В ближайшей перспективе мировой рынок оружия будет иметь тенденцию к росту, который прежде всего вызван внедрением высокотехнологичных компонентов и систем, позволяющих вывести сектор на новый уровень развития в рамках четвертой промышленной революции.
Среди важнейших задач Китая в данном контексте — достижение гражданской и военной интеграции, а также разработка передовых технологий двойного назначения. Используя различные инструменты, такие как стимулирование местных инноваций и приобретение доступа к иностранным технологиям и ноу-хау, Китай стремится получить глобальное инновационное лидерство, обойдя США и Европу, что приведет в будущем к серьезным последствиям в гражданской и военной сферах.
Китайский ОПК наращивает производственные обороты, переходя от насыщения внутреннего рынка в интересах НОАК к формированию целого спектра номенклатуры, предназначенной для экспорта в различные регионы мира, в том числе на оружейный рынок стран Латинской Америки.
Мировой объем продаж беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) обладает существенным потенциалом наращивания. По оценкам экспертов исследовательского центра Drone industry insight к 2024 г. глобальный рынок достигнет 43,1 млрд долл., в Латинской Америке продажи дронов вырастут в два раза с общим бюджетом в 1 млрд долларов США.
Одним из лидеров в данной сфере является Китай, промышленность которого ежегодно демонстрирует на международных выставках и авиасалонах современные и перспективные разработки БПЛА.
Учитывая отдельные территориальные споры и тлеющие приграничные конфликты, беспилотная авиация в среднесрочной перспективе будет крайне востребована среди оборонных ведомств латиноамериканских стран.
Анализ складывающейся на региональном рынке Латинской Америки ситуации свидетельствует о начальном этапе его насыщения БПЛА и лидирующих на данный момент позициях китайской промышленности в данном сегменте.
Поэтапный переход на новый технологический уклад и модернизация национальных оборонных ведомств и силовых структур региональных стран неизбежно приведут к повышению спроса на беспилотные системы. Прежде всего речь идет о разведывательных малых дронах, способных обеспечить контроль приграничного пространства в условиях борьбы с наркотрафиком, незаконной миграцией и контрабандой, а также изделиях, способных к интеграции в системы обеспечения правопорядка в городских условиях (с возможностью распознания лиц).
С учетом малой вероятности широкомасштабных региональных конфликтов востребованность ударной беспилотной авиации на данном этапе будет более низкой. Учитывая отдельные территориальные споры и тлеющие приграничные конфликты, данные изделия в среднесрочной перспективе могут представлять интерес для оборонных ведомств Венесуэлы, Колумбии, Чили, Перу и Мексики.
По примеру Китая российской промышленности целесообразно расширить линейку гражданских дронов, способных при необходимости интегрироваться в системы городской безопасности и мониторинга обстановки, имеющих потенциал двойного назначения.
Отставание в данной области РФ неизбежно приведет к снижению конкурентоспособности в сфере ВТС со странами Латинской Америки и на мировом рынке в целом, что будет способствовать гегемонии КНР в данном сегменте высокотехнологичной продукции в среднесрочной перспективе.
Производственный потенциал КНР в сфере БПЛА
В условиях усиления глобальной конкуренции торговля вооружениями и военной техникой (ВиВТ) — это четкий индикатор стратегической обстановки в мире. Помимо обретения значимого экономического эффекта страны-экспортеры сохраняют и наращивают свое влияние на геополитический климат отдельных регионов.
В ближайшей перспективе мировой рынок оружия будет иметь тенденцию к росту, сопряженному с внедрением в рамках четвертой промышленной революции высокотехнологичных компонентов и систем, позволяющих вывести сектор на новый уровень развития.
Среди важнейших задач Китая в данном контексте — достижение гражданской и военной интеграции, а также разработка передовых технологий двойного назначения. Используя различные инструменты, такие как стимулирование местных инноваций и приобретение доступа к иностранным технологиям и ноу-хау, Китай стремится получить глобальное инновационное лидерство, обойдя США и Европу, что приведет в будущем к серьезным последствиям в гражданской и военной сферах.
По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), в 2019 г. оборонный бюджет Китая составил порядка 261 млрд долл., заняв устойчивое второе место в мире после США (инфографика № 1).
Источник: SIPRI Yearbook 2020//SIPRI. 2021
Китайский ОПК наращивает производственные обороты, переходя от насыщения внутреннего рынка в интересах НОАК к формированию целого спектра номенклатуры, предназначенной для экспорта в различные регионы мира, в том числе на оружейный рынок стран Латинской Америки.
Особым спросом на данном этапе пользуются беспилотные летательные аппараты (БПЛА), спектр применения которых в регионе крайне широк: от обеспечения общественной безопасности в условиях пандемии до контроля приграничного пространства и борьбы с наркотраффиком.
Мировой объем продаж дронов обладает существенным потенциалом наращивания. По оценкам экспертов исследовательского центра Drone industry insight к 2024 г. глобальный рынок достигнет 43,1 млрд долл., в Латинской Америке продажи дронов вырастут в два раза с общим бюджетом в 1 млрд долларов США (Инфографика № 2).
Источник: Schroth Lukas. The drone market 2019-2024: 5 things you need to know// Drone II. 10.04.2019
Одним из лидеров в данной сфере является Китай, промышленность которого ежегодно демонстрирует на международных выставках и авиасалонах современные и перспективные разработки БПЛА. Среди основных производителей можно отметить: Китайскую авиационную промышленную корпорацию (AVIC, специализируется на разведывательно-ударных беспилотных комплексах), Китайскую аэрокосмическую научно-индустриальную корпорацию (CASIC) и её подразделение Третью академию (осуществляет разработку крылатых ракет и БПЛА), 365-й Исследовательский институт беспилотной авиации при Северо-западном политехническом университете г. Сиань (ASN Technology group, насыщает 90% внутреннего рынка, основной заказчик НОАК), крупнейшего в мире производителя беспилотных вертолетов Weifang Tianxiang Aerospace industry Co. Ltd. (г. Вэйфан, провинция Шаньдун), мирового лидера в производстве малых БПЛА DJI (Da Jiang Innovations, г. Шэньчжэнь, провинция Гуандун).
Современные и перспективные образцы китайской беспилотной техники
Рассмотрим основную продукцию китайского ОПК, в том числе предназначенную для экспорта в страны Латинской Америки.
Самым современным китайским БПЛА является Цайхун-5 или CH-5. Первый полет был совершен 16 июля 2017 г. в Пекине. Исследователи проводят параллели указанной модели с американским MQ-9 Reaper, однако технические характеристики китайского изделия превосходят конкурента. Дальность полета до 10 тыс. км, продолжительность — до 60 часов.
Наиболее популярный китайский БПЛА на мировом рынке — разведывательно-ударный беспилотник AVIC Wing Loong II. Количество уже проданных иностранным заказчикам аппаратов может сравниться с американским Predator и израильским Heron. Однако общие суммы, заработанные Китаем, намного меньше. Связано это прежде всего с высоко конкурентной ценовой политикой китайского производителя. Цена Wing Loong II составляет порядка 2 млн долл., а стоимость БПЛА США и Израиля может достигать десятков миллионов. Именно поэтому китайские беспилотники закуплены Пакистаном, ОАЭ, Узбекистаном, Казахстаном и Египтом. Причина заключается в разнице подходов к подобным БПЛА в целом. В США их расценивают как стратегический инструмент, а в Китае — как расходуемое и совсем привычное уже в недалеком будущем средство.
Также в 2018 г. AVIС в семействе разведывательных БПЛА средней дальности Wing Loong запустил версию I-D. Новый вариант Wing Loong I обладает улучшенной аэродинамикой и двигателем, что позволяет повысить взлетный вес, эксплуатационный потолок и выносливость изделия. Конструкция новой версии I-D очень похожа на первое поколение Wing Loong, обладающая длиной 8,7 м, высотой 3,2 м и размахом крыла 17,6 м. Оснащенный поршневым двигателем БПЛА достигает максимальной скорости 280 км/ч и практического потолка 7500 м. Максимальная продолжительность полета дрона — 35 ч.
Разработанный AVIC БПЛА вертолетного типа AV500W
— также один из успешных вариантов экспортной продукции, который в октябре 2018 г. успешно завершил пуски ракет FT-8D, с высокой точностью поразив цели на расстоянии 4,5 км. AV500W имеет максимальный взлетный вес 500 кг, эксплуатационный потолок 5000 м, скорость 170 км/ч, максимальное время полета 5 ч. Изделие может быть востребовано на рынке Латинской Америки с учетом большой зоны труднодоступных регионов, требующих обеспечения безопасности национальных границ (зоны наркотрафика, контрабандные тропы).
Корпорация AVIC в октябре 2018 г. успешно провела первый демонстрационный полет БПЛА Qi Mingxing (Venus) с солнечно-электрическим источником питания. Во время полета Venus, который разрабатывался специальным подразделением первого авиационного института, достиг высоты, превышающей 20 тыс. м. Интеграция альтернативных источников питания наделяют данный образец высокой степенью экологичности и автономности эксплуатации.
В ноябре 2018 г. AVIC объявила, что разработанный ей летающий на солнечных батареях беспилотный летательный аппарат Morning Star с размахом крыльев 20 м прошел испытания в полете на высоте 20 тыс. м.
«Мы быстро перейдем к производству крупноразмерных, грузоподъемных и способных к долгому полету беспилотников на солнечных батареях», — заявила AVIC. Применение новых материалов позволило достичь «невероятно легкого веса» основной крыльевой структуры (18.9 кг). Первый полет прототипа с 10-метровым размахом крыльев состоялся в сентябре 2018 г. Помимо AVIC подобные аппараты разрабатывает еще ряд китайских компаний.
Китайский тяжелый ударный БПЛА GJ-11 является усовершенствованной версией модели 601-S, имеет аэродинамическую схему «бесхвостка» и в отличие от Northrop B-2 Spirit не оборудован верхними спойлерами. По сравнению с американским Northrop Grumman X-47B и российским С-70 «Охотник» GJ-11 не способен развивать сверхзвуковую скорость, но обладает хорошими характеристиками скрытности, может нести различные боеприпасы весом до 2 т, а также переносить ракеты класса «воздух-воздух». Китайский GJ-11 оснащен турбореактивным двухконтурным двигателем РД-33 и может быть использован для воздушной поддержки наземных операций и разведывательных миссий.
Актуальные поставки БПЛА
Перечисленные модели являются перспективными с точки зрения насыщения регионального рынка. В настоящее время латиноамериканские страны отдают предпочтение более компактным и бюджетным моделям, преимущественно произведенным компанией DJI. Эта китайская компания уже длительное время является мировым лидером в поставках малых и средних дронов на мировой рынок (инфографика № 3).
Потенциал изделий помимо исключительно гражданского применения дает возможность задействовать дроны силовыми структурами, использовать их в разведывательных целях и для отслеживания обстановки в городских условиях.
Так, военная полиция Сан-Паулу (Бразилия) в октябре 2019 г. приобрела 160 дронов производства DJI в двух конфигурациях, оснащенных тепловизионными и оптическими камерами с 30-м увеличением. Отмечается, что это самая крупная сделка по приобретению беспилотников силами внутренней безопасности в Латинской Америке. Управление дронами осуществляется не только по радиоканалу, но и с использованием сетей 3G/4G. Беспилотники подключены к национальной системе распознавания лиц и используются для слежения и обеспечения общественной безопасности.
Департамент полиции по расследованиям незаконного оборота наркотиков (Deinpol MT-0) Следственной полиции Чили (PDI) в январе 2020 г. заключил контракт с Esenergy SPA на приобретение 12 дронов DJI Mavic Pro Platinum на сумму 32 тыс. долл. Внедрение беспилотников направлено на удовлетворение потребности в компактном, портативном и менее бесшумном оборудовании по сравнению с используемым в настоящее время. В июле прошлого года PDI объявила тендер на приобретение новых дронов, которые будут включены в тактические подразделения MT-0. Mavic — компактный, портативный БПЛА, способный находиться в воздухе до 30 минут. Конструкция его винтов помогает снизить шум на 60% по сравнению с аналогами. Дальность полета — 15 км, высота — до 5 км, скорость — до 65 км/ч.
В октябре 2020 г. генеральное командование морской пехоты ВМС Чили заключило контракт с Heliboss Chile (дочерняя структура DJI) на покупку трех дронов DJI Mavic 2 Enterprise Dual на сумму около 14 700 долл. Компания предоставила шестимесячную техническую гарантию на них. Беспилотники оснащены GPS, термическими, ИК и оптическими датчиками. Mavic 2 способны передавать видео в разрешении 1080p на расстояние до 8 км. Автономность устройства составляет 31 минуту при весе без аксессуаров 899 грамм.
На вооружении министерства национальной обороны Мексики (Sedena) стоят дроны DJI Mavic Platinum Minidron. В феврале 2020 г. объявлен тендер на приобретение запчастей в рамках технического обслуживания указанных изделий.
Китайская продукция пользуется популярностью даже у основного конкурента — США. Несмотря на принятое в мае 2018 г. Пентагоном постановление, запрещающее использование всех коммерческих беспилотников подразделениями ВС США, американские ВВС закупили 35 дронов DJI Mavic Pro Platinum, а ВМФ приобрел квадрокоптеры DJI Inspire.
Вместе с тем официальный Вашингтон полагает, что DJI будет помогать Пекину шпионить за правительством США. Несмотря на признание того, что китайское оборудование может использоваться для сбора разведывательных данных о военных операциях американского оборонного ведомства, вышеуказанные беспилотники продолжают использоваться.
Заключение
Анализ складывающейся на региональном рынке Латинской Америки ситуации свидетельствует о начальном этапе его насыщения БПЛА и лидирующих на данный момент позициях китайской промышленности в данном сегменте.
Поэтапный переход на новый технологический уклад и модернизация национальных оборонных ведомств и силовых структур региональных стран неизбежно приведут к повышению спроса на беспилотные системы. Прежде всего речь идет о разведывательных малых дронах, способных обеспечить контроль приграничного пространства в условиях борьбы с наркотрафиком, незаконной миграцией и контрабандой. Кроме того, востребованы изделия, способные к интеграции в системы обеспечения правопорядка в городских условиях (с возможностью распознания лиц).
С учетом малой вероятности широкомасштабных региональных конфликтов востребованность ударной беспилотной авиации на данном этапе будет более низкой. Учитывая отдельные территориальные споры и тлеющие приграничные конфликты, данные изделия в среднесрочной перспективе могут представлять интерес для оборонных ведомств Венесуэлы, Колумбии, Чили, Перу и Мексики.
По примеру Китая российской промышленности целесообразно расширить линейку гражданских дронов, способных при необходимости интегрироваться в системы городской безопасности и мониторинга обстановки, имеющих потенциал двойного назначения.
Отставание в данной области РФ неизбежно приведет к снижению конкурентоспособности в сфере ВТС со странами Латинской Америки и на мировом рынке в целом, что будет способствовать гегемонии КНР в данном сегменте высокотехнологичной продукции в среднесрочной перспективе.