Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.44)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Дарья Яркова

Магистр социологии (МГУ), независимый эксперт

Сложившаяся ситуация в мире поставила университеты в непростое положение. Результаты стратегий цифровизации, рассчитанных на 5–10 лет, оказались необходимы уже сегодня. Новые условия невозможно отменить, и отсутствует сам выбор — переходить ли на онлайн-обучение или нет. Единственный вопрос — как это сделать оперативно и минимизировать финансовые и качественные потери.

Издательство Высшей школы экономики в 2018 г. выпустило монографию Уильяма Г. Боуэна «Высшее образование в цифровую эпоху». Сегодня она актуальна как никогда и, возможно, в ней удастся найти ответы на сегодняшние вызовы и успокоить страхи, с которыми столкнулись вузы из-за экстренного перехода на дистант.

В главе о перспективах онлайн-образования У.Г. Боуэн выделяет три основных препятствия для повсеместного успешного внедрения онлайн-образования. Это нехватка надежных данных о результатах обучения и потенциальном сокращении издержек, потребность в настраиваемых и надежных платформах совместного преподавания; потребность в новом образе мышления и в свежих идеях относительно принятия решений.

Сложившаяся ситуация в мире поставила университеты в непростое положение. Результаты стратегий цифровизации, рассчитанных на 5–10 лет, оказались необходимы уже сегодня. Новые условия невозможно отменить, и отсутствует сам выбор — переходить ли на онлайн-обучение или нет. Единственный вопрос — как это сделать оперативно и минимизировать финансовые и качественные потери.

Издательство Высшей школы экономики в 2018 г. выпустило монографию Уильяма Г. Боуэна «Высшее образование в цифровую эпоху». Сегодня она актуальна как никогда и, возможно, в ней удастся найти ответы на сегодняшние вызовы и успокоить страхи, с которыми столкнулись вузы из-за экстренного перехода на дистант.

В главе о перспективах онлайн-образования У.Г. Боуэн выделяет три основных препятствия для повсеместного успешного внедрения онлайн-образования. Это нехватка надежных данных о результатах обучения и потенциальном сокращении издержек, потребность в настраиваемых и надежных платформах совместного преподавания; потребность в новом образе мышления и в свежих идеях относительно принятия решений.

Нехватка данных

Автор выделяет два направления, в которых мы знаем об онлайн-обучении меньше всего: это качество образования и количество издержек для университета. У.Г. Боуэн заявляет: «на самом деле никто точно не знает, насколько эффективным показало себя онлайн-обучение в повышении или хотя бы сохранении результатов успеваемости студентов». Автор отмечает отсутствие какого-либо влияния формы обучения (в исследовании сопоставлялись гибридная и очная формы) на успеваемость и приводит цитату одного из экспертов: «у нас получились нули, но точно измеренные». К моменту печати монографии (2013-й г.) были проведены тысячи исследований качества онлайн-обучения. Большинство из них, по мнению У.Г. Боуэна, имеют серьезные методологические недочеты: небольшой размер выборки, невозможность контролировать повсеместные эффекты отбора. Внимание автора привлекло исследование компании ITHAKA. В нем участвовало 600 студентов из 6 разных кампусов. Исследование содержит данные о разнородных студенческих группах, что делает его хоть сколько-то универсальным. Оно показало, что нет статистически значимых различий в результатах обучения, выражаемых в стандартных оценках. Результат одинаков и в разных университетах, и в разных студенческих подгруппах с разнородным составом.

В сложившейся ситуации эти результаты, на первый взгляд обнадеживающие, на деле только подтверждают тезис недостатка знаний о качестве онлайн-обучения. Во-первых, для исследования использовался не полностью дистанционный, а гибридный курс. Автор подробно описывает «петли обратной связи» между всеми участниками. Главное, что курс, на котором проводилось исследование, был построен на сочетании форм, а не на исключении одной из них (очной, как университеты вынуждены это делать сейчас). Во-вторых, и автор это особо выделяет, курс был технической специальности, т.е. эти данные могут быть просто неактуальными для гуманитарных или естественных дисциплин. Конечно, сейчас, спустя 7 лет после выхода книги, есть накопленные знания о педагогическом дизайне, в том числе и дизайне массовых открытых онлайн-курсов по гуманитарным дисциплинам. Однако информация о том, что только 10% зарегистрированных на MOOC слушателей проходят курс до конца, нивелирует значимость этих данных.

Еще одна проблема сбора данных о качестве онлайн-обучения — нехватка исследований о действенных педагогических моделях, эффективных методах преподавания в онлайн-формате. О том, что формат очных лекций будет заменен дистанционным, говорили давно, но подход встречал сопротивление в первую очередь внутри вуза из-за неготовности преподавателей. Сегодня же точка невозврата пройдена, а вот как точно измерять эффективность образования — не договорились до сих пор, — считает О. Лешуков, руководитель исследовательской лаборатории НИУ ВШЭ.

Следующее, что отмечает автор, рассуждая о недостаточности исследований онлайн-образования — нехватка данных об издержках перехода на дистанционный формат обучения. Он считает, что «в анализе издержек не удалось приблизиться к той же точности, что и при анализе результатов обучения». Главной проблемой оценки издержек перехода на дистант У.Г. Боуэн считает невозможность одновременного сравнения традиционного университетского курса и недавно созданного онлайн-продукта. Издержки проекта, сделанного впервые, будут кратно превышать его же издержки при многократном повторении. Очевидно, и автор это неоднократно подчеркивает, что при первом запуске онлайн-продукта издержки будут сильно превышать те, которые были бы при запуске такого же продукта оффлайн, но в перспективе издержки могут быть снижены, а производительность возрастет.

Ректор Уральского федерального университета в интервью для портала Е1.ru Виктор Кокшаров сказал: «Дистант, в отличие от заочки, предполагает регулярное общение преподавателя и студента, жесткие сроки выполнения заданий, их проверки, обратную связь. Поверьте, работы у преподавателей в дистанционном формате порой даже больше, чем в привычном. Поэтому оснований для того, чтобы менять стоимость обучения, нет». Это только подкрепляет тезис автора и демонстрирует, что в 2020 г. мы также далеки от точного измерения возможных издержек онлайн-образования, как и в 2013 г. С одной стороны, сложившаяся из-за распространения коронавируса ситуация в высшем образовании способна благоприятно повлиять на систему и оптимизировать ее. Боуэн отмечает: «если можно обучить больше студентов и сократить срок получения диплома, причем без соразмерного увеличения издержек, производительность в итоге значительно вырастет». С другой стороны, мы видим, что вузы не спешат делать образование доступнее, несмотря на перспективу снижения издержек. Вопрос, сформулированный У.Г. Боуэном, и сегодня остается актуальным: важно не рассчитать, сколько именно вузы сэкономят сегодня, а при каких обстоятельствах со временем произойдет сокращение издержек и значительно ли будет это сокращение.

Нехватка надежных платформ и инструментов

Оглядываться из 2020 г. в рассуждения о технологиях будущего, сделанные в 2013 г., может быть забавно. Кажется, что мир технологий шагнул несоизмеримо вперед, а те проблемы, которые существовали в 2013 г., сегодня успешно решены и забыты. Вероятно, рассуждения автора о необходимости новых технологий сегодня выглядят несколько наивно, но при более детальном анализе становится заметно, что не так-то многое и изменилось.

Автор говорит о системной потребности в развитых и настраиваемых платформах, наборах инструментов, которые отличались бы доступностью, но при этом поддерживались, обновлялись и развивались наименее затратным способом. Сегодня у нас огромный рынок онлайн-образования с игроками, выручка которых превышает 1 млрд рублей в год. Есть государственные программы, поддерживающие производство онлайн-курсов в вузах, а еще есть конкуренция. В 2013 г. Боуэн предлагает отдать вопрос технического решения на откуп рынку, но опасается за данные студентов. Что же изменилось за прошедшие годы? Сегодня у каждого университета — собственная платформа для производства онлайн-продуктов. Кто-то использует популярные решения вроде iSpring и Moodle, кто-то разрабатывает LMS (learning management systems) сам. Но несмотря на огромный технопрорыв за эти годы, воз унифицированного российского онлайн-образования и ныне там. Что действительно изменилось — вузы в онлайн-пространстве конкурируют теперь не только друг с другом, пусть даже и на международной арене, но и с дополнительным онлайн-образованием, например, «университетом» компании Mail.ru. Владимир Мау в своем интервью Коммерсанту отмечает возрастание конкуренции не только внутриотраслевой, но и вне отрасли образования, «поскольку все больше разных фирм и организаций будут выходить на рынок образовательных услуг».

Еще один сбывшийся прогноз — платная сертификация Coursera. Рассматривая разные подходы к решению задач выбора платформы для онлайн-образования, автор предполагает, что платформы вроде Coursera могут, оставаясь бесплатными, ввести платную сертификацию. Сейчас Coursera реализовала платное получение сертификата. Он содержит определенное количество зачетных единиц (кредитов) и может быть учтен вузом. Я. Кузьминов в интервью для РБК отмечает, что следующий шаг в развитии онлайн-образования — появление «композитных» степеней, т.е. студент будет самостоятельно «набирать» онлайн-курсы из разных университетов, а после — находить университет, который признает такие курсы и выдает диплом. Также ректор НИУ ВШЭ предсказывает появление вузов-интеграторов.

Новый тип мышления и традиционные ценности

Здесь снова хочется обратиться к словам Я. Кузьминова: «Новые методы при всей своей эффективности с порога отвергались или игнорировались традиционалистами, а традиционалистов в образовании большинство. Работа же в условиях кризиса и вынужденной изоляции вынудит буквально каждого на практике освоить современные технологии. По выходу из кризиса образование уже не вернется в традиционное состояние». Эти слова подчеркивают тезис У.Г. Боуэна, предложенный в 2013 г., что университетам необходимы новые типы мышления и способы принятия решений. Остановимся же на том, какие ценности несет в себе традиционная форма обучения и том, что нам все же надо сохранить, несмотря на стремительные изменения в мире.

И в 2013 г., и в 2020 г. эксперты в области образования заявляют: полного перехода на дистант не будет. У.Г. Боуэн отмечает, что главная ценность университета состоит в общем пространстве, в непосредственном интеллектуальном общении, во «встрече умов». Он исключает отказ от кампусов, потому что считает главным преимуществом университетов то, что «настоящее обучение происходит практически все время, за пределами класса как такового».

Ярослав Кузьминов считает, что отказа от университета и школы как пространства не произойдет, в связи с социальностью человека, образовательные пространства трансформируются в коворкинги и лаборатории. Люди в самоизоляции изголодаются по общению. Знания как информация становятся доступнее с растущим числом площадок MOOC (massive open online courses), но истинное обучение возможно только в образовательной среде, которая не может быть онлайн. Пандемия ускорила цифровизацию всего мира, это коснулось и университетов. У.Г. Боуэн верит, что MOOC — не крах университета, что интерес к высококачественному образованию не угаснет, несмотря на доступные курсы Гарварда, Йеля и других лучших университетов мира.

Стимулы интернационализации российских университетов

Завершая рассуждения об образовании в цифровую эпоху и перспективах онлайн-образования, позволю себе высказать несколько мыслей о том, как онлайн-образование в целом и MOOC в частности скажутся на интернационализации российских университетов.

Первое, что приходит в голову — доступность курсов лучших университетов мира явно поднимет планку требований студентов к своим alma mater. Следует полагать, что из-за сложившейся ситуации и всеобщего перехода на дистант, качественные онлайн-курсы привлекут к себе еще больше внимания. Чтобы успешно конкурировать за лучших национальных, и тем более за лучших международных студентов, университетам придется непрерывно повышать свой уровень в широком смысле.

Конечно, в первую очередь MOOC расширяет представления слушателей о педагогическом дизайне и методах преподавания: манере общения, объяснении. Говоря о качестве образования, нельзя ограничиться только мастерством педагогического состава. MOOC, открывая двери слушателям в лучшие университеты мира, повысят требования и к техническому оснащению университетов. Основная проблема, которая здесь видится — нехватка данных о том, как точно измерить качество образования с одной стороны, а с другой — необходимость его непрерывно повышать.

Следующий стимул для интернационализации российских университетов, который возможен с приходом МООС, — отток лучших национальных студентов, которые могли бы принимать участие в программах академической мобильности. Вероятно, MOOC в некоторой степени может стереть грань недоступности университетов, например, «Лиги Плюща», и амбиции абитуриентов станет невозможно удовлетворить национальными университетами с низкими международными рейтингами. Университеты будут вынуждены наращивать собственные атрибуты привлекательности — строить новые кампусы, развивать инфраструктуру и, конечно, цифровизироваться.

Предстоит ли университетам «сражаться» за студентов с edTech-отраслью и новыми игроками рынка онлайн-образования — вопрос открытый. Выше упоминалось, что эксперты области предсказывают такого рода конкуренцию, но вряд ли онлайн-университеты смогут играть наравне с традиционными. Скорее всего конкуренция затронет прикладные специальности вроде IT, маркетинга, менеджмента на разном уровне. Традиционные университеты в этих направлениях проигрывают не первый год. С тем, что студенты ушли на дистант, времени стало больше, а многие edTech-платформы сделали скидки или дали вовсе бесплатный доступ на время карантина, разрыв станет еще заметнее.

Пока эпидемиологическая ситуация в России не стабилизировалась, у университетов есть огромный временной ресурс снизить риски и отреагировать на стимулы. Сейчас самое время быть открытыми: открыть доступ к библиотекам, делать открытые курсы и лекции, практикумы, тренажеры по дисциплинам, проводить онлайн-мероприятия, мастер-классы и, главное, активно работать со своими аудиториями в социальных сетях. Это поможет заявить об университете в социальном пространстве, укрепить его бренд. Во время стремительных изменений, как сейчас, университетам необходимо думать о преподавателях. Открытость, которая сейчас необходима — отличный ресурс для сотрудников университета не только усилить свои профессиональные знания, но и поработать над личным брендом и экспертизой.

Пока готовился этот текст, Ленинская библиотека открыла доступ к ~700 тыс. изданий из своего фонда, в том числе к зарубежным, а также подкастам и зарубежным онлайн-базам литературы. Хороший и обнадеживающий пример, университетам стоит не упустить это время.

Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.44)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся