Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.89)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Дмитрий Суханов

Консультант управления международного сотрудничества департамента внешних связей Администрации губернатора Самарской области

Стратегическая конкуренция между Соединёнными Штатами и Китаем продолжает развиваться, демонстрируя готовность сторон постепенно «вкатываться» в процесс системного соперничества и определять долгосрочные правила игры.

С момента вступления Джозефа Байдена в должность президента США прошёл год — достаточный срок, чтобы предпринять попытку анализа предпринятых его администрацией шагов по выстраиванию отношений с Поднебесной и выдвинуть предположения о дальнейшем ходе «главного геополитического противостояния XXI в.».

США всерьёз взялись за воплощение стратегии долгосрочного противостояния с Китаем. На данный момент предпринятые Вашингтоном шаги носят подготовительный характер и во многом представляются продолжением политики Дональда Трампа, однако Джо Байден внёс в неё некоторые изменения.

Стратегическая конкуренция между Соединёнными Штатами и Китаем продолжает развиваться, демонстрируя готовность сторон постепенно «вкатываться» в процесс системного соперничества и определять долгосрочные правила игры.

С момента вступления Джозефа Байдена в должность президента США прошёл год — достаточный срок, чтобы предпринять попытку анализа предпринятых его администрацией шагов по выстраиванию отношений с Поднебесной и выдвинуть предположения о дальнейшем ходе «главного геополитического противостояния XXI в.».

Танец орла и дракона

Несмотря на порицание деятельности Дональда Трампа и непрекращающиеся попытки «отменить» его наследие, команда Джо Байдена продолжила идти в заданном бывшим президентом направлении — в сторону противодействия усилению международных позиций Китая.

После первой встречи высокопоставленных представителей двух стран в Анкоридже казалось, что ничего не изменилось — по-прежнему ядовитая атмосфера взаимных упрёков, скандалов и драматизма никуда не исчезла. Госсекретарь Энтони Блинкен и советник по национальной безопасности Джейк Салливан обрушились с критикой на правительство КНР за проводимую политику в Синьцзяне, Гонконге и Тайване, а также припомнили ему экономическое давление на американских союзников и попытки совершения кибератак на США. За этим, по всей видимости, стояло желание «показать зубы» китайским партнёрам, подтвердить приверженность стратегии великодержавного противостояния и убедить население США и представителей обеих партий в готовности идти на долгосрочное соперничество с Пекином. Дальнейшие контакты, однако, проходили в более спокойной атмосфере.

При всём комплексе взаимных претензий США и Китай осознают, что обречены работать вместе над решением глобальных проблем. По итогам видеоконференции Джо Байдена и Си Цзиньпина, состоявшейся 16 ноября 2021 г., советник по национальной безопасности Джейк Салливан выделил два направления, где взаимодействие двух государств необходимо. Речь идет о поиске выхода из пандемии и преодолении её последствий, борьбе с климатическими изменениями; а также о денуклеаризации Корейского полуострова, ядерной сделке по Ирану.

Пекин уже дал понять Вашингтону, что, подключаясь к решению этих вопросов, не позволит США вести политику, выдержанную в духе триады «соперничество-конкуренция-конфронтация» («сотрудничество, когда возможно, соперничество, когда потребуется, и конфронтация, когда необходимо»), которую ранее озвучил Госдепартамент. Кроме того, Китай не будет взаимодействовать с США по волнующим их темам, если продолжится игнорирование обозначенных Китаем «красных линий».

К концу года сложились рабочие отношения в условиях соперничества и отчётливая формула, на основе которой администрация Джо Байдена собирается взаимодействовать с Китаем в ближайшие годы. Сам алгоритм действий США основан на «трёх столпах»:

  1. установление контактов с высшими представителями Китая для предотвращения непреднамеренной эскалации — фундамент триады «соперничество-конкуренция-конфронтация»;
  2. стабилизация экономической ситуации внутри США и стимулирование притока инвестиций в американскую экономику — возможность конкурировать с Пекином в долгосрочной перспективе;
  3. фокус внешней политики в ИТР и совместная работа с союзниками, направленная на сдерживание Китая.

Опираясь на эти «столпы», США уже предприняли действия, позволяющие судить о том, что Вашингтон готовится к долгосрочному противостоянию с Пекином.

Наращивание мышц

США серьёзно обеспокоены вызовом со стороны Китая. Дискуссия ведущих американских аналитических центров об усиливающейся роли Пекина в меняющемся мировом порядке привела к заключению о том, что лидерам Соединённых Штатов необходимо принять срочные меры по укреплению государства изнутри, если они не хотят остаться за бортом великодержавной гонки.

Ещё во время предвыборной кампании Джо Байден говорил о необходимости масштабных инвестиций в экономику США, делая особый акцент на среднем классе как на движущей силе американского лидерства. Именно поэтому внешнеполитические приоритеты нынешней администрации неразрывно связаны с состоянием внутренней политики, образуя таким образом концепт «внешней политики для среднего класса». Главная идея этого подхода сводится к тому, что США будут успешны на международной арене только в том случае, если продолжат совершенствовать свой «дом» изнутри, выделяя инвестиции на преобразование базовой инфраструктуры и укрепление образования, а также реформируя иммиграционную систему и сглаживая углы в экономических и политических противоречиях внутри страны. Сетуя на наследие президенства Дональда Трампа, некоторые исследователи пишут о необходимости «ремонта» этого «дома» перед переходом к следующим шагам.

При всей противоречивости и неизбежно возникающих сложностях в реализации такой подход хорошо зарекомендовал себя. За прошедший год администрации Дж. Байдена удалось принять несколько крупномасштабных законопроектов, направленных на улучшение, если угодно, физического состояния государственного тела — его инфраструктуры.

В марте 2021 г. Дж. Байден подписал «План по спасению Америки», предусматривающий выделение беспрецедентных 1,9 трлн долл. на ликвидацию последствий коронавируса, в т.ч. на скорейшее открытие экономики, помощь наиболее пострадавшим от пандемии слоям населения и др. «Реставрация дома» была официально начата.

Позже команде Дж. Байдена удалось продемонстрировать искусство заключения сделок с республиканцами — в июне 2021 г. был достигнут межпартийный консенсус в отношении Китая, выразившийся в одобрении Сенатом «Акта о стимулировании инноваций и повышении конкурентоспособности США», который регламентирует выделение 250 млрд долл. на проекты в области AI, квантовых компьютеров, робототехники, сетей 5G, освоения космоса. Примечательно, что одна из самых больших статей расходов предусматривает направление 52 млрд долл. на исследование полупроводников, из-за которых США и их союзники чрезвычайно сильно зависят от Китая.

Ещё одной «инфраструктурной победой» Дж. Байдена можно назвать подписание «Акта об инвестициях в инфраструктуру и создании рабочих мест» в ноябре 2021 г. Документ предписывает выделить порядка 1 трлн долл. в течение 10 лет на модернизацию инфраструктуры США. При всей справедливости оценок экспертов, выражающих сомнение в пользе плана для получения Джо Байденом политических очков в краткосрочной перспективе, он заложил стратегическую основу для укрепления американской инфраструктуры в свете продолжающегося противостояния с Китаем.

Созвать знамёна!

В противостоянии с Китаем США попытаются сделать ставку на одно из своих главных преимуществ — разветвлённую сеть союзов и партнёрств, при помощи которой Вашингтон будет использовать различные площадки для оказания противодействия Пекину.

С учётом развалившегося после выхода США Транстихоокеанского партнёрства и вступления в силу Всестороннего регионального экономического партнёрства, сконцентрированного вокруг КНР, Вашингтон стремится компенсировать потерю влияния в экономической сфере усилением работы на других направлениях.

США начали плотнее взаимодействовать с G7 в вопросах продвижения демократии и построения порядка, основанного на правилах. Именно государства, входящие в состав этого объединения, по мнению Вашингтона, должны играть бόльшую роль в формулировании норм в области прав человека, экологии, социально-экономического развития и др. Опираясь на «семёрку», Соединённые Штаты хотели бы выработать правила игры, в рамках которых Китаю будет сложнее конкурировать с США. Стандартизации по западным лекалам могут подвергнуться требования по снижению воздействия на окружающую среду или регулирование поведения в цифровом пространстве. Выбранная стратегия позволяет США привлечь к борьбе против Пекина именно те государства, которые «страдают» от более низких требований Китая к организации производственного процесса.

Кроме того, администрация Джо Байдена активизировала работу с Европейским союзом, который долгое время сторонился участия в прямой конфронтации с Поднебесной. В марте 2021 г. отношения государств Европы с Китаем сильно изменились. Подготовленный ЕС санкционный пакет за нарушение прав человека в Синьцзян-Уйгурском автономном районе спровоцировал непропорционально жёсткий ответ КНР. Резкое охлаждение отношений привело к «заморозке» Европарламентом Всеобъемлющего соглашения о сотрудничестве в области инвестиций с Китаем, договорённость о котором после 7-летних переговоров была достигнута в декабре 2020 г.

Главным театром противостояния двух великих держав станет Индо-Пацифика. По мнению американского стратега Элбриджа Колби, чтобы компенсировать утраченное преимущество в военной мощи, США необходимо создать коалицию, которая по своей силе превосходила бы Китай. «Стальной каркас», как называет это объединение Э. Колби, должен включать в себя основных союзников Вашингтона в регионе (Австралию, Японию, Филиппины, Южную Корею и Тайвань), а также государства, которые могут поддержать стратегию сдерживания Пекина (Индию, Вьетнам, Индонезию, Малайзию и Сингапур).

Ключевой опорой США для создания «антикитайского альянса» должно стать объединение QUAD, включающее в себя США, Индию, Австралию и Японию. В марте 2021 г. Джо Байден провёл переговоры с лидерами «четвёрки», по итогам которых было принято совместное коммюнике, закрепившее готовность стран защищать свободный мир, основанный на правилах, разработать единые стандарты в области телекоммуникаций и укрепить производственные цепочки. Кроме того, в ходе июньского визита президента США в Европу, где прошли саммиты G7 и НАТО, Австралия и Индия подключились к диалогу «семёрки».

Эти события усилили опасения Пекина в том, что QUAD будет расширено за счёт других государств. Как утверждает бывший премьер-министр Австралии Кевин Радд, разрастание антикитайской коалиции во главе с объединением «может изменить коллективный баланс сил против Китая». Кроме того, «четвёрка» способна стать основой для более широкого союза, подразумевающего также экономическую и таможенную интеграцию. Одними из тех стран, которые в перспективе могли бы присоединиться к QUAD, являются Новая Зеландия, Южная Корея и Вьетнам, которые уже окрестили «QUAD Plus».

Стоит также упомянуть нашумевшее соглашение США, Великобритании и Австралии о сотрудничестве в сфере безопасности — AUKUS, заключенное в сентябре 2021 г. Обозначенные задачи «трёхстороннего сотрудничества» обширны и в целом являются типовыми. Исключение составляет лишь готовность сторон вести совместные разработки технологий для создания Австралией атомного подводного флота с неядерным вооружением. Сама необходимость учреждения подобного формата для взаимодействия остаётся неясной, учитывая, что стороны уже связаны соглашениями о сотрудничестве в сфере обороны и безопасности, а также являются частью иных площадок, предусматривающих тесные контакты в различных областях (НАТО, QUAD, «Пять глаз», АНЗЮС). Одной из причин создания AUKUS, по мнению генерального директора РСМД А. Кортунова, может быть «косвенное признание Вашингтоном того, что модели жестких союзов, унаследованные от XX в., не подходят для нашего столетия».

Таким образом, с помощью гибких диалоговых форматов, не обременённых бюрократической волокитой, США стремятся навязать Китаю многовекторное соперничество, которое будет подкреплено участием в нём государств, давно «точащих зуб» на Пекин.

Промежуточные итоги

США всерьёз взялись за воплощение стратегии долгосрочного противостояния с Китаем. На данный момент предпринятые Вашингтоном шаги носят подготовительный характер и во многом представляются продолжением политики Дональда Трампа, однако Джо Байден внёс в неё некоторые изменения.

Во-первых, реализуя принцип, согласно которому США должны вести демократии за собой «не только примером своей силы, но и силой своего примера», нынешняя администрация инициировала ряд инфраструктурных проектов, направленных на восстановление экономики Соединённых Штатов после пандемии и укрепление американского могущества в будущем.

Во-вторых, Америка Дж. Байдена не столь самоуверенна, как была Америка Д. Трампа — нынешний лидер Белого дома понимает, что в одиночку США не обладают достаточной силой для оказания противодействия Китаю. В связи с этим они существенно изменили подход к выстраиванию отношений с союзниками, заменив язык ультиматумов и претензий на дипломатию и гибкость, а также провели ревизию внешнеполитических приоритетов, отказавшись от тех региональных направлений, которые не являются для США критически важными.

В-третьих, США запустили процесс укрепления одного из важнейших инструментов в своём внешнеполитическом арсенале — разветвлённой сети союзов и партнёрств. Вашингтон перешёл к использованию более гибких форматов взаимодействия с союзниками в оборонной сфере, что позволит ему в будущем не только оперативно реагировать на угрозы, исходящие из Пекина, но и поддерживать напряжение на китайской границе.


Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.89)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся