Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.9)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Эльзира Эржанова

Независимый политический аналитик

Антироссийские санкции, введенные коллективным Западом из-за специальной военной операции России на Украине, — это не просто пакеты политических, экономических, социальных и информационных ограничений. Это нечто гораздо большее, направленное на изменение существующего расклада сил в мире и оформление контуров нового миропорядка. Вводя антироссийские санкции, коллективный Запад под эгидой США апробирует механизм глобального неоколониализма.

Сущность взаимоотношений колонии и метрополии при глобальном неоколониализме не меняется. Неоколонии будут лишены возможности принятия самостоятельных политических решений, вытекающих из их национального суверенитета и самоопределения. Для каждой неоколонии или групп неоколоний будет установлен новый путь развития, предписанный неометрополией. Некоторые неоколонии будут просто оккупированы, другие контролироваться, пока ресурсы этой страны будут добываться ее жителями для удовлетворения потребностей неометрополии. Элита неоколонии получит доступ к благам западной цивилизации, которые в случае необходимости могут быть упразднены или изъяты неометрополией в любое время.

Основой неометрополии будет выступать англосаксонский союз США, Великобритании и Австралии — наиболее развитых экономик, связанных исторической общностью, единой культурой и идеологическими ценностями. Уже сейчас основу коллективного Запада составляет англосаксонский блок во главе с США, который фактически направляет и контролирует Европу. В состав неометрополии также войдут Канада и Новая Зеландия, ЕС и другие союзники из числа стран с развитой экономикой.

Создается новая система экономических отношений, где торговые и иные преференции будут предоставляться, а санкции накладываться в зависимости от политической лояльности неометрополии. Все независимые страны будут максимально исключаться из мировой торговли, капсулироваться в закрытую экономику, становиться объектом экономического давления с целью ослабления или уничтожения их как единого государства. Все страны мира, кроме стран коллективного Запада, будут иметь статус развивающихся без права на статус развитых стран или рынков с развитой экономикой.

Во всем мире будет установлена диктатура западной либеральной демократии с ее системой ценностей и убеждений. Позиция коллективного Запада по украинскому кризису — это и есть наглядная реализация данной концепции США совместно со своими союзниками, их противостояния другим странам мира, по их определению являющимися недемократическими.

Для противостояния новому западному миропорядку, основанному на глобальном неоколониализме, необходимо объединение усилий всех стран. Необходима активизация деятельности региональных и международных союзов и объединений (БРИКС, ШОС, ОДКБ и пр.). Целесообразно внести на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН проект Всеобщей декларации о недопустимости санкций в условиях современного мира.

Сейчас контуры нового миропорядка только обозначаются. Коллективный Запад, несмотря на свою «коллективность», не является единым и монолитным. России необходимо использовать существующие противоречия как между странами — членами ЕС, так и между ЕС и США. Только от нее зависит, станет ли 2022 г. отправной точкой в истории человечества как окончание эры бесконтрольного, произвольного применения односторонних, незаконных санкций США и коллективного Запада.

Анализ антироссийских санкций, введенных коллективным Западом из-за специальной военной операции России на Украине, позволяет сделать вывод, что это не просто пакеты политических, экономических, социальных и информационных ограничений и даже не разрушительная по своим последствиям экономическая война против России, которую история еще не знала. Это нечто гораздо большее, направленное на изменение существующего расклада сил в мире и оформление контуров нового миропорядка. Это подтверждается ходом и логикой происходящих событий вокруг Украины. Вводя антироссийские санкции, коллективный Запад под эгидой США апробирует механизм глобального неоколониализма.

США многие годы стремятся к тотальному доминированию в мировой политике. Прежде всего, с целью получения политического контроля над остальными странами мира, для обеспечения и достижения своих глобальных задач и интересов, в том числе для контроля над мировыми запасами природных ресурсов.

Последние события на Украине, введенные антироссийские санкции и последовавший за этим топливно-энергетический кризис на Западе, для сдерживания которого США и Международное энергетическое агентство были вынуждены распечатать свои стратегические запасы нефти, наглядно продемонстрировали зависимость коллективного Запада от природных энергетических ресурсов. Современная западная цивилизация построена на их постоянном потреблении для нормального функционирования. Для поддержания высокого социального и экономического уровня жизни своих граждан коллективный Запад должен обеспечить соответствующий уровень потребления энерго- и других ресурсов. Единственный способ достижения постоянного политического и экономического контроля над другими странами — это механизм глобального неоколониализма.

В научной литературе тема колониализма и глобального неоколониализма достаточно изучена, поскольку этот этап является частью общемирового развития человечества [1, 2, 3]. Современный миропорядок не приемлет колониализма, хотя он и присутствует в действительности, прежде всего, в форме глобального неоколониализма. При этом сущность взаимоотношений колонии и метрополии при существующем глобальном неоколониализме не меняется [4]. Однако уже сейчас появляются черты будущего западного миропорядка, и происходит трансформация глобального неоколониализма. Применение антироссийских санкций в ходе украинского кризиса являются апробацией механизма глобального неоколониализма, а именно подавления всей мощью коллективного Запада неугодных им режимов. Формат нового западного миропорядка, создаваемого коллективным Западом во главе с США, основанного на глобальном неоколониализме, будет выглядеть следующим образом.

«Одна неометрополия — одна неоколония»

На наших глазах «создается единая глобальная империя, по-новому управляемая из одной коллективной (корпоративной) метрополии» [5]. Все страны мира, кроме стран коллективного Запада, будут неоколониями коллективного Запада, а последний будет единой неометрополией. Неоколонии будут лишены возможности принятия самостоятельных политических решений, вытекающих из их национального суверенитета и самоопределения. Будет установлен прямой диктат (политический и экономический) неометрополии над всеми неоколониями. Контроль будет осуществляться через одобренных неометрополией функционеров и местную политическую элиту, проводящих политику неометрополии на местах и получающих за это высокие вознаграждения. Интересы неометрополии будут ставиться ими выше, чем интересы населения неоколонии. Для каждой неоколонии или групп неоколоний будет установлен новый путь развития, предписанный неометрополией. Некоторые неоколонии будут просто оккупированы, другие контролироваться, пока ресурсы этой страны будут добываться ее жителями для удовлетворения потребностей неометрополии. Элита неоколонии получит доступ к благам западной цивилизации, в том числе в виде образования, вида на жительства (гражданства), трудоустройства, приобретения недвижимости на территории неометрополий и прочих преимуществ, которые в случае необходимости могут быть упразднены или изъяты неометрополией в любое время.

Англосаксонский союз — стержень неометрополии

Основой неометрополии будет выступать англосаксонский союз — союз США, Великобритании, Австралии, наиболее развитых экономик, связанных исторической общностью, единой культурой и идеологическими ценностями. Уже сейчас основу коллективного Запада составляет англосаксонский блок во главе с США, который фактически направляет и контролирует Европу. Общность англосаксонских государств продемонстрировало создание AUKUS, которое является не только военным, но и политическим партнерством. В состав неометрополии помимо вышеуказанных стран войдут Канада и Новая Зеландия, а также ЕС и другие союзники из числа стран с развитой экономикой.

Свободный рынок и торговля — только для неометрополии

В настоящее время производится сознательное разрушение существующей экономической системы свободного рынка и торговли в мире, выстраивавшейся многие десятилетия. Мировая экономика становится политически ориентированной. Ломаются правила, которые «руководят движением капиталов, услуг и товаров». Посредством санкций, ограничений, увеличения импортных товарных пошлин и других протекционистских барьеров создаются препятствия для свободной торговли между странами. Идет отказ от единых и прозрачных правил, установленных Всемирной торговой организацией. Честная конкуренция как понятие уходит в прошлое. Создается новая система экономических отношений, где торговые и иные преференции будут предоставляться, а санкции накладываться или нет в зависимости от политической лояльности неометрополии — коллективному Западу во главе США. Неоколонии будут призваны обслуживать потребности прежде всего неометрополии и ее населения для поддержания ими высокого уровня жизни. Все иные независимые страны, не лояльные к ним и, соответственно, по определению не являющиеся неоколониями, будут максимально исключаться из мировой торговли, капсулироваться в закрытую экономику, становиться объектом экономического давления с целью ослабления или уничтожения их как единого государства. Все страны мира, кроме стран коллективного Запада, будут иметь статус развивающихся без права на статус развитых стран или рынков с развитой экономикой.

Технологический прогресс — удел неометрополии

Все развивающиеся страны (страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны) будут лишены возможности технологически конкурировать с неометрополией—коллективным Западом под эгидой США. Развивающимся странам больше не будет позволено превзойти технологический уровень развитых стран коллективного Запада в силу установленных ограничений в области технологий, инвестиций и пр. Получение технологических знаний в ведущих западных образовательных учреждениях будет ограничено для выходцев из развивающихся стран, как и любые другие формы обмена знаний, которые могут продвинуть развивающиеся страны в техногенном прогрессе. Они не будут больше представлять угрозу экономического и технологического превосходства над неометрополией. Все технологические достижения будут направлены на развитие исключительно неометрополии, поскольку технологическая развитость развивающихся стран является угрозой для функционирования глобального неоколониализма.

Западные финансовые институты и их инструментарии: доллар США, SWIFT, международные рейтинговые агентства — исключительная принадлежность неометрополии

Западные финансовые институты изначально и в силу преобладающего участия в их капитале США и союзников были призваны для обслуживания интересов коллективного Запада, а их инструментарии теперь служат для «наказания» государств, не согласных с их политикой или отстаивающих собственные интересы. Экономические инструментарии и западные финансовые институты, которые формально должны быть вне политики, являются средствами официального политического и экономического давления на национальные правительства. В эру глобального неоколониализма только доллар США (или его цифровой эквивалент) будет мировой резервной валютой, а западные финансовые институты должны обеспечить ее господство в мире. Примерами политической ангажированности западных финансовых институтов (МВФ, Всемирный банк и др.) являются существующие прецеденты экономического давления на Афганистан, Россию, Иран и другие страны.

Диктатура западной либеральной демократии

Во всем мире будет установлена диктатура западной либеральной демократии с ее системой ценностей и убеждений. Все не соответствующие критериям западного либерализма страны будут посредством санкций и иных механизмов низведены до состояния, когда они будут не способны ни экономически, ни политически противостоять неометрополии. Официальным началом эры политики глобального неоколониализма можно считать практическую реализацию концепции «глобального демократического обновления», предполагающей в качестве первоочередной задачи демократических стран защиту мира от автократии. Позиция коллективного Запада по украинскому кризису — это и есть наглядная реализация данной концепции США совместно со своими союзниками, их противостояния другим странам мира, по их определению являющимися недемократическими.

Попытка расправы над Россией — показательный пример для всего мира

Антироссийские санкции, приостановление членства Российской Федерации в Совете ООН по правам человека, высылка дипломатов и другие политико-дипломатические меры должны продемонстрировать всему миру мощь и силу США и их союзников в «полном сокрушении» экономики России, в превращение «международного изгоя» сверхдержавы, стоящей на пути коллективного Запада под эгидой США в установлении нового миропорядка и глобального неоколониализма. Это предупреждение всем остальным странам, что может произойти с ними в случае отказа от принятия политики США и их союзников. В новом миропорядке не будет места сверхдержавам и крупным державам, кроме коллективного Запада во главе с США.

Россия — экзистенциальная угроза глобального неоколониализма

Россия представляет экзистенциональную угрозу для глобального неоколониализма, поскольку она мешает превосходству и доминированию США и коллективного Запада в мире, выступает независимым полюсом силы, отстаивающей собственные национальные интересы, ценности и приоритеты, не зависящие от «мировой политической конъюнктуры». Подтверждением выступают слова главы МИД РФ Сергея Лаврова: «Наша специальная военная операция призвана положить конец безоглядному расширению и безоглядному курсу на полное доминирование США и под ними остальных западных стран на международной арене».

То, что Россия является только «острым вызовом», а Китай «наиболее важным стратегическим соперником и основным вызовом», согласно публично озвученной новой Стратегии национальной обороны США, является, по сути, как и все остальные стратегические документы США, семантическим облаком, дымовой завесой, чтобы скрыть истинные намерения США в отношении России. Действия говорят сильнее слов.

Основой прежнего миропорядка было противостояние двух супердержав: США и СССР, которое в настоящее время трансформировалось в противостояние коллективного Запада во главе с США и России, которая стоит на пути установления гегемонии глобального неоколониализма. Поскольку Россия обладает ядерным арсеналом, против нее, используя как повод специальную военную операцию на Украине, была начата крупномасштабная гибридная война, направленная на уничтожение Российской Федерации. В перспективе это должно привести к максимальному политическому, экономическому и военному сдерживанию и ликвидации глобальной роли России на мировой арене. Целью коллективного Запада является превращение России во что-то подобное Африканскому континенту путем разделения на группы небольших, слабых государств, едва способных содержать себя и лишенных какого-либо влияния в мире. Можно спрогнозировать, что в случае раздробления или максимального ослабления России коллективный Запад не станет ее оккупировать, но будет контролировать, выступая арбитром во всех вопросах и спорах между раздробленными государствами. Следующим шагом станет лишение России ядерного арсенала.

К украинскому противостоянию коллективный Запад готовился давно, начиная с распада СССР: объединение Европы в Европейский союз, укрепление НАТО и проведение его через ряд боевых операций в Югославии, Афганистане, Ливии, Сирии и Ираке. Все эти годы НАТО отрабатывало взаимодействие и согласованность своих действий с членами альянса. Хотя на постсоветском пространстве существует подобная структура, а именно ОДКБ, с точки зрения опыта реальных боевых действий, она не является равноценным противником НАТО. Следует учитывать и то, что недавно на Западе создан новый оборонный альянс — AUKUS.

Складывается впечатление, что Россию долго провоцировали, а когда она начала специальную военную операцию на Украине — ввели жесточайшие антироссийские санкции. На данный момент ЕС готовит уже шестой пакет санкций; при этом США постоянно вводят новые и новые санкции. «Карфаген должен быть разрушен!» — принцип, которому неумолимо следует коллективный Запад в своих санкциях против России. Подтверждением этому является то, что коллективный Запад готов ввергнуть и свои страны, и весь мир в мировой экономический кризис ради того, чтобы уничтожать Россию. Согласно ЮНКТАД, средний темп роста мировой экономики из-за военных действий на Украине составит 2,6% против 5,5% в прошлом году. Санкционное давление носит волнообразный и безостановочный характер, поскольку второго шанса коллективному Западу вряд ли представится в ближайшее время в связи с постоянным ухудшением состояния западной экономики и настроений своего электората. Отсюда замораживание международных резервов, финансовых активов Центрального банка России в иностранной валюте, находящихся в странах «Группы семи», в качестве первоочередной меры антироссийских санкций, попытка отрезать и изолировать Россию от глобальной экономики и мирового рынка, в результате которого страна должна скатиться «в советскую эпоху» или «в XIX век», санкции против российских секторов экономики и «важнейших цепочек поставок» и многое другое. Вместе с тем постоянно ведется работа коллективным Западом по дискредитации России, и предпринимаются попытки по приостановлению ее членства или исключению из структур ООН.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время посредством антироссийских санкций ведется апробация механизма глобального неоколониализма под эгидой США. Сейчас свобода права наций на суверенитет и самоопределение напрямую зависит от способности стран мира к объединению усилий в борьбе с глобальным неоколониализмом.

В связи с этим хотелось бы остановиться на следующих выводах и рекомендациях:

1. Антироссийские санкции выявили уязвимость и хрупкость архитектуры международной финансовой безопасности. Преднамеренное, целенаправленное уничтожение экономики России, великой державы, являются примером для развивающихся стран, насколько они зависимы от произвола развитых государств — коллективного Запада — в мировой экономике. В одночасье целое государство по произволу коллективного Запада может подвергнуться таким масштабным экономическим атакам, что они могут привести к ухудшению экономики не только страны, на которую направлены, а также соседних и связанных с нею стран, но и отразиться на всей мировой экономике, вызвать мировой кризис. Уже сейчас антироссийские санкции вызывают ухудшение уровня жизни не только простых россиян, но и других жителей планеты из-за взаимосвязанности и глобализованности современного мира.

В связи с этим целесообразно внести на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН проект Всеобщей декларации о недопустимости санкций в условиях современного мира. Основанием для нее могут послужить региональные или блоковые хартии государств, осуждающие применение односторонних санкций, «не основанных на нормах международного права».

2. Объем и масштаб антироссийских санкций будут не только сохраняться, но и расширяться, пока они не достигнут своих целей или критически опасной массы для самого инициатора санкций (способной обрушить его экономику). История показывает, что введенные санкции снимаются либо очень медленно, либо вообще не снимаются. Поэтому антироссийские санкции не будут отменены вовсе, поскольку они являются апробацией нового миропорядка — механизма глобального неоколониализма под эгидой США.

3. Для противостояния новому западному миропорядку, основанному на глобальном неоколониализме, необходимо объединение усилий всех стран. Если этого объединения не произойдет, то все страны ждет судьба неоколоний и «сырьевого придатка». Необходимы объединение усилий и активизация деятельности в рамках региональных и международных союзов и объединений (БРИКС, ШОС, ОДКБ и пр.). Определенная работа в рамках БРИКС уже ведется. России необходимо активизировать свою деятельность в этом процессе не только в целях защиты собственной государственности и независимости, но и всего мира от произвола коллективного Запада.

4. Сейчас контуры нового миропорядка только обозначаются. Но если упустить этот момент, если дать время коллективному Западу, то контуры нового миропорядка полностью оформятся. Пока не поздно, еще что-то можно изменить. Коллективный Запад, несмотря на свою «коллективность», не является единым, монолитным организмом. В нем присутствуют точки противоречий: европейская и атлантическая безопасность, англосаксы и европейцы, богатые страны и бедные, граждане и бюрократия, «американский плавильный котел» и европейская индивидуальность, непопулярные среди своего населения решения, налоговое бремя военных расходов для Украины, и др. Эти противоречия со временем будут только усиливаться и выльются в гораздо большие противоречия, чем ожидают архитекторы нового миропорядка. И со временем у ЕС и США возникнут трения по многим вопросам. Необходимо отличать население ЕС от евробюрократической администрации, управляющей Европой и проводящей политику в ущерб интересам собственного населения и стран — членов ЕС. Несмотря на все санкции, которые вводит Европа, «истерию» против русских, насаждаемую русофобию, необходимо продолжать диалог и сотрудничество со странами ЕС. Если этого не делать, то коллективный Запад превратится в монолитную, сплоченную неометрополию, способную навсегда закрепить развивающиеся страны в статусе неоколоний. России необходимо использовать существующие противоречия как между странами — членами ЕС, так и между ЕС и США.

5. Западные страны всегда доверяли данным, полученным опытным путем в реальной обстановке. Этим объясняется постоянное проведение различного рода социологических исследований. Поэтому сейчас Россия — это опытная площадка, на которой проверяется пакетность санкций, их синергия и «убойная» сила. Таким образом, создается наиболее эффективный механизм для их применения в других странах. России необходимо везде и всюду предупреждать другие страны об угрожающей им угрозе. Первыми на очереди после России стоят Китай, Индия и страны Ближнего Востока.

6. Антироссийские санкции наглядно показали, что развитие мировой экономики не должно зависит от произвольных, политически мотивированных решений отдельных стран. Закрытие морских и сухопутных границ стран ЕС для российских грузовых и автомобильных перевозчиков в условиях отсутствия войны между ЕС и Россией является недопустимой, незаконной, односторонней мерой, препятствующей мировой торговле. Экономические последствия санкций должны быть рассмотрены в ВТО, МВФ, ЮНКТАД и других структурах. Указанные организации должны функционировать в соответствии с целями и задачами, для достижения которых они были созданы.

7. ООН не должна служить площадкой для выражения интересов исключительно коллективного Запада, а быть независимым международным органом. Попытки коллективного Запада отстранить от участия в ООН отдельные страны должны жестко пресекаться другими странами-членами. Ни при каких обстоятельствах нельзя допустить замену Совета Безопасности ООН Советом человечества или иными подобными организациями, поскольку это подорвет баланс сил в мире, установленный после Второй мировой войны.

2022 год, возможно, станет отправной точкой в истории человечества как окончание эры бесконтрольного, произвольного применения односторонних, незаконных санкций США и коллективного Запада. Возможно, он станет годом создания нового западного миропорядка, формирования системы глобального неоколониализма, исключения России из системы международных отношений. И только от России зависит, каким будет 2022 год.

1. Горелов А.А., Бронников И.А. Глобальный неоколониализм и проблема суверенитета // Власть, № 2, 2015. C.19–25.

2. Горелов А.А. От мировой колониальной системы до глобального неоколониализма // Век глобализации, № 2, 2014. C. 52–64.

3. Сироткина А.И., Альпидовска М. Л. Неоколониализм XXI века: глобализм и мир-системность // Теоретическая экономика, № 12 (72), 2020. C. 96–109.

4. Горелов А.А., Бронников И.А. Глобальный неоколониализм и проблема суверенитета // Власть, № 2, 2015. C. 22.

5. Горелов А.А., Бронников И.А. Глобальный неоколониализм и проблема суверенитета // Власть, № 2, 2015. C. 21.

(Голосов: 10, Рейтинг: 4.9)
 (10 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся