Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 5)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Юрк

К.и.н., независимый эксперт, автор Telegram-канала "Соединённые Штаты Ближнего Востока"

Очередное обострение конфликта в секторе Газа, длящееся с октября 2023 г., вызвало самое серьезное охлаждение в американо-израильских отношений за последние десятилетия. В администрации Джо Байдена растет недовольство политикой правительства Биньямина Нетаньяху, которого, по всей видимости, в Вашингтоне больше не считают договороспособным партнером. Дальнейшее развитие событий зависит от того, удастся ли Соединенным Штатам убедить Нетаньяху добиться отказа от операции в Рафахе взамен на обсуждаемую сделку с ХАМАС по освобождению заложников в обмен на длительное прекращение огня. Однако даже в случае, если это удастся провернуть, это приведет к падению правительства Нетаньяху по причине выхода из коалиции крайне правых партий и, соответственно, формированию нового кабинета или даже новым выборам.

Если же переубедить Нетаньяху не удастся, и масштабная операция в Рафахе все-таки состоится, то это окажет крайне негативное воздействие как на внешнюю, так и на внутреннюю политику Соединенных Штатов. Во-первых, это продемонстрирует неспособность США и президента Байдена повлиять на своего главного ближневосточного союзника, что нанесет еще более серьезный удар по имиджу Белого дома. Во-вторых, новая операция ЦАХАЛ может привести к неконтролируемой и непреднамеренной эскалации конфликта до уровня регионального, что, в свою очередь, чревато столкновением «предположительно ядерной» и «почти ядерной» державы. Наконец, в-третьих, все это вместе или по отдельности усугубит проблемы демократов на ноябрьских выборах.

Ситуация в Газе уже отвлекает внимание Вашингтона от других фактических и потенциальных «горячих точек», таких как Украина и Тайвань. США вновь приходится перебрасывать силы на Ближний Восток, отвлекаться на связанные с поддержкой Израиля внутренние проблемы, а также балансировать на грани широкой региональной войны, реагируя на обстрелы проиранскими ополчениями американских военных баз в Сирии и Ираке и обеспечивая безопасность судоходства в Красном море от атак йеменских хуситов. Война в Газе и связанные с ней события дают Москве и Пекину возможность активизировать свою ближневосточную дипломатию и повод критиковать политику Тель-Авива, а заодно — прямо или косвенно — и Вашингтона.

Так или иначе, уход Биньямина Нетаньяху с поста премьер-министра не сможет решить все проблемы. Несмотря на то, что эмоциональный накал постепенно стихает, по обе стороны баррикад все еще слишком сильны голоса желающих отомстить. В сложившейся ситуации у администрации Байдена нет «хороших» решений, есть только несколько «плохих», каждое из которых приведет к тому, что одна из сторон (или даже обе) останутся недовольны. Безусловно, в среднесрочной перспективе это поправимо, однако приближающиеся выборы вполне могут привести к тому, что решать накопившиеся вопросы придется уже не демократам.

Очередное обострение конфликта в секторе Газа, длящееся с октября 2023 г., вызвало самое серьезное охлаждение в американо-израильских отношений за последние десятилетия. В администрации Джо Байдена растет недовольство политикой правительства Биньямина Нетаньяху, которого, по всей видимости, в Вашингтоне больше не считают договороспособным партнером. Очередной точкой напряжения стала ситуация вокруг города Рафах на юге сектора Газа, в котором разместилось более 1,4 млн беженцев с северных территорий, и где израильский премьер планирует провести наземную операцию. Против этого публично высказалась посол США в ООН Линда Томас-Гринфилд, что ознаменовало серьезное изменение в официальной позиции Соединенных Штатов. Затем в схожем ключе свое недовольство в телефонном звонке Нетаньяху выразил и президент Байден, до этого назвавший реакцию Израиля на события «чрезмерной». Впрочем, попытки остановить войну в Газе американское руководство предпринимает уже не первый месяц.

Клапан невысокого давления

Первые более-менее открытые попытки США обуздать израильскую активность в Газе начались в середине декабря 2023 г. Советник президента по нацбезопасности Джейк Салливан во время своего визита в Израиль призвал руководство страны в «ближайшем будущем» перейти к операциям «низкой интенсивности», однако министр обороны Йоав Галант ответил, что на это могут потребоваться многие месяцы. Однако уже в январе 2024 г., в преддверии визита госсекретаря США Энтони Блинкена, все тот же Галант заявил о грядущем переходе к фазе «специальных операций». Более того, на следующий день Байден был вынужден раскрыть факт секретных переговоров с правительством Израиля о выводе подразделений ЦАХАЛ из сектора Газа, что должно было свидетельствовать о том, что Вашингтон подталкивает Тель-Авив к прекращению огня, не говоря уже о бесчисленных попытках американской дипломатии добиться заключения сделки между Израилем и ХАМАС по возвращению заложников. Также США вместе со своими союзниками предприняли попытку урегулировать и ливано-израильские отношения, чрезмерное обострение которых грозит привести к переходу конфликта на региональный уровень.

Куда более серьезной в стратегическом отношении проблемой стали разногласия между Соединенными Штатами и Израилем по вопросу о будущем сектора Газа и Палестины в целом. Уже в конце октября 2023 г. в прессе со ссылками на американских официальных лиц начали появляться различные варианты развития событий. Первоначально наиболее популярными версиями считались ввод в сектор неких многонациональных или миротворческих сил, в которые будут включены в том числе военнослужащие США и арабских стран, или же его передача под контроль ООН. Затем в медиаповестке стала доминировать другая идея, впервые публично озвученная госсекретарем Блинкеном 31 октября 2023 г., — о необходимости передать контроль над сектором Газа некой «обновленной Палестинской национальной администрации» (ПНА). Этот план, впрочем, встретил резкое неприятие со стороны Нетаньяху, настаивающего на сохранении если не постоянного, то как минимум временного контроля Израиля над данной территорией.

С течением времени Соединенные Штаты стали прибегать к использованию все более серьезных инструментов влияния на еврейское государство. И первой под удар попала «святая святых» американо-израильских отношений — военная помощь. Так, 28 января 2024 г. стало известно, что в администрации Байдена рассматривается возможность приостановки или замедления процесса поставок вооружений Израилю, с тем чтобы подтолкнуть его к открытию гуманитарных коридоров и оказанию большей помощи палестинцам. Затем, 8 февраля, на сайте Белого дома был опубликован меморандум, согласно которому от стран, получающих американскую военную помощь, теперь требуется предоставить некие письменные гарантии того, что они будут соблюдать международное право, в том числе законы войны и права человека. Учитывая международный контекст, а также давно продолжающиеся призывы если не отменить, то как минимум сделать небезусловной военную помощь Израилю, данный документ был воспринят большинством наблюдателей по всему миру именно в этом ключе. Кроме того, впервые указом президента Байдена против четырех граждан Израиля из числа поселенцев на Западном берегу реки Иордан были введены санкции за нападения на палестинцев, что стало логичным продолжением введения Госдепартаментом в начале декабря визовых запретов для израильтян по схожим соображениям.

Вершиной же американского давления стало распространение слухов о том, что госсекретарь Блинкен поручил своим подчиненным подготовить ему варианты признания полноценного государства Палестина после окончания войны в Газе. Несмотря на оговорку о том, что подобное развитие событий возможно только после окончания боевых действий, а также на заверения самого Госдепартамента в отсутствии изменений в общей политики администрации по данному вопросу, в Израиле данная новость была ожидаемо воспринята весьма негативно и не изменила позиции правительства Нетаньяху. Тем не менее перевод (хотя и формально непреднамеренный) подобных тем в публичное пространство призван скорее продемонстрировать решительность Вашингтона надавить на Тель-Авив для свертывания операции «Железные мечи», чем действительно лишить Израиль «свободы рук» в Газе.

С большой ответственностью приходят большие проблемы

Подобной, на первый взгляд, не самой ожидаемой политике Соединенных Штатов способствует множество факторов, как внешних, системных, так и внутриполитических. В первую очередь следует отметить, что неспособность не то, чтобы повлиять на Тель-Авив, но даже занять осуждающую его действия позицию негативно сказывается на имидже США в арабском и, шире, мусульманском мире. Рейтинги «лидера свободного мира» на Ближнем Востоке бьют все антирекорды. Так, согласно результатам исследования общественного мнения в арабском мире, проведенного в декабре 2023 — начале января 2024 гг. Арабским центром в Вашингтоне, 94% опрошенных негативно оценили политику США в отношении войны в Газе, причем 82% из них охарактеризовали ее как «очень плохую». Также 65% респондентов убеждены, что позиция США повредит американским интересам, а 72% — имиджу страны в регионе.

Кроме того, во всех странах арабского мира не прекращаются протесты против действий Израиля, которые проводятся в том числе около американских посольств и консульств. Аналогичную можно наблюдать и в остальных исламских странах, причем не только в Турции (не говоря уже про Иран), но даже в таких странах Юго-Восточной Азии, как Малайзия и Индонезия.

Важно и то, что критике в связи с конфликтом в Газе подвергаются не только США, но и правительства самих арабских стран. Так, согласно все тому же исследованию Арабского центра, около двух третей опрошенных негативно восприняли относительно нейтральную позицию правителей ОАЭ и Саудовской Аравии в отношении конфликта (67% и 66% соответственно), тогда как относительно позитивных оценок удостоились Египет, Иордания и Катар (38%, 40% и 51%), чуть более резко критикующие Израиль, а также Турция и Иран (47% и 48%), руководства которых осуждают политику не только Тель-Авива, но и Вашингтона.

Похожую ситуацию можно наблюдать и в материале, подготовленном руководителями социологического центра Arab Barometer, занимающегося мониторингом общественного мнения в регионе. На примере Туниса — родины «арабской весны» — можно увидеть, как рейтинги Саудовской Аравии на фоне обострения палестино-израильского конфликта упали с 73% до 59%, ОАЭ — с 49% до 30%, тогда как популярность Ирана выросла с 29% до 41% (к слову, позиции США, согласно данным опроса, просели куда более катастрофично — с 40% до 10%).

Разумеется, подобная позиция населения не могла не привести к изменениям в политике правительств государств Ближнего Востока. Например, МИД Саудовской Аравии публично и письменно отказался от любых переговоров о нормализации отношений с Израилем до тех пор, пока не будет создано независимое Государство Палестина и «агрессия Израиля в секторе Газа» не будет прекращена. Примечательно, что данное заявление было выпущено сразу после визита в страну госсекретаря Энтони Блинкена и заявлений американских официальных лиц о прогрессе в переговорах о саудовско-израильской нормализации. Затем Вашингтон посетил король Иордании Абдалла II, который прямо заявил о недопустимости проведения Израилем операции в Рафахе, которая «приведет к очередной гуманитарной катастрофе», и призвал к окончанию войны. Ситуация значительно усугубляется тем, что Биньямин Нетаньяху до сих пор выступает категорически против прекращения боевых действий, заявляя о необходимости войны до «полной победы над ХАМАС».

Безусловно, не стоит переоценивать фактор влияния общественного мнения на политику стран региона, однако нельзя и недооценивать желание арабских элит избежать кризиса своей легитимности и «арабской весны 2.0». Это, в свою очередь, неизбежно ведет к занятию лидерами ближневосточных государств все более жесткой позиции по отношению к Израилю и, соответственно, Соединенным Штатам и их политике в регионе. Соответственно, попытка развивать «Соглашения Авраама» ради изоляции Ирана в текущей ситуации является не лучшим вариантом для американской дипломатии, даже привязывая этот процесс к стабилизации региона и созданию Палестинского государства, поскольку противоречит пока не до конца сформировавшейся, но все же общерегиональной тенденции отката арабо-израильской «разрядки» и, напротив, некоторого оживления «разрядки» арабо-иранской.

Наконец, большое значение имеет и глобальный фактор. Война в Газе уже отвлекает внимание Вашингтона от других фактических и потенциальных «горячих точек», таких как Украина и Тайвань, что позволяет России и Китаю, соответственно, активизировать свои усилия на данных направлениях. США вновь приходится перебрасывать силы на Ближний Восток, отвлекаться на связанные с поддержкой Израиля внутренние проблемы, а также балансировать на грани широкой региональной войны, реагируя на обстрелы проиранскими ополчениями американских военных баз в Сирии и Ираке и обеспечивая безопасность судоходства в Красном море от атак йеменских хуситов. Кроме того, война в Газе и связанные с ней события в регионе дают Москве и Пекину возможность активизировать свою ближневосточную дипломатию (так, согласно все тому же исследованию Arab Barometer, 50% жителей Туниса предпочли бы усиление роли Китая в деле урегулирования палестино-израильского конфликта и обеспечения безопасности региона против 14% в пользу США) и повод критиковать политику Тель-Авива, а заодно — прямо или косвенно — и Вашингтона. Как справедливо заметил по этому поводу директор Евразийской программы Института Куинси Анатоль Ливен, «стремясь к первенству в каждой части мира, США гарантируют, что они столкнутся с угрозами и кризисами в любой части мира».

Предвыборный раскол

Внутриполитические факторы, которые медленно, но верно направляют администрацию Байдена в сторону ужесточения позиции в отношении палестино-израильского конфликта, практически полностью связаны с предстоящими президентскими выборами и выборами в Конгресс, назначенными на 5 ноября 2024 г. В первую очередь следует обратить внимание на ситуацию в Демократической партии, которая условно расколота на консерваторов и центристов, выступающих в поддержку Израиля, и левый блок так называемых «прогрессистов», которые стоят на стороне палестинцев. Последние находятся в меньшинстве в Палате представителей, а в Сенате и вовсе практически незаметны (за исключением разве что Берни Сандерса) и потому постоянно подвергаются нападкам со стороны большинства своих же однопартийцев. Интересно, что знаменитый Американо-израильский комитет по общественным связям (AIPAC), крупнейшая произраильская лоббистская организация в США, готов выделять рекордные суммы на то, чтобы на демократических праймериз добиться избрания консервативных кандидатов вместо прогрессистов для удаления последних из Конгресса после грядущих выборов.

Однако внутриэлитное противостояние идет вразрез с изменениями в общественном мнении электората Демократической партии. По данным последнего релевантного опроса Gallup, проведенного в декабре 2023 г., по 40% демократов и независимых избирателей считают, что США делают слишком много для поддержки Израиля, и 49% демократов и 34% независимых — что слишком мало для поддержки палестинцев. Другой опрос, проведенный в конце января 2024 г. Центром по изучению общественного мнения при агентстве Associated Press, показал, что доля демократов, считающих, что Израиль в своей кампании в Газе зашел слишком далеко, достигла 63%, а среди независимых — 52%. Эксперты выделяют ряд демографических групп электората Демпартии, которые в наибольшей степени подвержены пропалестинским настроениям и, соответственно, осуждению поддержки Израиля со стороны США — это молодежь, арабоамериканцы и мусульмане, а также частично афроамериканцы. Неудивительно, что данные группы избирателей объединяются и, по некоторым сообщениям, бьют рекорды по самостоятельному сбору средств для кампаний конгрессменов-прогрессистов.

Все это объясняет попытки администрации Байдена «достучаться» до разочарованных граждан, в особенности — до американцев арабского происхождения. Наиболее ярким эпизодом из этой серии послужила встреча заместителя советника по нацбезопасности Джона Файнера (еврея по национальности) с лидерами арабского комьюнити (численностью около 160 тыс. человек) в Мичигане, в котором в 2020 г. Байден победил с перевесом примерно в 150 тыс. голосов. Но куда более примечательны конкретные заявления американского чиновника, который признал ошибочность подхода Белого дома к войне в Газе, а также выразил неуверенность в том, что правительство Израиля готово на какие-либо конкретные шаги для обеспечения палестинской государственности.

В условиях изменения внешнеполитических предпочтений электората Демпартии и на фоне текущего обострения палестино-израильского конфликта сомнительно предполагать, что действия AIPAC приведут к замене конгрессменов-прогрессистов консерваторами. Куда как более вероятно, что это может вылиться в победу в этих округах кандидатов от Республиканской партии, позиция которой в отношении войны в Газе выглядит намного более консолидированной и произраильской. Республиканцы уже в ноябре 2023 г. планировали использовать несколько невнятную политику Байдена в отношении кризиса в Газе в свою пользу, надеясь привлечь на свою сторону умеренных евреев, встревоженных всплеском антисемитских настроений, а также консервативно настроенных мусульман.

Впрочем, в последнее время хрупкое республиканское большинство в Палате представителей во главе с союзником Дональда Трампа (к слову, также активно критикующего ближневосточную политику Байдена) Майком Джонсоном откровенно инструментализирует вопрос о выделении средств для помощи Тель-Авиву. Подобная политика преследует двоякую цель: с одной стороны, добиться финансирования мер по укреплению границы с Мексикой и общего сокращения государственных расходов (реально декларируемую), а с другой — не допустить политической победы Байдена в виде принятия масштабного пакета финансовой помощи американским союзникам.

Все это вместе должно продемонстрировать слабость 46-го президента США, который не может справиться как с несколькими внешнеполитическими кризисами, так и с республиканским вызовом, и даже с оппозицией внутри собственной партии. Байдена и его подход к войне в Газе критикуют как «слева», так и «справа», поочередно обвиняя его то в чрезмерно произраильском уклоне, то в неспособности защитить Израиль. Его робкие попытки оказать давление на Тель-Авив для некоторых стали показателем неуверенности в возможности повторить результаты выборов 2020 г., когда победу в колеблющихся штатах демократу принесли именно голоса тех, кто сейчас разочаровался в ближневосточной политике администрации. В подобных условиях скорейшее если не завершение, то приостановка конфликта при участии Вашингтона позволит администрации Байдена присвоить себе лавры миротворца, что вернет демократам хотя бы часть голосов молодежи и меньшинств и при этом вряд ли приведет к значительному отторжению со стороны американцев еврейского происхождения, всегда занимавших более продемократические позиции.

Нет человека — нет проблемы?

В чем точно сходятся администрация Байдена и демократы, так это в том, что основная вина за затягивание конфликта лежит на правительстве Биньямина Нетаньяху. Израильский премьер-долгожитель, занимающий эту должность в совокупности уже 17-й год, раздражает американское руководство своей неуступчивостью и стремлением прикрывать все свои действия реальным или мнимым согласием на них Соединенных Штатов. Немалую роль в подобной позиции Нетаньяху играют его крайне правые союзники по правящей коалиции, резко критикующие политику Байдена за якобы чрезмерный пропалестинский уклон. Призывы же Вашингтона к Нетаньяху измениться и изменить правительство встретили яростный отпор.

Похожие оценки деятельности израильского премьера разделяют как американцы, так и израильтяне. Согласно результатам вышеупомянутого опроса Gallup, лишь 33% опрошенных жителей США оценивают Биби позитивно, тогда как негативно — 47%, что стало своеобразным антирекордом. Хуже всего к нему ожидаемо относятся демократы (14% позитивных оценок) и независимые (30%), тогда как среди республиканцев он сохраняет хрупкое, но все-таки одобрение (55%). Население Израиля, согласно большинству опросов, также склонно не оставить Нетаньяху и его партии «Ликуд» шансов на победу на новых выборах, отдавая предпочтение блоку «Национальное единство» во главе с Бени Ганцем, который делает акцент на необходимости освобождения заложников.

В США, по всей видимости, подозревают Нетаньяху в желании продолжать войну в Газе и даже расширить ее на соседний Ливан ради обеспечения своего политического выживания. Этим вызвана активизация контактов американских официальных лиц (в частности госсекретаря Блинкена) с противниками Биби — Бенни Ганцем, формальным лидером оппозиции Яиром Лапидом, а также главой «внутриликудовской» оппозиции, министром обороны Йоавом Галлантом.

Таким образом, если предельно упростить ситуацию, то дальнейшее развитие событий в Газе зависит от того, удастся ли Соединенным Штатам убедить Нетаньяху добиться отказа от операции в Рафахе взамен на обсуждаемую сделку с ХАМАС по освобождению заложников в обмен на длительное прекращение огня. Однако даже в случае, если это удастся провернуть, то единственное, в чем можно быть уверенным почти со стопроцентной вероятностью, так это в том, что это приведет к падению правительства Нетаньяху по причине выхода из коалиции крайне правых партий и, соответственно, формированию нового кабинета или даже новым выборам.

Однако далеко не факт, что в дальнейшем все вернется к «нормальности» — боевые действия остановятся, возобновятся давно замороженные переговоры с ПНА, что продолжит дорогу к расширению арабо-израильской нормализации и даже к установлению отношений между Тель-Авивом и Эр-Риядом. Стоит отметить, что израильтяне в большинстве своем недовольны именно Нетаньяху, а не войной как таковой. Все тот же Бенни Ганц, несмотря на некую заинтересованность арабских лидеров в нем как в будущем премьер-министре Израиля, выступает в поддержку операции в Рафахе и заявляет о готовности вести войну в Газе «целое поколение». В ситуации, когда около половины граждан Израиля выступают против создания Палестинского государства, сложно рассчитывать на прогресс как в этом направлении, так и в деле арабо-израильской «разрядки». Наконец, не стоит забывать и о грядущих выборах в самих США, результаты которых могут оказать существенное влияние на дальнейшее развитие событий, в особенности — в случае победы Дональда Трампа, возвращения которого в Белый дом, по всей видимости, ожидают в Тель-Авиве.

Если же переубедить Нетаньяху не удастся, и масштабная операция в Рафахе все-таки состоится, то это окажет крайне негативное воздействие как на внешнюю, так и на внутреннюю политику Соединенных Штатов. Во-первых, это продемонстрирует неспособность США и президента Байдена повлиять на своего главного ближневосточного союзника, что нанесет еще более серьезный удар по имиджу Белого дома. Во-вторых, новая операция ЦАХАЛ, которая наверняка будет вновь сопровождаться множеством жертв среди мирного населения (как минимум, со слов ХАМАС), может привести к неконтролируемой и непреднамеренной эскалации конфликта до уровня регионального, что, в свою очередь, чревато столкновением «предположительно ядерной» и «почти ядерной» державы. Наконец, в-третьих, все это вместе или по отдельности усугубит проблемы демократов на ноябрьских выборах.

Так или иначе, уход Биньямина Нетаньяху с поста премьер-министра не сможет решить все проблемы. Несмотря на то, что эмоциональный накал постепенно стихает, по обе стороны баррикад все еще слишком сильны голоса желающих отомстить. В сложившейся ситуации у администрации Байдена нет «хороших» решений, есть только несколько «плохих», каждое из которых приведет к тому, что одна из сторон (или даже обе) останутся недовольны. Безусловно, в среднесрочной перспективе это поправимо, однако приближающиеся выборы вполне могут привести к тому, что решать накопившиеся вопросы придется уже не демократам.


(Голосов: 9, Рейтинг: 5)
 (9 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся