Оценить статью
(Голосов: 15, Рейтинг: 4.67)
 (15 голосов)
Поделиться статьей
Дарья Устьянцева

Аспирантка СПбГУ

Американские выборы 2024 г. стали значимым событием не только для самих Соединенных Штатов, но и для всего мира. По их результатам кандидат в президенты от Республиканской партии Дональд Трамп одержал внушительную победу, обогнав своего оппонента от Демократической партии Камалу Харрис на более, чем 2,5 млн голосов. Республиканская партия получила контроль над обеими палатами Конгресса, что означает контроль GOP всех ветвей власти, как минимум, до промежуточных выборов 2026 г.

Действующая в США система сдержек и противовесов позволяет законодательной ветви власти принимать активное участие во внешних делах Вашингтона, иногда даже противопоставляя свое видение президенту. Поэтому вопрос о том, как будут развиваться российско-американские отношения и продолжит ли Д. Трамп предоставлять помощь Украине в нынешних объемах, остается открытым. Во-первых, обе партии в Конгрессе США последнее десятилетие крайне негативно относятся к России и ее внешней политике, поэтому вряд ли можно ожидать «оттепели» с уходом демократов. Во-вторых, новый президент не сможет отменить полностью антироссийские санкции в качестве шага для улучшения отношений, так как для этого ему потребуется поддержка всего Конгресса, чтобы начать долгий процесс обсуждений такой инициативы, который вряд ли завершится согласием законодателей снять ограничения. Наконец, в-третьих, Д. Трамп громко заявлял, что сможет остановить конфликт на Украине «за 24 часа». Но даже если ему действительно удастся инициировать переговоры, то они могут стать предметом торга между исполнительной и законодательной ветвями власти. Поскольку «власть кошелька» способна влиять на политику администрации, Конгресс может отказаться принимать те или иные законопроекты или выделять финансирование на инициативы президента.

Результаты выборов 2024 года в Конгресс вновь стали «красной волной», сопоставимой с победой Д. Трампа в 2016 г. Однако, вспоминая опыт работы администрации в 2017–2021 гг., необходимо учитывать, что 47-й президент не сможет продвигать все законопроекты без оглядки на собственную партию, и более того, может оказаться связанным их оппонированием. Грядущее голосование за утверждение администрации Д. Трампа будет наиболее явным показателем нынешнего состояния отношений между законодательной и исполнительной ветвями власти и отразит возможные конфликты, которые будут сопровождать их в будущем. Тем не менее за последние несколько лет Республиканская партия сильно трансформировалась в сторону «трампистской» платформы. Этот фактор может сгладить потенциальные противоречия, но любые попытки Д. Трампа каким-либо образом изменить базовое понимание Конгрессом национальной безопасности США будут встречены сопротивлением даже среди членов Республиканской партии.

Американские выборы 2024 г. стали значимым событием не только для самих Соединенных Штатов, но и для всего мира. По их результатам кандидат в президенты от Республиканской партии Дональд Трамп одержал внушительную победу, обогнав своего оппонента от Демократической партии Камалу Харрис на более, чем 2,5 млн голосов. Кроме того, Республиканская партия получила контроль над обеими палатами Конгресса, что означает контроль GOP всех ветвей власти, как минимум, до промежуточных выборов 2026 г.

О системе сдержек и противовесов

Андрей Кортунов:
Америка готова рискнуть

Тем не менее лидерство республиканцев не означает, что Д. Трамп сможет беспрепятственно продвигать свои инициативы через законодательную ветвь власти. Несмотря на то, что Соединенные Штаты — президентская республика, глава государства серьезно ограничен системой сдержек и противовесов, которая может повлиять на слаженность политики государства как на внутреннем, так и на внешнем направлениях. Наиболее ярким примером могут послужить промежуточные выборы 2022 г., после которых Палата представителей стала республиканской, что фактически «парализовало» процесс принятия решений администрации Джо Байдена. За вторую часть своей каденции он не смог принять ни одного важного решения без значительных уступок оппонентам справа.

В частности, принятие весной 2024 г. закона, согласно которому США выделили помощь Украине, Израилю и Тайваню, не обошлось без давления со стороны республиканцев, которые утверждали, что Соединенным Штатам «следует сперва позаботиться о безопасности своих границ, прежде чем финансировать безопасность других стран». Впоследствии они добились выделения средств на охрану границ государства, и после этого согласились принять закон о предоставлении помощи другим странам. Таким образом, возможности новой администрации неотъемлемо зависят от того, с каким Конгрессом она будет работать.

Время подвести итоги

Конгресс США состоит из двух палат — верхней (Сенат) и нижней (Палата представителей), при этом сроки полномочий законодателей в каждой их них отличаются. Если же в нижней палате конгрессмены переизбираются каждые два года, то сенаторов выбирают сроком на 6 лет. Однако выборы в Сенат тоже проходят раз в два года, так как в порядке ротации существует необходимость переизбрания 1/3 верхней палаты.

В 2022 г. по итогам промежуточных выборов республиканцы получили незначительное преимущество в Палате представителей, а демократы удержали контроль над Сенатом. Так как в 2024 г. места в Сенате «разыгрывались» преимущественно в колеблющихся штатах, то эти выборы будут играть важную роль в долгосрочной перспективе шести лет.

Победа в выборах 2024 г. в Конгресс предоставит республиканцам партийное большинство в обеих палатах. В Сенате они получили 53 места, взяв из колеблющихся штатов Пенсильванию, Флориду и Огайо. Примечательно, что в нескольких штатах итоговая победа республиканцев оказалась более убедительной, чем предполагали опросы общественного мнения. В частности, сенатор-республиканец от штата Техас Тед Круз победил с отрывом в 9% от своего оппонента-демократа Колина Аллреда, хотя агрегаторы опросов указывали в среднем на преимущество в 3%. Для сравнения, в 2018 г. сенатор и вовсе победил с перевесом лишь в 2,5%.

Кроме того, республиканцы восстановили позиции в «красных» штатах, где ранее на выборах в Сенат побеждали умеренные по взглядам демократы, заимствовавшие многие положения из программы республиканцев, что позволяло привлечь электорат. Подобное явление по сей день актуально для США, так как политические взгляды на уровне отдельных штатов неоднородны, они не соответствует в полной мере общенациональной партийной платформе. Так, в Монтане сенатор Джон Тестер проиграл свое переизбрание на четвертый срок, а в Западной Вирджинии демократ Джо Манчин отказался вновь идти на выборы, из-за чего бывший губернатор-республиканец этого штата Джим Джастис занял его место.

Тем не менее итоги выборов в Сенат не могут в полной мере коррелировать с результатами президентских выборов, как это может показаться на первый взгляд. Хотя Д. Трамп победил во всех семи колеблющихся штатах (Аризона, Висконсин, Джорджия, Мичиган, Невада, Северная Каролина и Пенсильвания), на выборах в Конгресс в Мичигане, Висконсине, Аризоне и Неваде одержали победу кандидаты от Демократической партии. Этот факт позволяет предположить, что на выборах существовала прослойка избирателей, которые голосовали за кандидата в президенты от одной партии, а в Сенат — от другой. Учитывая растущую в последние годы тенденцию к поляризации американского общества, подобный феномен может быть запросом на снижение партийного раскола среди населения.

Аналогичные тенденции можно увидеть на примере итогов выборов в Палате представителей. В Пенсильвании, Висконсине и Аризоне республиканцы получили большинство мест, в то время как в Неваде победили кандидаты от демократов. Подобный разброс голосов вновь подтверждает тезис о возможном наличии избирателей, которые готовы голосовать на разных выборах за разные партии. Тем не менее республиканцы взяли контроль над нижней палатой Конгресса, так как они смогли получить все 218 необходимых для победы мест и лидируют, как минимум, в четырех «недосчитанных» округах. Таким образом, результаты выборов в Конгресс этого года можно считать «красной волной», однако в действительности отрыв республиканцев в Палате представителей минимален.

Вопрос лидерства

Федор Лукьянов:
От мемов к окнам

В этом году также встал вопрос о лидерах партийного большинства в обеих палатах, который будет определять вектор развития Республиканской партии на ближайшие годы. В частности, в нижней палате Конгресса переизбрался действующий спикер Майк Джонсон, личность которого буквально отражает совершившейся переход GOP от «партии Рейгана» к «партии Трампа». Религиозный консерватор из Луизианы, известный поддержкой Трампа по вопросам жесткой борьбы с миграцией, а также критик военной помощи Украине, был избран на свою должность 25 октября 2023 г., так как его кандидатура устраивала всех представителей Республиканской партии. Однако в апреле 2024 г. Джонсон столкнулся с давлением со стороны Джо Байдена и конгрессменов из-за отказа выносить на обсуждение пакет помощи Украине, таким образом рискуя потерять свой пост. Несмотря на это, 12 апреля Трамп дал совместную пресс-конференцию с Джонсоном, призвав своих наиболее радикальных сторонников в Конгрессе отказаться от подобных инициатив. Этот кризисный момент, а также активная поддержка со стороны спикера во время предвыборной кампании кандидата от республиканцев позволяют заявлять о наличии крепкого союза между политиками и превращении Джонсона в значимую фигуру в Конгрессе, полностью поддерживающего избранного президента.

Несколько сложнее обстоит ситуация в Сенате. Действующий лидер республиканцев в верхней палате Митч Макконнелл заранее объявил, что он не будет переизбираться, тем самым формируя вакуум власти. Сразу после окончания выборов ряд влиятельных сторонников Трампа, таких, как основатель SpaceX Илон Маск, телеведущий Такер Карлсон и предприниматель Вивек Рамасвами, настаивали на кандидатуре сенатора от Флориды Рика Скотта, поддерживавшего современный «трампистский» курс партии. При этом сам Трамп не поддержал никого из кандидатов на эту должность. 13 ноября на закрытом голосовании победу на пост лидера республиканского большинства в Сенате одержал представитель Южной Дакоты Джон Тьюн.

Хотя в опубликованной им двумя днями ранее на сайте телеканала Fox News статье он призывал полностью поддержать курс новой администрации Д. Трампа, аналитики называют его фигуру «потенциальной проблемой» для нового главы Белого дома. В 2016 г. Дж. Тьюн публично требовал от Трампа выхода из предвыборной гонки, а также осудил его из-за штурма Капитолия 6 января 2021 г. В свою очередь, Д. Трамп в 2022 г. призывал губернатора Южной Дакоты Кристи Ноэм выступить против Дж. Тьюна на праймериз на пост кандидата в сенаторы. Кроме того, новый глава республиканского большинства в верхней палате имеет расхождение во мнениях с Трампом по вопросам внешней политики США, представляя собой активного сторонника дальнейшего оказания военной помощи Украине. Хотя с марта 2024 г. он поддерживает постоянные контакты с Д. Трампом и его командой, нельзя сказать, что Сенат всецело поддерживает курс новоизбранного президента в сравнении с Палатой представителей.

Новый Конгресс и его роль в системе принятия политических решений

Несмотря на то, что исполнительная и законодательная ветви власти стали республиканскими, нет гарантии, что все решения Д. Трампа будут легко проходить через Конгресс, включая как внутри-, так и внешнеполитические вопросы. Еще до начала полноценного президентства Д. Трампу предстоит столкнуться с Конгрессом по вопросу утверждения членов своей администрации, так как на ряд должностей он номинировал тех, чьи кандидатуры вызывают большие разногласия.

Прежде всего, речь идет о претенденте на пост генерального прокурора США, члене Палаты представителей от штата Флорида, Мэтте Гетце, фигуранте дел о торговле людьми, сексуальном насилии над подростком и употреблении тяжелых наркотиков. По данным портала Axios, выбор Трампа вызвал негативную реакцию сразу у нескольких сенаторов-республиканцев, которые пообещали сделать все, чтобы Гетц не получил этот пост. Также неоднозначную реакцию вызвала идея сделать новым шефом Пентагона телеведущего Fox News Пита Хегсета. В частности, согласно журналу Politico, многие лоббисты, связанные с военно-промышленным комплексом, даже не знали, кто это такой. Все это может повлиять на утверждение выбранных новым президентом кандидатур в его будущую администрацию.

Если обратиться к первому сроку Д. Трампа, то можно отметить, что контроль республиканцами Конгресса не означал полную поддержку его действий и даже собственная партия принимала меры по сдерживанию политики главы государства. Наиболее ярким примером является «Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций» (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act, CAATSA) от 2017 г. Тогда Д. Трамп отказывался подписывать этот закон, так как, по его словам, он «неправомерно посягает на исполнительную власть». Республиканский Конгресс выступил с двухпартийной инициативой, которая была призвана не допустить послаблений президента в санкционной политике Вашингтона против Москвы. Законодатели опасались, что Д. Трамп может отменить антироссийские ограничения, что, по их мнению, шло бы вразрез с внешнеполитическим курсом США, поэтому оказали на него давление для принятия закона. Такой пример иллюстрирует, как Конгресс может сплотиться и сдерживать президента в вопросах, касающихся национальных интересов и безопасности, не давая главе Белого дома продвигать свои идеи во внешней политике.

Также важно учитывать, что контроль республиканцами обеих палат не означает полную потерю Демократической партией влияния на процесс принятия решений. В частности, демократы могут значительно затянуть обсуждение законопроекта посредством практики филибастера — парламентской тактики, при которой партия, имеющая меньше мест в Сенате, увеличивает срок переговоров по каждому пункту законопроекта. Так как в Сенате продолжительность дискуссии по инициативе не ограничена временем, сенаторы-демократы имеют право придираться по каждому пункту с целью «изжить» законопроект. Также подобная практика может стать инструментом торга для корректировки отдельных положений.

Кроме того, среди исследователей-международников превалирует теория о том, что именно президент, как глава исполнительной власти, определяет внешнеполитический курс государства. Однако на практике это не всегда так. Действующая в США система сдержек и противовесов позволяет законодательной ветви власти также принимать активное участие во внешних делах Вашингтона, иногда даже противопоставляя свое видение президенту. Поэтому вопрос о том, как будут развиваться российско-американские отношения и продолжит ли Д. Трамп предоставлять помощь Украине в нынешних объемах, остается открытым. Во-первых, обе партии в Конгрессе США последнее десятилетие крайне негативно относятся к России и ее внешней политике, поэтому вряд ли можно ожидать «оттепели» с уходом демократов. Во-вторых, как говорилось ранее, новый президент не сможет отменить полностью антироссийские санкции в качестве шага для улучшения отношений, так как для этого ему потребуется поддержка всего Конгресса, чтобы начать долгий процесс обсуждений такой инициативы, который вряд ли завершится согласием законодателей снять ограничения. Наконец, в-третьих, Д. Трамп громко заявлял, что сможет остановить конфликт на Украине «за 24 часа». Но даже если ему действительно удастся инициировать переговоры, то они могут стать предметом торга между исполнительной и законодательной ветвями власти. Поскольку «власть кошелька» (purse power — инструмент влияния законодательной ветви власти на исполнительную через удержание финансирования или установление условий использования средств) способна влиять на политику администрации, Конгресс может отказаться принимать те или иные законопроекты или выделять финансирование на инициативы президента.

Таким образом, результаты выборов 2024 года в Конгресс стали «красной волной», сопоставимой с победой Д. Трампа в 2016 г. Однако, вспоминая опыт работы администрации в 2017–2021 гг., необходимо учитывать, что 47-й президент не сможет продвигать все законопроекты без оглядки на собственную партию, и более того, может оказаться связанным их оппонированием. Грядущее голосование за утверждение администрации Д. Трампа будет наиболее явным показателем нынешнего состояния отношений между законодательной и исполнительной ветвями власти и отразит возможные конфликты, которые будут сопровождать их в будущем. Тем не менее за последние несколько лет Республиканская партия сильно трансформировалась в сторону «трампистской» платформы. Этот фактор может сгладить потенциальные противоречия, но любые попытки Д. Трампа каким-либо образом изменить базовое понимание Конгрессом национальной безопасности США будут встречены сопротивлением даже среди членов Республиканской партии.


(Голосов: 15, Рейтинг: 4.67)
 (15 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся