Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 4.82)
 (11 голосов)
Поделиться статьей
Любовь Туголукова

Магистрант МГИМО МИД России, стажер РСМД

Сегодня особенно актуальными представляются вопросы о том, каковы цели американского правительства в Заливе; как и почему менялась риторика Д. Трампа на протяжении кризиса по отношению к Катару и Саудовской Аравии.

Складывается впечатление, что Саудовская Аравия и Катар готовы потратить крупные суммы на то, чтобы заручиться большей поддержкой США, которые могут обеспечить безопасность этих стран в случае необходимости. Саудовская Аравия и ее союзники не готовы мириться с поведением эмира Катара, который пошел на нормализацию отношений с Ираном и Турцией.

Необдуманные заявления Д. Трампа осложнили и без того напряженные отношения между Дохой и Эр-Риядом. В основе их соперничества лежат не только разные взгляды на политику региона, но и незаметные на первый взгляд факторы несогласия друг с другом, включая борьбу на уровне семейных кланов. Для США характерно ведение диалога со странами арабского мира исходя из импульсивных прагматических соображений без взгляда в будущее и без учета культурных особенностей региона. Страны ССАГПЗ также стали жертвой такой американской политики. Сделав сначала ставку на сотрудничество с Эр-Риядом, американский лидер не задумывался о необходимости сотрудничества одновременно и с Катаром, который обладает как экономическими ресурсами, так и выгодным для США геополитическим положением в регионе. Вероятно, конфликт между членами ССАГПЗ будет сохраняться, что не станет подспорьем для урегулирования ими конфликта с Ираном и решения арабо-израильского конфликта.

Совет Сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), созданный Бахрейном, Кувейтом, Катаром, Оманом, ОАЭ и Саудовской Аравией в 1981 г. с целью экономической конвергенции и тактического военно-политического сотрудничества, сегодня проходит через кризис. Раскол между бывшими союзниками связан, в первую очередь, с закулисными играми Саудовской Аравии и Катара, борющимися за лидерство в Заливе. Это существенно меняет повестку региона и привлекает все больше посредников для урегулирования противоречий между государствами. Одной из стран, выступающих с «бескорыстной» дипломатической миссией, являются США, которые давно рассматривают Залив как зону своих «жизненных интересов». Администрация Д. Трампа совершает с начала кризиса в 2017 г. много противоречивых действий. Складывается впечатление, что американское правительство долгое время не могло определиться, на чьей стороне оно будет выступать, и каковы издержки альянса от сотрудничества с каждым из региональных лидеров.

Сегодня особенно актуальными представляются вопросы о том, каковы цели американского правительства в Заливе; как и почему менялась риторика Д. Трампа на протяжении кризиса по отношению к Катару и Саудовской Аравии?

Причины появления ССАГПЗ

Перед объединением государства — участники ССАГПЗ разделяли схожие представления о мироустройстве, религии и политическом правлении. Их также роднила неприязнь к лидеру шиитского мира — Ирану. Незадолго до того в Иране произошла Исламская революция под предводительством Р. Хомейни, результатом которой стал откат к исламскому фундаментализму. Опасность для режимов стран Залива стала еще более очевидной, когда в Саудовской Аравии в ноябре 1979 г. радикальные исламисты захватили заложников в мечети Аль-Харам, расположенной в Мекке. В 1980 г. прошли народные демонстрации на востоке страны, на границе с Ираном, где традиционно проживают шииты, а затем и в Бахрейне. В сентябре 1980 г. ирано-иракский конфликт, начавшийся как территориальный спор, обострился до такой степени, что угрожал безопасности остальных государств Персидского залива. Между тем правительство США, оставаясь официально нейтральным, отправило в Залив управляемый ракетный крейсер для поддержки Ирака, что было расценено странами Залива как вмешательство во внутреннюю политику региона. США признавали Персидский залив зоной своих интересов, о чем в январе 1980 г. заявил Дж. Картер, сказав, что «попытка любой внешней силы получить контроль над Персидским заливом будет расцениваться как нападение на жизненно важные интересы Соединенных Штатов».

Создание ССАГПЗ было продиктовано стремлением государств-участников к безопасности, схожими представлениями о политике региона. При этом в уставе организации нет пункта о безопасности — он ограничивается лишь вопросами сотрудничества в социально-культурной и экономической сферах. Стоит заметить, что проект устава, предложенный Оманом и включавший идею военного сотрудничества, не был поддержан другими членами ССАГПЗ. Маскат настаивал на полной военной интеграции с единым центром командования войсками и армией, но интересен другой аспект в его предложениях. Оман заявил о неспособности шести стран Залива защитить себя при нападении крупных государств, поэтому кооперация «с крупной дружественной державой», обладающей схожими представлениями о безопасности, необходима для защиты границ государств. Несмотря на изначальное стремление вести независимую от Запада политику, роль США как внешнего арбитра в регионе становится все более заметной, начиная с 1990-х гг., особенно с началом кампании по борьбе с терроризмом в 2001 г.

Суть конфликта

Наиболее явные противоречия между государствами ССАГПЗ стали проявляться в годы арабской весны, предоставив возможность членам Совета по-новому взглянуть на свое место в системе международных отношений. Амбициозный Катар, зажатый между двумя большими и не очень дружественными друг к другу странами (Саудовской Аравией и Ираном), продемонстрировал явное желание стать региональным лидером. У этого желания был целый ряд предпосылок: государство за небольшой период времени превратилось в экономический центр с высоко урбанизированной столицей; его столица стала штаб-квартирой самого известного новостного агентства в регионе — «Al Jazeera» — и различных экономических форумов; по уровню ВВП (ППС) страна занимает первое место в мире, согласно рейтингу Всемирного банка. Поддерживая революционную волну в арабских странах, не без помощи СМИ, работающих в интересах Дохи, Катар старался обрести больший политический вес в Персидском Заливе. Итогом противостояния стал разрыв дипломатических отношений Катара с тремя членами ССАГПЗ (Саудовской Аравией, ОАЭ и Бахрейном) и Египтом в 2017 г. Государства обвиняли Доху в распространении идеологии исламизма с целью подрыва легитимности власти в государствах-соседях. Катар фактически обвинили в проведении политики, чуждой ССАГПЗ, включая сотрудничество с Турцией и Ираном, а также поддержку ИГ. Имея мощные экономические возможности, обладая инструментами мягкой силы в виде Al Jazeera и связями с «Братьями-мусульманами», Катар оказывал всестороннюю поддержку исламистским группировкам на Ближнем Востоке. По мнению бывших союзников Катара по ССАГПЗ, в послужном списке Дохи есть все: от создания концепта «арабской весны» и помощи правительственным оппозиционерам в Сирии и Египте до покровительства террористам в Ливии. Не стоит забывать и об обвинении Дохи в сотрудничестве с давним врагом стран ССАГПЗ Ираном, с которым Катар нормализовал отношения в 2014 г. Формально дружба между странами закончилась, не успев начаться: многие иранские дипломаты вернулись в Тегеран в 2017 г., после того как Катар обвинил правительство Ирана в террористической деятельности. Взаимоотношения между двумя «изгоями» в Заливе стали налаживаться после начала экономической блокады Катара.

Какие интересы преследует Америка в Заливе

Пожалуй, самой важной региональной организацией, обеспечивающей все необходимые условия для американского военного присутствия в регионе, является ССАГПЗ. Не секрет, что такая «платформа» необходима США для укрепления власти в регионе, чтобы не допустить установление контроля над Заливом и его ресурсами любым другим заинтересованным актором. Официально документ о стратегическом партнерстве в регионе между Вашингтоном и членами ССАГПЗ был подписан в 2015 г., поводом к началу сотрудничества послужили натянутые отношения США с Ираном. Сегодня США имеют военно-морские базы в Бахрейне, Саудовской Аравии, сухопутные войска, дислоцированные в Кувейте, доступ к ключевым авиабазам в Катаре, Омане и ОАЭ. Следовательно, любое событие, которое влияет на региональную позицию стран ССАГПЗ, немедленно становится проблемой Соединенных Штатов. «Теплые отношения» с местными монархиями могут создать необходимый противовес в конфликте с Ираном. США и Тегеран сегодня стоят на пороге военного противостояния после выхода Д. Трампа из соглашений по ядерной программе Ирана и ужесточения санкций против последнего, что является основной «головной болью» для Администрации президента. Поэтому кооперация с противниками Тегерана в лице членов ССАГПЗ и военное присутствие в регионе обеспечивает США относительную уверенность в своем будущем в Заливе и поставках нефти на Запад. Получение доходов от продажи военной техники и обучения армии стран ССАГПЗ укрепляет экономику США, но ставит государства Залива в зависимость от поставок вооружения (доля США в договорах о поставках военной техники в регион составляет на данный момент 53%, большая ее часть идет в Саудовскую Аравию). Поиск общего знаменателя в решении арабо-израильского конфликта по-прежнему стоит на повестке дня США, и именно Катар мог бы сыграть роль посредника между Израилем и ХАМАС. Имея дружеские отношения как с Израилем, так и со сторонниками «Братьев-мусульман», членами ХАМАС.

Политический просчет или выгода

Конфликт в Заливе все больше приобретает черты треугольника — Катар, США и Саудовская Аравия постоянно оглядываются друг на друга в принятии политических решений в ходе противостояния внутри ССАГПЗ. Основным событием, которое предшествовало разрыву дипломатических отношений между Катаром и его противниками, послужил излюбленный Д. Трампом способ влиять на восприятие политических событий населением страны — публикация твитов. Президент США в июне 2017 г. опубликовал серию коротких сообщений, в которых приветствовал борьбу Саудовской Аравии и ее союзников против «ужаса терроризма», вину за который возложил на Катар.

Такое заявление застало врасплох Министерство обороны США, которое поспешило нейтрализовать эффект от почти разорвавшейся «бомбы», созданный Д. Трампом, не взявшим в расчет вопрос о стратегической важности Катара для военного присутствия в Заливе. В тот же день представитель Пентагона выступил с благодарностью Дохе за возможность пользоваться военной базой на территории Королевства. Сообщалось также о попытке министра обороны Д. Мэттиса связаться по телефону с его катарским коллегой, но, по словам чиновника, ответа так и не последовало. Тем не менее министр подчеркивал «открытость к диалогу». Затем пресс-секретарь Госдепартамента Х. Науэрт отметила роль Катара в борьбе с терроризмом, но у него «оставалось еще много работы». Все эти заявления не отвечали, на главный вопрос — воздействовал ли напрямую американский президент на принятие членами ССАГПЗ решения о разрыве дипломатических отношений с Дохой или просто согласился с желанием суверенных государств Залива.

В любом случае это событие временно изменило соотношение сил в регионе и стало причиной озабоченности многих представителей власти США. Существует ряд мнений о том, почему Д. Трамп встал на сторону Эр-Рияда: от дружеских и экономически выгодных отношений с королевским домом (утверждается, что зять и старший советник президента Дж. Кушнер является хорошим другом наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана) до недальновидного поведения, когда не учитывалась роль Катара в военном сотрудничестве в Заливе. Особенное недовольство членов Конгресса вызвала попытка лидера США оправдать кронпринца в глазах общественности, когда наследника престола обвинили в организации убийства критиковавшего его журналиста Дж. Хашогги (преступление произошло в консульстве Саудовской Аравии в Турции 2 октября 2018 г.). В своем заявлении 14 октября 2018 г. президент США пообещал прибегнуть к «серьезному наказанию» Эр-Рияда, если будет доказана причастность монархии к жестокой расправе над общественным деятелем. Ровно через две недели после убийства в столицу Королевства прибыл госсекретарь США М. Помпео для обсуждения случившегося. Именно в этот день по «счастливой случайности» на счет американского правительства поступили 100 млн долл., которые в августе того же года были обещаны президенту США лидером Саудовской Аравии в качестве поддержки в борьбе против ИГ в Сирии. Попытки американского правительства снять с себя обвинения в получении «взятки» выглядели неубедительными, особенно после того, как почти не осталось сомнений в том, что кронпринц замешан в убийстве Дж. Хашогги. В ноябре 2018 г. президент США говорил о невозможности «узнать все обстоятельства» произошедшего, поэтому сотрудничество с Королевством нужно продолжать. Еще более резонансным стал отказ США от поддержки инициативы ООН провести полное расследование о возможном преступлении Мухаммеда бин Салмана, так как Саудовская Аравия является «крупным покупателем вооружения, что помогает стране наращивать экономику и создавать рабочие места для населения». Сегодня можно наблюдать активную поддержку блока стран во главе с Саудовской Аравией, который начал военные действия против Йемена в 2015 г. США поддержали Саудовскую Аравию в конфликте с продажей вооружения. В апреле 2019 г. Конгресс США одобрил резолюцию о прекращении помощи Эр-Рияду в Йемене, но Д. Трамп наложил вето на решение конгрессменов. Обещанного наказания за убийство журналиста в Стамбуле не последовало, а санкции против Саудовской Аравии в 2019 г. ограничились только запретом на пересечение границы США 16 подданным королевства, причастным к преступлению.

Пётр Кортунов:
СВПД: Вперед в прошлое

Вскоре американский президент наладил отношения и с противником Эр-Рияда Дохой. В январе 2018 г. состоялась встреча глав государств, которая закончилась не только признанием Дохи «борцом с терроризмом», но и обещанием Катара взять часть расходов за содержание военной базы США на территории Королевства. Несмотря на всю критику в адрес Дохи за поддержку радикальных исламистов, экономические отношения между двумя государствами укрепляются. Катар демонстрирует желание заработать симпатию Д. Трампа. Уже в июле 2017 г. монархия объявила о решении купить американские военные самолеты 36 F-15QA общей стоимостью 12 млрд долл. и расширить территорию американской военной базы Аль-Удейд. В июле 2019 г. Д. Трамп снова отметил важность торговли с Дохой, называя эмира Катара «уважаемым человеком и прекрасным лидером», «который инвестирует большие средства в экономику США».

Открытые соревнования между Катаром и Саудовской Аравией за дружбу с США начались в 2017 г. Королевства тратили огромные средства не только на создание положительного имиджа в СМИ, но и на гуманитарную поддержку США для устранения последствий урагана Харви в Техасе. После того, как союзник Саудовской Аравии в лице ОАЭ пообещал предоставить экономическую помощь Вашингтону в размере 10 млн долл., Доха повысила ставки и перевела на счет правительства США 30 млн долл. Становится очевидным, что Вашингтон выигрывает от противоречий между странами ССАГПЗ, которым нужна поддержка США как военного и экономического лидера. Экономическая выгода от торговли с Дохой и Эр-Риядом, а не «моральные принципы» определяют политику американского президента в отношении к двум монархиям.

***

Складывается впечатление, что Саудовская Аравия и Катар готовы потратить крупные суммы на то, чтобы заручиться большей поддержкой США, которые могут обеспечить безопасность этих стран в случае необходимости. Расширение торговли военной техникой с королевствами вызывает одобрение Д. Трампа, убеждая Доху и Эр-Рияд в явной симпатии лидера США. Тем не менее растет напряжение между Вашингтоном и Тегераном, поэтому раскол внутри ССАГПЗ становится все менее выгодным США, ведь победить претендующий на лидерство в регионе Иран легче, выступая общим блоком с монархиями Залива. До сих пор желание президента США посадить всех членов ССАГПЗ за стол переговоров не увенчалось успехом. Саудовская Аравия и ее союзники не готовы мириться с поведением эмира Катара, который пошел на нормализацию отношений с Ираном и Турцией.

Необдуманные заявления Д. Трампа осложнили и без того напряженные отношения между Дохой и Эр-Риядом. В основе их соперничества лежат не только разные взгляды на политику региона, но и незаметные на первый взгляд факторы несогласия друг с другом, включая борьбу на уровне семейных кланов. Для США характерно ведение диалога со странами арабского мира исходя из импульсивных прагматических соображений без взгляда в будущее и без учета культурных особенностей региона. Страны ССАГПЗ также стали жертвой такой американской политики. Сделав сначала ставку на сотрудничество с Эр-Риядом, американский лидер не задумывался о необходимости сотрудничества одновременно и с Катаром, который обладает как экономическими ресурсами, так и выгодным для США геополитическим положением в регионе. Вероятно, конфликт между членами ССАГПЗ будет сохраняться, что не станет подспорьем для урегулирования ими конфликта с Ираном и решения арабо-израильского конфликта.

Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 4.82)
 (11 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся