После крушения вертолета Ибрахима Раиси внутренняя политика Ирана, а также дипломатический курс Исламской Республики претерпели изменения. Практически все партнеры и соперники Ирана в регионе и в мире внимательно следили за политическими событиями в стране. Масуд Пезешкиан стал президентом Ирана в условиях, далеких от нормальных как на региональном, так и на глобальном уровнях. Регион находится в крайне нестабильной ситуации после начала конфликта в Газе и в ожидании результатов президентских выборов в США. Мир претерпевает серьезные изменения, порожденные конфликтами, которые формируют новый мировой порядок в настоящий период.
С момента вступления в должность М. Пезешкиан опубликовал две заметки о внешней политике своего правительства. В первой статье под заголовком «Вместе за сильный и процветающий регион» подчеркивается намерение развивать сотрудничество между Исламской Республикой Иран и ее соседями. По сути, региональная политика нового правительства ИРИ является продолжением стратегии правительства Ибрахима Раиси. Вторая статья за авторством новоизбранного президента Ирана была опубликована в газете Tehran Times. В этой заметке, озаглавленной «Мое послание новому миру», он изложил основные направления политики и внешних связей 14-го правительства ИРИ, среди которых: «политика, основанная на возможностях» на международной арене; приоритет решению региональных проблем вместе со странами-соседями; укрепление отношений с Китаем и Россией и установление связей с глобальным Югом; критический подход к Европе и Западу при одновременной готовности к сотрудничеству с ними.
В целом в подходе нового правительства Ирана ключевое значение уделяется «сохранению баланса» в международных отношениях, согласно которому можно извлечь максимальную выгоду из существующих отношений с союзниками, когда при этом всегда сохраняются альтернативные варианты. Стратегия нового правительства формировалась в соответствии с текущими событиями и изменениями в региональных отношениях, и региональная политика нового правительства ИРИ основывается на понятии «сильный и единый регион», а «экономическое развитие» определено как ее центральная цель. В основе этого подхода лежит идея о том, что вместо того, чтобы тратить свои ресурсы на разрушительную конкуренцию и напряженность, страны региона должны использовать свои богатства и активы для создания «сильного региона», способствующего всеобъемлющему развитию. Другими словами, во внешней политике правительства М. Пезешкиана преобладает «ориентированный на возможности» и дальновидный взгляд на развитие региона. Этот подход приветствуется другими игроками, даже несмотря на препятствия со стороны Израиля.
После крушения вертолета Ибрахима Раиси внутренняя политика Ирана, а также дипломатический курс Исламской Республики претерпели изменения. Практически все партнеры и соперники Ирана в регионе и в мире внимательно следили за политическими событиями в стране. Эта обеспокоенность затронула внутренние силы больше, чем региональные или глобальные. Масуд Пезешкиан стал президентом Ирана в условиях, далеких от нормальных как на региональном, так и на глобальном уровнях. Регион находится в крайне нестабильной ситуации после начала конфликта в Газе и в ожидании результатов президентских выборов в США. Мир претерпевает серьезные изменения, порожденные конфликтами, которые формируют новый мировой порядок в настоящий период.
С момента вступления в должность Масуд Пезешкиан опубликовал две заметки о внешней политике своего правительства. В первой статье под заголовком «Вместе за сильный и процветающий регион» подчеркивается намерение развивать сотрудничество между Исламской Республикой Иран и ее соседями. По сути, региональная политика нового правительства ИРИ является продолжением стратегии правительства Ибрахима Раиси. В связи с этим в статье отмечается: «В случае динамичного и двустороннего сотрудничества между странами региона основным приоритетом внешней политики Ирана является развитие сотрудничества с соседями, и новое правительство также будет стараться поддерживать тенденцию нынешнего правительства к укреплению отношений с соседними странами и развивать двусторонние отношения с ними, основанные на взаимном уважении национального суверенитета и территориальной целостности стран».
Вторая статья за авторством новоизбранного президента Ирана была опубликована в газете Tehran Times. В этой заметке, озаглавленной «Мое послание новому миру», он изложил основные направления политики и внешних связей 14-го правительства ИРИ. В данной статье обсуждаются несколько пунктов, предложенных в этой записке.
1. «Политика, основанная на возможностях» на международной арене
Внешняя политика — это сфера эфемерных возможностей и относительно стабильных угроз. Новое правительство намерено использовать все возможности и проводить политику, соответствующую национальным интересам, экономическому развитию, потребностям мирового сообщества и безопасности как в регионе, так и в мире, стремясь достичь «баланса» в отношениях со всеми странами.
2. Акцент на «установлении баланса в отношениях со всеми странами»
Обеспечение национальных интересов и следование принципам внешней политики, основанной на чести, мудрости и целесообразности, невозможно без соблюдения разнообразия и сбалансированности в отношениях с миром и его значимыми игроками. Когда экономическое и политическое взаимодействие ограничивается лишь несколькими странами или влиятельными державами, Иран может упустить свою инициативу.
3. Приоритет укреплению отношений с соседями
По словам М. Пезешкиана, приоритетом станет укрепление отношений с соседними странами. Иран будет стремиться к формированию «сильного региона», а не к отношениям, в которых одна страна пытается завоевать другие или доминировать над ними. Президент ИРИ твердо убежден, что соседние и братские государства не должны растрачивать свои ценные ресурсы на конкуренцию, которая ведет к их истощению, гонке вооружений и ненужным ограничениям друг друга. Вместо этого целью должно быть создание среды, в которой ресурсы каждого будут направлены на прогресс и развитие региона на благо всех.
Этот вопрос был частью заявленной политики всех правительств, однако его реализация наряду с двусторонним и региональным сотрудничеством в области экономики и безопасности требует одновременно двух подходов: на региональном уровне — управление и разрешение текущих конфликтов, а также укрепление единения на международной арене. На двустороннем и региональном уровнях, а также на международном уровне необходимо снять санкции и, помимо этого, нормализовать отношения с крупными державами, которые бросают вызов Исламской Республике Иран.
4. Решение «общих проблем региона»
В связи с этим М. Пезешкиан отметил, что сотрудничество с Турцией, Саудовской Аравией, Оманом, Ираком, Бахрейном, Катаром, Кувейтом, Объединенными Арабскими Эмиратами и региональными организациями направлено на углубление экономических отношений, укрепление торговых связей, содействие совместным инвестициям, решение общих проблем и продвижение к созданию региональных рамок для диалога, построения доверия и развития. Сейчас настало время совместно решить эти общие проблемы ради лучшего будущего для следующих поколений. Сотрудничество в интересах регионального развития и процветания станет основным принципом внешней политики Ирана.
Как страны, обладающие богатыми ресурсами и общими традициями, основанными на мирном исламском учении, они должны объединиться и полагаться на силу логики, а не на логику силы. Воспользовавшись своим нормотворческим потенциалом, Иран и его партнеры могут сыграть важную роль в постбиполярную эпоху, способствуя поддержанию мира, создавая мирную среду для устойчивого развития, укрепляя диалог и противодействуя исламофобии. В этом деле Иран готов сыграть свою роль.
5. «Важная роль Китая и России»
Развитие долгосрочных и стратегических отношений с Китаем как с нынешней великой державой и потенциальным кандидатом на роль первой в мире экономики, независимо от противостояния Востока или Запада, является общей для всех необходимостью. Ни один игрок, включая Иран, не может игнорировать важность этого. Критике при обсуждении тенденций в отношениях с Китаем подвергается не принцип взаимодействия с Пекином и развитие стратегических отношений с ним, а нарушение принципа баланса по отношению к другим важным игрокам. Что касается России, то она является ценным стратегическим союзником и соседом Ирана, и правительство М. Пезешкиана привержено расширению и укреплению этого сотрудничества. Иран желает мира народам России и Украины, и текущее правительство ИРИ будет готово активно поддерживать дипломатические инициативы для достижения этой цели. Приоритет будет отдан двустороннему и многостороннему сотрудничеству с Россией, особенно в рамках таких организаций, как БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества и Евразийский экономический союз.
6. Укрепление связей со странами Африки и Латинской Америки
В статье новоизбранного президента Ирана также подчеркивается необходимость укрепления отношений со странами Африки и Латинской Америки. Этот вопрос важен, поскольку упоминание этих регионов в качестве приоритетного направления внешней политики означает, что им следует уделять особое внимание, а не маргинализировать их.
7. «Критический подход к Европе и готовность к сотрудничеству»
Несмотря на общее положительное отношение ко всем странам и регионам в послании президента, Запад, включая Европу, подвергся им критике за необоснованные ожидания от Ирана, особенно в контексте дебатов по СВПД. Несмотря на это, была подчеркнута готовность Ирана вести конструктивные переговоры с европейскими странами.
Наиболее важными направлениями программы Аббаса Аракчи в качестве министра иностранных дел Ирана являются:
- «инклюзивная, активная и эффективная» дипломатия со сбалансированным и функциональным подходом;
- полная координация действий на местах и поддержка связей с союзниками;
- всесторонняя поддержка сопротивления и прав угнетенного палестинского народа;
- достойное, функциональное и ориентированное на возможности взаимодействие с Европой, основанное на взаимном уважении;
- предотвращение восстановления коалиции против Ирана в СБ ООН;
- продолжение политики внимательного отношения к соседям;
- снятие санкций через целенаправленные и конструктивные переговоры;
- реализация прав Ирана в проектах транспортных коридоров, а также открытие новых рынков;
- поддержание крепких отношений с Китаем и Россией, а также установление новых связей с развивающимися экономиками;
- активная публичная дипломатия и отстаивание своих позиций в когнитивной войне посредством убедительного нарратива.
В целом в подходе нового правительства Ирана ключевое значение уделяется «сохранению баланса» в международных отношениях. Согласно этому подходу, можно извлечь максимальную выгоду из существующих отношений с союзниками, когда при этом всегда сохраняются альтернативные варианты. Что касается региона, то стратегия нового правительства формировалась в соответствии с текущими событиями и изменениями в региональных отношениях. Это означает, что региональная политика нового правительства основывается на понятии «сильный и единый регион», а «экономическое развитие» определено как ее центральная цель. В основе этого подхода лежит идея о том, что вместо того, чтобы тратить свои ресурсы на разрушительную конкуренцию и напряженность, страны региона должны использовать свои богатства и активы для создания «сильного региона», способствующего всеобъемлющему развитию.
Другими словами, во внешней политике правительства М. Пезешкиана преобладает «ориентированный на возможности» и дальновидный взгляд на развитие региона. Этот подход приветствуется другими игроками, даже несмотря на препятствия со стороны Израиля.