Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Наталья Пискулова

Д.э.н., профессор каф. международных экономических отношений и внешних экономических связей МГИМО МИД России

Растущее внимание международных организаций, государств, бизнеса и общественности вызывают острота и масштабы экологических проблем. Необходимость их урегулирования привела к выработке на международном уровне стратегий устойчивого развития, низкоуглеродной, зеленой и циркулярной экономики, а также других близких по духу стратегий развития человечества.

Международные экономические связи (торговля, инвестиции и др.) во многом способствуют усугублению глобальных экологических проблем. Одновременно такие связи при определенных условиях и грамотной политике могут служить средством их разрешения.

В этой связи практически все международные организации в рамках своих компетенций занимаются разработкой и реализацией различных природоохранных программ, обсуждают проблемы устойчивого развития на различных форумах. В частности, целый ряд сессий последнего форума ВТО, прошедшего в Женеве 8­–11 октября 2019 г., были полностью посвящены или уделяли большое внимание вопросам перестройки мировой торговли и торговой политики, инвестиционной деятельности с целью реализации идей устойчивого развития. В настоящее время, как подчеркивалось на форуме, глобальная экономика, торговля и инвестиции являются неустойчивыми.

Внимание выступающих привлекли вопросы финансирования устойчивого развития или его отдельных аспектов, в том числе противодействия климатическим изменениям, которые играют значительную роль в процессах перестройки глобальной экономики. В настоящее время необходимые средства для перелома тенденции традиционного пути экономического развития (т.н. коричневой экономики) оцениваются как минимум в 2 трлн долл., или около 2% мирового ВВП.

Как представляется, главный вопрос состоит не в том, что в мире нет таких средств, а в том, как правильно выстроить политику для аккумулирования и перенаправления имеющихся инвестиций в нужные отрасли мирового хозяйства. Эта идея звучала и на ряде сессий форума ВТО, в том числе посвященных Новому глобальному зеленому соглашению (инициатива ЮНЕП), роли многонациональных банков в расширении торговли экологическими товарами и услугами, новым торговым правилам для строительства низкоуглеродного будущего и ряда других.

Растущее внимание международных организаций, государств, бизнеса и общественности вызывают острота и масштабы экологических проблем. Необходимость их урегулирования привела к выработке на международном уровне стратегий устойчивого развития, низкоуглеродной, зеленой и циркулярной экономики, а также других близких по духу стратегий развития человечества.

Международные экономические связи (торговля, инвестиции и др.) во многом способствуют усугублению глобальных экологических проблем. Одновременно такие связи при определенных условиях и грамотной политике могут служить средством их разрешения.

В этой связи практически все международные организации в рамках своих компетенций занимаются разработкой и реализацией различных природоохранных программ, обсуждают проблемы устойчивого развития на различных форумах. В частности, целый ряд сессий последнего форума ВТО, прошедшего в Женеве 8­–11 октября 2019 г., были полностью посвящены или уделяли большое внимание вопросам перестройки мировой торговли и торговой политики, инвестиционной деятельности с целью реализации идей устойчивого развития. В настоящее время, как подчеркивалось на форуме, глобальная экономика, торговля и инвестиции являются неустойчивыми.

Внимание выступающих привлекли вопросы финансирования устойчивого развития или его отдельных аспектов, в том числе противодействия климатическим изменениям, которые играют значительную роль в процессах перестройки глобальной экономики. В настоящее время необходимые средства для перелома тенденции традиционного пути экономического развития (т.н. коричневой экономики) оцениваются как минимум в 2 трлн долл., или около 2% мирового ВВП.

Как представляется, главный вопрос состоит не в том, что в мире нет таких средств (см., например, аналитику РСМД), а в том, как правильно выстроить политику для аккумулирования и перенаправления имеющихся инвестиций в нужные отрасли мирового хозяйства. Эта идея звучала и на ряде сессий форума ВТО, в том числе посвященных Новому глобальному зеленому соглашению (инициатива ЮНЕП), роли многонациональных банков в расширении торговли экологическими товарами и услугами, новым торговым правилам для строительства низкоуглеродного будущего и ряда других.

Важную роль в этом процессе играют государственные инвестиции. Вместе с тем ключевая роль в переориентации капиталовложений отведена частному финансированию в связи с ограниченностью бюджетов стран, тогда как задача государства состоит в проведении соответствующей политики, стимулирующей бизнес.

В этой связи в дискуссиях в рамках форума выдвигались различные предложения по активизации частного зеленого финансирования, в том числе, необходимости включения зеленой компоненты в долгосрочные цели компаний, активизации углеродного регулирования, раскрытия информации со стороны компаний; отмечалась роль в этом процессе лидерства и коллективных действий,

На сессиях подчеркивалась особая роль банков (особенно банков развития), которые обеспечивают значительную долю финансирования в развивающихся странах. Во время последней ежегодной Генеральной ассамблеи ООН в сентябре 2019 г. и накануне климатического саммита в Нью-Йорке создана новая коалиция из 130 банков (на которые приходятся более 47 трлн долл. активов) из 49 стран, которая инициировала Принципы ответственного финансирования с целью повышения своего вклада в реализацию Парижского соглашения по климату и Целей устойчивого развития ООН. Фактически Принципы, которые должны быть интегрированы во все сделки, создают основу устойчивой банковской системы и стимулируют промышленные компании к устойчивому производству.

Вне сомнения цель кардинальной перестройки глобальной экономики чрезвычайно сложна и масштабна, требующая инновационных подходов к ее реализации. Для ее достижения необходима активизация международной и государственной политики, которая должна быть переориентирована на интегрирование зеленых задач во все виды политики, повышение информированности общества, снижение субсидирования с экологически опасных отраслей и его переориентация на экологически дружественные отрасли. В первую очередь внимание должно быть уделено разработке критериев неустойчивости продукции. Для экологизации международной торговли на соответствующем уровне необходимо разработать новые глобальные торговые правила.

Более эффективным методом стимулирования зеленого пути развития служат не ограничения, в том числе и на международном уровне (включая введение пограничного углеродного налога), а поощрение экологически ориентированных методов производства и выпуска экологической продукции.

Представляется, что России следует не только активизировать экологическую политику, но и интегрировать природоохранные цели во все виды проводимой политики — инвестиционную, инновационную и др.

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся