Оценить статью
(Голосов: 36, Рейтинг: 4.58)
 (36 голосов)
Поделиться статьей
Эльзира Эржанова

Независимый политический аналитик

Все более отчетливо проступают признаки надвигающейся бури — рецессии в мировой экономике, спровоцированной антироссийскими санкциями ввиду специальной военной операции России на Украине. Нам грозит мировой экономический кризис, возможно, по масштабам и последствиям превосходящий мировой финансовый кризис 2008–2009 гг., который, по оценкам некоторых экспертов, может наступить уже в конце 2022 г.

На Россию в короткий промежуток времени наложено беспрецедентное количество санкций, направленных на все сектора экономики страны с целью нанесения максимального вреда особенно в финансовой и технологических областях. Их главная цель — не только дефолт страны, но и ее исключение из мировой торговли (в том числе в области продажи вооружения), а также полная изоляция от коллективного Запада и мирового сообщества путем установления нового железного занавеса.

Анализируя текущую ситуацию вокруг Украины, вводимых антироссийских санкций и реакции на это мировых рынков, можно сделать следующие выводы:

1. Впервые в истории человечества мир сталкивается с искусственно вызванным, управляемым в определенных пределах мировым экономическим кризисом. Он вызван политическими решениями лидеров коллективного Запада. Прежние мировые экономические кризисы происходили в силу либо естественных экономических причин, либо были спровоцированы тайными действиями мировых финансовых элит. Все предыдущие годы, особенно в прошлом и этом году, Россию подталкивали к проведению специальной военной операции на Украине для обоснования введения антироссийских санкций и создания управляемого мирового экономического кризиса. Можно констатировать, что мировой экономический кризис и глобальная рецессия начались с первого пакета антироссийских санкций. Его цель — дефолт России, а если выйдет — смена власти в стране, либо распад России на ряд независимых государств, усиление коллективного Запада и повышение его роли в мире.

2. Уровень и объем санкций против России беспрецедентно высок. Очевидно, что все введенные и будущие санкции были подготовлены заранее, на основе детального изучения современного состояния российского экономического и политического устройства. Другое нововведение в санкционной войне — маскировка наиболее разрушительных санкций другими более мягкими, размещение их в пакете, соединение экономических, финансовых и политических мер воедино. Волнообразный или пакетный характер антироссийских санкций объясняется возможностью коррекции и усиления степени разрушающего воздействия на Россию. В то же время пакетность санкций дает время Западу для смягчения негативных последствий для собственной экономики, создания своеобразных «подушек безопасности». К слову, вызывает уважение сдержанная политика России в отношении вводимых против нее санкций.

3. Пока внимание всего мира приковано к событиям на Украине, нарастающему мировому экономическому кризису, глобальной рецессии и антироссийским санкциям, Запад строит новую систему отношений мировых рынков и новую схему логистики мировой экономики с минимальным участием России. Создаваемая коллективным Западом схема нового мирового рынка неизбежно повлечет за собой изменение существующего геополитического расклада сил в мире.

4. Повсеместно западными СМИ и политиками осуществляется подмена понятий: к примеру, негативные изменения в мировой экономике, рост инфляции и цен на энергоносители объясняется не воздействием антироссийских санкций и проводимой политикой Запада, а «агрессией» России против Украины.

5. Антироссийские санкции обнажили внутренние механизмы тесной связи западных государств, прежде всего США и ЕС, с международными финансовыми и сопутствующими им институтами, их внутреннюю корпоративность и единство.

Антироссийские санкции и их негативное влияние на мировую экономику служат поводом дать объективную оценку односторонним экономическим, финансовым и политическим санкциям отдельной страны или стран. В связи с этим считаю целесообразным вынести на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН следующие вопросы:

1. Законность любых односторонних экономических, финансовых и политических санкций, «не основанных на международном праве», последствия которых влияют на мировую экономику. В качестве примера можно обобщить опыт антироссийских санкций.

2. Четкие критерии правовой природы экономических, финансовых и политических санкций, «не основанных на международном праве», их субъектов (кто их может вводить) и объектов, на которые они могут быть направлены. Следует изучить последствия введения санкций официальных объединений, состоящих из нескольких государств (например, ЕС).

3. Выработка механизма, временных границ и пределов введения и отмены односторонних экономических, финансовых и политических санкций, «не основанных на международном праве», в том числе с установлением необходимых индикаторов воздействия на мировую экономику.

4. Рассмотрение заморозки международных резервов, активов центрального банка иностранного государства, закрытие воздушного пространства для гражданских судов в качестве односторонней экономической, финансовой и политической санкции, «не основанной на международном праве», как грубое нарушение международного права, подрывающего нормальное функционирование государства в системе международных отношений.

5. Проведение предварительной экспертизы в соответствующих структурах ООН любых односторонних экономических, финансовых и политических санкций, «не основанных на международном праве», которые могут иметь значительное воздействие на мировую экономику или благосостояние человечества.

6. Создание мирового стабилизационного фонда для выплат наименее развитым странам в случае наступления разрушительных последствий для экономики этих стран вследствие односторонних экономических, финансовых и политических ограничительных мер, «не основанных на международном праве».

Санкционная война Запада против России, крупнейшего производителя и поставщика энергоносителей, сельскохозяйственной продукции, удобрений, сырья, металлов и пр. ведут к волатильности цен на мировом рынке, когда рост цен становится непредсказуемым, а инфляция неконтролируемой. Любое непропорциональное использование односторонних экономических, финансовых и политических санкций, «не основанных на международном праве», превращается в геополитическое оружие, способное уничтожить экономику государства. В случае пакетов массированных санкций ущерб наносится не только обычным гражданам «провинившегося» государства, но и других стран, не участвующих в санкционных войнах и невольно несущих высокие издержки такой войны. Санкции, с точки зрения тех, кто их вводит, эффективны, но они не должны быть частью гибридной войны или альтернативой вооруженной войне, когда все политико-дипломатические способы регулирования исчерпаны. Если экономические, финансовые и политические ограничительные меры выступают альтернативой ядерной войне, о которой говорил Джо Байден, то насколько могут быть разрушительны их последствия для человечества?

Все более отчетливо проступают признаки надвигающейся бури — рецессии в мировой экономике, спровоцированной антироссийскими санкциями ввиду специальной военной операции России на Украине. Нам грозит мировой экономический кризис, возможно, по масштабам и последствиям превосходящий мировой финансовый кризис 2008–2009 гг., который, по оценкам некоторых экспертов, может наступить уже в конце 2022 г. По мнению директора Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексея Зубца, антироссийские санкции, предпринятые с целью «наказать» Россию, способны вызвать глобальный экономический кризис. Глава МВФ Кристалина Георгиева пока не видит предпосылок для мирового финансового кризиса по причине возможного дефолта России, хотя при этом выражает беспокойство по поводу «последствий, которые выходят за рамки Украины и России». Однако президент Всемирного банка Дэвид Мэлпас в ходе онлайн-конференции, организованной газетой The Washington Post, признал, что «еще большее воздействие на мировой ВВП оказывают санкции против РФ». По его мнению, текущая ситуация на Украине будет иметь «немедленное краткосрочное воздействие» на мировой ВВП.

Коллективный Запад продолжает вводить все новые пакеты незаконных, исторически беспрецедентных санкций против России, а также заставляет другие страны присоединиться к ним. Эффект бумеранга неизбежен, поскольку санкции против России принимаются в отрыве от экономических интересов инициаторов санкций. В результате антироссийские санкции ударят не только по экономикам развитых стран, но и повлекут катастрофические последствия для всей мировой экономики.

Антироссийские санкции продолжают вводиться на фоне медленного восстановления темпов роста мировой экономики от пандемии COVID-19 и исторически высоких показателей инфляции в США (7,9% — максимум за 40 лет), ЕС (5,8% — предел за всю историю евро) и в других странах. Разрыв логистических, технологических и производственных цепочек, системы глобального разделения труда, рестрикции в использовании международной платежной системы SWIFT и осуществления финансовых операций влекут серьезные последствия для глобального рынка.

Глобализированная мировая экономика зависит от стабильности и устойчивости мирового ВВП. Глубокая рецессия в одной стране отразится и на других странах. Если гиперинфляция затронет большую часть ВВП мировой экономики, то это означает, что она просто увлечет за собой ее оставшуюся часть.

Попытки Запада отгородить Россию новым железным занавесом от участия в мировой экономике тщетны. Российское участие по объемам различных товаров и услуг варьируются от нескольких процентов до 50%. Поскольку процесс антироссийских санкций по изоляции России в мировой торговле уже запущен, то, по мнению заместителя министра иностранных дел РФ Александра Панкина, это приведет к «шоковым ценам на товары» в результате разрыва производственно-сбытовых и логистических цепочек. В заявлении персонала МВФ об экономических последствиях войны в Украине от 5 марта 2022 г. говорится следующее: «…экономические последствия уже очень серьезны [...] Ценовые шоки затронут весь мир, в особенности бедные домохозяйства, в расходах которых продукты питания и топливо составляют более высокую долю [...] Санкции в отношении России будут также иметь существенные последствия для мировой экономики и финансовых рынков и вызовут значительные вторичные эффекты для других стран».

В настоящее время международные финансовые институты, осторожно высказываясь о последствиях антироссийских санкций и специальной военной операции России на Украине, не дают каких-либо прогнозов о глобальной рецессии. 16 марта 2022 г. ФРС США впервые с 2018 г. повысила базовую ставку на 0,25 п.п. до диапазона 0,25–0,5%. МВФ констатирует наличие глубокой рецессии на Украине и в России. Глава организации подчеркивает, что украинский кризис пока затронет только соседние страны, принимающих беженцев и зависящих от российских энергоносителей, в том числе страны Центральной Азии, Закавказья и Молдову. Однако уже сейчас очевидно, что в результате санкционной войны против России мир рискует оказаться в новом мировом экономическом кризисе. В первую очередь это коснется экономики развивающихся стран, не имеющих достаточных финансовых ресурсов для преодоления последствий мирового кризиса. Нас ждут глобальные энергетический и продовольственный кризисы, которые приведут к стагфляции — замедлению экономического роста и неконтролируемому повышению цен не только на бензин, но и на все товары и услуги. Мир столкнется не просто с продовольственным кризисом, но и с мировым голодом. По предварительным оценкам специалистов в области аграрной экономики, речь идет о голоде 100 млн человек по всему миру. Об этом нас предупреждают Всемирная продовольственная программа (ВПП) ООН и Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО). Согласно данным ФАО, Россия — крупнейший поставщик пшеницы на международные рынки, а Украина занимает пятое место среди основных экспортеров. Суммарно на обе страны приходится больше трети общемирового объема экспорта зерновых. Их доля в глобальных поставках ячменя достигает 19%, пшеницы — 14%, кукурузы — 4%. Обе страны — мировые лидеры рапсового масла и занимают 52% рынка подсолнечного масла. Россия — лидер по поставкам на мировой рынок высококонцентрированных минеральных удобрений. Генеральный директор ФАО Цюй Дунъюй отмечает, что сбои производственно-логистических цепочек из Украины, а также экспортные ограничения на зерновые и масленичные культуры из России повлияют на продовольственную безопасность в мире. В первую очередь это коснется примерно 50-ти стран Северной Африки, Азии и Ближнего Востока, получающих из России и Украины более 30% зерна. По прогнозам ФАО, в условиях глобального дефицита поставок международные цены на продовольствие и семена могут вырасти до 22% сверх и так повышенной цены. Снижение резервов крупнейших экспортеров пшеницы — ЕС, России, США, Канады, Украины, Аргентины, Австралии и Казахстана — усугубит кризис снабжения. Сейчас запасы этих стран находятся на минимальном за девять лет уровне — 57 млн тонн, чего должно хватить миру на 27 дней, а без резервов России и Украины — меньше, чем на три недели. Запасы Китая оцениваются в 131 млн тонн, однако проверить это невозможно, так как в Пекине считают эти данные стратегически важными. Украина установила лицензирование экспорта пшеницы, кукурузы, подсолнечного масла, меслины (смеси пшеницы и ржи и др.), запрет на экспорт всех видов удобрений, а также приостановила экспорт критически важных продуктов. В следствие санкций Россия не может экспортировать удобрения, зерно и другую сельскохозяйственную продукцию. По оценке аналитика «ВТБ Капитала» Елены Сахновой, ограничение экспорта удобрений из России приведет к существенному росту продовольственной инфляции в мире ввиду двукратного увеличения мировых цен на фоне уже имеющегося в 2021 г. роста индекса продовольственных цен почти на треть.

Смогут ли развитые страны Запада в условиях дефицита продовольствия в собственных странах обеспечить продовольствием нуждающиеся страны Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока? Защита продовольственной безопасности является приоритетным вопросом для западных государств.

Желание Запада во главе с США вырвать Россию «с корнем» из системы мировых экономических отношений, особенно в сфере энергетики, вызывает эффект бумеранга и прежде всего бьет по мировой экономике. Изолировать Россию от мировых рынков не получится просто в силу того, что она является крупнейшим мировым производителем и поставщиком не только сельскохозяйственной продукции и удобрений, но и энергоносителей, металлов и много другого. По экспертным оценкам, доля России в мировом экспорте никеля составляет порядка 10–12%, титана — 13% и палладия — 40%. Кроме того, Россия — крупнейший в мире производитель алмазов, второй – кобальта, ванадия и платины, третий — золота, никеля и серы, четвертый — серебра и фосфатов, пятый — железной руды. Согласно ФАО, Россия — крупнейший игрок на глобальном энергетическом рынке: ее доля составляет 18% мировых поставок угля, 11% — поставок нефти, 10% —поставок газа.

8 марта 2022 г. президент США объявил о введении полного запрета на импорт энергоносителей из России: нефти, нефтепродуктов, нефтяного топлива и масла, а также продуктов их перегонки, сжиженного природного газа, угля и угольной продукции. Также был введен запрет на новые инвестиции в энергетический сектор США. 11 марта 2022 г. к антироссийским санкциям присоединилась Канада, запретив импорт ряда нефтепродуктов. В настоящее время ЕС ввел четвертый пакет санкций, предусматривающий помимо прочего прекращение инвестиций в российский энергетический сектор. По прогнозам сенатора США Криса Кунса, отказ от импорта российской нефти в США приведет к «глобальному энергетическому кризису» и к «удвоению цен на энергоносители».

По сведениям, озвученным заместителем председателя Правительства РФ Александром Новаком, сегодня потребность Европы в газе составляет около 500 млрд кубических метров газа в год, из них 40% этого потребления обеспечивает Россия. По его мнению, «отказ Европы от российской нефти приведет к катастрофическим последствиям для мирового рынка. При этом заместить объем российский нефти на европейском рынке «быстро невозможно, потребуется не один год».

Любая информация об экономических санкциях, ограничении или запрете поставок энергоносителей, сырья, металлов, сельскохозяйственной продукции и пр. влияет на волатильность на мировых рынках. Рынок очень чувствительно реагирует на «неопределенности». Накануне введения запрета импорта российских энергоносителей в США, 7 марта 2022 г., были установлены рекордные цены на биржевых торгах.

Сегодня экономические санкции — это не только инструмент внешней политики западных стран, но и средство экономической войны, которая представляет собой часть гибридной войны, направленной на ослабление, частичное или полное уничтожение экономики противника. На Россию в короткий промежуток времени наложено беспрецедентное количество санкций, направленных на все сектора экономики страны с целью нанесения максимального вреда особенно в финансовой и технологических областях. Их главная цель — не только дефолт страны, но и ее исключение из мировой торговли (в том числе в области продажи вооружения), а также полная изоляция от коллективного Запада и мирового сообщества путем установления нового железного занавеса.

Международное рейтинговое агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг России до уровня «дефолт неизбежен». По мнению многих западных рейтинговых агентств, ждать осталось недолго — во второй половине апреля этого года Россия не сможет обслуживать свой внешний долг из-за санкций. Директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева в эфире телеканала CNBC заявила: «Беспрецедентные санкции, введенные в отношении России, загнали страну в рецессию. Согласно нашему прогнозу, эта рецессия будет носить глубокий характер. Что касается дефолта, этот сценарий более не представляется невероятным». Она отметила, что на возможность дефолта повлияют такие факторы, как длительность санкций и способность России выплачивать долги. Западные политики, эксперты и СМИ с нескрываемым злорадством сообщают о девальвации российского рубля, ослаблении российского валютного и фондового рынка. Даже президент США Дж. Байден считает, что российский фондовый рынок рухнет с открытием торгов.

Понимание того, на что именно направлены антироссийские санкции, можно получить из публичных заявлений западных политиков. Вот неполный список наиболее громких заявлений: «Мы полностью сокрушили его [Путина] экономику» (пресс-секретарь Белого Дома Джен Псаки); «тотальная экономическая и финансовая война против России» (глава Минфина Франции Брюно Ле Мэр); «"задушить" экономическое функционирование России банковскими, финансовыми, индустриальными, экспортными мерами, а также мерами затрудняющими передачу технологий» (глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан); альтернатива нынешним «санкциям из ада» — только третья мировая война (Президент США Джо Байден); «полная изоляция России от свободного мира» (премьер-министр Эстонии Кая Каллас).

Резкий рост инфляции и цен на бензин в США ставит в крайне неудобное положение администрацию Дж. Байдена, вынуждая находить объяснения этому. Он объясняет рост инфляции в стране «агрессией президента России Владимира Путина на Украине».

Анализируя текущую ситуацию вокруг Украины, вводимых антироссийских санкций и реакции на это мировых рынков, можно сделать следующие выводы:

1. Впервые в истории человечества мир сталкивается с искусственно вызванным, управляемым в определенных пределах мировым экономическим кризисом. Он вызван политическими решениями лидеров коллективного Запада. Прежние мировые экономические кризисы происходили в силу либо естественных экономических причин, либо были спровоцированы тайными действиями мировых финансовых элит. Все предыдущие годы, особенно в прошлом и этом году, Россию подталкивали к проведению специальной военной операции на Украине для обоснования введения антироссийских санкций и создания управляемого мирового экономического кризиса. Можно констатировать, что мировой экономический кризис и глобальная рецессия начались с первого пакета антироссийских санкций. Его цель — дефолт России, а если выйдет — смена власти в стране, либо распад России на ряд независимых государств, усиление коллективного Запада и повышение его роли в мире.

2. Уровень и объем санкций против России беспрецедентно высок. Очевидно, что все введенные и будущие санкции были подготовлены заранее, на основе детального изучения современного состояния российского экономического и политического устройства. Другое нововведение в санкционной войне — маскировка наиболее разрушительных санкций другими более мягкими, размещение их в пакете, соединение экономических, финансовых и политических мер воедино. Волнообразный или пакетный характер антироссийских санкций объясняется возможностью коррекции и усиления степени разрушающего воздействия на Россию. В то же время пакетность санкций дает время Западу для смягчения негативных последствий для собственной экономики, создания своеобразных «подушек безопасности». К слову, вызывает уважение сдержанная политика России в отношении вводимых против нее санкций.

3. Пока внимание всего мира приковано к событиям на Украине, нарастающему мировому экономическому кризису, глобальной рецессии и антироссийским санкциям, Запад строит новую систему отношений мировых рынков и новую схему логистики мировой экономики с минимальным участием России. Создаваемая коллективным Западом схема нового мирового рынка неизбежно повлечет за собой изменение существующего геополитического расклада сил в мире.

4. Повсеместно западными СМИ и политиками осуществляется подмена понятий: к примеру, негативные изменения в мировой экономике, рост инфляции и цен на энергоносители объясняется не воздействием антироссийских санкций и проводимой политикой Запада, а «агрессией» России против Украины.

5. Антироссийские санкции обнажили внутренние механизмы тесной связи западных государств, прежде всего США и ЕС, с международными финансовыми и сопутствующими им институтами, их внутреннюю корпоративность и единство.

Антироссийские санкции и их негативное влияние на мировую экономику служат поводом дать объективную оценку односторонним экономическим, финансовым и политическим санкциям отдельной страны или стран. В связи с этим считаю целесообразным вынести на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН следующие вопросы:

1. Законность любых односторонних экономических, финансовых и политических санкций, «не основанных на международном праве», последствия которых влияют на мировую экономику. В качестве примера можно обобщить опыт антироссийских санкций.

2. Четкие критерии правовой природы экономических, финансовых и политических санкций, «не основанных на международном праве», их субъектов (кто их может вводить) и объектов, на которые они могут быть направлены. Следует изучить последствия введения санкций официальных объединений, состоящих из нескольких государств (например, ЕС).

3. Выработка механизма, временных границ и пределов введения и отмены односторонних экономических, финансовых и политических санкций, «не основанных на международном праве», в том числе с установлением необходимых индикаторов воздействия на мировую экономику.

4. Рассмотрение заморозки международных резервов, активов центрального банка иностранного государства, закрытие воздушного пространства для гражданских судов в качестве односторонней экономической, финансовой и политической санкции, «не основанной на международном праве», как грубое нарушение международного права, подрывающего нормальное функционирование государства в системе международных отношений.

5. Проведение предварительной экспертизы в соответствующих структурах ООН любых односторонних экономических, финансовых и политических санкций, «не основанных на международном праве», которые могут иметь значительное воздействие на мировую экономику или благосостояние человечества.

6. Создание мирового стабилизационного фонда для выплат наименее развитым странам в случае наступления разрушительных последствий для экономики этих стран вследствие односторонних экономических, финансовых и политических ограничительных мер, «не основанных на международном праве».

Санкционная война Запада против России, крупнейшего производителя и поставщика энергоносителей, сельскохозяйственной продукции, удобрений, сырья, металлов и пр. ведут к волатильности цен на мировом рынке, когда рост цен становится непредсказуемым, а инфляция неконтролируемой. Любое непропорциональное использование односторонних экономических, финансовых и политических санкций, «не основанных на международном праве», превращается в геополитическое оружие, способное уничтожить экономику государства. В случае пакетов массированных санкций ущерб наносится не только обычным гражданам «провинившегося» государства, но и других стран, не участвующих в санкционных войнах и невольно несущих высокие издержки такой войны. Санкции, с точки зрения тех, кто их вводит, эффективны, но они не должны быть частью гибридной войны или альтернативой вооруженной войне, когда все политико-дипломатические способы регулирования исчерпаны. Если экономические, финансовые и политические ограничительные меры выступают альтернативой ядерной войне, о которой говорил Джо Байден, то насколько могут быть разрушительны их последствия для человечества?

Оценить статью
(Голосов: 36, Рейтинг: 4.58)
 (36 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся