шенгенских виз или серьезных ограничениях на этот процесс для граждан России. Речь идет об отходе от упрощенного визового режима.
Тотальный заслон не в интересах самого Брюсселя, поскольку в ЕС хотят оставить возможность выдачи виз россиянам, осуждающим специальную военную операцию на Украине, журналистам, гражданам, имеющим близких родственников в странах Евросоюза, а также тем, кто выразит желание получить политическое убежище. Более того, стоит отметить, что, согласно Визовому кодексу ЕС, Брюссель с юридической точки зрения не имеет полномочий для введений таких рестрикций в отношении всех граждан отдельного взятого государства.
Несмотря на существующую ярую антироссийскую позицию так называемых младоевропейцев в лице стран Прибалтики, Польши, Чехии, Словакии и некоторых других государств, представляется наиболее вероятным, что решение о полном запрете вряд ли будет принято сейчас или в ближайшем будущем. Попросту оно не сможет быть официально утверждено на уровне ЕС, поскольку по этому вопросу не наблюдается консенсуса.
По результатам новых визовых ограничений, а точнее сказать, по итогам усложнений бюрократических процедур и решений особо тщательно проверять документы у российских граждан, логично предположить, что из Москвы должна последовать некая ответная реакция. Можно предположить, что Россия могла бы ввести аналогичные визовые ограничения для граждан ЕС. Россия вновь покажет, что готова к открытому диалогу, с тем чтобы в перспективе вернуться к упрощенному визовому режиму, если увидит стремление к этому с европейской стороны. Таким образом, Москва оставляет пространство для диалога на будущее.
30–31 августа в Праге проходит неформальная встреча глав МИД стран — членов Евросоюза. Согласно данным пресс-службы чешского дипведомства, среди основных тем — ситуация на Украине, перспективы вступления в ЕС этой страны, а также Молдавии и Грузии, обсуждение помощи странам Африки. На практике, помимо обозначенных тем, один из центральных сюжетов — вопрос о полном запрете выдачи шенгенских виз или серьезных ограничениях на этот процесс для граждан России. Речь идет об отходе от упрощенного визового режима.
Ранее Финляндия и прибалтийские государства решили ограничить въезд граждан РФ на свою территорию, усложнив правила оформления шенгена. Хельсинки значительно сокращает число выдаваемых виз, а прибалтийские республики — приостанавливают их оформление. Инициативу о полном прекращении выдачи туристических документов россиянам поддержала и Чехия, ныне председательствующая в Совете ЕС. Уже 30 августа в СМИ появилась информация о том, что и Нидерланды поддерживают запрет ЕС на оформление виз российским путешественникам. Также традиционно за жесткие ограничения выступили Швеция, Польша и Словакия.
Тем не менее подобные призывы не находят поддержки на уровне всего Евросоюза. Ряд ключевых стран, таких как Германия, Франция и некоторые страны Южной Европы, выступают против тотальных визовых ограничений для граждан России. Об этом также накануне саммита в чешской столице заявил глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, отметив, что рядовые граждане не должны зависеть и страдать от политики на мировой арене. Хотя ФРГ устами министра иностранных дел Анналены Бербок заявила, что присоединится к усложнению визовых процессов для россиян — речь идет о приостановке соглашения об облегчении визового режима. Впрочем, это можно считать попыткой успокоить всё тех же ярых сторонников полного запрета в Евросоюзе. Конечно, эта мера осложнит россиянам поездки в Европу — в частности, сроки рассмотрения заявлений на визы займут больше времени, а сам документ подорожает, но тем не менее это не означает полного запрета.
Очевидно также, что тотальный заслон не в интересах самого Брюсселя, поскольку в ЕС хотят оставить возможность выдачи виз россиянам, осуждающим специальную военную операцию на Украине, журналистам, гражданам, имеющим близких родственников в странах Евросоюза, а также тем, кто выразит желание получить политическое убежище. Более того, стоит отметить, что, согласно Визовому кодексу ЕС, Брюссель с юридической точки зрения не имеет полномочий для введений таких рестрикций в отношении всех граждан отдельного взятого государства.
Несмотря на существующую ярую антироссийскую позицию так называемых младоевропейцев в лице стран Прибалтики, Польши, Чехии, Словакии и некоторых других государств, представляется наиболее вероятным, что решение о полном запрете вряд ли будет принято сейчас или в ближайшем будущем. Попросту оно не сможет быть официально утверждено на уровне ЕС, поскольку по этому вопросу не наблюдается консенсуса.
В контексте визовых вопросов также обсуждается ход специальной военной операции России на Украине, ситуация вокруг Запорожской АЭС, перспективы европейского пути для Украины, Молдавии, Грузии, ужесточение и введение новых санкций против Москвы.
Стоит отметить, что саму встречу не стоит считать чем-то значимым с практической точки зрения. Скорее, всё проходит дежурно: осуждение «агрессивных действий» России, новые санкционные инициативы, в частности касающиеся визовых процедур. Однако консенсуса по этим вопросам достичь не удается. Той самой единой, консолидированной позиции Запада, о которой так любят говорить европейские чиновники, как раз не наблюдается. Нет ее и по поставкам российского газа. На фоне назревающего и становящегося всё более очевидным энергетического кризиса в ЕС позиция Венгрии представляется наиболее прагматичной. Страна не следует в русле антироссийской истерии, а руководствуется в первую очередь своими национальными интересами.
В Германии, Франции, Италии также существуют здравые силы, которые настроены на поддержание прагматичных рабочих отношений с Россией во многих сферах. Однако их голоса достаточно жестко подавляются, и инициативы не получают развития. Москва со своей стороны неоднократно подчеркивала, что открыта к сотрудничеству с западными странами, даже приветствует его, но только в том случае, если они не будут пронизаны русофобской риторикой и не станут ставить под сомнение суверенитет России и ее национальные интересы. То есть в идеале это должны быть отношения, построенные на взаимном уважении без проявления недружественных актов с той или иной стороны.
По результатам новых визовых ограничений, а точнее сказать, по итогам усложнений бюрократических процедур и решений особо тщательно проверять документы у российских граждан, логично предположить, что из Москвы должна последовать некая ответная реакция.
Как хорошо известно, один из основных принципов дипломатии — зеркальность, принцип взаимности. Каким теоретически бы мог быть ответ Москвы? Можно предположить, что Россия могла бы ввести аналогичные визовые ограничения для граждан ЕС. То есть ожидать какой-то сверхжесткой реакции не стоит, она, скорее, просто будет сдержанной и симметричной. Россия вновь покажет, что готова к открытому диалогу, с тем чтобы в перспективе вернуться к упрощенному визовому режиму, если увидит стремление к этому с европейской стороны. Таким образом, Москва оставляет пространство для диалога на будущее.
Резюмируя, логично напомнить брюссельским чиновникам, что принятыми визовыми ограничениями они как раз грубейшим образом нарушают права и свободы человека, о которых так любят говорить.
Впервые опубликовано в Известиях.