Каждая пришедшая в Белый дом администрация стоит перед выбором: проводить линию минимизации затрат, заключающуюся в сокращении финансирования силовых структур, свертывании своего присутствия в той или иной части мира, ставке на решение проблем национальной безопасности путем проведения дипломатических переговоров и т.д. или минимизации угроз, что, в свою очередь, выражается в увеличении затрат на оборону, активном развертывании силового потенциала США в глобальном масштабе и выборе «жесткой силы» как основного инструмента в вопросе решения задач, стоящих перед Вашингтоном в сфере безопасности.
Анализ мировых событий, в первую очередь вывод американских сил из Афганистана, показывает, что администрация Дж. Байдена пошла по пути минимизации затрат, что, в общем и целом, соответствует стратегической культуре, свойственной демократам. Последние традиционно выступают против ведения жесткой силовой политики и демонстрируют тенденцию решать международные проблемы путем переговоров.
Администрация Дж. Байдена нацелена на решение внутренних проблем США, укрепление экономики страны после пандемии, преодоление противоречий в американском обществе, которые наметились в период президентства Д. Трампа. Вместе с тем она намерена достичь увеличения экономического роста, пусть даже кратковременного, пологая, что это послужит залогом переизбрания действующего президента на второй срок. Данная линия непременно приведет к углублению противоречий с Китаем, жесткой борьбе за рынки сбыта и нестабильности в товарно-денежных отношениях между Пекином и Вашингтоном, а последнее окажет отрицательное влияние на всю мировую экономику.
Напряженность на Украине будет использоваться Вашингтоном для давления на Россию в вопросе противоборства с Китаем и другими своими противниками (КНДР, Ираном и др.). Таким образом, «управление конфликтом» на Украине теоретически позволяет Вашингтону в обмен на некоторые уступки (ограниченный характер помощи Киеву, снятие некоторых экономических санкций, отказ от прямого вмешательства НАТО или одного из членов альянса в конфликт и т.д.) сделать Россию более податливой в ряде стратегических вопросов для национальной безопасности США: китайская военная угроза, иранская ядерная программа, денуклеаризация Корейского полуострова.
Стремление администрации Дж. Байдена избежать новой «гонки вооружений» с Россией объясняется неблагоприятными последствиями для экономики США пандемии COVID-19. Увеличение расходов на оборону и борьбу с Москвой в условиях, когда экономика Китая демонстрирует рост, не отвечает национальным интересам США на данном этапе. Вашингтон, по всей видимости, будет стремиться проводить сдержанную и гибкую в военном отношении политику по отношению к России. США будут оказывать поддержку Украине, однако она не будет достигать необходимого уровня для того, чтобы нанести России поражение на поле боя, что было бы точкой невозврата в американо-российских отношениях по более важным для национальной безопасности США вопросам.
Избрание Дж. Байдена в качестве 46-го президента США сопровождалось сложным внутриполитическим кризисом, вызванным резкой поляризацией мнений в американском обществе: вступлением международной экономической системы в период «турбулентности» как следствие пандемии COVID-19 и кризисом стабильности в Европе, Среднем Востоке и Восточной Азии. Решение указанных проблем требует наличия четкой внешнеполитической концепции, способной рационально использовать имеющийся у США и их союзников потенциал с целью сохранения за собой статуса единственной сверхдержавы. Цель настоящей статьи заключается в анализе внешнеполитических шагов США в период с января 2021 г. по настоящее время, что позволит определить важнейшие элементы стратегии национальной безопасности страны на современном этапе и выявить концептуальную модель поведения Вашингтона на международной арене в период правления администрации Дж. Байдена.
Как известно, каждая пришедшая в Белый дом новая администрация при формировании внешнеполитической стратегии страны стоит перед выбором: проводить линию минимизации затрат, заключающуюся в сокращении финансирования силовых структур, свертывании своего присутствия в той или иной части мира, ставке на решение проблем национальной безопасности путем проведения дипломатических переговоров и т.д. или минимизации угроз, что, в свою очередь, выражается в увеличении затрат на оборону, активном развертывании силового потенциала США в глобальном масштабе и выборе «жесткой силы» как основного инструмента в вопросе решения задач, стоящих перед Вашингтоном в сфере безопасности.
Анализ мировых событий, и тут в первую очередь необходимо сказать о выводе американских сил из Афганистана в августе 2021 г., показывает, что администрация Дж. Байдена пошла по пути минимизации затрат, что, в общем и целом, соответствует стратегической культуре, свойственной демократам. Последние традиционно выступают против ведения жесткой силовой политики и демонстрируют тенденцию решать международные проблемы путем переговоров. Данный тезис подтверждается анализом военных конфликтов и операций, в которых с разной степенью вовлеченности были задействованы США во второй половине ХХ и начале ХХI вв. Так, за период с 1950 по 2020 гг. США участвовали в 25 военных конфликтах, при этом на долю президентов-республиканцев пришлось четырнадцать из них, тогда как на президентов-демократов — одиннадцать.
Наряду с этим приверженность администрации Дж. Байдена умеренному подходу в отношениях с другими странами в сфере безопасности отмечается и во «Временных указаниях по стратегии национальной безопасности», опубликованных в марте 2021 г., спустя два месяца с момента прихода новой администрации в Белый дом. Так, во вводной части документа такие угрозы, как распространение оружия массового поражения, борьба с международным терроризмом, упоминаются только после необходимости укрепления демократических институтов и противодействия глобальным вызовам в виде пандемии COVID-19 и климатических проблем. Несмотря на то, что силовой фактор обозначается как главный, который должен позволить США успешно противостоять существующим угрозам, в документе подчеркивается, что Вашингтон в вопросе укрепления своего военного потенциала в первую очередь должны опираться на дипломатию.
Документ показывает, что США по-прежнему «широко» воспринимают свою безопасность и намерены противостоять стоящим перед ними угрозам далеко за пределами своих границ, что говорит о глобальном характере американской стратегии на современном этапе. В качестве главных соперников США поочередно выступают Китай и Россия, противодействие которым должно основываться на динамическом развитии экономики США, крепком гражданском обществе, опоре на широкую сеть союзников и сильнейшие в мире вооруженные силы.
Примечательно, что в документе в качестве мер авторитарных государств по подрыву демократий по всему миру выделяются такие инструменты, как дезинформация и коррупция. Если теме информационных операций уделялось достаточно много внимания в американских доктринальных документах прошлых лет, что подтверждается тем фактом, что за их проведение в оборонном сообществе США на разных уровнях отвечает более 50 подразделений, то тема коррупции как меры по подрыву безопасности США и их союзников является новшеством в документах подобного рода. Представляется, что это было сделано с учетом специфики деятельности российских спецслужб на Украине. Считается, что последние, как правило, делают акцент на работе с коррумпированными элитами соседних государств по схеме «если мы контролируем шаха, мы контролируем страну». Не будет далеким от истины предположение, что в данной сфере на пространстве СНГ и некоторых стран Восточной Европы у России больше возможностей, чем у США, что требует усиления позиций Вашингтона на данном направлении.
Главными соперниками США выступают Китай и Россия, при этом Китай, по мнению Вашингтона, это «единственный конкурент, потенциально способный объединить свою экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь, чтобы бросить устойчивый вызов стабильной и открытой международной системе». Проблема Китая для национальной безопасности США остается дилеммой. С одной стороны, Пекин, демонстрируя стремление играть стратегическую роль в мире, что подтверждается его амбициозной Инициативой пояса и пути, проникновением в Африку и другие регионы, значительным присутствием китайского капитала в европейских экономиках, остается для США болезненным фактором, с другой стороны, товарооборот между США и Китаем остается крупнейшим в мире, что делает экономики обеих стран созависимыми. Последнее до недавнего времени требовало от США в вопросе «обуздания» Китая проявлять гибкость, однако экономический интерес Вашингтона в отношениях с Пекином на данном этапе уходит на задний план, поскольку более приоритетное место занимает задача обеспечения безопасности. Устойчивое развитие ВМФ Китая, происходящее последнее десятилетие, представляет собой угрозу интересам США не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в перспективе может иметь глобальный характер, учитывая растущие амбиции Пекина. Исходя из положений «Временных указаний по стратегии национальной безопасности», администрация Дж. Байдена увеличит поддержку своих союзников в регионе. Визит спикера палаты представителей США Н. Пэлоси на Тайвань подтверждает данный вектор стратегии Вашингтона на данном этапе. Представляется, что активную роль в процессе противодействия Китаю займут Япония и Южная Корея.
Несмотря на то, что Россия в стратегии национальной безопасности США выступает меньшей угрозой по сравнению с Китаем, специальная военная операция, начатая Москвой на Украине 24 февраля 2022 г., могла способствовать своего рода «рокировке» в вопросе восприятия угроз Вашингтоном. Уже сегодня можно утверждать, что сдерживание России станет главной задачей администрации Дж. Байдена во внешнеполитической сфере.
Стратегия России на Украине на данном этапе заключается в постепенном занятии территории противника путем вытеснения ВСУ с занимаемых позиций и создании оперативных возможностей для дальнейших прорывов. Данная стратегия успешно зарекомендовала себя во время боевых действий в Сирии, и назначение командующим российской военной группировки на Украине генерала А.В. Дворникова, проводившего подобные операции в Сирии, наталкивает на мысль, что Кремль намерен использовать именно эту стратегию. Стратегия США, учитывая динамику и характер оказания помощи Украине, заключается в затягивании конфликта. Тем самым Вашингтон стремится организовать ситуацию, подобную той, которая сложилась для СССР в Афганистане в 1979–1989 гг. Тогда США оказывали дозированную поддержку моджахедам, поставляя им столько вооружения, сколько было необходимо для сдерживания советских войск. В тот период нанесение быстрого военного поражения Москве на поле боя в классическом понимании не входило в число приоритетных задач США, поскольку Вашингтону было необходимо, по меткому выражению Зб. Бжезинского, «дать русским свою вьетнамскую войну», то есть превратить конфликт в «яму», которая бы «засасывала» людские и материальные ресурсы СССР. Учитывая тот факт, что как США, так и Россия заинтересованы в ограниченном характере конфликта на Украине, представляется, что администрация Дж. Байдена выберет именно «афганскую стратегию» в противоборстве с Москвой на Украине. Вместе с тем уместно было бы предположить, что как часть большой стратегии США напряженность на Украине будет использоваться Вашингтоном для давления на Россию в вопросе американского противоборства с Китаем и другими своими противниками (КНДР, Ираном и др.). Таким образом, «управление конфликтом» на Украине теоретически позволяет Вашингтону в обмен на некоторые уступки (ограниченный характер помощи Киеву, снятие некоторых экономических санкций, отказ от прямого вмешательства НАТО или одного из членов альянса в конфликт и т.д.) сделать Россию более податливой в ряде стратегических вопросов для национальной безопасности США, таких как: китайская военная угроза, иранская ядерная программа, денуклеаризация Корейского полуострова. Следует сказать, что последние пункты неразрывно связаны с позицией России в области контроля над вооружениями. Примечательно, что администрация Дж. Байдена с самого начала своей работы продемонстрировала желание пролонгировать договор СНВ-3 с Россией и наладить с ней диалог в сфере научно-технических новшеств (например, гиперзвуковое оружие), способных изменить стратегическую стабильность. Последнее, в свою очередь, может стать «козырем» в руке Москвы как средство давления на США по вопросу Украины.
Стремление администрации Дж. Байдена избежать новой «гонки вооружений» с Россией объясняется неблагоприятными последствиями для экономики США пандемии COVID-19. Увеличение расходов на оборону и борьбу с Москвой в условиях, когда экономика Китая демонстрирует рост, не отвечает национальным интересам США на данном этапе. Вашингтон, по всей видимости, будет стремиться проводить сдержанную и гибкую в военном отношении политику по отношению к России. США будут оказывать поддержку Украине, однако она не будет достигать необходимого уровня для того, чтобы нанести России поражение на поле боя, что было бы точкой невозврата в американо-российских отношениях по более важным для национальной безопасности США вопросам. Американские элиты не желают выходить ослабленными из конфронтации с Россией в ситуации, когда перед ними стоит перспектива гораздо более сложной в военно-политическом и экономическом отношении борьбы с Китаем, которая, по всей видимости, будет определять облик ХХI в.
Важное место во «Временных рекомендациях по стратегии национальной безопасности» занимает вопрос о важности консолидации сил союзников в вопросе противодействия современным вызовам и угрозам, стоящим перед США. В документе декларируется намерение США укрепить НАТО, эффективно сотрудничать со странами ЕС, наладить систему двухсторонних отношений со своими ключевыми союзниками в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Все вышеперечисленное в общем-то является четким отходом США от внешнеполитической линии предыдущей администрации Д. Трампа. Однако в документе прослеживается и некоторая преемственность: так США, как и ранее, заявляют о своей приверженности обеспечению безопасности Израиля с одновременным укреплением его связей с соседними государствами. Данная линия, как известно, стала развитием ближневосточной политики Д. Трампа, направленной на формирование антииранского союза из монархий персидского залива и Израиля. Вместе с тем Вашингтон заявляет, что военная сила не способна решить проблемы на Ближнем Востоке и не позволит своим союзникам использовать ее в ущерб национальным интересам США. Последнее, в частности, выразилось в отказе США поддержать военные усилия Саудовской Аравии в Йемене.
В «Доктрине Байдена», где упоминается необходимость внедрения в армию США передовых технологий, позволяющих обеспечить за США превосходство на поле боя, тем не менее отводится первостепенное значение дипломатии в решении внешнеполитических проблем. Концентрация внимания на «кризисном реагировании» должна изменить парадигму участия США в дорогостоящих «вечных войнах». Американские вооруженные силы, согласно «Доктрине Байдена», должны использоваться рационально и в соответствии с нормами американского права, а также с оглядкой на ресурсные возможности страны. Вывод американских войск из Афганистана является лучшей демонстрацией намерений администрации Дж. Байдена отойти от политики «пушки вместо масла».
Подводя итог анализа внешнеполитической стратегии США на современном этапе, можно прийти к следующим выводам:
1. Администрация Дж. Байдена нацелена на решение внутренних проблем США, укрепление экономики страны после пандемии, преодоление противоречий в американском обществе, которые наметились в период президентства Д. Трампа. Вместе с тем она намерена достичь увеличения экономического роста, пусть даже кратковременного, пологая, что это послужит залогом переизбрания действующего президента на второй срок. Данная линия непременно приведет к углублению противоречий с Китаем, жесткой борьбе за рынки сбыта и нестабильности в товарно-денежных отношениях между Пекином и Вашингтоном, а последнее окажет отрицательное влияние на всю мировую экономику.
2. В сфере безопасности доктрина Байдена коррелирует с известной доктриной Уайнбергера-Пауэлла, суть которой заключается в том, что США не должны вступать в активные боевые действия не имея:
- четкого национального интереса;
- общественной поддержки внутри и вне США;
- союзников, готовых оказать реальную военную и экономическую поддержку.
На данном этапе, учитывая нестабильную ситуацию после пандемии для дружественных США экономик, американские союзники не будут демонстрировать заинтересованность в проведении крупных военных действий против России или других противников. Позицию стран НАТО по отношению к конфликту на Украине можно охарактеризовать как «активное сдерживание». Анализ поставляемых западными странами ВСУ систем вооружений позволяет прийти к мнению, что они не несут наступательного потенциала, и было бы большой натяжкой считать данную программу современным ленд-лизом.
Учитывая вышеперечисленное, администрация Дж. Байдена будет демонстрировать тенденцию решать международные споры путем переговоров, избегая обострения действующих конфликтов, и стремиться нивелировать возможность появления новых.
3. Администрация будет действовать пассивно, делая ставку на «кризисное реагирование». По всей видимости, США в период правления Дж. Байдена ставят своей главной задачей стабилизацию международной системы, которая на данном этапе находится в зоне «турбулентности».