В начале 2019 г. Фонд Эберта представил результаты своего очередного исследования под названием «Security Radar 2019». Доклад является своего рода социологическим срезом настроений жителей некоторых европейских стран в отношении вопросов национальной идентичности, европейской безопасности и внешней политики. Контрольные группы были сформированы в Германии, Франции, Латвии, Польше, России, Сербии и Украине. В нынешней ситуации представляется особенно интересным анализ ответов украинцев на поставленные вопросы.
Исследование стоит рассматривать как социологический срез, в случае Украины подтверждающий две основных тенденции. Во-первых, украинское общество настроено на защиту своей идентичности и истории. В данной ситуации любым внешним акторам имеет смысл всячески выказывать свое уважение украинской культуре, языку и самобытности украинцев для поддержания дружеских отношений между странами. Сегодня украинцы едва ли готовы стать чьим-либо «братским народом», поэтому стоит предлагать им другие концепты отношений. Во-вторых, сегодня жители Украины все еще стремятся в ЕС и считают себя частью европейской культурной зоны, но при этом подобные настроения начинают уходить на второй план, о чем говорит желание украинцев заниматься своими проблемами самостоятельно. То есть возникает разделение — культура общая, как и прошлое, но Украина — есть Украина, и она не собирается делить себя с кем-либо и давать кому-то возможность решать за нее.
В начале 2019 г. Фонд Эберта представил результаты своего очередного исследования под названием «Security Radar 2019». Доклад является своего рода социологическим срезом настроений жителей некоторых европейских стран в отношении вопросов национальной идентичности, европейской безопасности и внешней политики. Контрольные группы были сформированы в Германии, Франции, Латвии, Польше, России, Сербии и Украине. В нынешней ситуации представляется особенно интересным анализ ответов украинцев на поставленные вопросы. Какой видят роль своей страны и ее будущее граждане Украины? Что особенно важно учитывать новым властям и российским элитам?
Прежде всего, стоит отметить, что в ходе исследования авторы доклада задавали жителям той или иной страны вопросы, которые вряд ли поставили бы представители официальных социологических служб. Так, например, в том числе украинцев спрашивали о том, считают ли они культуру своей страны уникальной и нуждающейся в защите как никогда раньше — 90% опрошенных дали положительный ответ на этот вопрос. При этом 79% украинцев согласились с утверждением, что Украина — часть европейской культурной сферы; а 74% респондентов не отрицали, что их страна не имеет того статуса на мировой арене, какого заслуживает. Еще один показатель, представляющийся важным, — только 57% опрошенных полагают, что другие страны мешают Украине добиться успеха, при этом 63% украинцев придерживаются мнения о том, что кризис в стране — это внутренняя проблема, решать которую Украина должна самостоятельно.
Тот факт, что многие украинцы считают свою страну частью европейской культурной среды, еще раз объясняет их рвение в ЕС. Но исходя из того, что большинство жителей страны считают культуру Украины уникальной и нуждающейся в поддержке и охране, можно сделать вывод, что сегодня им интересно развитие национального самосознания и формирование идентичности, а не следование предложенным внешними акторами идеям. Что касается потребности решать внутренние проблемы самостоятельно, представляется, что еще несколько лет назад подобная статистика могла выглядеть иначе. В 2014 г. значительная часть украинского общества была охвачена проевропейскими настроениями и желанием как можно скорее присоединиться к большой «европейской семье». Судя по статистике, сегодня эти настроения несколько поутихли, на смену им пришло осознание, что сближение с ЕС не решит коренных проблем украинского общества; а без серьезной работы внутри государства едва ли изменится положение дел и решится проблема коррупции, разобщенности и инфляции.
Судя по всему, именно существованием в украинском обществе запроса на охрану культуры и самобытности украинцев и движение при этом в европейское культурное поле объясняется проводимая действующим президентом политика. Именно в рамках «защиты» своей идентичности и культуры Украина уже пять лет борется с пережитками советского прошлого и проводит декоммунизацию. Совсем недавно появилась информация о том, что теперь Институт национальной памяти Украины в рамках кампании по декоммунизации займется подготовкой и законопроекта относительно деколонизации Украины. Деколонизация, по мнению инициаторов законопроекта, «предусматривает искоренение из публичного пространства следов имперского прошлого, в частности, тех, которые могут быть использованы для восстановления российской империи».
Не секрет, что историческая политика играет важную роль в процессе строительства национальной идентичности. Так, политика президента П. Порошенко была направлена на отрицание любых связей с Россией и на поиск различного в прошлом двух народов. Вновь избранный президент Украины В. Зеленский пока не предложил своей исторической политики. Он, как представляется, балансирует между интересами жителей разных регионов и старается быть лояльным и по отношению к тем, кто чтит память С. Бандеры, и к тем, кто считает российский народ братским. Но и ему рано или поздно придется предложить народу свое видение истории и современного состояния отношений Украины с западными и восточными соседями — одинаковое восприятие истории и видение прошлого способно значительно упростить процесс консолидации населения любой страны.
Но кроме консолидации подобные инструменты вполне способны отвлечь население от более сложных и насущных проблем. Так, 11 марта спикер Верховной Рады Андрей Парубий выступил с заявлением о том, что «в Украине через 10–20 лет никто не вспомнит, какими были тарифы весной 2019 года, однако будут помнить о декоммунизации, церковных законах и языковом законопроекте». Таким образом, декоммунизация, церковная реформа, языковые законы и другие подобные перемены помогают действующим властям не только объединить общество, но и заставить его хотя бы на время забыть о том, что его волнует — высоких тарифах на услуги ЖКХ, инфляции, обесценивании государственной валюты. Война с прошлым и защита культуры в данном случае выглядит как пресловутая «маленькая победоносная война». Поскольку победить внешнего врага, которым украинское правительство выставляет Россию, оно не может, ему приходится бороться с «опасным» и «токсичным» общим прошлым и защищать уникальную культуру, которую «притесняли» годами.
Подводя итог, стоит отметить, что исследование Фонда Эберта стоит рассматривать как социологический срез, в случае Украины подтверждающий две основных тенденции. Во-первых, украинское общество настроено на защиту своей идентичности и истории. В данной ситуации любым внешним акторам имеет смысл всячески выказывать свое уважение украинской культуре, языку и самобытности украинцев для поддержания дружеских отношений между странами. Сегодня украинцы едва ли готовы стать чьим-либо «братским народом», поэтому стоит предлагать им другие концепты отношений. Во-вторых, сегодня жители Украины все еще стремятся в ЕС и считают себя частью европейской культурной зоны, но при этом подобные настроения начинают уходить на второй план, о чем говорит желание украинцев заниматься своими проблемами самостоятельно. То есть возникает разделение — культура общая, как и прошлое, но Украина — есть Украина, и она не собирается делить себя с кем-либо и давать кому-то возможность решать за нее.