Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 3.58)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Ниязи Ниязов

Д.ист.н., профессор СПбГУ, заведующий Кафедрой международных отношений на постсоветском пространстве СПбГУ

Прошло больше месяца с момента визита президента России В. Путина в Азербайджан, где он был тепло принят азербайджанским президентом И. Алиевым. Сам визит долго находился в центе внимания российских, азербайджанских и зарубежных СМИ, в том числе западных. Журналисты и политические деятели различной ориентации старались понять, что же осталось за рамками протокольных мероприятий — о чем договорились Россия и Азербайджан, какое влияние окажут эти договоренности на систему региональной безопасности, каковы будут геополитические и геоэкономические последствия этой встречи, как будет развиваться азербайджанская внешняя политика в обозримом будущем?

Некоторые ответы на эти вопросы лежали на поверхности. Например, Баку в партнерстве с Россией готов приложить усилия для запуска транспортного коридора «Север — Юг». При этом Баку в первую очередь заинтересован в запуске железнодорожного сообщения в рамках этого проекта.

Еще одним направлением взаимодействия Азербайджана и России станет реализация проекта Зангезурского коридора, о котором заговорили после окончания второй карабахской войны. Первоначально предполагалось, что он позволит России и Турции, используя транзитный потенциал Азербайджана и Армении, наладить железнодорожное и автомобильное сообщение, что будет стимулировать наращивание объемов торговли между странами. Кроме того, подразумевалось, что этот проект станет экономическим фундаментом платформы «3+3». Однако Армения и Иран стали опасаться реализации проекта Зангезурского коридора, а Грузия пока не проявляет заинтересованности, объясняя свою позицию неурегулированностью отношений с Россией из-за Абхазии и Южной Осетии.

Линия поведения властей Армении вполне понятна и является элементом политического и экономического торга, а вот позиция, которую занимает Тегеран в отношении Зангезурского коридора, противоречива и нацелена в первую очередь на продвижение интересов Ирана на Южном Кавказе. Так, Иран выступает против открытия коридора, проходящего через Армению, мотивируя свои действия тем, что это приведет к его изоляции

Со своей стороны Баку также прикладывает колоссальные усилия для того, чтобы проект состоялся. Для этого политическое руководство Азербайджана старается привлечь к участию в реализации проекта еще больше глобальных игроков с тем, чтобы совокупная сумма их экономических интересов перевесила «капризность» Тегерана. Именно с этой точки зрения можно рассматривать наблюдаемое в последнее время сближение Баку и Пекина. Таким образом, наряду с Россией, Турцией и европейскими странами Азербайджан привлекает на свою сторону очень значимого партнера, который также заинтересован в реализации проектов транспортных коридоров, в том числе и Зангезурского.

Геоэкономическая ситуация, формирующаяся в результате налаживания работы коридора «Север – Юг», «Срединный коридор» и «Один пояс, один путь», привела к тому, что Азербайджан, сохраняя свою независимость от отдельных центров силы, стремится участвовать в деятельности многосторонних объединений, политический и экономический вес которых за последнее время заметно вырос. Именно по этой причине Азербайджан заявил о своем желании присоединиться к БРИКС.

На наш взгляд, наряду с вышеперечисленными факторами, на принятие этого решения повлияло также желание Баку более активно взаимодействовать с Индией в различных сферах, в том числе для того, чтобы нивелировать наблюдаемый ныне дисбаланс во взаимоотношениях Индии с Арменией и с Азербайджаном.

Желание реализовать проект «Срединного коридора», составной частью которого должен стать и «Зангезурский коридор», подталкивают Баку к интенсификации экономических связей и со своими центральноазиатскими партнерами. Поэтому неслучайно, что после встречи со своим российским коллегой, руководитель азербайджанского государства совершил визит в Узбекистан, где были подписаны «Соглашение о союзнических отношениях между Азербайджанской Республикой и Республикой Узбекистан», а также ряд других документов, призванных углубить взаимодействие стран по всем направлениям.

Осознавая, что реализация проекта «Срединного коридора» может дать стране большие геоэкономические дивиденды, Баку прикладывает большие усилия для того, чтобы вовлечь в него и ряд своих партнеров из европейских стран.

Стремление Азербайджана стать геоэкономическим хабом между Севером и Югом, межу Западом и Востоком будет предопределять основные направления внешней политики этой страны в среднесрочной перспективе.

Прошло больше месяца с момента визита президента России В. Путина в Азербайджан., где он был тепло принят азербайджанским президентом И. Алиевым. Сам визит долго находился в центе внимания российских, азербайджанских и зарубежных СМИ, в том числе западных. Журналисты и политические деятели старались понять, что же осталось за рамками протокольных мероприятий — о чем договорились Россия и Азербайджан, какое влияние окажут эти договоренности на систему региональной безопасности, каковы будут геополитические и геоэкономические последствия этой встречи, как будет развиваться азербайджанская внешняя политика в обозримом будущем?

Некоторые ответы на эти вопросы лежали на поверхности. Например, Баку в партнерстве с Россией готов приложить усилия для запуска транспортного коридора «Север — Юг», который берет свое начало в Санкт-Петербурге и, пройдя через Азербайджан и Иран, а далее Аравийское море, выходит в Индию. При этом Баку в первую очередь заинтересован в запуске железнодорожного сообщения в рамках этого проекта.

Россия и Азербайджан хотят, чтобы недостроенный участок пути «Астара — Решт», находящийся на иранской территории, был введен в эксплуатацию. Иран же, в свою очередь, не спешит с достройкой этой части дороги, даже несмотря на то, что Москва и Баку готовы выделить необходимые финансовые ресурсы. Подобное поведение Тегерана, объясняется несколькими обстоятельствами: во-первых, будучи в целом заинтересованным в реализации коридора «Север — Юг», Иран в первую очередь хочет развивать его морскую составляющую, что позволит ему взаимодействовать с Москвой, но в обход Баку. Это также будет способствовать развитию инфраструктуры иранских портов на Каспийском море. Однако, несмотря на усилия российской и иранской сторон по реализации морской части этого коридора, недооценивается тот факт, что он подвержен дополнительному риску в зимнее время года, когда условия судоходства здесь не самые комфортные.

Еще одним направлением взаимодействия Азербайджана и России станет реализация проекта Зангезурского коридора, о котором заговорили после окончания второй карабахской войны. Первоначально предполагалось, что он позволит России и Турции, используя транзитный потенциал Азербайджана и Армении, наладить железнодорожное и автомобильное сообщение, что будет стимулировать наращивание объемов торговли между странами. Кроме того, подразумевалось, что этот проект станет экономическим фундаментом платформы «3+3». Напомним, что идея «3+3» была выдвинута по инициативе Азербайджана и Турции и поддержана Россией. Согласно этой идее, Россия, Турция, Иран, Азербайджан, Армения и Грузия должны будут взаимодействовать в формировании геоэкономического пространства региона без прямого влияния со стороны «чужих» центров силы. Однако Армения и Иран стали опасаться реализации проекта Зангезурского коридора, а Грузия пока не проявляет заинтересованности, объясняя свою позицию неурегулированностью отношений с Россией из-за Абхазии и Южной Осетии.

Возражение Армении сводится к тому, что Зангезурский коридор не может обеспечить беспрепятственного доступа Азербайджана к территории Нахичеванской Автономной Республики, даже несмотря на то, что, согласно 9-му пункту трехстороннего соглашения от 10 ноября 2020 г., Армения «гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой… в обоих направлениях», а «контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России», поскольку это представляет угрозу ее суверенитету.

Вместе с тем в Армении понимают, что для выхода из геоэкономического тупика, в котором она оказалась из-за карабахского конфликта, ей необходимо восстановить транспортную связь с Турцией и Азербайджаном, поэтому взамен Зангезурского коридора, предлагается реализовать проект «Перекресток мира», который представляет собой несколько видоизмененную форму платформы «3+3», но без учета обязательств Республики Армения перед Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией, зафиксированных в трехстороннем соглашении от 10 ноября 2020 г.

Линия поведения властей Армении вполне понятна и является элементом политического и экономического торга, а вот позиция, которую занимает Тегеран в отношении Зангезурского коридора, противоречива и нацелена в первую очередь на продвижение интересов Ирана на Южном Кавказе. Так, Иран выступает против открытия коридора, проходящего через Армению, мотивируя свои действия тем, что это приведет к его изоляции, но при этом в открытую лоббирует проект Аразского коридора, который должен пройти параллельно Зангезурскому коридору и также связать Нахичевань с материковой частью Азербайджана, но по территории Ирана.

Позиция Ирана по Зангезурскому коридору даже привела к возникновению разногласий в отношениях Тегерана с Москвой. Ряд провокационных заявлений, сделанных представителями различных сил Ирана, привели к тому, что Россия вынуждена была отреагировать. В частности, официальный представитель МИД России Мария Захарова отметила, что обсуждение связи западных регионов Азербайджана с Нахичеваном «обсуждается в рамках трехсторонней рабочей группы по разблокировке всех экономических и транспортных связей на Южном Кавказе под совместным председательством вице-премьеров России, Азербайджана и Армении… Мы видели заявления иранских официальных лиц с выражением озабоченности по поводу идеи прокладки так называемого Зангезурского коридора. За разъяснением причин такого отношения рекомендовали бы обратиться напрямую в Тегеран».

Во время своего визита в Ереван в сентябре 2024 г. вице-премьер РФ Алексей Оверчук заявил, что разблокировка коммуникаций в регионе «возможна в рамках тех договоренностей, которые были достигнуты лидерами трех государств… и которые нашли отражение в совместном заявлении от 9 ноября 2020 г.». То есть, очевидно, что несмотря на противоречивые подходы к проблеме, Москва не собирается уступать кому-то лидерство в налаживании работы Зангезурского коридора, и Россия будет учитывать интересы Армении, поскольку главной экономической силой, господствующей в сфере железнодорожных коммуникаций этой страны, являются российские компании, а запуск коридора сулит им экономические дивиденды. Уступка в этом вопросе Тегерану подорвет, не только экономические, но и геополитические позиции России на Южном Кавказе.

Со своей стороны Баку тоже прикладывает колоссальные усилия для того, чтобы проект состоялся. Для этого политическое руководство Азербайджана во главе с Ильхамом Алиевым старается привлечь к участию в реализации проекта еще больше глобальных игроков с тем, чтобы совокупная сумма их экономических интересов перевесила «капризность» Тегерана. Именно с этой точки зрения можно рассматривать наблюдаемое в последнее время сближение Баку и Пекина. Известно, что 3 июля 2024 г. Азербайджан и Китай в Астане в рамках саммита ШОС подписали «Совместную декларацию об установлении стратегического партнерства». В документе среди прочего отмечается, что «стороны будут поддерживать усилия друг друга в решении вопросов обеспечения безопасности и бесперебойной работы международных транспортных коридоров, проходящих через их территории». Кроме того, КНР заявил о готовности «активно участвовать в строительстве и использовании Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ, Срединный коридор), более тесно работать с Азербайджаном и с другими странами, расположенными вдоль маршрута, с целью содействия бесперебойной работе и ускоренному развитию южного коридора для грузовых поездов Китай — Европа».

Таким образом, наряду с Россией, Турцией и европейскими странами Азербайджан привлекает на свою сторону очень значимого партнера, который также заинтересован в реализации проектов транспортных коридоров, в том числе и Зангезурского, проходящих по территории АР.

Геоэкономическая ситуация, формирующаяся в результате налаживания работы коридора «Север — Юг», «Срединный коридор» и «Один пояс, один путь», привела к тому, что Азербайджан, сохраняя свою независимость от отдельных центров силы, стремится участвовать в деятельности многосторонних объединений, политический и экономический вес которых за последнее время заметно вырос. Именно по этой причине Азербайджан заявил о своем желании присоединиться к БРИКС.

На наш взгляд, наряду с вышеперечисленными факторами, на принятие этого решения повлияло также желание Баку более активно взаимодействовать с Индией в различных сферах, в том числе для того, чтобы нивелировать наблюдаемый ныне дисбаланс во взаимоотношениях Индии с Арменией и с Азербайджаном. Например, Баку очень тревожит факт поставок индийских вооружений [1], в том числе произведенных по французским технологиям ВС РА.

Желание реализовать проект «Срединного коридора», составной частью которого должен стать и «Зангезурский коридор», подталкивают Баку к интенсификации экономических связей и со своими центральноазиатскими партнерами. Поэтому неслучайно, что после встречи со своим российским коллегой руководитель азербайджанского государства совершил визит в Узбекистан, где были подписаны «Соглашение о союзнических отношениях между Азербайджанской Республикой и Республикой Узбекистан», а также ряд других документов, призванных углубить взаимодействие стран по всем направлениям.

Осознавая, что реализация проекта «Срединного коридора» может дать стране большие геоэкономические дивиденды, Баку прикладывает большие усилия для того, чтобы вовлечь в него и ряд своих партнеров из европейских стран. Так, неслучайно во время своего выступления на Международном форуме Черноббио (Италия) Ильхам Алиев отметил, что «мы активно работаем над тем, чтобы навести мосты между различными игроками на мировой арене… мы можем навести мосты между глобальным Югом и глобальным Севером».

Приведенные слова напрямую касались СОР-29, вместе с тем со всей очевидностью ясно, что стремление стать геоэкономическим хабом между Севером и Югом, между Западом и Востоком будет предопределять основные направления внешней политики Азербайджана в среднесрочной перспективе.

1. СМИ: Индия рассматривает возможность поставки партии оружия и боеприпасов Армении // https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19130917; Вооруженные силы Армении получат 15 пусковых установок ЗРК «Акаш» // https://armstrade.org/includes/periodics/news/2023/1222/111077150/detail.shtml; Армения стала крупнейшим импортером оружия из Индии // https://topwar.ru/246924-armenija-stala-krupnejshim-importerom-oruzhija-iz-indii.html


Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 3.58)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся