Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.67)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Гордей Морозов

Студент исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Почти три года назад канцлер Германии Олаф Шольц объявил о начале новых преобразований вооруженных сил ФРГ, провозгласив Zeitenwende (нем. смена эпох). В качестве ключевых проблем выделялись слабая оснащенность бундесвера из-за недостаточных инвестиций и непопулярность военной службы.

После начала СВО многие европейские государства — члены НАТО резко задумались о своей безопасности. В 2024 г. Германия впервые выделила на оборону 2% ВВП, которые требуются от членов альянса. Несмотря на это, новых достижений в области совершенствования вооруженных сил пока недостаточно.

Помимо старых проблем, перед европейскими державами возник качественно новый вызов в лице избранной в конце 2024 г. администрации Дональда Трампа. Сам президент уже несколько раз выразил открытый скепсис относительно целесообразности дальнейшей поддержки Украины в конфликте против России без гарантий возвращения этих денег США. Европейские державы пока не отказываются от старого курса и выглядят растерянными на фоне последних пертурбаций в отношениях между Д. Трампом и В. Зеленским. Большой интерес в этом контексте будет вызывать дальнейшая оборонная политика ФРГ, где вскоре будет сформирована новая коалиция во главе с партией ХДС/ХСС и Ф. Мерцем.

Ближайшие годы и взаимоотношения между новым федеральным правительством ФРГ во главе с канцлером Фридрихом Мерцем и администрацией президента США Дональда Трампа во многом определят, пойдет ли немецкое государство на слом привычной модели с приоритизацией социальных расходов или нет. Этот сценарий представляется радикальным, но неминуемым в случае основательного разрыва Европы и США.

Вероятнее всего, будущее правительство все-таки сможет выделить дополнительные пакеты инвестиций в бундесвер, однако в условиях наращивания военной помощи ВСУ и медленной динамики военных закупок реформа будет оставаться «косметической». Вероятнее всего, новое правительство все-таки сможет добиться возвращения призыва на срочную службу. Партия ХДС/ХСС выступает именно за то, чтобы вернуть ее уже в этом году. Однако, несмотря на то, что эта мера сможет решить проблему почти полного отсутствия резерва, она вряд ли сможет повысить общую популярность воинской службы. Чтобы изменить эту ситуацию, будет нужна основательная перестройка социальной политики и сокращение бюджета министерства труда и социальных вопросов. Одной из потенциальных мер может стать, например, реформирование или даже полная отмена пособия по безработице, которое уже давно подвергается критике со стороны оппозиционных партий. В этом случае часть населения, имеющая проблемы с квалификацией, сможет вступить в ряды вооруженных сил и заслужить необходимые социальные гарантии.

Почти три года назад канцлер Германии Олаф Шольц объявил о начале новых преобразований вооруженных сил ФРГ, провозгласив Zeitenwende (нем. смена эпох). В качестве ключевых проблем выделялись слабая оснащенность бундесвера из-за недостаточных инвестиций и непопулярность военной службы.

Для решения первой в 2022 г. было выделено 100 млрд евро «особых средств» бундесвера, которые, согласно плану, должны были качественно изменить облик вооруженных сил и восполнить все пробелы вооруженных сил, сделав их пригодными для ведения полноценных боевых действий. «Особые средства» представляют собой фонд, созданный для достижения планки расходов в размере 2% от ВВП, который Североатлантический альянс требует от своих членов.

Вторая проблема требует более комплексного решения. В 2011 г. в Германии была отменена обязательная военная служба по призыву. Реформа министра обороны Томаса де Мезьера коснулась и армии в целом: количество личного состава бундесвера было ограничено цифрой в 185 тыс. человек, хотя еще в 2010 г. личный состав вооруженных сил насчитывал 245 тыс. человек. Согласно обоснованию, реформа была проведена потому, что в тот момент ФРГ оценивала риск вторжения вооруженных сил других стран как низкий, а в качестве основных угроз выделяла проблемы международного терроризма, информационной безопасности и последствия распада государств.

После начала специальной военной операции (СВО) на Украине многие европейские государства — члены НАТО резко задумались о своей безопасности. В 2024 г. Германия впервые выделила на оборону 2% ВВП, которые требуются от членов альянса. Несмотря на это, новых достижений в области совершенствования вооруженных сил пока недостаточно.

Помимо старых проблем, перед европейскими державами возник качественно новый вызов в лице избранной в конце 2024 г. администрации Дональда Трампа. Сам президент уже несколько раз выразил открытый скепсис относительно целесообразности дальнейшей поддержки Украины в конфликте против России без гарантий возвращения этих денег США. Европейские державы пока не отказываются от старого курса и выглядят растерянными на фоне последних пертурбаций в отношениях между Д. Трампом и В. Зеленским. Большой интерес в этом контексте будет вызывать дальнейшая оборонная политика ФРГ, где вскоре будет сформирована новая коалиция во главе с партией ХДС/ХСС и Ф. Мерцем.

Инвестиции пока не сыграли свою роль

Согласно плану, выделенные 100 млрд евро должны были значительно улучшить материальное обеспечение армии, обновить арсенал, наладить закупки. Часть средств была направлена на обновление авиапарка люфтваффе бундесвера, включавшая закупку 35 истребителей F-35, 60 военно-транспортных вертолетов Chinook CH-47F, модификации истребителей Eurofighter, развитие наземного ПВО и многое другое. Изначально именно эта часть инвестиций оценивалась как наиболее дорогостоящая: на нужды авиации отводилось 40,9 млрд евро — почти половина всех «особых средств». При этом по состоянию на 2024 г., военно-воздушные силы Германии занимали седьмое место по численности среди членов НАТО, находясь в списке ниже Греции. Качество и количество авиации играет значимую роль в современных войнах, что продемонстрировали в том числе и операции альянса в последние десятилетия. Объем потраченных на обновление авиапарка средств действительно велик для ФРГ, но это вовсе не означает, что он равномерен заявленным планам на построение боеспособной армии.

Помимо прочего, странным выглядит отсутствие прогресса в развитии БПЛА. Опыт СВО четко продемонстрировал, что дроны выступают в качестве одного из ключевых средств поражений на поле боя. Тем удивительнее то, что производство боевых дронов в Германии пока что серьезно не стоит на повестке дня. В течение 2023–2024 гг. шли активные дебаты относительно гуманности применения этого вида вооружений, поэтому в распоряжении бундесвера были лишь разведывательные варианты. Стоит также отметить, что еще в 2015 г. Германия, Франция и Италия согласовали проект Euro-drone, который должен снизить зависимость ЕС от беспилотников из США и Израиля. Однако разработка европейского дрона явно затянулась — первый полет прототипа планируется лишь в середине 2027 г. В свою очередь, Россия уже в 2023 г. произвела 140 тыс. БПЛА разных типов и в будущем планирует значительно нарастить их производство. В условиях современных конфликтов дроны приобретают все более важное значение, способствуя выводу качества разведки на новый уровень. Исходя из этого, стоит отметить, что без значительных инвестиций в развитие беспилотных систем бундесвер вряд ли сможет претендовать на статус высокотехнологичной армии.

Несмотря на отставание немецких беспилотников, Германия вкладывает большие средства в цифровизацию бундесвера, а именно в развитие связей и управления. На эти цели было выделено 20,7 млрд евро. В феврале 2025 г. появилось сообщение о том, что компания Rheinmetall стала генеральным подрядчиком бундесвера по развитию связи и получила заказ на сумму 1,9 млрд евро на оснащение 10 тыс. транспортных средств бундесвера цифровыми радиостанциями. Эта инвестиция представляется весьма логичной, учитывая важность качественной связи в условиях любого конфликта. Тем не менее в мирное время будет сложно оценить эффективность работы будущей системы.

Что касается Rheinmetall, стоит отметить колоссальный рост компании за последние три года. Помимо обеспечения связью, компания недавно также заключила крупное соглашение об обеспечении военной логистики Германии на 260 млн евро, включающее в себя услуги по передислокации армии как внутри страны, так и за ее пределами. От сделки по истребителям F-35 концерн тоже не остался в стороне — еще в 2023 г. был объявлен план строительства завода для производства секций фюзеляжа для истребителей F-35F Lightning II в округе Клеве федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия.

Большие надежды руководство компании возлагает также на производство боеприпасов. Генеральный директор концерна А. Паппергер заявлял, что компания может начать выпускать к 2025 г. до 700 тыс. снарядов в год, что, по оценкам экспертов, можно назвать слишком амбициозным планом, так как Rheinmetall, производивший до 2022 г. всего 70 тыс. снарядов в год, не может в столь короткий срок в десять раз увеличить объемы выпускаемой продукции.

Учитывая новый сложившийся статус концерна в системе бундесвера, можно с уверенностью сказать, что развитие производственных мощностей компании будет серьезно влиять на огневую мощь вооруженных сил ФРГ в целом. Принимая во внимание текущие опасения европейских политиков относительно заявлений Д. Трампа в НАТО, который не исключил возможность выхода США из альянса, в худшем для Европы сценарии можно допустить, что ей придется самостоятельно заботиться о своей обороне, что не может не повлиять на развитие местного ВПК. Постепенно даже начинаются разговоры о потенциальной «европеизации» блока НАТО. В качестве последнего подтверждения этой тенденции можно привести недавний саммит военных представителей НАТО в Париже 11 марта, на который представители США приглашены не были. В феврале 2025 г. появились сообщения о том, что Rheinmetall перепрофилирует два своих завода для выпуска военной продукции на фоне озвучивания позиции администрации США относительно урегулирования конфликта на Украине. Все это подчеркивает готовность концерна принимать активнейшее участие в продвижении военной реформы, получая от этого значительную прибыль.

Важную часть реформы должно составлять и развитие сухопутных сил. Тем не менее в этой области замечено определенное отставание от других закупок в рамках «смены эпох»: крупные заказы стали поступать не весной 2022 г., а во второй половине 2023 г., что значительно замедляет плановое оснащение сухопутных войск. Также не секрет, что ФРГ занимает место главного европейского спонсора ВСУ, что значительно осложняет положение бундесвера. По некоторым данным, военнослужащие вооруженных сил Германии оценивают текущую боеспособность страны ниже, чем до начала СВО.

К середине февраля 2025 г. Украине было передано 420 тыс. артиллерийских снарядов 155 мм, 103 танка Leopard 1 A5, 18 танков Leopard 2, 140 БМП Marder и многое другое. Безусловно, основная часть техники, переданной на нужды ВСУ, не относится к наиболее технологичным образцам немецкой армии. Например, танк Leopard 1, который ФРГ предоставляет активнее всего, не используется бундесвером с 2003 г., что вовсе не делает его неэффективным, но показывает весьма осторожное отношение ФРГ к растрате новейших образцов техники. Однако массовая передача техники подразумевает соответствующее наращивание производства. Пока что эксперты отмечают, что темпы новых закупок ФРГ недостаточны, а рост объема заказов на танк Leopard 2 подрывает разработку других проектов, в числе которых франко-германский MGCS и Panther KF51 концерна Rheinmetall. То же касается проблемы наращивания производства артиллерийских снарядов.

ХДС/ХСС и СДПГ, ведущие переговоры о формировании коалиции, уже обсуждают и вопрос дополнительного финансирования. Эксперты оценивают потенциальный оборонный фонд в 400 млрд евро, а инфраструктурный — в 400–500 млрд евро. Эти внушительные числа значительно превосходят размер выделенных «особых средств». Учитывая опыт болезненности обсуждения финансовых вопросов для последней коалиции, рассчитывать на простое создание столь внушительных фондов не приходится. Также будущий канцлер Германии Фридрих Мерц исключил быструю реформу долгового тормоза, который мог бы позволить правительству взять больше займов для финансирования нужд вооруженных сил, сославшись на то, что парламент вряд ли пропустит подобный закон.

Таким образом, «особые средства» пока не смогли решительно улучшить оснащение вооруженных сил ФРГ. Новых закупок пока слишком мало, чтобы коренным образом изменить сложившуюся ситуацию. Немецкая военная промышленность, хотя и начинает постепенно выпускать все больше продукции, пока не может обеспечить все потребности военной реформы. Вероятнее всего, новая коалиция действительно возьмет курс на дальнейшую милитаризацию, но цена этого курса, если правительство действительно задумает всерьез нарастить армию, будет гораздо выше, чем реформа долгового тормоза и невиданные ранее объемы вливаний в военное производство.

Социальное или суверенное государство?

Вопрос личного состава — ключевой в формировании боеспособных вооруженных сил. Борис Писториус и высшее командование бундесвера уже не раз признавало отмену призывной системы ошибкой и выступало за ее скорейшее возрождение. Однако после начала СВО встал вопрос о том, как можно безболезненно для общества повысить мотивацию молодых людей записываться в ряды бундесвера.

На протяжении 2023–2024 гг. шла бурная дискуссия касательно того, в каком виде призывная служба может быть возвращена. Изначально планировалось принятие гендерно-нейтральной скандинавской модели, от которой в министерстве обороны отказались к осени 2024 г. 6 ноября 2024 года появилась информация о том, что федеральное правительство смогло подготовить юридическую базу для призыва на военную службу. Согласно плану, в 18 лет юноши в Германии будут получать обязательную форму с вопросами, касающимися их желания пройти военную службу. Для девушек заполнение формы будет необязательно. На основании ответов молодых людей министерство обороны сможет призывать наиболее мотивированных из них для прохождения полугодовой срочной службы с возможностью ее продления. Во время службы солдаты будут получать 1800 евро в месяц, что также должно стать мотивирующим фактором. Новая партия власти ХДС/ХСС также заявляла, что они намерены продолжить работу в вопросе возвращения призыва, однако вопрос, в каком виде это может быть реализовано, остается открытым.

В конце января 2025 г. был принят т.н. Artikelgesetz Zeitenwende (нем. «закон о внесении изменений в ряд актов, касающихся политики смены эпох»), который направлен на привлечение и удержание кадров в рядах бундесвера. Предполагается увеличение социальных льгот, мобильности, зарплат, денежных вознаграждений для военнослужащих, что, согласно плану, должно мотивировать выбор молодых людей в пользу военной службы. Большое внимание уделяется военнослужащим, проходящим службу на восточном фланге НАТО и, в частности, на новой военной базе в Литве. Эти военнослужащие будут получать специальные денежные компенсации и льготы, призванные облегчить их ограничения, связанные с несением службы за рубежом. Более того, в законе предполагается стимулирование командировок вместе с семьей, что также должно способствовать повышению привлекательности службы для женатых военнослужащих.

Закон был выпущен еще до мюнхенской речи вице-президента США Дж. Вэнса и многих устрашающих для европейских партнеров США по НАТО заявлений президента Д. Трампа. Это весьма четко обозначает амбиции Германии, которая в ближайшие годы наверняка будет стремится играть более значимую роль в европейской безопасности. Фактор Д. Трампа, безусловно, будет только усиливать уже существующую в ФРГ и Европе тенденцию на большую самостоятельность от Вашингтона. На данном этапе, если кризис трансатлантических отношений достигнет принципиальных для сторон масштабов, у Германии и Европы встанет выбор между сглаживанием углов с президентом США и принятием его курса, созданием европейской армии и курсом на развитие национальных вооруженных сил стран ЕС. Первый вариант, вероятно, будет предполагать выполнение требований Д. Трампа относительно расходов на оборону и принятие внешнеполитического курса новой администрации. Два других варианта будут подразумевать количественный и качественный рывок для бундесвера. Учитывая уже упомянутые выше коалиционные переговоры относительно создания двух фондов размером в 400 млрд евро на нужды вооруженных сил, а также заявленный курс на дальнейшую поддержку Украины в конфликте против России, серьезный разрыв с США или, как минимум, попытку придать военной реформе новое качество, исключать нельзя. Если вопрос промышленного производства будет решаться стабильным спросом на военную продукцию и постепенным наращиванием объемов выпускаемой продукции европейскими концернами, то действительно серьезной преградой служит именно нехватка людей.

Представляется, что в краткосрочной перспективе Германии все-таки не удастся сделать решительный прорыв в увеличении количества личного состава. В европейских социальных государствах вооруженные силы больше не представляют собой социальный лифт, каким они остаются во многих других регионах мира. Развитие профессиональной армии имеет свои четкие социальные границы. Население Германии и европейских стран с развитыми социальными программами имеет существенно меньшую мотивацию искать возможность улучшить свою жизнь через службу в армии, а те льготы, которые служба в армии может предложить, не могут качественно изменить жизнь простого гражданина. Германия, где есть бесплатное высшее образование, не может заинтересовать потенциальных рекрутов бесплатно его получить уже после службы, что существует, например, в США. Более того, и граждане ФРГ, и мигранты могут получать гражданское пособие (Bürgergeld), которое позволяет не беспокоиться об обеспечении минимальных потребностей. В частности, в 2024 г. расходы федеральное министерство труда и социальных вопросов составили 36,84% всего бюджета федеральной республики. В свою очередь, на оборону было выделено всего 10,9% бюджета.

Опыт других крупных государств демонстрирует, что развитие армии требует не только инвестиций, но и наличие общественного запроса. Так, в США, как уже отмечалось, благодаря армии можно получить право на бесплатное высшее образование. Мигранты имеют возможность получить гражданство за службу. В 2019 г. существенную часть военнослужащих в американской армии составляли военнослужащие латиноамериканского (21,39% мужского личного состава) и афроамериканского (16,94% мужского личного состава) происхождения, а именно эти категории, согласно статистике, относятся к одним из наиболее социально уязвимым в США. Как уже было сказано выше, в немецком государстве многие социальные проблемы решены за счет огромных вложений в соответствующие программы. Отсутствие серьезных расходов на оборону и опора на военную мощь США и союзников по Североатлантическому альянсу позволяли создавать все больше гарантий для незащищенных категорий в обществе. В 2024 г. 2,64 млн. иностранных граждан получали гражданское пособие по безработице в ФРГ. В условиях таких гарантий армия становится делом добровольцев, которых, как показывает опыт, часто оказывается не так много. Новый закон и те социальные привилегии, которые он предлагает военнослужащим, не способны серьезно заинтересовать молодых людей, которые имеют право получить бесплатное высшее образование и пока что даже не обязаны проходить срочную службу.

В таких условиях значительное увеличение мотивации к службе в армии просто невозможно. Вооруженные силы в условиях государства с развитыми социальными программами теряют свое социальное значение и, следовательно, популярность. Таким образом, в случае с Германией любые попытки искусственно повысить мотивацию граждан к службе в бундесвере можно назвать косметическими мерами. Чтобы выстроить боеспособную армию, готовую защищать стратегические интересы государства, ФРГ необходимо сворачивать ряд социальных программ, в том числе широко обсуждаемое и критикуемое гражданское пособие.

Ждать ли рывок?

Ближайшие годы и взаимоотношения между новым федеральным правительством ФРГ во главе с канцлером Фридрихом Мерцем и администрацией президента США Дональда Трампа во многом определят, пойдет ли немецкое государство на слом привычной модели с приоритизацией социальных расходов или нет. Этот сценарий представляется радикальным, но неминуемым в случае основательного разрыва Европы и США.

Вероятнее всего, будущее правительство все-таки сможет выделить дополнительные пакеты инвестиций в бундесвер, однако в условиях наращивания военной помощи ВСУ и медленной динамики военных закупок реформа будет оставаться «косметической». Вероятнее всего, новое правительство все-таки сможет добиться возвращения призыва на срочную службу. Партия ХДС/ХСС выступает именно за то, чтобы вернуть ее уже в этом году. Однако, несмотря на то, что эта мера сможет решить проблему почти полного отсутствия резерва, она вряд ли сможет повысить общую популярность воинской службы. Чтобы изменить эту ситуацию, будет нужна основательная перестройка социальной политики и сокращение бюджета министерства труда и социальных вопросов. Одной из потенциальных мер может стать, например, реформирование или даже полная отмена пособия по безработице, которое уже давно подвергается критике со стороны оппозиционных партий. В этом случае часть населения, имеющая проблемы с квалификацией, сможет вступить в ряды вооруженных сил и заслужить необходимые социальные гарантии.


(Голосов: 9, Рейтинг: 4.67)
 (9 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся