Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4.75)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Марина Панюжева

К.и.н., научный сотрудник ИНИОН РАН, эксперт-международник

Второй онлайн-саммит «Группы двадцати», прошедший 21−22 ноября под председательством Саудовской Аравии, показал масштабность международной повестки и серьезное намерение государств бороться с пандемией коронавируса, экономическим кризисом и сформировать «сильный, устойчивый, сбалансированный и инклюзивный миропорядок».

Как ожидалось, борьба с пандемией COVID-19 и ее последствиями превалировала в повестке двухдневного ноябрьского саммита, который прошел во второй раз за свою историю в виртуальном формате.

Согласование итоговой декларации шло сложно, поскольку позиции стран различаются в вопросах доступности и распространения вакцин, улучшения систем здравоохранения, ослабления санкций, изменения климата, помощи бедным странам и реформирования международных организаций.

По сути, у каждой страны своя специфика и алгоритм борьбы с новыми угрозами.

Основной акцент был сделан на соблюдении принципа мультилатерализма. И это не случайно — еще до пандемии, в условиях выхода США из ряда международных организаций и соглашений, высказывались сомнения относительно жизнеспособности многостороннего сотрудничества. По словам Лукаш, кризис, вызванный пандемией, обострил глобальные проблемы, связанные со снижением доверия государств к многосторонним механизмам. Между тем саммит «двадцатки» вернул надежды на успех многосторонней дипломатии и вписался в череду прошедших в этом году онлайн-саммитов.

Ноябрьский саммит «Группы двадцати» подтвердил важность диалога для выхода из двойного кризиса — санитарного и экономического, и показал намерение лидеров развивать многостороннее сотрудничество. Первоочередным будет укрепление систем здравоохранения и восстановление роста и занятости. Постепенно выкристаллизуется новый миропорядок, ориентированный на человеческий потенциал. При этом «Большая двадцатка» может стать эффективным форумом, прообразом полицентричного мира.

В перспективе Россия могла бы предпринять следующее:

  • сформировать повестку мирового развития за счет новых инициатив в сфере здравоохранения, биотехнологий и цифровой экономики;
  • активно участвовать в решении проблем бедности, доступа к общественным благам и образованию, изменения климата по линии ООН, G20, ВОЗ, на региональном и двустороннем уровне;
  • способствовать созданию портфеля вакцинных препаратов и общего фонда финансирования;
  • регулярно привносить свои идеи для формирования справедливого, безопасного и солидарного постпандемического мира;
  • более активно продвигать диалог культур и цивилизаций в международной повестке, не допуская изоляции или выпадения отдельного региона.

Второй онлайн-саммит «Группы двадцати», прошедший 21−22 ноября под председательством Саудовской Аравии, показал масштабность международной повестки и серьезное намерение государств бороться с пандемией коронавируса, экономическим кризисом и сформировать «сильный, устойчивый, сбалансированный и инклюзивный миропорядок». Впрочем, саммит рельефно высветил разногласия между странами. Насколько реально сейчас многостороннее сотрудничество?

Чем примечателен саммит «двадцатки»

Как ожидалось, борьба с пандемией COVID-19 и ее последствиями превалировала в повестке двухдневного ноябрьского саммита «двадцатки», который прошел во второй раз за свою историю в виртуальном формате.

Обсуждение повестки велось в закрытом режиме. Согласование декларации шло сложно, поскольку позиции стран различаются в вопросах доступности и распространения вакцин, улучшения систем здравоохранения, ослабления санкций, изменения климата, помощи бедным странам и реформирования международных организаций.

По сути, у каждой страны своя специфика и алгоритм борьбы с новыми угрозами. По словам Светланы Лукаш, шерпы России в «Группе двадцати», в итоговую декларацию внесли «всё самое необходимое». В ее преамбуле говорится о «скоординированных глобальных действиях» 20 крупных мировых экономик, солидарности и многостороннем сотрудничестве для того, чтобы «преодолеть текущие вызовы XXI века».

Основной акцент был сделан на соблюдении принципа мультилатерализма. И это не случайно — еще до пандемии, в условиях выхода США из ряда международных организаций и соглашений, высказывались сомнения относительно жизнеспособности многостороннего сотрудничества. По словам Лукаш, кризис, вызванный пандемией, обострил глобальные проблемы, связанные со снижением доверия государств к многосторонним механизмам. Между тем саммит «двадцатки» вернул надежды на успех многосторонней дипломатии и вписался в череду прошедших в этом году онлайн саммитов.

Вакцинация — новое благо в новом миропорядке

Как следует из первого раздела декларации «Принимая вызов», лидеры обязались взять под контроль распространение вируса, что имеет большое значение для восстановления мировой экономики. Предполагается многосторонний подход к равному доступу и справедливому распространению вакцин, препаратов и тестов для всех стран. «Широкая» вакцинация представляется «всеобщим общественным благом».

Страны «мобилизовали ресурсы для удовлетворения финансовых потребностей в области глобального здравоохранения, чтобы поддержать исследования, разработки, производство и распространение безопасных и эффективных средств диагностики, лечения и вакцин от COVID-19».

Согласно решению первого онлайн-саммита «Группы двадцати» от 26 марта были выделены 5 трлн долларов для стабилизации мировой экономики и поддержки свободной и стабильной международной торговли.

На практике эта сумма больше: за 8 месяцев на борьбу с последствиями пандемии потрачено 12 трлн долларов, из них 21 млрд долларов — на госпрограммы помощи в создании лекарств. При этом проценты по кредитам (14 млрд долларов) решено не взыскивать с бедных стран.

В перспективе на борьбу с пандемией будет выделено больше средств. С начала пандемии зарегистрировано свыше 60 млн человек заболевших, 40 млн выздоровевших и 1,4 млн скончавшихся.

По всей вероятности, многостороннее сотрудничество в области биофармацевтики станет новой областью совместных действий. Мировые лидеры пытаются подготовить страны к будущим вызовам и сформировать устойчивый миропорядок, который отразит новый расклад сил и всеохватную повестку.

Еще до пандемии начался многомерный кризис либеральной модели мироустройства, связанный с неспособностью Запада справиться с новыми вызовами, распадом режимов контроля над вооружениями, изменением в соотношении сил. Фокус смещается от многосторонности к деглобализации и национальному эгоизму.

По заключению программного директора РСМД Ивана Тимофеева, «пандемия приблизила и ускорила масштабную перезагрузку современных международных отношений». Однако вопрос о том, каким будет «постпандемический» мир, пока открыт.

Новые пандемии уже в ближайшем будущем

Во втором разделе декларации «Обеспечивая устойчивое и долгосрочное восстановление» лидеры заявили о готовности к глобальным пандемиям и необходимости их предупреждения, обнаружения и формулирования ответа. Они подтвердили обязательства по соблюдению Международных медико-санитарных правил и мандата ООН и ее агентств по повышению эффективности ВОЗ, а также поддержали работу Независимой комиссии по обеспечению готовности к пандемии и ответным мерам, Комитета по обзору ММСП и Глобального Центра инноваций для повышения ценности здоровья.

На данный момент планируется осуществить мониторинг национальных систем здравоохранения. Исходя из анализа собранных данных, будет создана единая система здравоохранения, «основанная на общих ценностях». На ее основе будет предложено всеобщее медицинское страхование. В 2021 г. «двадцатка» при председательстве Италии продолжит координировать действия по борьбе с пандемией и зоонозными заболеваниями и поддерживать разработки антибактериальных препаратов.

Вслед за пандемией «двадцатка» ожидает вспышку ц

елого ряда инфекций и предлагает заранее готовить вакцины для мирового населения.

По всей вероятности, многостороннее сотрудничество будет организовано через приобщение к общечеловеческим ценностям борьбы с опасными заболеваниями и поиск долгосрочных решений проблем здравоохранения.

Курс на создание многосторонней торговой и финансовой системы

Поддержка многосторонней торговой системы называется главным приоритетом G20. Вместе с тем восстановление мировой экономики происходит неравномерно, сохраняется неопределенность в связи с различными рисками. По оценкам МВФ, общий суверенный госдолг всех стран достиг 101,5% мирового ВВП.

Планируется сформировать свободную, всестороннюю, недискриминационную, предсказуемую и стабильную торговую и инвестиционную среду, а также новую систему налогообложения; повысить устойчивость финансовой системы во главе с МВФ, который должен быть реформирован, и создать рабочие места.

Таким образом, «двадцатка» предлагает выстраивать модель равного сотрудничества через интеграцию развивающихся стран в международную торговую систему. Насколько эффективной она окажется, узнаем уже в ближайшее время.

В совместной декларации были отмечены «Действия G20 по поддержке мировой торговли и инвестиций в ответ на COVID-19», «Инициатива Эр-Рияда о будущем ВТО», Совет по финансовой стабильности. Безусловно, России следует активнее участвовать в формировании новых принципов международной торговли и расширять свое взаимодействие с развивающимися странами.

Глобальное цифровое управление

Отдельное внимание было уделено цифровой экономике, которая предполагает «ускоренное внедрение Интернета» и выстраивание «открытой, честной и не дискриминационной ИКТ-среды».

Столкнувшись с пандемией, странам пришлось ускорить процессы цифровой трансформации, предвещающей организационные и качественные изменения. Однако о тотальной цифровизации говорить рано, впрочем, как и о ее последствиях.

Проблемы бедности и неравенства

Участники «Группы двадцати» призвали международные организации, многосторонние банки развития и частных кредиторов оказать помощь наименее развитым странам в получении вакцины и преодолении кризиса. Они поддержали «Инициативу по приостановке обслуживания долга беднейшим странам» и продление моратория до конца июня 2021 г.

Этот шаг следует положительно оценивать, но в то же время требуется разработать многостороннюю стратегию борьбы с бедностью. Неслучайно генсекретарь ООН призывает продлить отсрочку по выплате долгов до конца 2021 г. и расширить охват инициативы. А пока право на реструктуризацию долга получили 73 страны, в том числе 38 — из Африки.

По мнению Энди Самнера, профессора Лондонского Королевского колледжа, пандемия уже привела к кризису для развивающихся стран, но может еще задержать прогресс в сокращении бедности на 20−30 лет.

Согласно прогнозу Всемирного Банка, количество человек в условиях крайней нищеты возрастет с 700 млн до 1,1 млрд. В результате пандемии уровень бедности составит от 9,1% до 9,4% населения.

По данным ООН, от голода пострадают 265 млн человек. К достижениям относится предоставление помощи 46 странам (5,7 млрд долларов) и расширение мер защиты от вируса на 645 миллионов людей.

В разделе «Обеспечение всестороннего восстановления, которое решит проблему неравенства» были поддержаны «Инициатива G20 по поддержке ответа на COVID-19 и восстановлению развивающихся стран», «План действий 2030 для устойчивого развития», «Африканское партнерство G20».

Лидеры «Группы двадцати» выступили в пользу «защиты и продвижения достойной работы для всех, особенно для женщин и молодежи», расширения прав женщин, продвижения образования, искоренения «современного рабства», предоставления гуманитарной помощи, уменьшения разницы в задействовании на работе на 25% к 2025 г.

В разделе «Обеспечение устойчивого будущего» отмечался общий подход к проблемам окружающей среды — предотвращение деградации почв, восстановление биоразнообразия, сохранение ресурсов Мирового океана, чистоты воздуха и воды, изменение климата и т.д. Была подтверждена приверженность Парижскому соглашению по изменению климата и Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

В целом участники «двадцатки» намерены использовать экономические, социальные, экологические, технологические и демографические изменения. Исходя из этого, перестройка жизни будет продолжаться, возникнут новые области сотрудничества по защите общественного здоровья. При этом важно начать решать проблемы мирового развития, чтобы избежать снежного кома.

Мнения мировых лидеров

В своем выступлении президент РФ Владимир Путин заявил, что Москва готова предоставить вакцины нуждающимся странам. Среди рисков он выделил массовую безработицу, рост бедности и неравенства, девальвацию национальных валют, призвав к отказу от протекционизма и санкций. Напомним, В. Путин предлагал организовать «зеленые коридоры», свободные от торговых войн и санкций. Он призвал использовать кризис для изменения траектории глобального развития и укрепления эффективных механизмов многостороннего сотрудничества.

Глава Европейского совета Ш. Мишель возложил на G20 ключевую роль в формировании пост-пандемического миропорядка и предложил глобальный договор по пандемиям. В рамках парадигмы цивилизационного диалога президент Франции Э. Макрон призвал к «глобальному, скоординированному и солидарному ответу» и выступил за всеобщий доступ к препаратам для лечения.

Поскольку у «двадцатки» историческая ответственность в разработке, производстве и распространении вакцины, Э. Макрон намерен приобрести первые дозы вакцины для наименее развитых стран и инвестировать в их систему здравоохранения. Париж хотел бы играть роль связующего моста между развитыми и развивающимися странами и раскрыть мессианское предназначение Франции в этой цивилизационной миссии [1].

В отличие от европейцев, которые выступают за многостороннее сотрудничество, администрация Д. Трампа прекратила финансирование ВОЗ и ВТО. Особая позиция США сформировалась под влиянием внутренних факторов, в частности, противостояния между президентом-республиканцем и вашингтонской демократической элитой [2]. Д. Трамп отметил важность работы «Группы двадцати», но одновременно подверг критике Парижское соглашение по климату.

Примечательно то, что, по сообщению Deutsche Welle, беднейшие страны многого не ожидали от саммита. С точки зрения политолога Ив Эку Амайзо, развитые страны не заинтересованы в решении финансовых проблем африканских стран и стремятся обеспечить доступ к сырьевым ресурсам.

На фоне глобального неравенства Китай намерен активно сотрудничать с развитыми странами в области исследований, производства и распространения вакцин и оказывать помощь развивающимся странам. По сути, Пекин, как и Париж, претендует на роль посредника между развитыми и развивающимися странами.

В целом Китай выступает в пользу укрепления глобальной системы здравоохранения, многосторонней торговой системы, защиты окружающей среды.

В рамках этого подхода председатель КНР Си Цзиньпин предложил создать «Код здоровья» и «экспресс-коридоры»; восстановить цепочки поставок; снизить пошлины; сформировать правила глобального цифрового управления; созвать конференцию по сокращению потерь продовольствия; наделить «Группу двадцати» значимой ролью в глобальном управлении.

Премьер-министр Индии Нарендра Моди выступил за совместный подход к всестороннему развитию, реформирование международных организаций и цивилизационную приверженность к гармонии между человечеством и природой.

Категоричное мнение высказал президент Турции Р. Эрдоган, который заявил, что развитые страны не прошли испытания на солидарность. Поэтому нужны механизмы для равного доступа к вакцине в рамках G20.

***

Ноябрьский саммит «Группы двадцати» подтвердил важность диалога для выхода из двойного кризиса — санитарного и экономического, и показал намерение лидеров развивать многостороннее сотрудничество. Первоочередным будет укрепление систем здравоохранения и восстановление роста и занятости. Постепенно выкристаллизуется новый миропорядок, ориентированный на человеческий потенциал. При этом «Большая двадцатка» может стать эффективным форумом, прообразом полицентричного мира.

В перспективе Россия могла бы предпринять следующее:

  • сформировать повестку мирового развития за счет новых инициатив в сфере здравоохранения, биотехнологий и цифровой экономики;
  • активно участвовать в решении проблем бедности, доступа к общественным благам и образованию, изменения климата по линии ООН, G20, ВОЗ, на региональном и двустороннем уровне;
  • способствовать созданию портфеля вакцинных препаратов и общего фонда финансирования;
  • регулярно привносить свои идеи для формирования справедливого, безопасного и солидарного постпандемического мира;
  • более активно продвигать диалог культур и цивилизаций в международной повестке, не допуская изоляции или выпадения отдельного региона.

1. Панюжева М.М. Франко-американские отношения в сфере безопасности и особенности их реализации на евроатлантическом и ближневосточном направлениях (2001–2013 гг.). Автореферат дис. … к. ист. наук по специальности 07.00.15 (История международных отношений и внешней политики). НН.: ННГУ. 2015. 31 с.

2. Панюжева М.М. Внешнеполитическая команда Д. Трампа и политика США в отношении Европы. // США и Канада: экономика, политика, культура. 2018. № 12 (588). С. 51 – 68. DOI: 10.31857/S032120680002702-6


Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4.75)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся