Уникальность Папы Франциска (17 декабря 1936 г. – 21 апреля 2025 г.), 266-го предстоятеля Римско-католической церкви, заключается не только в том, что он был первым папой из Америки и первым иезуитом во главе Ватикана, но и в тех обстоятельствах, при которых он был избран. В марте 2013 г. Конклав кардиналов проходил не после смерти предыдущего папы, как это обычно бывает, а после отречения Бенедикта XVI на фоне большого политико-медийного скандала Vaticanleaks.
Хорхе Марио Бергольо, кардинал из Буэнос-Айреса, стал в 2013 г. главным лидером самой большой глобальной транснациональной организации (Католической церкви) и главой города-государства Ватикан в предполагаемой изначально роли «кризисного менеджера». Это подразумевало обещание борьбы с коррупцией и улучшения образа Церкви в глобальном мире. Помимо этого, на него сразу же возложили большие надежды все неудовлетворенные предыдущим понтификатом, прежде всего те, кто переживал о потере влияния Церкви в социальной жизни и возлагал ответственность за это на консервативную линию папы Бенедикта XVI, сделавшего ставку на сохранение «ортодоксии» учения, но не способного оперативно решать проблемы экономических и моральных злоупотреблений, «социальных лифтов», человеческих ресурсов в «хрустальном доме» глобального мира. Франциск с самого начала пытался соответствовать этим ожиданиям, иногда довольно демонстративными жестами, но никогда не переходя границу потери смысла ради логики шоу. Главной его заботой было сохранить Католическую церковь в качестве публичного агента международных отношений, найти новый консенсус ее существования в мире государств и корпораций, сохранить ее как единый институт вопреки центробежным тенденциям.
Франциск хотел сохранить нейтральную роль идеального медиатора конфликтов, и сделать это не только ради усиления влияния, но и ради того, чтобы разные национальные, региональные и идейные сообщества внутри Католической церкви не конфликтовали друг с другом. Однако это намерение было неосуществимо в момент, который он сам с первых лет своего понтификата называл «третья мировая война по частям». Франциску приходилось действовать в момент кризиса «однополярного мира» и «морально-ценностного» подхода в международных отношениях, когда каждое его слово, без какого-либо исключения для чисто духовного высказывания, ловилось медиа в качестве символа политической позиции и потенциального обвинения.
В предстоящие дни в Ватикане занимаются организацией похорон и проводят первые совещания кардиналов перед будущим Конклавом. На похороны папы Франциска в субботу 26 апреля 2025 г. ожидаются 170 делегаций глав государств, монархов и дипломатов. Предполагают, что такое большое собрание глав государств в день похорон понтифика может стать возможностью для обсуждения проблем и конфликтов, которых за последние месяцы жизни Папы стало в мире еще больше. Возможно, что при этом будут цитировать и Франциска, выдающегося лидера, приложившего много усилий для того, чтобы Рим, несмотря ни на что, оставался местом, куда ведут многие дороги.
Уникальность Папы Франциска (17 декабря 1936 г. – 21 апреля 2025 г.), 266-го предстоятеля Римско-католической церкви, заключается не только в том, что он был первым папой из Америки и первым иезуитом во главе Ватикана, но и в тех обстоятельствах, при которых он был избран. В марте 2013 г. Конклав кардиналов проходил не после смерти предыдущего папы, как это обычно бывает, а после отречения Бенедикта XVI на фоне большого политико-медийного скандала Vaticanleaks. Скандал был вызван реальными фактами вопиющих экономических злоупотреблений в Курии с добавлением давних случаев сокрытия сексуальных домогательств, однако, медийное продвижение скандала было бы невозможным без антиклерикальных тенденций западных элит. Таким образом, Хорхе Марио Бергольо, кардинал из Буэнос-Айреса, стал в 2013 г. главным лидером самой большой глобальной транснациональной организации (Католической церкви) и главой города-государства Ватикан в предполагаемой изначально роли «кризисного менеджера». Это подразумевало обещание борьбы с коррупцией и улучшения образа Церкви в глобальном мире. Помимо этого, на него сразу же возложили большие надежды все неудовлетворенные предыдущим понтификатом, прежде всего те, кто переживал о потере влияния Церкви в социальной жизни и возлагал ответственность за это на консервативную линию папы Бенедикта XVI, сделавшего ставку на сохранение «ортодоксии» учения, но не способного оперативно решать проблемы экономических и моральных злоупотреблений, «социальных лифтов», человеческих ресурсов в «хрустальном доме» глобального мира.
Франциск с самого начала пытался соответствовать этим ожиданиям, иногда довольно демонстративными жестами, но никогда не переходя границу потери смысла ради логики шоу. В первые годы понтификата таким ярким жестом стал объявленный им «экстраординарный юбилейный год Милосердия» в 2015 г., а вот «ординарный» юбилейный 2025 год он не пережил. Франциск ужесточил внутреннюю церковную политику в отношении преступлений, злоупотреблений, пенсий по возрасту; при нем произошло существенное обновление руководства почти всех институций. Он проводил административную реформу одновременно в духе либерализации и централизации. В итоге либералы были разочарованы им не меньше консерваторов. Но казалось, что гораздо больше любой громкой критики его пугает перспектива превращения Церкви в маргинальный клуб, а Папы римского — в почетного «свадебного генерала». Главной его заботой было сохранить Католическую церковь в качестве публичного агента международных отношений, найти новый консенсус ее существования в мире государств и корпораций, сохранить ее как единый институт вопреки центробежным тенденциям.
Он объявил себя «Папой периферий», подчеркивая свой латиноамериканский менталитет, начав понтификат с путешествия в Албанию, периферию европейского Средиземноморья, и сделав нормализацию отношений с Китаем своим главным внешнеполитическим проектом, который дополняли визиты в другие страны Азии. Сама по себе тенденция Католической церкви опираться на страны периферии (глобального Юга) в противодействии неуклонной секуляризации европейских элит, вытесняющих резко или «в бархатных перчатках» Римско-католическую церковь из публичной сферы, не была изобретением папы Франциска. Другие аспекты его публично-политической роли — многочисленные путешествия, способность собирать стадионы на мессу, посещать шокирующие места вроде тюрем и лагерей беженцев, занимать первые полосы журналов, регулярно появляться в новостях — также были унаследованы от его предшественников, которые десятилетиями формировали этот стиль управления. Новым было то, что Франциску приходилось действовать в момент кризиса «однополярного мира» и «морально-ценностного» подхода в международных отношениях, когда каждое его слово, без какого-либо исключения для чисто духовного высказывания, ловилось медиа в качестве символа политической позиции и потенциального обвинения.
Франциск хотел сохранить нейтральную роль идеального медиатора конфликтов, и сделать это не только ради усиления влияния, но и ради того, чтобы разные национальные, региональные и идейные сообщества внутри Католической церкви не конфликтовали друг с другом. Однако это намерение было неосуществимо в момент, который он сам с первых лет своего понтификата называл «третья мировая война по частям». Избегая роли «капеллана НАТО», Франциск также не мог в открытую выступить и в роли, близкой к интересам стран глобального Юга, которым он отдавал приоритет, — «капеллана БРИКС». Этому препятствовали и традиционно тесные отношения Ватикана с США, и зависимость от политики ЕС. Папа Франциск, будучи глобальным лидером, но епископом Рима, находясь не в Италии, но в Ватикане на Итальянском полуострове, в момент кризиса глобализации не мог не считаться с европейским контекстом. Его парадоксальный, метафорический, принципиально внеидеологический язык, который помогал ему решать многие конфликты между «левыми» и «правыми» внутри Ордена иезуитов еще в эпоху папы Иоанна Павла II, не мог избавить от необходимости участвовать в малопродуктивных, но необходимых, с точки зрения европейской политики, мероприятиях. Он старался диверсифицировать свои отношения с разными странами, лидерами, институциями, мировыми регионами, но часто это вызывало еще большую критику и обвинения в двусмысленности.
В предстоящие дни в Ватикане занимаются организацией похорон и проводят первые совещания кардиналов перед будущим Конклавом. На похороны папы Франциска в субботу 26 апреля 2025 г. ожидаются 170 делегаций глав государств, монархов и дипломатов. Среди первых, выразивших желание приехать — Дональд Трамп, Эмануэль Макрон и Владимир Зеленский. А премьер-министр Италии Джорджа Мелони ради присутствия в Ватикане отменила свой большой визит в Узбекистан и Казахстан, где должна была участвовать в форуме «Италия – Центральная Азия». Предполагают, что такое большое собрание глав государств в день похорон понтифика может стать возможностью для обсуждения проблем и конфликтов, которых за последние месяцы жизни Папы стало в мире еще больше. Возможно, что при этом будут цитировать и Франциска, выдающегося лидера, приложившего много усилий для того, чтобы Рим, несмотря ни на что, оставался местом, куда ведут многие дороги.