Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.56)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Милан Лазович

Программный координатор РСМД

Программный координатор Российского совета по международным делам Милан Лазович в интервью «Москва — Баку» комментирует развитие азербайджано-американских отношений, а также новую волну протестов оппозиции в Армении.

Программный координатор Российского совета по международным делам Милан Лазович в интервью «Москва — Баку» комментирует развитие азербайджано-американских отношений, а также новую волну протестов оппозиции в Армении.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев на днях снова выступил с очень жесткой критикой в адрес США. Глава государства заявил, что 60 конгрессменов предложили ввести санкции против Азербайджанской Республики за восстановление своей территориальной целостности. По мнению президента, за этим стоит Госдеп. Критика Соединенных Штатов Баку после восстановления Азербайджаном своего суверенитета стала регулярной и все более нещадной. В чем причина такой реакции, если, как отмечают азербайджанские власти, Штаты всегда вели двоякую политику по отношению к Азербайджану?

Такая жесткая реакция Ильхама Алиева связана с рядом факторов. Первый — Азербайджан вынужден реагировать. И глава государства отвечает на совершенно необоснованную критику США. Отвечает на эти заявления, ставшие со стороны Штатов уже «штампами», которые преднамеренно запускаются в медийное пространство. Второй момент связан с меняющейся в мире геополитической обстановкой. Для Азербайджана совершенно ясно, что однополярный мир, в котором гегемоном выступают США, более не состоятелен. И Азербайджанская Республика как сильное, конструктивное, все просчитывающее наперед государство видит, что будущее за многополярным миром и сближается с такими международными объединениями как БРИКС, ШОС, развивает отношения со странами глобального Юга, Востока. Азербайджан нацелен на многополярный мир и всячески демонстрирует это. Это не увязывается с взглядом США на построение мира. Поэтому у Баку серьезные разногласия с Вашингтоном.

Третий фактор — это восстановление Азербайджаном в прошлом году своего суверенитета и территориальной целостности. В США очень многие далеко не рады этому факту. Хотя Карабах — это международно-признанная территория Азербайджанской Республики. И Соединенные Штаты это официально признают, но в Штатах существуют достаточно серьезные силы, которые поддерживают Армению и идею «независимости» Карабаха. И эти силы пытаются в нужном для них русле влиять на политику Вашингтона, и Баку это прекрасно понимает.

Четвертый фактор — Азербайджан не устраивают почти нескрываемые попытки Запада организовывать у него под боком провокации, абсолютно игнорируя мнение Баку. Имеется в виду размещение на армяно-азербайджанской границе так называемой гражданской миссии ЕС, а на самом деле — разведывательной миссии НАТО. Не может устраивать Азербайджан и то, что США и ЕС вливают в Армению финансирование, берут под свой контроль безопасность и различные направления жизни республики.

Жесткая и справедливая реакция президента Азербайджана и обусловлена данными факторами. Действительно, как и отметил глава Азербайджанского государства, если проанализировать, политика США всегда была двоякой.

На днях Камала Харрис выступила в поддержку Армении и возвращения армян в Карабах. Это риторика, нацеленная на получение большего количества голосов от армянской диаспоры на предстоящих в ноябре выборах президента США. Вместе с тем, заявление Харрис отражает позицию некоторых политических сил Соединенных Штатов, которые поддерживают Армению и, искажая реальность, пытаются манипулировать темой карабахских армян. Прекрасно известно, что Азербайджан на высшем уровне заявлял, что карабахские армяне могут остаться в Карабахе и что они будут обеспечены всеми правами азербайджанских граждан. Но армянское население добровольно приняло решение покинуть Карабах. И теперь это используется недружественно настроенными по отношению к Азербайджану силами в качестве инструмента давления.

Не каждое государство может себе позволить так открыто и откровенно критиковать США. Почему Азербайджан не опасается этого делать, какая есть подушка безопасности, чтобы избежать реальных санкций?

Азербайджан к данной ситуации подходит с оценкой снова же с точки зрения меняющегося мира. У Азербайджанской Республики прекрасные отношения с Россией. Как я и сказал, развивается сотрудничество со странами глобального Юга, Ближнего Востока, с теми, кто реально готов к конструктивному взаимодействию. В Баку прекрасно понимают, что при введении санкций, каких-то ограничительных мер, Азербайджану есть, с кем работать. Да, определенный ущерб потенциальные санкции нанесут, но это не будет какой-то катастрофой для Баку. Можно в качестве примера привести Россию, которая уже много лет живет под санкциями и все равно имеет партнеров на международной арене. Полагаю, Баку исходит из этого. Для него важнее отстаивать национальные интересы, а не чтобы кто-то диктовал ему, что делать. Азербайджан — это государство, которое ведет действительно независимую политику. Его статус на международной арене от этого только растет.

Кстати, сейчас Азербайджан не только словом, но и делом отвечает на регулярную антиазербайджанскую политику Франции. Азербайджан сегодня стал одним из передовиков в борьбе с французской колонизацией и очень активно занимается этой темой, помощью народам, чьи права были ущемлены и ущемляются Французской Республикой. То, что небольшое государство занимается проблемой ущемления Францией прав народов — это говорит о том, что Азербайджанская Республика выходит за рамки регионального игрока.

Это логичное продолжение внешнеполитической повестки Баку, которая нацелена в будущее, Азербайджан видит необходимость более справедливого мира. И демонстрирует мировому сообществу, что западноцентричный мир несправедлив, поскольку построен на угнетении более слабых народов. И показывает, что он готов противодействовать этой несправедливости. Возвращаясь к теме США, не удивлюсь, если в итоге Азербайджан в перспективе займется и повесткой североамериканских индейцев.

С данными заявлениями Ильхама Алиева очень созвучны заявления, сделанные на прошлой неделе главами СВР и ФСБ России по отношению к Западу. Так, глава Федеральной службы безопасности заявил, что Запад пытается превратить миссию ЕС в Армении в миссию НАТО, что склоняет Армению к затягиванию мирного процесса с Азербайджаном. Глава СВР же заявил, что российские и азербайджанские спецслужбы предотвратили провокацию США в отношении дипломата РФ…

Наши оценки политики Запада на Южном Кавказе и не только действительно схожи. Россия и Азербайджан выступают против внешнего вмешательства в дела региона. По мнению Москвы и Баку, для решения региональных вопросов есть формат 3+3 (Азербайджан, Армения, Грузия + Россия, Турция, Иран).

Отдельные страны Запада, в частности, США и Франция, хотят закрепиться в регионе, в том числе в военном плане, ввести свои военные контингенты, открыть базу, используя Армению как плацдарм. В свое время Запад попытался сделать из Грузии свой региональный плацдарм, но сейчас мы видим, что происходит обратный процесс. Тбилиси постепенно отворачивается от Запада. А Армения, напротив, делает ставку на сотрудничество с Западом, возможно, до конца не осознавая, что это принесет плачевные для страны последствия. Запад хотел бы использовать Армению как рычаг влияния на Россию, Азербайджан, другие страны региона.

Новая война между Азербайджаном и Арменией в результате провоцирования Западом возможна?

Скорее нет. И Россия, и Азербайджан прикладывают много усилий для того, чтобы не допустить такого сценария. Кроме того, между Баку и Ереваном ведутся переговоры по мирному соглашению. Да, они буксуют, но все же процесс идет. Поэтому в обозримой перспективе не думаю, что война возможна. Хотя Франция и пытается вооружить Армению.

Армянская оппозиция во главе с архиепископом Багратом Галстаняном после провала попытки свержения Пашиняна возобновила акции протеста. Правда пока не видно, что оппозиционное движение изменило тактику своей борьбы. Продолжается все то же использование темы мирного процесса как то, что якобы армянские власти продают Армению, все так же используется тема реванша в Карабахе…

Вряд ли оппозиция сможет достичь желаемой цели по свержению Никола Пашиняна или добиться чего-то по Карабаху. Тем более если у них не получилось сделать этого до сих пор, а, судя по всему, оппозиции так и не удалось себя за лето серьезно переформатировать. Заявления все те же, серьезной поддержки населения нет. Кроме того, Пашинян имеет сильную поддержку со стороны Запада. Неоднократно с момента его прихода к власти он объявлялся «политическим трупом». Мы видели много волн протестов в Армении с требованием отставки действующего премьера Армении. Но в итоге своей цели оппозиция, причем при разных своих лидерах (но правда с одной и той же программой), так и не добилась. На этот раз, полагаю, также ничего не удастся.

Тем более объективно, Пашинян — это тот лидер Армении, который ведет мирный переговорный процесс с Азербайджаном, уже начата делимитация границы. То есть в той или иной степени результаты переговорного процесса есть.

Да, часть населения в Армении разделяет точку зрения оппозиции. Но вопрос Карабаха — это уже закрытый вопрос. В республике для части населения пришло постепенное осознание того, что с решением карабахского вопроса, с постепенным налаживанием отношений с Азербайджаном и Турцией, перед страной откроются хорошие возможности по выходу из блокады, налаживанию экономических связей. И что это улучшит жизнь простых людей.

Баку главным условием для подписания мирного соглашения с Арменией ставит исключение из армянской конституции территориальных претензий к Азербайджану. На Ваш взгляд, пойдет все же Пашинян на этот шаг?

Ереван, как известно, анонсировал проведение в 2027 году референдума по изменению Конституции. Думаю, в итоге Никол Пашинян пойдет на исключение из Конституции территориальных претензий к Азербайджану. Поскольку это безоговорочное условие Баку для заключения мирного соглашения. Без этого вряд ли что-то получится. Не думаю, что Пашиняну или его союзникам удастся как-то повлиять на Баку, чтобы данный вопрос был снят, поскольку он является принципиальным и краеугольным. Но ситуация с изменением Конституции затянется. Прямо сейчас Ереван не готов менять основной закон. Полагаю, что тайм-аут, который сейчас взяли по данному вопросу армянские власти, связан с необходимостью подготовить население к такому шагу, поскольку понятно, что ввиду имеющихся реваншистских настроений, которые оппозиция пытается подогревать, — исключение Карабаха из Конституции Армении — это непопулярная мера, она, естественно, не находит у многих понимания в Армении, поэтому чтобы не рисковать за эти несколько лет власти подготовят население.

Впервые опубликовано на информационном портале «Москва — Баку».


(Голосов: 9, Рейтинг: 4.56)
 (9 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся