Оценить статью
(Голосов: 27, Рейтинг: 4.96)
 (27 голосов)
Поделиться статьей
Кристина Пурен

Научный сотрудник сектора кавказских исследований Центра центральноазиатских исследований Института Китая и современной Азии РАН, аналитик Центра экономической интеграции Института развития интеграционных процессов ВАВТ, аспирантка МГИМО МИД России

Уже третий раз за последнее десятилетие президент Абхазии вынужден досрочно покинуть свой пост в результате выступлений оппозиции. В 2014 г. массовые протесты привели к отставке Александра Анкваба, а в 2020 г. — Рауля Хаджимба. В ноябре 2024 г. волна недовольства вновь охватила республику, и Аслан Бжания, находящийся на посту президента с 2020 г., также столкнулся с требованиями уйти. В результате страна оказалась в ситуации очередного политического кризиса. 15 февраля в Абхазии состоятся досрочные президентские выборы.

Сегодня фаворит предвыборной гонки — Бадра Гунба, за ним идет Адгур Ардзинба и замыкает тройку — Олег Барциц.

Вне зависимости от того, кто победит на выборах, Абхазия сохранит пророссийский вектор внешней политики. Не стоит ожидать от республики разворота в сторону Турции, о котором пишет ряд экспертов, потому что подобные заявления носят безосновательный характер. Все силы в Абхазии рассматривают Россию как своего главного стратегического союзника.

Вместе с тем приход к власти оппозиции затруднит принятие инвестиционного соглашения, которое для России является важным шагом в рамках Программы формирования общего социального и экономического пространства между Российской Федерацией и Республикой Абхазия на основе гармонизации законодательств.

В силу того, что абхазское общество тяготеет к прямой демократии и определяет это как свой национальный фрейм, в случае отсутствия подвижек по важным внутриполитическим вопросам в Абхазии возможен новый политический кризис.

Решать экономические проблемы республики в одиночку новый президент не сможет, поэтому российская финансовая поддержка остается единственным фактором, способным стабилизировать ситуацию. Москва уже дала понять, что дальнейшая помощь будет зависеть от выполнения Абхазией ранее достигнутых договоренностей, включая подписание инвестиционного соглашения.

Таким образом, новый президент столкнется с двойным вызовом: граждане будут требовать изменений во внутренней политике, но эти изменения невозможны без экономической поддержки России, которая ожидает выполнения договоренностей по инвестиционным вопросам. После выборов главным вопросом вновь станет подписание российско-абхазского соглашения об инвестициях, а вместе с ним неизбежно последует новая волна критики со стороны оппозиции. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что следующий глава государства унаследует не только накопившиеся социально-экономические проблемы, но и политическое противостояние между властью и оппозицией, которое в конечном итоге может вновь привести к политическому кризису.

Уже третий раз за последнее десятилетие президент Абхазии вынужден досрочно покинуть свой пост в результате выступлений оппозиции. В 2014 г. массовые протесты привели к отставке Александра Анкваба, а в 2020 г. — Рауля Хаджимба. В ноябре 2024 г. волна недовольства вновь охватила республику, и Аслан Бжания, находящийся на посту президента с 2020 г., также столкнулся с требованиями уйти. В результате страна оказалась в ситуации очередного политического кризиса. 15 февраля в Абхазии состоятся досрочные президентские выборы.

Сегодня на пост президента республики претендуют 5 кандидатов: Бадра Гунба, Адгур Ардзинба, Олег Барциц, Роберт Аршба и Адгур Хурхумал. Кандидатами в вице-президенты с ними идут Беслан Бигвава, Алхас Джинджал, Адгур Какоба, Даут Агрба и Тенгиз Кутелия соответственно.

ВЦИОМ оценивает явку на выборах в 69 %, а уровень информированности – в 77 %. Согласно опросу (дата проведения — 23 января), фаворитом предвыборной гонки является Бадра Гунба (32 %), за ним идет Адгур Ардзинба (15 %) и замыкает тройку — Олег Барциц (7 %). В то же время, 4 февраля ВЦИОМ опубликовал электоральный расчет, в котором первое место остается за Бадрой Гунба (42,3%), далее идут Адгур Ардзинба (27,3%) и — Роберт Аршба (11,2 %).

Таким образом, основная политическая борьба разворачивается между Бадрой Гунба и Адгуром Ардзинба. За третье место борются Олег Барциц и Роберт Аршба, в то время как Адгур Хурхумал не пользуется значительной электоральной поддержкой и, вероятно, займет последнее место.

Круговорот абхазских политиков

Политическая система Абхазии традиционно разделена на два лагеря — провластный и оппозиционный. Оба придерживаются пророссийского курса, однако расходятся во взглядах на внутреннюю политику и степень экономической интеграции с Россией. Для абхазской политики характерен своеобразный круговорот: оппозиционные лидеры, критикуя действующую власть, нередко сами занимают ее место в следующем избирательном цикле. Так произошло с Асланом Бжания, который сперва выступал против Рауля Хаджимба, а затем занял его пост. Аналогичная ситуация сложилась с Александром Анквабом: на прошлых выборах он поддерживал Олега Аршба, а теперь работает в штабе Бадры Гунба.

В силу того, что Абхазия — небольшая республика, политические команды там часто переформатируются, объединяя бывших соперников, а предвыборные лозунги нередко теряют актуальность после смены власти. Например, оппозиция может выступать против инвестиционного соглашения, но, оказавшись у руля, неизбежно столкнется с необходимостью его пересмотра и сама станет объектом критики. Это создает эффект замкнутого круга, когда смена власти не ведет к решению системных проблем, а лишь запускает новый виток политического кризиса.

Политический курс

В условиях нестабильности и нарастающих социально-экономических вызовов избиратели ожидают от кандидатов четкого понимания будущего. Поэтому особое значение приобретают их предвыборные идеи.

Бадра Гунба в своей предвыборной кампании акцентирует внимание на двух основных моментах: достижениях правительства бывшего президента Аслана Бжания, в команде которого он занимал пост вице-президента, и планах по дальнейшему развитию страны, опираясь на уже достигнутые результаты.

Один из наиболее ярких примеров этой стратегии — проект реконструкции Сухумского аэропорта. Соглашение о его строительстве было заключено в июне 2023 г., а Бадра Гунба еще до начала избирательной кампании возглавил координационный штаб по вопросам реконструкции и строительства аэропорта. В рамках рабочего визита первого заместителя руководителя Администрации Президента России Сергея Кириенко в республику (31 января – 1 февраля 2025 г.) они лично обсудили планы по открытию авиасообщения между Россией и Абхазией.

Состоявшийся 7 февраля первый тестовый рейс станет весомым фактором в пользу Гунба на выборах. Сухумский аэропорт — стратегический инфраструктурный проект, способный повысить туристическую привлекательность республики (позволит российским туристам напрямую летать в республику и разгрузить пропускной пункт «Псоу» особенно в летний период), а также создать новые рабочие места и стимулировать экономический рост. Таким образом, Гунба может закрепить за собой имидж политика, способного доводить до результата проекты, имеющие важное значение для страны.

Главный конкурент Бадры Гунба на выборах — Адгур Ардзинба. Ранее он занимал должность министра экономики во время президенства Рауля Хаджимба (2014–2019 гг.) и с 2020 г. возглавляет «Абхазское народное движение» в оппозиции. Вместе с Каном Кварчия и Леваном Микаа он выступил одним из лидеров ноябрьских протестов 2024 г., приведших к отставке Аслана Бжания.

Предвыборная риторика Адгура Ардзинба во многом строится на критике работы экс-президента. Так, он отмечает важность построения справедливого общества в понимании привлечения к ответственности тех, кто хотел лишить страну экономического и политического суверенитета. Таким образом, Ардзинба рассматривает возможность привлечения к ответственности высшее руководство (в частности, экс-президента Аслана Бжания), но исключает политические репрессии в отношении рядовых чиновников, поддерживающих предыдущую власть. Справедливость также понимается им как основа построения социально-ориентированного государства.

Владислав Ардзинба остается для Абхазии сакральной фигурой, человеком, создавшим современную абхазскую государственность. По этой причине политики позиционируют себя в качестве продолжателей его курса. В частности, это делает Адгур Ардзинба, отмечая, что он относится к группе «государственников», выступающих за сохранение независимой Абхазии и придерживающихся пути первого президента. Ардзинба делает упор на молодежь, о чем свидетельствует, как его программа, так и встреча 3 февраля с молодежью в Сухуме.

Олег Барциц, занимавший пост торгового представителя Абхазии в России (2010–2024 гг.), в своей предвыборной кампании акцентирует внимание на необходимости отказа политиков от личных интересов в пользу интересов государства. Он подчеркивает важность обеспечения президенту возможности полноценно отработать пятилетний срок. В целом Барциц занимает срединную позицию, что позволит ему получить голоса тех, кто устал от противостояния между властью и оппозицией.

Сейчас в Абхазии вновь обсуждают конституционную реформу. Свое отражение эта тема нашла в программе Роберта Аршба. Так, в ней отмечено, с 2004 г. абхазские лидеры неоднократно обещали отказаться от системы единоличного правления, сложившейся из-за необходимости консолидации власти во время грузино-абхазского конфликта при Владиславе Ардзинба. Роберт Аршба предлагает изменить Конституцию, сформулировать новый общественный договор, перейти к мажоритарно-пропорциональной системе формирования законодательной власти и перераспределить полномочия между президентом и парламентом. Сейчас Народное собрание Абхазии избирается по мажоритарной системе. Если реформа будет реализована, то это приведет к появлению в Парламенте политических блоков, которые смогут формировать коалиции (в частности, оппозиционные) для противодействия инициативам президента и его команды.

Программа Адгура Хурхумала носит размытый характер. Стоит отметить, что кандидат не принял участие в теледебатах кандидатов в президенты. Серьезная электоральная база у него также отсутствует.

Отечественная война как важнейший элемент политической риторики

Тема Отечественной войны в Абхазии 1992–1993 гг. занимает центральное место в национальной идее республики и несет четкую идеологическую нагрузку. Роберт Аршба — единственный кандидат в президенты, являющийся непосредственным ее участником. Бадра Гунба, Адгур Ардзинба, Олег Барциц и Адгур Хурхумал из-за возраста не участвовали в грузино-абхазском конфликте, однако их вице-президенты были участниками грузино-абхазского конфликта.

Так, Бадра Гунба отмечает, что война стала для него переломным моментом, когда он быстро повзрослел, научившись заботиться о хозяйстве: пахать, доить корову, выращивать табак и обеспечивать семью в условиях тяжелого времени. В то время его отец сражался в составе Первой минометной батареи. Адгур Ардзинба также пережил войну в детстве: его отец ушел на фронт, а сам он собирал кукурузу, так как в Абхазии остро стояли проблемы с продовольствием. Олег Барциц в августе 1992 г., будучи студентом 4 курса, с группой добровольцев из республик Северного Кавказа и юга России, переносивших вооружение через горный перевал, прибыл в Абхазию. Однако из-за обострения заболевания, он был вынужден прервать участие в боевых действиях и отправиться на лечение в Москву.

Таким образом, тема войны продолжает оставаться важнейшим элементом политической риторики в Абхазии, объединяя разные поколения вокруг памяти о событиях тех лет.

***

Вне зависимости от того, кто победит на выборах, Абхазия сохранит пророссийский вектор внешней политики. Не стоит ожидать от республики разворота в сторону Турции, о котором пишет ряд экспертов, потому что подобные заявления носят безосновательный характер. Все силы в Абхазии рассматривают Россию как своего главного стратегического союзника.

Вместе с тем приход к власти оппозиции затруднит принятие инвестиционного соглашения, которое для России является важным шагом в рамках Программы формирования общего социального и экономического пространства между Российской Федерацией и Республикой Абхазия на основе гармонизации законодательств.

В силу того, что абхазское общество тяготеет к прямой демократии и определяет это как свой национальный фрейм, в случае отсутствия подвижек по важным внутриполитическим вопросам в Абхазии возможен новый политический кризис.

Решать экономические проблемы республики в одиночку новый президент не сможет, поэтому российская финансовая поддержка остается единственным фактором, способным стабилизировать ситуацию. Москва уже дала понять, что дальнейшая помощь будет зависеть от выполнения Абхазией ранее достигнутых договоренностей, включая подписание инвестиционного соглашения. Лишение гражданства двух абхазских оппозиционеров Кана Кварчия и Левана Микааа, а также приостановка перетока электроэнергии в ноябре – декабре 2024 г. (в этот период осуществлялся на коммерческой основе — из абхазского бюджета было потрачено около 240 млн рублей) и социальных выплат стали четким сигналом о жесткой позиции России. В конце декабря был запущен гуманитарный переток электричества. 6 февраля стало известно, что кандидат в президенты Абхазии Бадра Гунба и замминистра энергетики РФ Евгений Грабчак договорились о возобновлении поставок электроэнергии в Абхазию с 7 февраля.

В целом, визит Гунба в Москву (5–6 февраля) и встреча с такими политиками, как Сергей Кириенко, Сергей Лавров, Александр Новак и Михаил Мурашко, говорит о том, что Россия сигнализирует абхазскому обществу, что, выбрав этого кандидата, оно обеспечит себе социально-экономическую стабильность. Это, в свою очередь, вызывает критику как штаба Адгура Ардзинба, так и молодежного движения «Ҳара Ҳпицунда» (его представители выступали против передачи дачи в Пицунде (принято в 2023 г.) и закона «О мерах по повышению уровня социально-экономического развития Очамчырского, Ткуарчалского и Галского районов»), которые обвиняют Гунба в том, что он ведет переговоры от лица Абхазии, не являясь и.о. президента.

Обращаясь к будущему, нужно понимать, что после выборов новый президент столкнется с двойным вызовом: граждане будут требовать изменений во внутренней политике, но эти изменения невозможны без экономической поддержки России, которая ожидает выполнения договоренностей по инвестиционным вопросам. После выборов главным вопросом вновь станет подписание российско-абхазского соглашения об инвестициях, а вместе с ним неизбежно последует новая волна критики со стороны оппозиции. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что следующий глава государства унаследует не только накопившиеся социально-экономические проблемы, но и политическое противостояние между властью и оппозицией, которое в конечном итоге может вновь привести к политическому кризису.


(Голосов: 27, Рейтинг: 4.96)
 (27 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся