Турция осторожно возобновляет мирный процесс с Рабочей партией Курдистана (РПК), предпринимая шаги, способные изменить политическую карту региона. Инициатива возникла на фоне опасений, что нарастающий конфликт между Израилем и Ираном может негативно сказаться на Турции. Сокращение влияния Тегерана на региональной сцене вызывает тревогу у Анкары, так как Израиль может занять дипломатическую нишу, поддерживая курдские группировки, что противоречит интересам Турции.
Мирная инициатива, предложенная лидером турецкой Партии националистического движения (ПНД) Девлетом Бахчели при поддержке президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, вероятно, обусловлена стремлением установить порядок внутри страны. Если будет реализована мирная инициатива совместно с РПК, то у Р. Эрдогана, скорее всего, возникнет необходимая поддержка для внесения изменений в конституцию, что позволит ему выдвинуть свою кандидатуру на четвертый срок в ходе выборов 2028 г.
С другой стороны, мирное соглашение между Анкарой и РПК неизбежно окажет влияние на отношения различных политических сил Курдистана. Инициатива Турции по установлению мира уже получила поддержку ведущих курдских лидеров в Ираке и Сирии, что свидетельствует об их намерении пересмотреть существующую модель взаимодействия. В случае успешного развития мирного процесса ключевые политические партии в Иракском Курдистане, Демократическая партия Курдистана (ДПК) и Патриотический союз Курдистана (ПСК), будут внимательно наблюдать за тем, как эта перемена скажется на взаимосвязанных соглашениях между ними и Региональным правительством Курдистана, а также его союзниками.
Успешное разрешение конфликта между Турцией и РПК может оказать значительное влияние на геополитическую ситуацию иракских курдов. С одной стороны, расширившееся дипломатическое пространство может побудить курдские политические силы вновь стремиться к большей автономии или даже независимости. Эта идея была отвергнута после референдума о независимости, проведенного в Иракском Курдистане в 2017 г., в связи с внутренними конфликтами между ДПК и ПСК, а также с противодействием со стороны Турции и Ирана и отсутствием международной поддержки. В настоящее время реализация такого шага требует тщательной координации отношений с указанными региональными и внешними акторами.
В результате реализация инициативы Д. Бахчели, которая может произойти в ближайшем будущем, зависит от множества неопределенных факторов, создающих риски для всех участников процесса. Ключевым элементом данной инициативы, по всей вероятности, станет переход ко второму этапу подготовки выступления А. Оджалана в парламенте Турции, а также предполагаемые планы, которые он намерен представить 15 февраля, обращаясь с призывом к РПК о проведении прямых переговоров между прокурдской ПНРД и РПК. На заседании партийной группы в Анкаре, состоявшемся 4 февраля, Тунджер Бакырхан, сопредседатель ПНРД, вновь заявил, что А. Оджалан готовится сделать исторический призыв в ближайшие дни, направленный на создание демократической Турции как комплексного и долгосрочного решения курдского вопроса. Т. Бакырхан подчеркнул готовность своей партии поддержать эту инициативу, отметив настоятельную необходимость проведения демократических реформ. Он также обратился непосредственно к правительству, призвав президента Р. Эрдогана проявить твердое решительное лидерство.
В предварительном комментарии к ожидаемому выступлению Абдуллы Оджалана в турецком парламенте Мурат Карайылан, член Исполнительного комитета Курдской рабочей партии (РПК), 6 февраля заявил: «Если лидер Апо (Абдулла Оджалан) не возьмется за обсуждение ситуации с товарищами, простого видеозвонка будет недостаточно. Как наш лидер сможет убедить их сложить оружие, если не поддерживает постоянный контакт с организацией?». М. Карайылан подчеркивает, что только А. Оджалан в состоянии убедить членов РПК отказаться от вооруженной борьбы, акцентируя внимание на новой стратегии и готовности к как военным действиям, так и к мирным переговорам. Сотрудничество между политиками сможет оказать значительное влияние на успех данной инициативы.
Турция осторожно возобновляет мирный процесс с Рабочей партией Курдистана (РПК), предпринимая шаги, способные изменить политическую карту региона. Инициатива возникла на фоне опасений, что нарастающий конфликт между Израилем и Ираном может негативно сказаться на Турции. Сокращение влияния Тегерана на региональной сцене вызывает тревогу у Анкары, так как Израиль может занять дипломатическую нишу, поддерживая курдские группировки, что противоречит интересам Турции.
Мирная инициатива, предложенная лидером турецкой Партии националистического движения (ПНД) Девлетом Бахчели при поддержке президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, вероятно, обусловлена стремлением установить порядок внутри страны. Если будет реализована мирная инициатива совместно с РПК, то у Р. Эрдогана, скорее всего, возникнет необходимая поддержка для внесения изменений в конституцию, что позволит ему выдвинуть свою кандидатуру на четвертый срок в ходе выборов 2028 г.
С другой стороны, мирное соглашение между Анкарой и РПК неизбежно окажет влияние на отношения различных политических сил Курдистана. Инициатива Турции по установлению мира уже получила поддержку ведущих курдских лидеров в Ираке и Сирии, что свидетельствует об их намерении пересмотреть существующую модель взаимодействия. В случае успешного развития мирного процесса ключевые политические партии в Иракском Курдистане, Демократическая партия Курдистана (ДПК) и Патриотический союз Курдистана (ПСК), будут внимательно наблюдать за тем, как эта перемена скажется на взаимосвязанных соглашениях между ними и Региональным правительством Курдистана, а также его союзниками.
Семь основ мира от Оджалана
Суть данной инициативы стала ясна в ходе встречи Партии народного равенства и демократии (ПНРД), единственной прокурдской политической силой в турецком парламенте, и лидером РПК Абдуллой Оджаланом, прошедшей 28 декабря 2024 г. на острове Имрали. Это была первая встреча за последние десять лет, на которой была предложена новая мирная инициатива, направленная на разрешение курдского вопроса в Турции. В ходе трехчасовой встречи А. Оджалан представил свое послание, состоящее из семи пунктов, которые должны послужить фундаментом для достижения мира:
I. Формирование политической основы для турецко-курдского примирения: «Укрепление братских отношений между турками и курдами не только представляет собой историческую обязанность, но и приобретает решающее значение для судьбы всех народов»;
II. Обращение к совместным усилиям всех политических и гражданских слоев Турции: «Для достижения успеха в данном процессе необходимо, чтобы все политические силы страны проявили инициативу, избегая краткосрочных подходов. Безусловно, одной из ключевых платформ для такого вклада станет Великое национальное собрание Турции (ВНСТ)»;
III. Привлечение всех политических партий и НПО к диалогу при отсутствии внешнего вмешательства: «Ситуация в Газе и Сирии продемонстрировала, что вопрос, который внешнее вмешательство пыталось превратить в хронический кризис, более не может быть отложен»;
IV. Содействие единству в многообразии и демократическому развитию государства: «Я готов сделать конструктивный вклад в новую парадигму, основанную на совместных усилиях турецкого руководства»;
V. Демократические реформы как способ преодоления исторических обид;
VI. Признание культурных и политических прав курдов;
VII. Привлечение общественности и открытость процесса;
Депутат ПНРД Сирры Сурейя Ондер охарактеризовал эти пункты как «золотой совет», подчеркнув их важность для достижения устойчивого мира.
Бахчели и его маневры: суть региональной стратегии
Неожиданное изменение политики в отношении РПК обусловлено обеспокоенностью Турции тем, что Израиль, используя дипломатические инструменты, способен склонить курдов к лояльности. Хотя эти опасения могут быть несколько преувеличены, они не лишены оснований. Израиль на протяжении длительного времени поддерживал тесные связи с курдскими вооруженными формированиями и политическими партиями, особенно в 1960-х и 1970-х гг. В последние годы также наблюдаются попытки укрепления этих отношений, что может вызывать обеспокоенность у региональных акторов, включая Турцию.
Министр иностранных дел Израиля Гидеон Саар в начале ноября 2024 г. заявил, что курды, представляющие собой «великий народ» и «естественного союзника» Израиля, лишены политической независимости. Некоторые курдские лидеры в Иракском Курдистане высказывают поддержку более тесным связям с еврейским государством, хотя и не делают это публично. Примечательно, что в конце декабря 2024 г. курдские союзники РПК в Сирии обратились к Израилю с просьбой о помощи в свете возможного вывода американских войск из страны. В этой связи Р. Эрдоган, по всей видимости, рассматривает мирный процесс с РПК как средство предотвращения потенциальных действий Израиля по привлечению курдских группировок на свою сторону.
Завершение конфликта с РПК будет способствовать укреплению стабильности в Турции и повышению политического рейтинга Р. Эрдогана в преддверии выборов 2028 г. Исторически курдские избиратели занимали значительное место в турецкой политике, и, начав диалог с РПК, турецкий лидер может рассчитывать на поддержку недовольных курдских избирателей.
На этом фоне значимым событием стало приглашение Д. Бахчели в октябре 2024 г. к Абдулле Оджалану, который находится в заключении, выступить в турецком парламенте с призывом к роспуску РПК. Д. Бахчели также намекнул на возможность условно-досрочного освобождения А. Оджалана и его выхода из тюрьмы, если тот поддержит мирный процесс. После этих заявлений А. Оджалану впервые за почти три года разрешили встречу с семьей, а лидер РПК позже отметил, что у него есть «теоретические и практические полномочия» для выхода из конфликта, но только при условии выполнения определенных условий.
Как мирные переговоры изменят баланс сил в Курдистане?
В Иракском Курдистане руководство ДПК, расположенной в Эрбиле, выразило твердую поддержку мирной инициативе, предложенной Турцией. Лидер ДПК Масуд Барзани и президент Курдистана Нечирван Барзани публично одобрили предложенный план урегулирования. Всего за несколько дней до призыва Д. Бахчели к соглашению с А. Оджаланом, региональный президент провел встречу в Анкаре с президентом Турции Р. Эрдоганом, министром иностранных дел Хаканом Фиданом и главой турецкой разведки Ибрагимом Калином.
Дипломатическая поддержка мирной инициативы ДПК основывается на ее партнерских отношениях с Анкарой, и представители ДПК рассчитывают на снижение влияния РПК в Иракском Курдистане. Под давлением Турции Багдад в марте принял решение ввести санкции против РПК, объявленной запрещенной организацией. После визита министра иностранных дел Турции в Багдад 26 января 2025 г., глава турецкого МИД выразил намерение обратиться к Багдаду с призывом перевести РПК из категории запрещенной организацией в террористическую с целью ее ликвидации, а также создать совместный военный оперативный штаб для иракских и турецких сил с целью противодействия РПК.
В случае успешного продвижения мирных переговоров и достижения официального соглашения между Анкарой и РПК, обоснование дальнейшего присутствия вооруженного крыла РПК в регионе Иракского Курдистана (горы Кандиль) может стать затруднительным. Кроме того, это может быть воспринято как попытка государственного переворота против соперника ДПК в Сулеймании — Патриотического союза Курдистана (ПСК), который поддерживает РПК и ее региональных союзников в рамках альянса с Тегераном, стремясь добиться более сбалансированных силовых позиций между курдскими партиями и их региональными партнерами.
Несмотря на кажущиеся противоречивыми интересы, мирное соглашение может в конечном итоге оказаться полезным для всех сторон. Если РПК сложит оружие в Турции, это существенно ослабит одно из основных обоснований для продолжения военного присутствия Анкары на севере Ирака. Хотя это, безусловно, приведет к увеличению автономии ДПК и ПСК в Иракском Курдистане, руководство ДПК может рассматривать ограниченное военное присутствие Турции как средство противодействия иранскому влиянию, особенно в условиях, когда продолжаются обсуждения о выводе американских сил из Ирака.
Как мирный процесс с Турцией изменит курдскую политическую карту?
Успешное разрешение конфликта между Турцией и РПК может оказать значительное влияние на геополитическую ситуацию иракских курдов. С одной стороны, расширившееся дипломатическое пространство может побудить курдские политические силы вновь стремиться к большей автономии или даже независимости. Эта идея была отвергнута после референдума о независимости, проведенного в Иракском Курдистане в 2017 г., в связи с внутренними конфликтами между ДПК и ПСК, а также с противодействием со стороны Турции и Ирана и отсутствием международной поддержки. В настоящее время реализация такого шага требует тщательной координации отношений с указанными региональными и внешними акторами.
В Рожаве, на севере Сирии, успешный мирный процесс с участием Анкары, ДПК и РПК способен открыть новые возможности для сотрудничества между конкурирующими курдскими группировками. Анкара давно обеспокоена достижениями РПК в данном регионе, которые осуществляются при поддержке Сирийских демократических сил (СДС). Если политические и военные фракции, поддерживающие ДПК, включая политическое представительство Курдского национального совета (КНС) и военное крыло сил Рожавы Пешмерга, будут интегрированы в будущую администрацию северной Сирии, совместно с про-РПК силами, в частности, Партией «Демократический союз», это может способствовать снижению напряженности между этими группами. Обнадеживающим можно назвать заявление командующего СДС Мазлума Абди в октябре 2024 г., который выразил поддержку мирному процессу при условии сохранения позиций его организации на севере Сирии.
Турция значительно укрепила свое влияние в Сирии в противостоянии с РПК после свержения бывшего президента Башара Асада с помощью поддерживаемых Анкарой суннитских исламистских повстанцев. В то время как ХТШ* выступает за защиту территориальной целостности Сирии, конфликты на севере страны между протурецкими формированиями Сирийской национальной армии и курдскими силами ослабляют позиции СДС. Призыв М. Абди к единству среди курдов подчеркивает существующие трудности, с которыми сталкивается его организация, а также открывает возможности для КНС, чтобы утвердить свое мнение в Рожаве. Однако заявление Х. Фидана о том, что в Сирии нет места РПК, может быть воспринято как препятствие для переговоров между РПК и фракциями, поддерживающими ДПК.
Тем не менее данная динамика несет в себе определенные риски. Ослабление или роспуск РПК может привести к более активному вовлечению партий, поддерживающих РПК, в политическую жизнь Иракского Курдистана, что может поставить под сомнение политическое преобладание ДПК и ПСК. Если А. Оджалан будет освобожден в рамках возможного соглашения о примирении с Турцией, он может стать новым конкурентом на внутренней политической сцене курдов, бросив вызов традиционным центрам власти — ДПК и ПСК.
В результате реализация инициативы Д. Бахчели, которая может произойти в ближайшем будущем, зависит от множества неопределенных факторов, создающих риски для всех участников процесса. Ключевым элементом данной инициативы, по всей вероятности, станет переход ко второму этапу подготовки выступления А. Оджалана в парламенте Турции, а также предполагаемые планы, которые он намерен представить 15 февраля, обращаясь с призывом к РПК о проведении прямых переговоров между прокурдской ПНРД и РПК. На заседании партийной группы в Анкаре, состоявшемся 4 февраля, Тунджер Бакырхан, сопредседатель ПНРД, вновь заявил, что А. Оджалан готовится сделать исторический призыв в ближайшие дни, направленный на создание демократической Турции как комплексного и долгосрочного решения курдского вопроса. Т. Бакырхан подчеркнул готовность своей партии поддержать эту инициативу, отметив настоятельную необходимость проведения демократических реформ. Он также обратился непосредственно к правительству, призвав президента Р. Эрдогана проявить твердое решительное лидерство. В предварительном комментарии к ожидаемому выступлению Абдуллы Оджалана в турецком парламенте Мурат Карайылан, член Исполнительного комитета Курдской рабочей партии (РПК), 6 февраля заявил: «Если лидер Апо (Абдулла Оджалан) не возьмется за обсуждение ситуации с товарищами, простого видеозвонка будет недостаточно. Как наш лидер сможет убедить их сложить оружие, если не поддерживает постоянный контакт с организацией?» М. Карайылан подчеркивает, что только А. Оджалан в состоянии убедить членов РПК отказаться от вооруженной борьбы, акцентируя внимание на новой стратегии и готовности к как военным действиям, так и к мирным переговорам. Сотрудничество между политиками сможет оказать значительное влияние на успех данной инициативы.
*Организация признана террористической и запрещена на территории РФ